Святыни епархии Богоявленский собор города Орла
Святыни Орловско-Ливенской епархии
ИСТОРИЯ СВЯТЫНИ
Свято-Никольская Церковь с. Старцево-Лепёшкино
Если мы хотим выжить -
нам надо научиться защищать себя,
свою веру, свои святыни...
Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Икона Святителя Николая Мирликийского в Преображенской церкви храма Христа Спасителя
Икона Святителя Николая Мирликийского в Преображенской церкви храма Христа Спасителя
История Орловских церквей - малоизученная часть духовной истории нашего края. Не исключением является и Свято - Никольская церковь в селе Старцево - Лепёшкино, что находится на границе с Северным районом г. Орла. Своей историей она уходит в далёкий 16-й век. Тогда Орловский уезд делился на четыре стана: Корчаковский, Неполоцкий, Каменский и Тайчуковый. Впервые Никольский погост в д. Старцево селище, входившей в состав Тайчукового Стана Орловского уезда, упоминается в писцовой книге 1594-1595г.г. подьячего Леонтия Сафонова и писца Дементия Яковлева: "Погост на Государя Царя и Великого Князя Фёдора Иоанновича всеа Русии Земле, а на погосте Церковь Никола чудотворец да Борис и Глеб, древян, клетцки, на церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе церковный дьячок, во дворе проскурница..."
В последующем церковь упоминается в переписных книгах 1647г.: "Стан Тайчуковый. Погост на Государеве Царёве и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Руси Земле, церковь Никола Чудотворца". Это было время восстановления Руси после Смутного времени. О малонаселённости Орловского уезда говорят следующие данные: "во всём уезде значится 3 села, из коих в одном вместо церкви находилась часовня, 13 погостов, из которых в 10-ти имелись церкви; в 3-х - часовни; деревень 98; починок 30. всего дворов считалось помещиковых 712, крестьянских 190, бобыльских 174. но население быстро увеличивалось, возникали новые приходы. Согласно ведомости 1734г. в Орловском уезде значилось 76 сел с 87 церквами (в том числе село Старцево). По ведомостям 1755г. в Орловском уезде считалось 84 села и 86 приходских церквей (кроме самого города Орла). Среди них село Старцево и церковь святого Николая Чудотворца. При ней числилось 199 приходских дворов. Церковь являла собой центр села. Она организовывала жизнь всего сельского прихода, объединяя людей. Регулярное посещение храма, соблюдение постов и обрядов считалось нравственной нормой. Общий ритм жизни крестьянина определялся годовым циклом религиозных праздников. Церковь помогала крестьянам, сиротам, поддерживала порядок на погостах. До середины 19в. этим определялась жизнь церкви.
XIX век стал периодом расцвета духовной жизни Орловского края. В это время трудились такие известные деятели православной церкви, как митрополиты Арсений, Исидор, Платон, Феогност. Орловскую семинарию окончили святой епископ Феофан (Затворник), архиепископ Серафим и другие.
После учреждения Орловской и Севской епархии почти все древние церкви были перестроены и заменены новыми более обширными. Развивается храмовое строительство. В 20-40-е годы XIX в. широкое распространение получает тип купольного храма с классицистической декорацией. В 1844г. вместо старинной деревянной церкви в с. Старцево была построена каменная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, которая являла собой духовный памятник архитектуры позднего классицизма. Крестообразный объем самого храма завершается широким барабаном, несущим купол с главкой. На боковой поверхности барабана расположены оконца округлой формы. Строилась церковь на средства местных прихожан, добровольные пожертвования и на сумму, вырученную от продажи церковного леса (с древности в этой местности простирались Тайчуковые леса). 4 (16) мая 1847г. храм был освящён Высокопреосвященным Смарагдом Архиепископом Орловским и Севским. Церковь имеет два престола: во имя святителя и чудотворца Николая и страстотерпцев Бориса и Глеба. Были освящены по разрешению преосвященного Макария, епископа Орловского и Севского, местным участковым о.Благочинным священником с. Богословское, что в Блудово Орловского уезда Петром Соболевым.
Была сооружена колокольня, она соединялась с трапезной. Большой колокол стоимостью 900 рублей был пожертвован местным прихожанином фельдфебелем из крестьян Алексеем Иоанновичем Каменевым. По штату полагалось 3 человека: священник, дьякон и псаломщик. Жалования этим служащим не полагалось. При Никольской церкви было 55 десятин земли: 45 десятин распашной, 5 десятин усадебной, 2,5 десятин под выгоном и кладбищами, 0,5 под мелким кустарником и 2 десятины неудобной. Земля не отличалась качеством. Землёй пользовались сами священнослужители. Дома у священников были деревянные и располагались на церковной земле. Из строений церкви была только сторожка. Расстояние от церкви до ближайшей железнодорожной станции Орёл 4 версты (I верста = 1,06 км.).
С истории Никольской церкви с. Старцево связано имя основоположника цыганской советской литературы, писателя, драматурга, создателя цыганского алфавита Александра Вячеславовича Германо (1893 -1955). Многие орловцы знают, что Орел - его родной город, но мало кто знает, что местом рождения "периферийного классика" (так себя любил называть сам писатель) - не Орел, а село Старцево-Лепешкино Орловского уезда. Из воспоминаиий жены А.В. Германо Марии Вардашко следует, что само рождение этого мальчика было необычным. Его мать Каролина - моравская цыганка "в конце мая была приглашена на свадьбу к знакомым в село Старцево-Лепешкино, находившееся вблизи Орла. Она была веселого нрава и любила танцевать. В этот вечер, несмотря на то, что была на последнем месяце беременности, пустилась в пляс. И в разгар общего веселья и танцев никто сразу и не заметил ее исчезновения. Стали искать и нашли ее в огороде между капустных грядок, где и случились роды". На следующий день, 26 мая (по старому стилю) 1893 года, в метрической книге церкви с. Старцево-Лепешкино Орловского уезда Орловской губернии была сделана запись о рождении младенца Александра. Через два дня в этой же церкви по воле матери над ним совершился обряд крещения. Местом рождения А.В. Германо стало пригородное село. Вот почему и сегодня местные прихожане с гордостью говорят о том, что в их храме крестился известный писатель.
Достопримечательностью села Старцево-Лепешкино было имение барона Остен-Сакена, принадлежавшее ему перед революцией вплоть до Первой мировой войны. Имение представляло собой большой комплекс - помещичий двухэтажный деревянный дом, каретный двор, деревянную людскую, систему прудов-саженок, парники, сад и парк, хозяйственные постройки. Места эти были очень красивые. В имении находилась домовая церковь во имя Марии Египетской, устроенная в 1876 году. Служения в ней осуществлялись свяшеннослужителями Никольской церкви 1 апреля и 9 мая. Главный усадебный дом был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сегодня от этих мест сохранился лишь сильно заросший пруд и аллея вдоль дороги. На месте бывшего имения Остен-Сакен расположено прфессионально-техническое училище № 22.
С 1896 г. при храме функционировала одноклассная церковно-приходская школа грамоты, сначала она располагалась в церковной сторожке, а с 1901г. разместилась в особом, заново выстроенном школьном здании, находившемся вблизи церкви на церковной земле. Согласно ведомостям о церквях за 1907 в школе помещалось 43 мальчика и 11 девочек. В 1909 г. - 44 мальчика и 19 девочек. Учительницей церковно-приходской школы была дочь умершего священника Елизавета Семёновна Никольская, окончившая курсы Орловско-Епархиального женского училища, В 1911 г. обучалось 72 мальчика и 28 девочек на содержание отделения Орловского Епархиального имущественного совета - 240 рублей и от церкви - 250 рублей.
В приходе работали две земские школы: одна в деревне Коневка, вторя - в Верхней Булгаковке. Учительницей была Анастасия Осиповна Богданова из 5 класса Ливенской женской гимназии, имевшая свидетельство на звание учительницы. Число обучаемых в школе, согласно статистике, возрастало с каждым годом.
Этим определялась жизнь Никольской церкви до 1913г.
После Октября 1917 года наступил трагический период в истории Русской Православной Церкви. Согласно Декрета СНК " Об отделении церкви от государства и школы от церкви" религиозные объединения теряли право выступать в качестве юридического лица , лишались собственности , ставились в строгие рамки запретов и ограничений. Повсеместно закрывались церкви и домовые храмы.
Никольская церковь в с. Старцево-Лепешкино была единственной церковью, которая при Советской власти никогда не закрывалась. В 20-е годы в ней были священнослужители, проходили службы; один из старожилов с. Старцево рассказывал о том, что в 1928 г. был крещен священником (имя - ?). Службы были немноголюдными, со стороны властей церковь преследовалась. В 30-е годы гонения усилились с новой силой. По инициативе И. В. Сталина была объявлена "безбожная пятилетка 1932-1937 гг.", в результате которой в Орле были закрыты все церкви, кроме храма на Афанасьевском кладбище (был закрыт 25 июня 1941 г.). Никольская-Старцевская церковь была формально открыта; однако в ней не было священнослужителей, здание не охранялось, было открыто и выглядело "по-сиротски". Но люди приходили сюда просто постоять. Старожилы местности отмечают, что советские власти "не трогали храм", подтверждением тому служит сохранившийся до сегодняшнего дня иконостас. Иногда сюда проездом заезжали представители духовенства, чтобы помолиться. Власти в этой местности этому не препятствовали. В конце 30-х годов деятельность церкви оживилась: стали появляться священнослужители, возобновлялись богослужения и требы для прихожан (среди горожан есть люди, которые были крещены в 1938 году в этой церкви).
В начале Великой Отечественной войны в современных границах Орловской области оставались две действующие церкви: Рождественская в г. Болхове и Никольская в с. Лепешкино Орловского района.
1940-е годы стали временем тяжелого испытания для страны и его народа: началась война. С первых дней Великой Отечественной войны сотни тысяч верующих взяли оружие и ушли на фронт. Священники и миряне всей страны организовали сбор средств в фонд обороны страны, а также Красной Армии. В первые месяцы войны в Орловской области сбор средств на укрепление обороны страны был незначительным, так как к 1941 году по всей области в это время действовало немногим более 10 храмов, продолжались репрессии, а также сдерживала этот процесс оккупация области немецко-фашистскими войсками. Но, несмотря на это, церковь в это время сделала выбор: она твердо и бесповоротно, как и сотни тысяч лет назад, подняла свой голос в защиту Отечества, вместе с народом направляла свои усилия для победы над врагом.
В с. Старцево-Лепешкино, на территории бывшего имения Остен-Сакен, немцы расположили артиллерийские части (до войны в молотильных сараях находились склады оружия и боеприпасов артиллерийской дивизии Красной Армии, на стенах сохранились имена часовых, охранявших этот объект). В районе Прокуровки находился немецкий аэродром. Места эти часто подвергались бомбежкам. Единственным местом, где люди могли собраться в это непростое время, была церковь. Настоятелем был о. Л. Введенский. Священнослужители совершали богослужения, оказывали всяческое содействие семьям погибших воинов, хоронили убитых. Церковь посещали немецкие солдаты и офицеры. Старожилы отмечают, что "немцы не богохульствовали в храме", но в г. Орле имели место и другие случаи. Так, ктитор Богоявленского собора г. Орла Люкшин Петр Филиппович в письме епископу Димитрию (Градусову) от 31 января 1944 года отмечал, что иногда немецкие солдаты и офицеры оскверняли церковь: "ходили в головных уборах, с папиросами; иногда входили в церковь с собаками... ходили по тем местам в церкви, где не разрешалось ходить…". В 1943 году вместе с отступающими немецкими частями церковь покинули священники Булгаков, Лебедев и благочинный Филипп (ставленник немцев). В церкви остались Люкшин П.Ф. и дьякон Никитин. Далее в письме говорится, что "10 августа 1943 года мне (Люкшину) пришлось пригласить о. Л. Введенского настоятелем собора, который согласился из деревни Лепешкиной Орловского района перевестись в Богоявленский собор". Передвижения такого рода в это время были возможны, так как Орловская епархия оставалась без архиерея. Можно догадаться, что из чувств сострадания к Богоявленскому храму о. Введенский ответил согласием на обращение ктитора Люкшина П.Ф. Возможно положение дел в Никольской церкви было налажено, и там оставались священнослужители, которые могли следить за порядком.
Несмотря на трудности военного времени, церковная жизнь в городе Орле и в окрестностях успешно развивалась благодаря росту религиозного чувства в народе и успешной деятельности местного духовенства. После освобождения Орловщины в августе 1943 года местные церковные общины продолжали сбор средств в фонд обороны. Деньги вносились на местные отделения Госбанка на текущий счет "Всецерковного фонда помощи семьям бойцов Красной Армии". Никольская церковь села Старцево-Лепешкино Орловской области приняла активное участие в этом патриотическом движении. В период 1941-1945 гг. священнослужителями и верующими было собрано на оборону страны деньгами 4000 рублей; на подарки Красной Армии - 2127 рублей; на патриотические цели - 7000 рублей; на танковую колонну им. Дмитрия Донского - 10000 рублей. (В сооружении колонны принимали участие все православные церкви Советского Союза. Было собрано более 8 млн. рублей); семьям и детям воинов Красной Армии - 3000 рублей; а также продукты и полотенца для раненых.
5-6 декабря 1944 года в храмах города Орла и области были отслужены торжественные молебны по случаю освобождения Орловщины и памяти воинов, жизни положивших на поле брани за Отечество.
Война оставила тяжелые последствия для страны. По отношению к церкви политика государства ужесточилась. В вопросах возрождения разрушенного церковного хозяйства священнослужители могли рассчитывать только на себя и на помощь прихожан. Самыми первостепенными задачами были строительные работы, наведение в церкви порядка, реставрация церковного имущества. Мастерские по ремонту храмового имущества создавались близ предприятий, чтобы можно было пользоваться отходами производства для ремонта зданий, интерьера и утвари. Несмотря на трудности восстановления, церковь не осталась в стороне от событий, происходящих в мире. В марте 1955 года на имя настоятеля Никольской церкви Сергея Миролюбова поступило письмо от архиепископа Флавиана, в котором он "призвал дать свои подписи 1 апреля под Венским обращением против атомной войны". После богослужения Сергей Миролюбов прочитал прихожанам письмо и статью в газете "Известия советов депутатов трудящихся" под названием "Уничтожить жало атомной смерти", подписанное святейшим патриархом Алексием и постоянными членами Синода. Были собраны подписи прихожан и жителей с. Старцево-Лепешкино в ответ на обращения святейшего патриарха. Серьезные работы по ремонту и реконструкции Никольской церкви начинаются с начала 70-х годов и продолжаются вплоть до конца 90-х. За это время был произведен ремонт фундамента, фасада церкви, крыши, сделана новая ограда. Была подведена система водоснабжения, заменены окна, осуществлялась роспись храма. Роспись купольной части храма сделал художник из Подмосковья Гладков Павел Александрович в сер. 70-х годов. Он же расписывал Крестительскую, Никитскую и часть Троицкой церквей. Нижняя часть храма была расписана в конце 70-х - начале 80-х годов его учеником - Василием Ивановичем Кретовым. В эти года было осуществлено внешнее энергоснабжение, восстановлен внешний облик колокольни, произведен ремонт в алтаре. И это все делалось практически собственными силами. Свято-Никольская церковь оказывала благотворительную помощь Дому ребенка на Веселой слободе города Орла продуктами, сладостями, деньгами, а также Афанасьевской церкви после случившегося пожара в 1996 г.
Яркой страницей в деятельности Никольской церкви стало паломничество иконы Святого Николая Чудотворца в храм 3 декабря 1996 года. Из далекого города Бари (юг Италии), где покоятся мощи святого, эта икона как подарок зарубежного священничества, была отправлена в путешествие по Европе, через Россию к Москве, на то самое место в храме Христа Спасителя, где и стояла до рокового взрыва 5 декабря 1931 года. Икона Святого Николая Чудотворца, украшавшая этот храм, была утрачена в годы гонений на церковь, и в конце 90-х годов она возродилась в точной копии итальянского художника. Была освещена в Бари на мощах Святого Николая. Она необычна по своему художественному оформлению: поясной портрет Чудотворца выложен живописной керамической мозаикой, размером два на полтора метра; выполнен в теплых охристых тонах "под старину". Ярко-розовым цветовым пятном выделяется правая рука Святого. Тысячи верующих приложились к ней за время долгого путешествия. 3 декабря уже "несколько постаревшая" за время своего паломничества она прибыла в Никольскую церковь села Лепешкино. Здесь все было готово к столь торжественной миссии. При огромном стечении народа был торжественно отслужен акафист Святому Николаю Чудотворцу, после чего прихожане имели возможность приложиться к иконе и пройти под ней.
Такая форма поклонения святой иконе дала возможность верующим людям выразить самую сокровенную мольбу и получить укрепление, утешение и исцеление по вере своей. Это достаточно древний обычай, но довольно распространенный в Православии и очень значимый в жизни верующего человека, но не так часто используемый. Дело в том, что поднятие иконы происходило с древности, в особых случаях. История жития Преподобного Серафима Саровского подтверждает факт пронесения иконы над больным человеком и последующее исцеление. В десять лет Серафим (в миру Прохор Мошнин) сильно заболел, и надежды на выздоровление уже не было. В этот момент мимо дома проносили чудотворную икону Пресвятой Богородица (Курская-Коренная "Знамение"). Мать Прохора Агафия выбежала на улицу и, молясь, положила ребенка так, чтобы икону пронесли над ним. После этого Прохор стал быстро выздоравливать.
Также поднятие иконы происходило и происходит во время Крестных ходов и других особо значимых событиях.
Паломничество иконы святого Николая Чудотворца из Бари в Москву являло собой такое событие.
Сегодня икона святого Николая находится в правой части нижней Преображенской церкви в Храме Христа Спасителя в г. Москве.
Наиболее чтимыми святынями церкви являются икона Святого Николая Чудотворца, который является храмовым святым и небесным покровителем обители; икона Божьей Матери "Страстная"; икона "Усекновения головы Иоанна Крестителя", Голгофа, написанные П.А. Гладковым с большим художественным мастерством. От них исходит удивительный свет и живительная сила. В образах святых, Спасителя ощущается глубоко христианское православное миропонимание. Также почитаемой является икона страстотерпцев Бориса и Глеба, написанная с оригинала художником В.И. Кретовым. 15 мая и 6 августа - храмовые праздники в честь этих благоверных российских князей и страстотерпцев.
Как и десятки лет назад, сюда, в сельский храм ежедневно приходят люди. Сегодня Свято-Никольская церковь находится в добротном состоянии. Здесь просто, но именно здесь есть то благодатное и таинственное, которое находят верующие во время Литургии, чтения Святого Евангелия и Евхаристического канона. Прихожане любят свою церковь, отмечая, что "здесь необыкновенно уютно и всегда приятно быть".
Отстроившись и обновив себя, Свято-Никольская церковь живет мыслями о необходимости здания для воскресной школы, мебели, парт и скамеек для детей; об очищении зеленой зоны у храма и новых зеленых насаждениях… А это значит, что церковь продолжает свою подвижническую жизнь. Возблагодарим же Бога, время и людей, способствующих этому.

Надежда Ивановна РОДИНА
Учитель истории школы № 26 г. Орла

Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов