Память преподобного Паисия Величковского. Фото
28-го ноября в Богоявленском соборе чтили память преподобного Паисия Величковского, и звучал тропарь : «Стpа́нен быв на земли́, Небе́снаго Оте́чества дости́гл еси́ пpеподо́бне о́тче Паи́сие, добpотолю́бия подви́жниче, ве́pных научи́л еси́ ум к Бо́гу возводи́ти и се́pдцем к Нему́ взыва́ти: Го́споди Иису́се Хpисте́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гpе́шнаго».
Преподобный Паисий Величковский - это святой относительно недавнего времени. Он жил во второй половине 18 века в Молдавии. И в анналы русской церковной истории он вошел как переводчик и возобновитель духовных традиций Церкви, прерванных после реформ в Российском государстве во времена Екатерины II.Паисий Величковский был причислен к лику святых в 1988 году.
По завершению сугубой ектиньи диакон возгласил Вечную память приснопоминаемому архиепископу Паисию, воглавлявшему Орловскую епархию в течении почти двух десятилетий, получившему при пострижении в монахи имя Паисий в честь преподобного.
Уроженец Полтавы, выходец из священнической семьи преподобный Паисий учился в Киеве, работал в типографии Киево-Печерской лавры, с 17 лет подвизался в обителях Молдавии и Валахии, Буковины; и семь лет, с 25-летнего возраста, провел на Святой Горе Афон, где основал Свято-Ильинский скит. Завершил свой земной путь архимандрит в Нямецком монастыре (расположен к северо-западу от румынского г. Тыргу-Нямц), в коем подвижник возглавил полтыщи человек братии и поставил работу по переводу творений святых отцов с греческого языка..
Одной из грандиозных заслуг преп. Паисия перед русским православием является возрождение на Руси школы старчества, которая на протяжении всего XIX в. и позднее воистину «приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви».
Многочисленные ученики Паисия перенесли его писания и дух его устава вместе с учреждением монашеского старчества в Россию и тем весьма способствовали оживлению и возрождению русского монашества. Более известные из этих учеников были сами настоятелями разных монастырей или подвизались в них влиятельными иноками. Также у преп. Паисия было в России много учеников по переписке.
И батюшка Серафим Саровский, и старцы Оптинские, и многие другие подвижники, имевшие учительствующим истоком преп. Паисия Величковского, оформили, по сути, новый тип христианской цивилизации, подали пример возможного спасительного пути. Главной чертой русского старчества, ставшего результатом совершенствования и развития пятнадцати столетий здешней иноческо-аскетической духовной традиции, явился непостижимый синтез, казалось бы, несоединимого: уединенного подвижничества и самоотреченного общения с миром.
Пресс-служба Богоявленского собора