«Воссия мирови свет разума»

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества. «Рождество подходит тихо, издалека. Глубокие снега, морозы крепче, так что воздух мёрзнет, инеем стоит, туманная дымка. Следы дымятся... Берёзы — белые виденья. Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев — молитву, простой, особенный какой-то, детский, тёплый и почему-то видится кроватка, звёзды.

Рождество Твое, Христе Боже наш, Воссия мирови свет разума...

И почему—то кажется, давний, давний тот напев освящённый был всегда. И будет». Эти строчки из книги Ивана Шмелёва «Лето Господне», наверно, как ничто точно передаёт ожидание праздника Рождества Христова.

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит! «Христос раждается, славите!» — несётся над Вселенной, — «Христос с небес, встречайте!», — весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род — вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

И вот праздник этот наступил. Праздник радостный, но радостный не в череде многих, других. А потому, чтобы Рождество встретить достойно, надо было достойно и потрудиться.

Рождеству предшествовал сорокадневный Рождественский или Филиппов пост. Пост не самый строгий, но дающий возможность испытать себя, свою волю и стойкость. И уж, конечно, не могло быть и речи о развесёлых, так называемых, «рождественских днях», праздновать которые начали почему-то уже с начала декабря.

Накануне самого праздника отмечается Рождественский сочельник (названный так от слова «сочиво» — это это пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами), предполагающий особенно строгое воздержание. Не едят до появления первой звезды — в воспоминание о звезде Вифлеема, указавшей волхвам путь к месту рождения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

В навечерие Рождества Христова совершаются «царские часы.» Это богослужение отличается от обыкновенных «часов» тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии (избранные чтения из Библии, преимущественно, из Ветхого Завета). Кроме того, читаются Апостол и Евангелие. Потом совершается Литургия Св. Василия Великого с вечерней. На вечерне поются стихиры, в которых описывается внутреннее значение воплощения Сына Божия, благодаря чему разрушилась распря между Богом и людьми, изображается внешняя картина Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властью римского императора Августа.

По окончании Литургии священники пред иконою праздника, поставленной среди Церкви, славят Христа пением тропаря и кондака праздника.

По сообщениями информагентств, в общей сложности в рождественскую ночь торжественные богослужения прошли в 30 тысячах храмах Московского Патриархата по всему миру. Кроме того, вместе с нами Рождество Христово встретили Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православные Церкви, Святая гора Афон, греко—католики, и некоторые другие христианские деноминации, живущие по юлианскому календарю.

Святитель Иоанн Златоуст называет день Рождества Христова источником всех остальных праздников христианских, праздником честнейшим и важнейшим. «Кто назовет его матерью праздников, тот не погрешит. Что же это за праздник? Это Рождество Христово по плоти: в этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это Пасха; и не послал бы Св. Духа, а это Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

День Рождества Христова — это, прежде всего, праздник детей. Но, к сожалению, не все дети могут разделить радость о Родившемся Спасителе. Постарайтесь хотя бы в Святые дни от Рождества до Крещения подарить детям, обездоленным людям, нуждающимся в чужой помощи, радость о Родившемся Спасителе, подарить им свои добрые дела, внимание и заботу.

Анатолий Борисов

Рубрика: