«Боготканную одежду Святаго Крещения восхотев получити»… День Крещения Руси.
28 июля в Богоявленском собое славили святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси, и звучал тропарь: «Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к царскому граду уведети православную веру, и обрел еси бесценный бисер, Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем твое успение, людие твои суще: моли спастися державы твоея Российския начальником, Христолюбивому православному народу».
Уже второй год, как день Крещения Руси стал законодательно официально установленной датой. А первоначально празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.
Но церковное почитание святого князя Владимира началось на Руси значительно раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский в своём «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.
Вот что сказал сегодня после молебна у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Что может сравниться по значению с этим великим подвигом Крестителя Руси? Какое политическое прозрение, столь свойственное многим великим политикам, может сравниться с этим духовным прозрением, определившим на тысячелетие исторический путь народа и все то великое, на что люди наши были способны в течение всей этой тысячи лет? Первопричиной этих свершений была сила духа, рождаемая верой. Все то, на что современный человек часто взирает с непониманием, — и жертвенность, и любовь, и готовность к подвигу, и величайшее терпение — все это и дало великую силу людям, принявшим Крещение в Днепре, и их благочестивым потомкам».
Лично для меня именно с этого дня в памятном 1988 году, когда вся страна впервые отмечала так широко церковный праздник — тысячелетие Крещения Руси — и началось реальное знакомство с основами веры православной. Знаменательно и символично то, что праздник тот подарил мне встречу с двумя Владимирами Дорошами. Старший служил тогда священником в Ахтырском соборе, а младший был студентом Московской Духовной семинарии.
Шли годы. Начали возвращаться храмы православные законным владельцам. Первым был возвращён храм Михаила Архангела, а настоятелем там стал Владимир Дорош старший, а младший стал служить там рядовым священником.
Врезались в память слова, сказанные новым настоятелем отцом Владимиром о величии переданного храма : «Голова идёт кругом, как подумаю, что в таком величественном храме буду служить». Говорил это, стоя перед огромным котлованом, вырытом в купольной части Михайловской церкви.
Точно также казались самой настоящей фантастикой рассуждения настоятеля другого переданного Церкви храма, Богоявленского собора, Владимира Дороша младшего о строительстве рядом с храмом накладезной часовни на берегу Орлика.
Сейчас мы любуемся возрождённым красавцем храмом Михаила Архангела, восхищаемся росписью Богоявленского собора, набираем освящённую водичку в часовне Всех святых и считаем это уже привычным или, вернее, даже обычным, навсегда вошедшим в нашу повседневную жизнь. И это прямая заслуга любимых наших духоносных батюшек — Владимиров Дорошей. Родные отцы — многая вам и благая лета.
А мы все вместе воспоём величание святому князю Владимиру :
«Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтем святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым крещением просветившаго».
Текст, фото: Анатолий Борисов.