«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!»

27 сентября Православная Церковь отметила двунадесятый Праздник Воздвижения Креста Господня. В Богоявленском соборе прошла торжественная служба. На утрени, в которой принял участие весь клир храма во главе с митрофорными протоиереями Владимиром Дорошем и Николаем Михалёвым, во время Великого славословия при пении Трисвятого был совершён вынос Креста.

Затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» Крест был возложен на середине храма на аналой. Затем совершено троекратное пение тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», во время которого трижды совершены земные поклоны.

Праздник был установлен в 4-м веке нашей эры святой равноапостольной Императрицей Еленой, матерью равноапостольного Константина Великого, первого из римских Императоров, прекративших гонения на христиан. А история его такова. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы. И вот спустя четыре века святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого явилось для святого Константина знаком победы над противником. В результате произведенных раскопок была найдена пещера Гроба Господня и неподалеку от нее обнаружены три креста. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине, и когда та исцелилась после прикосновения к одному из них, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня. По другой версии предания, от соприкосновения с одним из трех крестов воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест) и таким образом, Крест на котором был распят Спаситель, был определен. Часть Креста Елена отправила в Константинополь, а основная его часть была помещена в Иерусалимском храме. Над пещерой Гроба Господня был построен храм Воскресения Христова, в который перенесли святыню. Чтобы дать возможность многочисленным паломникам увидеть крест Господень, епископ Иерусалимский Макарий поднимал, или «воздвигал» его над головами молящихся, и от этого поднятия – «воздвижения» – и произошло название праздника.

В своей проповеди митрофорный протоиерей Николай Михалёв напомнил прихожанам, что для всех христиан Крест является символом искупительной жертвы Господа Иисуса Христа, а потому, отмечая этот Великий праздник, мы проникаемся сознанием необходимости смиренно нести свой Крест, целиком полагаясь на волю Божию.

В кондаке этого дня мы поём «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу».

Текст и фото : Анатолий Борисов

Рубрика: