Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - иером. Алексий (Заночкин).

вернуться на главную страницу
№ 12(61), декабрь 2003
архив номеров 2003 обложка номера
Главные материалы номера:


ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ЖИТИЕ ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО Афанасия Андреевича САЙКО

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

ЛУЧИК - страничка Детской приходской воскресной школы Свято-Троицкого храма

ЧЕТЫРЕ ДНЯ В ДЕКАБРЕ. Заметки об обретении мощей сщисп. Георгия КОССОВА

ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ. Стихотворение.



ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА. События октября - ноября 2003г.

Ноябрь 2003г.
8 ноября, суббота. День памяти св. Димитрия Солунского. Престольный праздник Свято-Димитриевского храма г. Дмитровска. Божественную литургию в указанном храме совершил архиепископ Орловский и Ливенский ПАИСИЙ в сослужении протоиереев Иоанна ТРОИЦКОГО, Владимира БРОВЧУКА, Владимира Владимировича ДОРОША, настоятеля Свято-Димитриевского храма Валерия ПАЛКИНА и протодиакона Стефана ЮРАШЕВИЧА. За богослужением присутствовали глава администрации Дмитровского района И. Д. КОЛБАСОВ и ряд других чиновников.
21 ноября, пятница. День памяти св. Михаила Архангела и свв. бесплотных сил. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском соборе г. Орла в сослужении протоиерея Владимира Семеновича ДОРОША, протодиакона Стефана ЮРАШЕВИЧА и ряда других клириков.
27 – 28 ноября. День памяти преп. Паисия Величковского, небесного покровителя архиепископа Орловского и Ливенского ПАИСИЯ. Архиепископ Орловский и Ливенский ПАИСИЙ, которому сослужили многочисленные клирики храмов Орла и области, возглавил торжественное Всенощное бдение и Божественную литургию в Свято-Михаило-Архангельском соборе г. Орла. Приветственный адрес огласил благочинный храмов г. Орла протоиерей Георгий ЛЕОНТЬЕВ, многолетие произнес протодиакон кафедрального собора Стефан ЮРАШЕВИЧ.
По просьбе руководства теологического факультета ОГУ зав. канцелярией епархиального управления, кандидат богословия Серафим Степанович ЮРАШЕВИЧ подготовил тематические планы лекционных курсов для специализации «библеистика»: «Библейское богословие» и «Текстология Ветхого Завета», для специализации «история восточного христианства»: «Исихазм: история и современность», «Поместные Церкви в современном мире».

Декабрь 2003 г.
3 декабря. Зав. канцелярией епархиального управления, кандидат богословия Серафим Степанович ЮРАШЕВИЧ завершил многолетнюю работу над составлением Англо-русского словаря библейско-богословских терминов объемом более 5000 слов и выражений, в состав которого вошли собственно словарь, список имен, список географических названий и список аббревиатур. В Орловско-Ливенском епархиальном управлении состоялась беседа Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ и генерального директора ОАО «Орелоблгаз» М. А. МЕЖНЕВА по его просьбе.
4 декабря.Введение во храм Пресвятой Богородицы. Высокопреосвященный архиепископ Орловский и Ливенский ПАИСИЙ совершил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе в сослужении протоиерея Владимира БРОВЧУКА, священника Михаила ЖАРКОВА и протодиакона Стефана ЮРАШЕВИЧА.

5 декабря, пятница. В Свято-Иоанно-Крестительском храме г. Орла под председательством архиепископа Орловского и Ливенского ПАИСИЯ состоялось очередное епархиальное собрание, на котором был заслушан доклад архиепископа ПАИСИЯ, в котором Владыка подвел итоги проделанной за истекший год работы, поблагодарил приходы, принявшие участие в проведении Крестного хода из Курска в Дивеево, представившие свои экспонаты на Всероссийскую выставку «Русь Православная», а также приходы, рекомендовавшие абитуриенов на отделения теологии и религиоведения.
Затем выступил благочинный 1-го округа, заведующий епархиальным отделом образования и катехизации, прот. Георгий Леонтьев, который призвал собравшихся ответственно отнестись к работе воскресных школ для детей и взрослых, отметил, что уже во многих высших, средних учебных заведениях ведутся беседы по православной тематике; довел до сведения собравшихся правовые основания преподавания основ православной культуры. Отметил также участие отдела в различных выставках, проведение Феофановских чтений, участие в Рождественских, открытие молитвенной комнаты в ОГУ.
Следующим выступил руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, прот. Владимир Бровчук, который рассказал собравшимся о работе отдела – командировке в п. Ханкала клирика Свято-Николо-Песковского храма о. Георгия Волобуева, участии в качестве консультанта в призывной комиссии военкомата Заводского района клирика Ахтырского кафедрального собора свящ. Михаила Жаркова и др. и перспективах на будущее – создании храма в стенах военной академии, а также богословского факультета для офицеров. Следующее слово было предоставлено о. Владимиру Сергееву, руководителю отдела по борьбе с тоталитарными сектами, который рассказал о шагах, предпринимаемых отделом в направлении деятельности сект (просветительские передачи на телевидении, другие акции), отметил также и трудности в связи с активизацией деятельности таких сект, как сайентология, свидетели Иеговы и других.
Затем выступил прот. Сергий Крючков, который недавно посетил научно-практическую конференцию «Отечество. Армия. Церковь», проходившую в Москве. Присутствие на конференции как церковных иерархов, так и высших чинов армии (присутствовали зам. главнокомандующего, девять генералов, представитель президента) показало, что у нас в стране есть люди, которым не безразлична судьба нашего Отечества. На конференции присутствовали представители всех конфессий, однако уже во второй половине (после обеда) первого дня остались в основном православные, по поводу чего представитель Президента сказал, что «нам не по пути с мусульманами и другими конфессиями, наш основной приоритет – Православие». Говорили о проблемах армии. Выступали еп. Игнатий, иеромонах Савва, который привел данные, что треть смертей в армии – это самоубийства, что Россию спасет только то, если 9, 10-е классы средних школ станут военными колледжами. Заходила речь и о проблемах флота. На сегодняшний день во флоте осталось всего 5 действующих подводных лодок. Однако на фоне этих сообщений приятно удивило то, что совсем недавно были освящены все корабли Российского флота. Со стороны военных также звучали мнения, что спасти ситуацию может только введение в высших учебных военных заведениях курса Православной аскетики. По мнению военных «два года (в армии) уходит только на то, чтобы вырвать человека из системы общественного зла», чтобы молодой человек мог что-то переосмыслить. В общем, по итогам конференции отрадно, что есть еще так много православных людей в армии, которые готовы служить нашему Отечеству.
Затем выступили руководители отделов по материнству и детству – прот. Димитрий Захаров, церковной благотворительности – прот. Владимир Дорош, которые также рассказали о своей работе.
Следующее слово было предоставлено благочинным. Выступили благочинные прот. Петр Сапач, прот. Владимир Герченов, который основной акцент в своем выступлении сделал на организации досуга детей воскресной школы, и другие благочинные.
В заключение собрания Владыка пожелал пастырям неленостно трудиться на ниве Божией и призвал на всех Божие благословение.
ЖИТИЕ ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО АФАНАСИЯ АНДРЕЕВИЧА САЙКО
(Окончание. Начало в№ 10 - 2003 г.)
<<

Особенно много народу собирается в Крестительском храме, а потом и на могиле блаженного Афанасия в день его светлой памяти – 5 мая. Приходят и приезжают люди из разных мест: Орла, Брянска, Москвы. По промыслу Божию в этот день в 2001 г. отсюда, из Крестительского храма, провожали чудотворную икону святого мученика-страстотерпца царя Николая, икону, которая всю первую майскую седмицу пребывала в Орле. Духовное состояние верующих, заполнивших в это утро Крестительский храм, было общее: они просили царя-мученика молить Бога о прощении грехов и возрождении России, о прославлении в лике святых блаженного Афанасия Андреевича. А в алтаре священник, молясь за упокой душ усопших, множество раз повторял одно и то же имя – старца Афанасия, блаженного Афанасия и просто раба Божьего Афанасия. А еще в Орле вспоминают Афанасия Андреевича 31 января, в день святого Афанасия Великого, епископа Александрийского, жившего в IV веке, которого блаженный считал своим покровителем.
И сейчас на могиле блаженного старца совершаются многие чудеса и исцеления. Иеромонах Корнилий (Головков) сам лично Афанасия Андреевича не знал, но много слышал о нем от своих знакомых, верующих христиан, которые чтили и чтут его как орловского святого угодника Божия. Это почитание передалось и ему, тогда настоятелю возрождавшегося Орловского Успенского мужского монастыря.
Шел июнь 1997 года. У отца Корнилия обострилась старая травма позвоночника, так что он не мог поднять даже ведра воды – такой сильной была боль. Пришел он на могилу к Афанасию Андреевичу и с верой приложился к кресту больным местом. А через несколько дней случилось так, что, спускаясь со ступеней строящегося дома, он поскользнулся и упал с небольшой высоты на камни. Он ощутил острую, до потери сознания боль; потом, превозмогая себя, дошел до кельи и лег на кровать. Сознание долга заставило его встать, чтобы пойти на послушание. И что же? Позвоночник больше не болел, он был здоров! Понял отец Корнилий, что это Господь, по молитвам старца Афанасия исцелил его и направляет туда, где он нужен. блаженный Афанасий Андреевич Сайко
А вот что случилось с монахиней Введенского женского монастыря семь лет назад. Заболела у нее нога в области щиколотки – ни ходить, ни стоять нельзя. К врачам не пошла, все терпела. Две женщины, прихожанки храма Святой Троицы, что на территории Успенского мужского монастыря, собрались пойти на могилку Афанасия Андреевича со своими немощами и болезнями и взяли с собой монахиню. Дело было весной. Постояли они, помолились и стали тереть больные места песочком с могилки. Глядя на подруг, монахиня потерла песочком свою больную ногу. И только через два дня спохватилась – нога больше не болела! Слава Богу, не болит и по сию пору!
Священник Олег Сучков, настоятель прихода храма Казанской иконы Божией Матери в п. Нарышкино, узнал об Афанасии Андреевиче в начале 90-го года. Тогда же впервые он побывал на могиле у старца. Однако, до принятия священства было еще далеко. Олег Сучков, укрепляясь духовно, выбирал свой путь: желалось ему и монашества, и священства. Наконец по промыслу Божию решение было принято – он решил стать священником и, ожидая рукоположения, жил при Крестительском храме. Но вот беда – у него не было невесты. Невесту ему искали чуть не всей епархией. Но подходящей так и не нашли. Сам же Олег, пока жил при храме, каждый день ходил на могилку к Афанасию Андреевичу и просил его помочь ему в этом деле, просил указать конкретно девушку, ведь ошибиться было нельзя. А потом как бы случайно познакомился он со Светланой. Она пела на правом клиросе в Крестительском храме. Стал Олег думать: «Ответ это, или нет?» Но сам решения принять не мог и опять молился, опять просил блаженного старца: «Афанасий Андреевич, я человек очень нерешительный, пусть все произойдет без меня, без моего участия, чтобы я не предпринимал никаких шагов». И еще в очередной раз пошел он на могилку и молился очень даже настойчиво: «Чтобы точно Господь показал мне невесту, чтобы несколько раз, чтобы определенно, мне нельзя ошибиться!» А когда встал, обернулся и видит – стоит невдалеке Света, а на кладбище больше никого и нет. А Света, оказывается, приходила на могилку своей бабушки. От неожиданности Олег растерялся и сразу с могилки старца не ушел, а помедлил. А когда пошел, видит – Света стоит у храма и завязывает шнурок на обуви, он у нее развязался. И пошли они вместе. Сама же Света в свои 17 лет стремилась душой к Богу и все время просила, чтобы Матерь Божия Сама ее жизнь управила. Знакомство с Олегом и судьбу матушки восприняла как подарок, как ответ на ее просьбу.
А вот какой замечательный случай произошел совсем недавно, осенью 2002 года. Одинокая женщина лет 35-ти, москвичка, не нашедшая себе места в мирской жизни, решила уйти в монастырь. Может быть, решение ее было еще неопределенное, только стала она ездить по монастырям и присматриваться, куда бы лучше ей определиться. Так очутилась она и в Орле. Очевидно, монахини Введенского женского монастыря, сами обращающиеся за молитвами и помощью к Афанасию Андреевичу, посоветовали и ей сходить на его могилу. Она так и сделала. Пришла и молилась, просила помощи и совета. Молится она, а ответа нет. С горечью и обидой говорит женщина Афанасию Андреевичу: «Ну что ж! Видно, ты только своим помогаешь, орловским, а я чужая». Поднялась она с колен и видит, что подошел к ней священник и говорит: «В монастырь хочешь? Я благословляю тебя». И назвал тот монастырь, в какой ей уйти. Пока удивленная женщина обдумывала ответ, священник тот и пропал. А женщина пришла в храм Успения Божией Матери Орловского мужского монастыря, побыла там, а потом посмотрела духовную литературу, иконы и купила себе икон на значительную сумму. А когда решила купить книжечку об Афанасии Андреевиче, глянула – а денег уже нет, только на обратную дорогу осталось. Она запечалилась. И тут раба Божия Нина, что в свечном ящике послушание несет, вспомнила, что лежит у нее где-то одна книжечка об Афанасии Андреевиче, оставленная «на всякий случай», из тех, которые бесплатно раздавались прихожанам храма. Вот он, этот случай, и подошел. Нашла Нина книжечку и подарила женщине. И той и другой радость была. И все во славу Божию и в память о святом угоднике Божием! Тут-то и рассказала приезжая женщина свою историю.
В конце лета 2002 г. настоятелю храма Иоанна Крестителя протоиерею Иоанну Троицкому позвонила служащая храма и сказала, что приезжий мужчина из г. Тулы, возвращаясь с могилы блаженного Афанасия, подошел к ней и сказал, что хотел он увидеть настоятеля храма и поговорить с ним об Афанасии Андреевиче. В этот день встреча их не состоялась, но приезжий записал домашний телефон настоятеля. Через несколько дней к протоиерею Иоанну (по его приглашению) пришел домой мужчина. Но это был не тот приезжий из Тулы, а его представитель в Орле и даже заместитель в их работе, которой они оба успешно занимаются. И рассказал этот представитель, что начальник его давно почитает блаженного Афанасия как святого угодника Божия, обращается к нему с молитвой, регулярно приезжая на его святую могилу, и получает удивительную помощь во всей своей жизни. И успехами в работе он тоже обязан ему, Афанасию Андреевичу, его святым молитвам. И потому человек этот в благодарность за помощь хотел бы поставить на могиле старца хороший памятник за свой счет.
Выслушав собеседника, протоиерей Иоанн Троицкий, он же секретарь Орловско-Ливенской епархии, заметил, что с памятником лучше повременить, так как епархия готовит документы в Синодальную комиссию с просьбой о причислении к лику святых блаженного Афанасия Андреевича, юродивого Христа ради. Вот тогда-то, если Бог даст исполнить задуманное, понадобятся денежки для изготовления раки, в кою будут положены обретенные мощи блаженного старца. Узнав об этом, благодарный почитатель Афанасия Андреевича с радостью согласился подождать этого замечательного события, коего ждут многие орловские, брянские, тульские и другие православные.
Аминь.

Житие Афанасия Андреевича Сайко, юродивого Христа ради, поучительно для нашего времени. В этом суетном мире он многим казался безумным. Взяв на себя этот редкий и трудный подвиг христианского благочестия, выстоял до конца, являя собой в эпоху гонений на Церковь образ кротости и смирения.
В 1994 г. по запросу общины Свято-Троицкой церкви Орловского Успенского монастыря, Афанасий Андреевич Сайко был реабилитирован по делу 1931 года. В 1995 г. Независимая психиатрическая ассоциация дала заключение, что «А. А. Сайко в нахождении в больнице не нуждался… Для длительной изоляции в стационаре, запрета на посещения и получение передач медицинских показаний не было».
Орловские жители – священнослужители и миряне, старые и малые, знавшие лично Афанасия Андреевича и слышавшие о нем от своих близких и знакомых, ранее и сейчас обращаются за помощью к старцу.
Епархиальная комиссия по канонизации Орловско-Ливенской епархии.

Источники: При составлении жития блаженного Афанасия, юродивого Христа ради, была использована статья Д. А. Краюхина и В. А. Ливцова из Книги памяти жертв политических репрессий (Реквием. – Орел, 1996. – Т. 3), и материал, подготовленный к печати и опубликованный в «Орловских епархиальных ведомостях» Е. Мастепановой (2001, май, № 5) и другие воспоминания орловских жителей.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ
Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии. В семье было десять человек детей – пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) – образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва – диакониса (память 10 января).
Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии – Григории Чудотворце (память 17 ноября).
Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины – центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: «Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, – «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении... Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям, другая – к наставникам наук внешних».
Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни. После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь.
Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Эмилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова.
Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена. В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.
В царствование Констанция (337 – 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским, в диакона, а затем епископом Евсевием Кесарийским в 364 году посвящен в сан пресвитера. «Но видя, – как повествует Григорий Богослов, – что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему». Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей.
С приходом к власти императора Валента (364 – 378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена – «предстояла великая борьба». Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды – утром и вечером.
В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.
Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное». По кончине епископа Кесарийского Евсевия в 370 году на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.
Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба.
Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.
Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. «Все это, – ответил Василий, – для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Правитель был изумлен таким ответом. «Может быть, – продолжал святитель, – ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат». Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви». Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. «В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре, и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении».
Святой Василий почти ежедневно совершал богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие.
В Кесарии святой Василий устроил два монастыря – мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии – гостиницу и странноприимный дом.
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.
По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский († 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».
Детская приходская воскресная школа Свято-Троицкого храма

Вот и наступил один из любимых праздников на Руси – Рождество Христово. Это один из самых древних христианских праздников – ему уже 2000 лет. Почему он не похож на другие праздники?
Да потому, что есть у этого праздника неумирающая сила: несмотря на запреты, гонения, люди не в силах забыть Спасителя мира. Просто поразительно: слабый ребенок бросает вызов царству насилия и ненависти, испытывает сердца, будит совесть. Иисус Христос родился в пещере, куда загоняли скот. (Для матери Христа не нашлось места ни в каком доме.) Но разве так было только раньше? Разве это не происходит из века в век? Сколько людей испуганно затворяют двери… двери своей души, когда Христос стучит в них.
Одни боятся нарушить свой покой или стеснить себя. Другие оглушены заботами. А в иных давно угасла духовная жажда, огонь уже погас в их душах. Но вот приходит праздник Рождества Христова, и все люди ощущают радость, так как этот праздник, как благодать Божия, разливается на всех.

• • •

Сегодня открыт первый листок детского приложения газеты Свято-Троицкого храма в преддверии самого радостного праздника всех христиан – Рождества Христова.
Школа наша существует давно – уже 10 лет, но мы не решались сказать об этом вот так громко, всегласно. А мы есть – преподаватели, священники, дети, родители. И мы радуемся тому, что школа учит познавать самою главную истину – Христос родился на Земле, он есть и помогает нам.
Воскресная школа, ее уроки помогают нам открыть мир новыми глазами – глазами православных христиан . А ведь это так здорово – знать и понимать, что ты живешь в хорошем мире, что тебя окружают хорошие, добрые люди, что Господь в ответе за тебя и ты должен оправдать высокое звание человека.
Сегодня 45 ребятишек посещают воскресную школу при Свято-Троицком храме города Орла. Школа располагает тремя классами: в двух занимаются младшие дети (от 6 до 12 лет) и старшие дети (от 12 до 16 лет). Третий класс посвящен музыке и церковному пению. Учебный день начинается сразу по окончании воскресной литургии с молитвы «Царю небесный». Занятия по Закону Божию проводит настоятель храма – отец Георгий Леонтьев. Отец Максим Смоляков обозначил свои духовные беседы «Курсом сравнительного богословия», что предполагает подробное изучение всех христианских конфессий. Православную этику, церковнославянский язык и музыку ведут светские педагоги. Иконопись и изобразительное искусство с элементами иконографии преподает художник-реставратор Т. В. Самарина. Под руководством Л. Н. Воропаевой ребята изготавливают поделки из соломки и глины, что особенно вызывает у них интерес. В. А. Князева дает уроки сценического мастерства, на которых прорабатываются спектакли, посвященные великим праздникам. В настоящее время педагогами обсуждается вопрос о совместном проведении занятий по таким темам, как «Ноев ковчег», «Сотворение мира». Нельзя не отметить, что между вторым и третьим уроками дети вместе с родителями и педагогами пьют чай. Этому всегда рады, что создает атмосферу уюта и тепла. Помимо всего перечисленного наши учащиеся с удовольствием совершают паломнические поездки по святым местам, о чем вы узнаете из следующей статьи.
Преподаватель М. В. Миронова.

Воскресение. Теплый осенний день. Состоялась намеченная экскурсия по храмам нашего города.

По-доброму светит солнце, как бы говоря: «В дорогу, ребята». Первые напутственные слова, сказанные преподавателями, настраивают на добрый лад. А лад ведь особенный, духовный. Очень многое хочется сказать, за многое порадоваться, о многом пожалеть, но главное – посеять в их маленьких, таких еще незрелых, хрупких душах зернышко добра, участия, сожаления.
«Вы ведь православные, ребята, и это нужно понять и принять с большим уважением и гордостью». Вы должны быть как лучики солнца, пробивающиеся через толпу. А живете-то вы на именитой земле, история которой очень ярка и многострадальна. С горечью следует признать, что мы, люди, многое утратили, растеряли, но в глубине наших душ сохранилось то, что дает нам силу, – православная вера. Она спасала и продолжает спасать и в годину лихолетья, и в спокойные времена. Наши предки явили нам пример для подражания в строительстве благочестивой жизни. Эту духовную эстафету мы принимаем с благодарностью. И очень радостно, что на благое дело восстановления храмов откликнулись многие орловцы. Невозможно не порадоваться воодушевлению, с которым они восстанавливали храмы и монастыри. Наша история – это не просто хронология, а урок о том, что Православие – это единственное религиозное учение на все времена. Когда мы забываем об этом, отступаем от истины, рушатся храмы и обители, рушатся храмы наших душ. Сергей Бехтеев писал: «Я верю, что годы страданий пройдут, что люди свое окаянство поймут. И буйную злобу, и ненависть вновь заменит взаимная наша любовь. Я верю, что в блеске воскресных лучей заплещут кресты златоглавых церквей. И звон колокольный, как Божии уста, вновь будет сзывать нас в обитель Христа».
Первая остановка на нашем экскурсионном пути – Успенский мужской монастырь. История этого монастыря грустно-печальная. Поруган был монастырь и радостно-воодушевленно восстанавливается и возрождается, маня к себе сотни и сотни прихожан. Вот и ребята с интересом взирают на вновь отстроенный монастырь, на его золоченые купола.
А впереди – новые храмы, новые впечатления. С радостью едем в поселок Знаменка к батюшке отцу Александру. Ребята рады, да и батюшка рад. Ведь службу свою он начинал в Свято-Троицком храме, некоторых ребят знает и помнит. Ребята слушают рассказ о Знаменском храме, батюшка говорит просто и доходчиво. После рассказа Ваня Бадаев спрашивает:
– А у вас, батюшка, иконы мироточат?
– Да, – отвечает он. И подводит к иконам «Всех скорбящих радости», Николая Чудотворца. А ведь детям это важно – укрепить свою веру, дать душевный толчок, и они с нежностью прикладываются к иконам, шепчут слова, становятся на колени. А второй батюшка, отец Александр, проходя мимо ребят, замечает: «А вот же и икона Иоанна Крестителя мироточит. Мы и негасимую лампаду поставили». Тихо, с трепетом подходим и видим: по низу иконы двумя тонкими струйками течет миро. Чудно… В маленьком храме такая благодать. Батюшка выходит из храма, ребята за ним и начинают бить в колокола (да не в колокола, а в обычные пустые газовые баллоны, а бьют обычным молотком), и столько радости!
Пора в автобус. Ребята расселись, автобус тронулся, и многоголосное «спасибо» разнеслось из окон. А батюшка долго махал вслед уходящему автобусу. Было очень радостно и приятно на душе – от встречи с храмом и увиденного чуда. Впереди было еще много храмов, а вспоминался этот маленький, Знаменский, с батюшкой Александром.
Преподаватель воскресной школы И. П. Алтеева.
• • •

...Может быть, вы, наши православные читатели, скажете, что эти правила не для вас. Вы давно уже воцерковлены и знаете, как вести себя в храме. Но не спешите переворачивать страницу. Посмотрите вокруг: сколько ваших близких, соседей стоят на пороге храма и не входят туда только потому, что им не знакомы самые элементарные правила поведения в церкви. Сможете ли вы им просто объяснить, как должны вести себя христиане в Доме Божьем? А как рассказать то же самое детям, не отбив у них охоту ходить в храм? Именно для этого игумен Виссарион пишет свои стихотворения, легко рассказывая о совсем не простых вещах. Да и нам с вами не грех лишний раз взглянуть на эти простые правила, чтобы убедиться, правильно ли мы все делаем.
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.

Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.

Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись.

Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай,
Не гляди по сторонам:
Неполезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица –
Не посматривай на лица,
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Со смирением, как мытарь,
На святой взирай алтарь,
Где Дух Божий обитает,
Благодатью нас питает.

Слушай пение и службу,
Разорви с бесами дружбу,
Козни их не принимай,
Слову Божию внимай.

И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,
Обещанье дай Христу,
Что исправиться намерен,
И пребудь обетам верен.

Даром время не губи,
Службу Божью полюби
И, пока душа в груди,
На молитву приходи.

• • •

Поздравление отцу Георгию

Мы, преподаватели, дети, родители воскресной школы, поздравляем нашего духовного наставника с праздником Рождества Христова.
Велик Ваш пастырский,
подвижнический труд,
И Господу всю жизнь Вы посвятили.
А проповеди Ваши нас зовут,
Чтоб в суете мы Бога не забыли.

Зовут, чтоб наша жизнь была чиста,
Чтоб Веру православную крепили,
Чтоб глубоко любили мы Христа
И в Господе друг друга полюбили.
Сегодня шаток, ненадежен мир,
И мы полны тревоги и сомнения,
И с радостью и трепетом в душе
Мы просим, Батюшка,
Вашего благословения.
Паскаль и религия

В школе на уроках математики, физики не раз приходится сталкиваться с именем ученого Паскаля, внесшего большой вклад в теорию чисел, придумавшего вычислительную машину, открывшего атмосферное давление. Ему принадлежит такое изречение: «Если Бога нет, то мы ничего не теряем, веря в него. Но если Бог есть, то мы получаем все». Паскаль был глубоким атеистом, но мировоззрение его изменилось в одночасье. Дело в том, что его любимая внучка тяжело заболела: у нее был туберкулез глаз – неизлечимое заболевание. Болезнь прогрессировала, врачи бессильны были помочь девочке, но случилось чудо. Девочка стала поглаживать веки глаз колючками из тернового венца Христа и… выздоровела. Паскаль изменился, ушел в себя, стал глубоко верующим человеком, а вскоре ушел в монастырь.
Современные люди могут сомневаться в чуде. Вот достижения Паскаля: теория чисел, вычислительная математика, атмосферное давление – это есть, это правда. Никто не вправе посягнуть на истину этих открытий. А наши ежедневные, ежесекундные чудеса, которые вокруг нас, большие и маленькие, мы не хотим замечать, а если это заметить, понять, прочувствовать, – значит поверить глубоко и искренне, так как поверил Паскаль в существование Бога. На примере своей выздоровевшей внучки. А это и есть осознание истины. Значит, мы на пороге правды – чистой и единственной, которая ведет нас к спасению.
ЧЕТЫРЕ ДНЯ В ДЕКАБРЕ
Заметки об обретении мощей сщисп. Георгия

Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий у могилы св. Георгия КОССОВА В первый день, приступив к раскопкам, решили поначалу памятник не сносить, а выкопать яму рядом с могилой и на двухметровой глубине сделать сбоку подкоп. Раскопали, подкоп сделали, но захоронения не нашли. Тогда памятник с оградой убрали и могилу раскопали полностью, но могила оказалась пустой. Людей в тот день приехало в Спас-Чекряк видимо-невидимо, все ждали торжественного открытия святых мощей, но этого не произошло. Растерялись не только миряне, но и священники. У всех на лицах возник недоуменный вопрос. Сколько лет ездили сюда, на могилу к святому угоднику, а она оказалась пустой. Кто-то из священников сказал, что меня ищет Владыка Паисий, и, когда я к нему подошел, он с тревогой меня спросил: «Как же так, Николай, почему не нашли?» Вопрос этот был задан мне неспроста и по существу. За неделю до раскопок мне было поручено выехать в Спас-Чекряк, чтобы расспросить старых жителей и еще раз уточнить месторасположение могилы. Владыка словно предчувствовал, и, когда я вернулся, он прежде всего меня спросил: «Может ли так случиться, что могилу мы раскопаем, а отца Георгия там не найдем?»
«Вполне может быть, – ответил я. – Ведь могилу два раза ровняли с землей, да к тому же, когда ломали церковь, тут вокруг была гора мусора и щебенки. Отмечала место захоронения веточкой жившая в Спас-Чекряке батюшкина воспитанница, но она могла и ошибиться».
Начали вести раскопки вокруг могилы и наверняка бы копали до самой темноты – энтузиазма и решимости было у всех хоть отбавляй. Но тут вдруг поломался экскаватор, и Владыка Паисий благословил всем разъезжаться по домам.
Нелегко было смириться с тем, что произошло, но на то, видно, была Божья Воля! На другой день по моей просьбе на место раскопок районные власти доставили из Болхова свидетеля тех далеких лет девяностолетнего Алексея Николаевича Янсона. В год смерти отца Георгия ему, как активному члену комсомольской ячейки, было поручено властями присутствовать и слушать, что будут говорить в своих проповедях священники. Ведь проводить батюшку Георгия в последний путь приехало большое количество епископов и священников, и власти боялись, что они будут вести антисоветскую пропаганду. А еще он был единственный из всех свидетелей, который утверждал, что памятник стоит не на том месте. В его воспоминаниях, записанных мною еще два года назад, в отличие от других очевидцев все было по-иному. Он утверждал, что гроб с телом отца Георгия не обносили вокруг церкви, а вынесли и тут же похоронили недалеко от входа в церковь. И хоть многие священники с сомнением отнеслись к его словам, копать все же начали, где он указал. И, конечно же, ничего не нашли. Умышленно он нас сбивал и путал или сам за давностью лет забыл – Бог ему судья. Мы же после короткого совещания стали копать от этого места вдоль фундамента к алтарю короткие, но глубокие траншеи и часа через полтора наткнулись на захоронение.
В тот день людей в Спас-Чекряке было не так много, как в первый день, и все замерли, когда ковш экскаватора зацепил и частично сорвал верхнюю крышку гроба. «Батюшку Георгия нашли!» – крикнул кто-то радостно. И тотчас же несколько человек спрыгнули в яму и стали расчищать гроб. Но вскоре радость сменилась недоумением и грустью. Всем стало ясно, что это не батюшка Егор. Во-первых, гроб был не из досок, а выдолблен из толстого кругляка. Такие домовины делали на Руси еще в допетровские времена, но между тем было видно, что сам покойный был похоронен лет 70 – 80 назад.
В тот день наши поиски так и не увенчались успехом. Гдето в третьем часу дня опять поломался экскаватор, и священники поехали в Болхов, чтобы посоветоваться с главой администрации Н. А. Краличевым, как им действовать дальше. Вслед за ними разъехались и все остальные.
И вот наступил третий день. У многих людей случился надлом, и они начали потихоньку роптать.
– Вот уж сколько земли перекопали, а батюшку Егора так и не нашли, – говорили они. – А может быть, красноармейцы или чекисты его выкопали давно, как это случилось с архимандритами Болховского мужского монастыря.
А в годы войны здесь хозяйствовали немцы. И они тоже могли могилу разрыть. Ведь ходили же слухи, что батюшку Егора похоронили с большим золотым крестом. Как тут не польститься.
В тот день решено было работать до темноты, но вышло все иначе. Еще не было и 11 часов дня, как порвался резиновый масляный шланг у экскаватора. Но эту поломку еще сумели кое-как устранить. Однако примерно через час вышла из строя в двигателе какая-то шестеренка, за которой нужно было ехать в Болхов. В это время приехал архиепископ Паисий с епархиальным секретарем о. Иоанном Троицким, и после короткого совещания было решено раскопки отложить до завтра. В тот день я решил домой не уезжать и пошел искать себе ночлег, а когда вернулся, увидел, что уехали не все. В одной из траншей копали землю лопатами двое, как мне показалось, молодых парней, а на поляне стояла их зеленая «Нива».
– Бог в помощь, – сказал я им. Так мы и познакомились. Надо сказать, что я хоть и не видел их до сей поры, но слышал о них не мало. Это они устроили здесь купальню и отремонтировали святой колодец. Бывшая учительница местной школы Мария Александровна Думчева мне о них рассказывала: «Бывало, приедут на машине ни свет ни заря и стучат молотками, пока не стемнеет». Да и местные жители их хвалили. Слышал я также, что подтолкнуло ребят к этому случившееся в семье Игоря Тишина горе, и попросил его об этом рассказать. Тут и поведал мне Игорь свой печальный, но, к счастью, со счастливым концом рассказ. Впервые он попал в Спас-Чекряк около двух лет назад после того, как в семью пришла беда. Случился у его старшей дочери Светы гнойный аппендицит. Болховские врачи сами делать операцию не решились и вызвали орловскую бригаду. В реанимации Орловской детской больницы, куда поместили девочку, врач им с женой сказал, что положение Светы серьезное. Что делать, Игорь не знал. И тут ему пришла мысль сходить в церковь и заказать дочери молебен о здравии. Но настоятель Христорождественской церкви о. Василий посоветовал вместе с ним съездить в Спас-Чекряк и отслужить молебен на святом колодце. Так они и поступили. А святую воду Игорь на следующий день привез в Орел. Дочь к этому времени уже три дня лежала под капельницей. Есть ей ничего было нельзя, и пила она только святую воду. Пять дней Света пролежала в реанимации, а на шестой день ее перевели в изолятор и разрешили ухаживать за ней жене. А еще через день поместили в общую палату. Пролежала Света в больнице две недели, и ее выписали. Врачам было удивительно, что она так быстро поправилась.
А потом уж по совету Игоря излечилась от рака и дядина жена Юлия Павловна. Жила она в Москве и заболела еще пострашнее, чем Света. Рак груди – не шутка. Сделали ей операцию, удалили одну грудь, а раковые корни поползли дальше. Тут уж врачи руками развели. Приехала она к ним в деревню уж не иначе как с родными попрощаться. Тут Игорь и посоветовал ей съездить в Спас-Чекряк на святой колодец. Помылась она на колодце, мысленно обратилась к батюшке Георгию, как Игорь подсказал, и уже к вечеру опухоль и краснота стали спадать. После этого ездила она в Спас-Чекряк еще несколько раз, пока совсем не излечилась. А излечившись сама, привезла сюда и своего зятя. У него после автомобильной аварии долго не заживала нога. Почти год ходил с металлическим стержнем в ноге, да вдобавок еще мучили сильные боли. В общем, приехал он на святой колодец и не пожалел, что проделал дальний путь. Боль сразу же прекратилась, а вскоре и кость срослась. Тут и пришла Игорю мысль сделать в Спас-Чекряке колодец с купальней, что он и осуществил со своим другом Олегом.
Выслушал я эти дивные истории и в свою очередь о своих чудесах рассказал. Ведь я тоже в некотором роде был причастен к святому колодцу. Летом этого года я был в селе Андросово, там, где родился батюшка Егор.
Село это находится за Железногорском и теперь относится к Курской области, но прежде оно входило в состав Орловской губернии. Места там прекрасные, есть тоже святой колодец, устроенный еще в начале 17-го века. В вышедшей незадолго до революции книге «Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» о нем сказано, что лет 300 тому назад явилась на ключевом источнике в лесу икона Казанской Божией Матери. Случилось это как раз в последнее воскресенье перед ее летним праздником. Но в том месте, где она явилась, была низина, и жители села перенесли ее на другой источник, который находился на возвышенности и был ближе к селу. Но на следующий день икона вновь оказалась на прежнем месте. После этого ее еще дважды переносили, но она снова возвращалась назад. Тогда люди расчистили источник и устроили колодец там, где она явилась. А вскоре по всей округе пошел слух, что вода в том колодце имеет чудотворную силу, и толпы паломников и богомольцев потянулись туда.
Годы воинственного атеизма не обошли святой колодец стороной. Многие жители в селе еще помнят, как его разоряли. Особенно поусердствовали в этом скотник Филипп Власов и лесник Леонид Сотников. В то время Сотников строил дом и дубовые бревна перевез к себе на двор. И как ни просил его отец отвезти их назад, он его не послушал. А вскоре поехал он в лес и не вернулся. Стали его искать и на третий день нашли убитым. Только похоронили, как нагрянула другая беда. Как это произошло, люди рассказывают по-разному, но только случился внезапный пожар, и его дом сгорел дотла. Не миновал Божьей кары и скотник Филипп. В том же году тоже преставился. Пил с мужиками около магазина и вдруг схватился за грудь, присел и больше не встал. Тут уж даже неверующие люди уразумели, что это им за святой колодец кара.
В конце 1980-х годов в селе Андросово открыли храм, а вслед за ним восстановили и святой колодец. А история, которая предшествовала этому событию, оказалась почти такой же, как и здесь, в Спас-Чекряке. Также с болезни и исцеления началась. Заболели у одной девицы, жившей в Белгороде, глаза, так что она и белого света не видела. К каким только докторам ни возили ее, и все без толку. И тут вдруг приснилась ее отцу Ивану сама Пресвятая Богородица и повелела поехать с сыновьями в село Андросово и восстановить там святой колодец. Сам он был из тех мест. Послушался он Царицу Небесную, и, как только восстановил колодец, болезнь у его дочери тут же и прошла.
Но на этом совпадения не кончаются, и дальше идет все как в Спас-Чекряке. Заболела местная жительница Анна Ивановна Ташкина странной и непонятной болезнью. Стала сохнуть и дошла уже до того, что хоть в гроб клади. Уже и смертное себе приготовила. И тут вдруг пришел к ней приезжий из Белгорода мастер, что восстановил святой колодец, и посоветовал ходить по утрам на святой колодец и обливаться святой водой. Стала она так делать и, действительно, скоро поправилась. А потом уж и сама одному молодому человеку, больному ногами, совет дала. И тот послушался и тоже вылечился. Но самое большое чудо ждало меня впереди. Очень уж по душе пришелся мне святой колодец в Андросово, и, уезжая оттуда, всю дорогу думал я, как бы и в Спас-Чекряке такой устроить.
Сразу же по приезде домой начал я искать мастеров. А первым делом написал письмо о. Иоанну Крестьянкину в Псковско-Печерский мужской монастырь и попросил его помолиться. Он-то ведь и к этому колодцу, какой есть, свою руку приложил. В прежнем дубовый сруб совсем сгнил, и только благодаря его молитвам поставила Мария Кузьминична с мужем бетонное кольцо и тем спасла его от окончательного загрязнения. Отправил я письмо, и еще ответ ко мне не пришел, как дошел до меня слух, что колодец в Спас-Чекряке кто-то уже восстановил, а кто – неизвестно. Пошел я в епархию, чтобы узнать, а там об этом и не слышали. Ну, думаю, раз в епархии не знают, то, видно, слух этот ложный. А когда этим летом в конце августа приехал туда, то своим глазам не поверил. Вижу, стоит новый колодец, и, главное, точно такой, как и в селе Андросово, а рядом с ним купальня, которая показалась мне необычайной красоты. Как было тут не удивиться и не возблагодарить Бога и мастеров за такие дела!
К вечеру ребята уехали, и я пошел к Думчевым, а когда уж совсем стемнело, вышел на улицу. Темная, почти непроницаемая ночь нависла над местностью. А вокруг ни одного огонька. Да и откуда им тут взяться? Один только и остался жилой дом Думчевых от прежнего села, да еще в стороне стоит двухэтажная школа с потухшими окнами. Постояв у порога, я снова пошел на место раскопок. «Найдем завтра мы батюшку Георгия или нет?» – с тревогой думал я, осторожно ступая между траншеями. Стояла необычайная тишина, и трудно передать мне то чувство, какое я испытывал. Какое-то внутреннее благоговение и вместе с тем напряжение возникало у меня от того, что где-то тут рядом, в двух метрах, у меня под ногами лежит батюшка Георгий. А в том, что он здесь, я не сомневался. Но были и другие мысли. Ведь мы, выходит, поклонялись пустой могиле, а он, может быть, где-нибудь в стороне под мусором лежит. Теперь уж искать надо до конца, пока всю поляну не перекопаем. Декабрьский озноб пробирал меня до костей, но я все не уходил. Мысли уносили меня то в будущее, то в прошлое.
А в доме у Думчевых за чаем в тепле и уюте, я вдруг ненароком разговорился.
– Мы, люди, в большинстве своем в духовном плане убогие и слепые. Смотрим на многие вещи, но не видим, слушаем, но не понимаем. Я вот, к примеру, когда еду к вам, всегда поражаюсь, какая ужасная беда произошла недалеко от вас. Вывороченные с корнями вековые деревья и разбросанные в разные стороны, словно спички они наглядно указывают на то, что здесь поработала страшная сила. Но для нас это что стихия, да и только. Но как вспомнишь, что произошла эта стихия 17 июля 2000 года, в день убиения нашего государя-мученика Николая II и в год причисления его к лику святых, то сразу оторопь берет. Злым поднебесным силам православный царь в России очень уж не по нутру. Вот они и лютуют. А тут еще мы прославили святого угодника и хотим обрести его святые мощи. Да для них это как кость в горле. Вот они нам всячески и мешают. Шутка ли, сказал, экскаватор каждый день ломается. И все-то нас от того места, где прежде была могила, кто-то невидимо отводит. Знаем точно, что похоронен был батюшка с правой стороны у алтаря, а уже два дня копаем у входа. Спал я в ту ночь как-то неспокойно и от нахлынувших на меня мыслей и чувств долго не мог заснуть. Вспомнил я, как впервые сюда приехал, как искал фотографию отца Егора и как собирал материалы о нем. Старых людей, тех что помнили его, и тогда уже было мало, а теперь их совсем почти нет. И в то время я даже и в мыслях не мог себе представить, что буду присутствовать при обретении его святых мощей.
«А какой, интересно, он будет лежать в гробу? – думал я. – Ведь гроб-то опустили в могилу, почти наполовину наполненную водой». Его внучка Е.Н. Потапова мне рассказывала: «В первый день воду из могилы вычерпали, но, когда пришли хоронить, она из-за обилия родников в этих местах наполнилась вновь. Время тогда было тревожное, да власти торопили, так гроб туда и опустили».
«А все-таки мы мало о батюшке знаем, – думал я. – А самого главного, пожалуй, совсем не знаем. Например, в чем причина его отъезда из родного села Андросово. Ведь там он вначале учителем, а потом и директором земской школы был и вдруг разом все бросил и стал священником. И поехал-то в приход не богатый и многолюдный. И вот что интересно. В то время все прихожане считали, что он не жилец, так как задыхался и кровью кашлял. Об этом и С. А. Нилусу хозяин постоялого двора говорил. Но батюшка здесь 43 года прожил и умер не от туберкулеза. Значит, он тут, в Спас-Чекряке, вылечился. И дано ли ему было на переезд Божье указание еще в Андросово или он сам дал Богу обет здесь, в Спас-Чекряке, нам так и не известно. А еще вот что странно. Батюшка Егор 73 года прожил и столько уже в земле пролежал. И кто, как не Бог, разделил это время на равные отрезки». И тут я увидел некую параллель с другими святым и подумал: «А ведь и преподобный Серафим Саровский тоже на этом свете 73 года прожил, а потом почти столько же в земле лежал, пока его не прославили». Мне давно уже казалось, что между ними существует какая-то связь, которую я пока не понимаю. Это чувствовали, по-видимому, его воспитанницы, которые незадолго до революции всем говорили: «У преподобного Серафима в Дивеево тоже вначале был приют, а потом возник женский монастырь. Так и у нас будет». И кто знает, думал я, слушая размеренный ход часов, если у Бога такой замысел был, то так оно и будет.
Так с этими мыслями я и заснул, а когда проснулся, то по доносившемуся от экскаватора шуму понял, что работа уже идет вовсю. Я быстро оделся и вышел на улицу. Накануне глава администрации Болховского района Н. А. Краличев обещал прислать сюда второй экскаватор и слово свое сдержал. Два экскаватора рыли на поляне землю.
Надо отметить, что в эти дни все руководители, все службы, да и все православные люди, принявшие в этом деле участие, оказались на высоте. Многие из них молились, просили у Бога помощи, а некоторые даже стали на особую молитву и строгий пост. Нашлись и те, которые написали письма в известные монастыри России с просьбами о молитвенной помощи.
Все предыдущие три дня приезжал в Спас-Чекряк архиепископ Паисий: благословил, переживал, молился. Вместе с епархиальным секретарем о. Иоанном Троицким приехал он и в этот раз.
И вот после нескольких часов безуспешной работы по совету священников было решено вернуться на прежнее место и копать там, где раньше находилась могила. Начали с того, что самым тщательным образом установили по фотографиям месторасположение церкви, а затем определили и расчистили фундамент вдоль всего алтаря. И работа закипела вновь. Где-то в одиннадцатом часу дня из Орла приехала съемочная группа ОГТРК вместе с редактором программы «Благовест» Ольгой Ивановной Патенковой. «Я просто не могла остаться в Орле, – сказала она. – Сердце сюда так и тянуло. К тому же сегодня день Георгия Великомученика, и я чувствую, что здесь что-то значительное произойдет». И предчувствие не обмануло ее.
В середине дня вдруг выглянуло солнце и осветило окрестные места. От убогости и запущенности, которые царили тут вокруг, показалось оно необычайно ярким.
В это время мы с Евгенией Мастепановой пошли на кладбище к бывшей воспитаннице приюта Надежде Дмитриевне Дивногорской. Это она веточками отмечала место батюшкиной могилы, когда ее сносили, а в остальные годы ухаживала за ней и чистила святой колодец. Странная и интересная была у нее судьба. Вскоре после смерти отца Георгия все его родственники были арестованы, и могила у него была без ограды и креста. И тогда Надежда Дивногорская стала собирать деньги. Была она сиротой, своих доходов почти не имела и собирала в основном те копеечки, что клали паломники батюшке на могилку или бросали в святой колодец. В те годы тяжело жилось людям, особенно в сельской местности. Деньги в колхозах почти не платили, и поэтому собирала она нужную сумму несколько лет. И хоть сама жила в большой нужде, но все же поставила отцу Георгию кованую ограду и крест.
После смерти о. Георгия прожила Надежда Дмитриевна в Спас-Чекряке почти 30 лет и тихо скончалась. А так как была она сирота, то и у нее вначале, как и у батюшки, был на могилке лишь земляной бугорок.
В начале 1980-х годов приехали в Спас-Чекряк паломники из Болхова и поставили отцу Георгию мраморный памятник и новую ограду, а прежнюю вместе с крестом бросили на поляне. Тут-то и вспомнили вдруг учителя местной школы про Дивногорскую и поставили ей на могилку ту ограду и крест. Вот уж воистину не оставляет Господь Бог никаких добрых дел и всегда отблагодарит за них и в этой, и в той жизни. Пробыли мы на могилке совсем недолго, а когда возвращались, зашли на святой колодец и встретили там кинооператора Андрея и шофера ОГТРК. Они снимали купальню и окрестные места. Я не успел еще попить святой воды, как прибежала Ольга Ивановна и сказала ребятам, что там кого-то нашли.
Вслед за ними на место раскопок поспешили и мы, и подошли вовремя. Я заглянул вниз и увидел торчавшие сбоку доски. Отец Владимир Герченов, Олег с Игорем и несколько человек из МЧС осторожно счищали с них слежавшиеся комья глины.
Гроб оказался обложен дубовым настилом, и ребятам пришлось приложить немало сил для того, чтобы вначале обкопать этот дубовый саркофаг, а потом его и разобрать. Все люди, стоявшие наверху, с замиранием сердца следили за их работой. Медленно и осторожно расчистили ребята и сам гроб. Он оказался почти черного цвета, а к верхней его крышке был прибит большой деревянный восьмиконечный крест. Тут же измерили и записали его размеры. Длина гроба оказалась 2 м 20 см, высота 60 см, ширина у изголовья 80 см, а у ног – 40 см. Нашли батюшку всего в 2 метрах от его прежней могилы. И нам остается только гадать, ошиблась ли его духовная дочь, когда веточками обозначала могилу, или же умышленно отнесла ее чуть в сторону, опасаясь, что батюшку выкопают богоборцы и увезут. Такие факты были тогда известны. Внутри гроб, как мы и предполагали, был набит землей, но тем не менее, когда открыли крышку, мы отчетливо увидели темное коленкоровое Евангелие и вставленный в руку Батюшки кипарисовый крест. Олег с Игорем и ребята из МЧС начали осторожно расчищать кисточками землю, и вскоре стал постепенно вырисовыаться остов усопшего одетого в священническую одежду. Вначале расчистили плечи и голову, и тут мы увидели митру. Оказывается, батюшка Георгий был митрофорный, но никто из нас этого не знал. Хорошо сохранились волосы головы и бороды, а также много нетленной плоти. Когда ребята из МЧС попытались немного приподнять батюшкину голову, то раздался характерный для плоти треск.
Все вещи, которые находили в гробу, включая остатки покрывала и куски от обшивки гроба, передавали наверх, где их фиксировали на видео- и фотопленку и тщательно рассортировывали. Руководили работами наверху – о. Иоанн Троицкий, а внизу – о. Владимир Герченов. Несмотря на то, что был декабрь, холода из нас никто не чувствовал. Из могилы явным образом шло тепло, растворенное тонким благовонием. Позже, когда о. Владимир проявил высокочувствительную цветную пленку и отпечатал фотоснимки, на них хорошо было видно, как от гроба отходят вверх разного размера светлые шары, а у изголовья струится яркий свет. Одна из таких фотографий была напечатана в 12-м номере «Орловских епархиальных ведомостей» за 2000 год.
Где-то в 3-м часу дня начали поднимать по частям батюшкины святые останки, стараясь сохранить их прежний порядок, и укладывать на железный лист. Сначала подняли голову, потом кисти рук и ребра, затем позвоночник, таз и кости ног.
Наконец, когда работа была закончена, четыре священника подняли батюшкины мощи и с пением «Трисвятого» понесли в машину. Я не знаю, что испытывал в тот момент каждый из нас, но меня лично охватил вдруг такой благоговейный и восторженный трепет, что я растерялся и не знал, что делать. Думаю, что такое состояние в тот миг было у многих, в том числе и у епархиального секретаря о. Иоанна Троицкого. Он вдруг в каком-то блаженном восторге достал из машины церковные календари и стал всем дарить, причем каждому подписывая. Мне он написал: «Дорогому Николаю Николаевичу в память о дне обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова. С благодарностью за его великий труд. С любовью о Господе».
А у Владыки Паисия в это время телевизионщики брали интервью, и, как только закончили, все мы двинулись в Болхов.
Бережно, с любовью и благоговением батюшкины святые мощи были доставлены в Болховский Спасо-Преображенский собор. Произошло это в двухтысячном году, в день памяти освящения церкви св. Георгия Победоносца в Киеве. Случайных совпадений, как известно, не бывает и тут следует указать на еще один очень замечательный факт. Когда батюшку Георгия вносили в храм, на соборной башне часы отсчитывали 16 часов.
В соборе в это время начиналась воскресная торжественная служба, и батюшка на нее минута в минуту успел.
Святые Мощи его поставили вначале перед открытыми Царскими вратами и, пропев молитвенное славословие, внесли в алтарь.
В нашей Орловско-Ливенской епархии кроме Георгия Коссова в 2000 году были прославлены еще пять человек, но обретение святых мощей случилось за 211 лет впервые. И это немаловажный и отрадный для всех нас факт, подлинный смысл которого мы осознаем лишь спустя некоторое время.
И в заключение я как непосредственный участник всех событий, связанных с обретением и освидетельствованием святых мощей хочу заверить, что я верю и исповедую, что это, вне всякого сомнения, святые мощи отца Георгия Коссова. А еще благодарю Бога за то, что мне довелось поучаствовать в таком великом деле и по мере своих сил поспособствовать и послужить как прославлению, так и обретению святых мощей этого славного Божьего Угодника!

Радость наша отче Георгие! Всемогущим Ходатайством твоим У Царя Небесного укрепи державу нашу, Разруши козни врагов Церкви И испроси нам мир и благоденствие, Обещанные тобой. Аминь!

Усов Н. Н. Ахтырский собор. 4 февраля 2003 года.
ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
Розово наша лампадка сияет.
Капельки света на елке дрожат.
Знаю: особенный день наступает.
– Завтра придет Рождество! – говорят.

Завтра придет Рождество. Но когда же?
– Ночью Спасителя вспыхнет звезда.
– Буду я ждать. И не лягу я даже!
– Ладно, не спи. Можно так иногда.

Курточку только теплее надену,
Чтоб к Рождеству не простыть у окна.
Луч фонаря упирается в стену.
Носом к окну: вся зима мне видна!

В воздухе плавают звезды-снежинки,
Темное небо загадок полно.
Лунные лучики – длинные льдинки.
Может быть, слишком замерзло окно?

Надо прижаться к окну поплотнее.
Вижу – домой наша кошка идет.
– Бабушка! Мурку впустите быстрее!
– Снегу-то сколько! Так дверь занесет!
Радостно слышать мне Муркино пенье.
Утром синичкам подсыплем пшена.
К Жучкиной будке помчусь с угощеньем!
Ведь Рождеству тоже рада она!

Сыплется снег через звон колокольный.
Стали двенадцать часы отбивать.
Звоны сливаются – ровны, спокойны.
Хочется слушать. И хочется спать...

Голову на руки я опускаю.
Вижу: Спаситель к окошку идет!
Что-то в ладонях трепещет, сияя.
Это звезду Рождества он несет!

Птичкою легкой звезду выпускает
Взмахом ладони в высокий полет.
Вместе следим, как звезда пролетает.
Чувствую, руку на лоб мне кладет.

Светлое Божие благословенье!
Я пробуждаюсь от счастья и слез.
– Бог был со мною! Какое везенье!
– Бог с нами всеми! Родился Христос!
Е. А., 2003 г.

Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: иеромонах Алексий (Заночкин). Ответственный секретарь: Екатерина Макеева.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов