Слово пастыря. Обрезание Господне

На восьмой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли новорожденного Богомладенца в храм, чтобы над ним был совершен обряд обрезания, который установлен в Ветхом Завете для всех младенцев мужского пола: «Сей есть завет мой, который вы должны соблюдать между мною, и между вами, и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол… и сие будет знамением завета между мною и вами...».

Во время проведения обряда новорожденному дали имя Иисус, что означает Спаситель.

Обрезание Господне отмечается 14 января и принадлежит к числу великих праздников православной церкви.

По толкованию святых отцов Иисус Христос принял обрезание как пример всем людям, что нужно неукоснительно исполнять божественные установления. Как он сам потом говорил: «Не нарушить закон пришел я, но исполнить». Также Спаситель принял данный обряд, чтобы впоследствии никто не сомневался, что «он был истинным человеком, а не носителем призрачной плоти».
Почти все, что совершалось в Ветхом Завете, являлось прообразом Нового Завета. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству крещения: «В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».

14 января церковь молитвенно празднует день памяти святого Василия Великого.

Он был проповедником, писателем и в то же время пастырем церкви. Василий Великий написал чин Божественной литургии. Литургия Василия Великого служится 10 раз в году: накануне Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельники), в день памяти святителя Василия Великого – 14 января, в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверг и Великую субботу.

Из жития святого известно, что его молитвы были настолько сильны, что он мог испросить у Бога прощение даже самых тяжелых грехов. Так, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении грешницы.
Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину.

Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение.
Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист. Так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

А в день погребения Василия Великого святой Амфилохий сказал: «Не без причины и неслучайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова.

Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

Протоиерей Александр ПРИЩЕПА, настоятель Богоявленского собора

Рубрика: