Богоявленский собор города Орла
Наши публикации :: Добавлено 01.07.2005
Андрей Бардиж, организатор Крестного хода Псков - Прохоровка - Куликово поле:

Крестный ход - это образ жизни

Крестный ход - это образ жизни
Для кого-то участие в крестных ходах становятся образом жизни
Крестный ход - памятное событие не только для непосредственных его участников, но и для жителей городов и деревень, через которые он проходит. Как организуются крестные ходы? С чем их участникам приходится сталкиваться на многокилометровом пути? Руководитель Информационного отдела Орловско-Ливенской епархии Евгений Борисов и журналист газеты "Город Орел" Сергей Заруднев побеседовали об этом с организатором проходившего по Орловщине в конце мая Крестного хода Псков - Прохоровка - Куликово поле Андреем Анатольевичем Бардижом, занимающимся организацией и проведением таких молитвенных шествий с 2001 года.

БАРДИЖ: Крестный ход - это же церковная служба, которая идет по земле. Как правило, она начинается и заканчивается в храме, и весь день в пути участники молятся Иисусовой молитвой. В крестном ходе присутствуют и всё необходимые с формальной стороны атрибуты. Впереди несут Крест, хоругви, иконы, мощи святых. В нашем крестном ходе это мощи Патриарха Тихона, встроенные в Крест. Когда мы так обычно идем, то получается что молебен продолжается в течение всего дня.
Прежде чем организовать и провести конкретный крестный ход надо сначала проехать намеченный путь, посмотреть все существующие варианты его прохождения. Если крестный ход правильно организован, он должен проходить в среднем по 20-30 километров в день, пять дней в дороге, а субботу и воскресенье, а так же большие церковные праздники, он должен проводить в каком-либо населенном пункте, где есть храм, - чтобы быть на службе. В те же дни мы обычно стараемся решать бытовые вопросы: лечим ноги, насморки, стираем белье.

ЗАРУДНЕВ: Что определяет маршрут?
БАРДИЖ: Идея, которая для нас важна. Например, первые крестные ходы были посвящены покаянию во грехе цареубийства и проводились на Урале. Первый Крестный ход состоялся в 2001 году и шел из Ныроба, есть такая деревенька на севере Пермской области, до Екатеринбурга. Он назывался "От первого Романова до последнего". В Ныроб Борис Годунов сослал Михаила Никитича Романова - брата будущего патриарха Московского и всея Руси Филарета, дядю первого царя Михаила Федоровича. Там, в условиях уральской зимы, он прожил 11 месяцев и, видимо, был убит охранявшими его стрельцами. Позже тело невинного страдальца было обретено нетленным и доставлено в Москву и захоронено в Новоспасском монастыре. Фактически он стал первым святым в роду Романовых. В начале 20 века готовили даже документы для его канонизации. Но пришел 1917 год…
Наш нынешний Крестный ход явился логическим продолжением нескольких похожих, проведенных в разных концах России, когда мы смогли убедиться в их потрясающей духовной эффективности. Маршрут был придуман еще два года назад. Мы хотели пройти по местам воинской славы и по трем великим полям: Прохоровскому, Куликову и Бородинскому. Потом задача немного изменилась - и мы начали движение от Чудского озера (где Александр Невский одержал победу над шведами) по маршруту Псков - Минск - Прохоровка - Куликово поле. Крестный ход благословили Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Минский Филарет. Маршрут его мы поделили на два этапа. Первый был в прошлом году, второй в этом.
Во многих места, где мы прошли подобные Крестные ходы оказались в большую диковинку. Скажем, на Витебской земле был устроен образцово-показательный полигон по искорению Православия. Там храмы закрывали и стирали с лица земли, разбирая их по кирпичику. И теперь на целые административные районы приходится всего по одному храму. В одном таком округе местный благочинный обрадовался: "Как хорошо, вы нам так поможете в свидетельстве веры нашей Православной!" - и пошел в администрацию за поддержкой для нас. А там ему чиновники - униаты-католики ответили: "Ни чем не можем вам помочь. Вы выбрали неправильную веру". К сожалению, такая ситуация прогрессирует.

ЗАРУДНЕВ: Какие люди ходит с вами в крестные ходы?
БАРДИЖ: Обычные наши с вами соотечественники, кого Господь пошлет. Чаще всего - горожане. Объясню почему. Мы ходим по большей части летом. У сельских жителей в это время все заботы - огород, который их кормит. Так что более или менее свободными остаются горожане.
Ходят с нами те, кого отпустили дома, кого отпустили в монастыре. Крайне мало людей, которые отсеиваются по здоровью: "Я не могу больше идти, потому что ноги стер". Опыт показывает, что это все можно перетерпеть, а в некоторых случаях мы даем возможность людям отлежаться. У нас было даже два случая переломов (правда, не в этом Крестном ходе, а в других). Одна женщина упала и шла не жалуясь на боль, а когда к врачу попала - оказалось, что ребра сломаны. Так мы вывезли ее вперед на то расстояние, что ход проходит за неделю, она полечилась и дальше пошла. Мы стараемся такие "кадры" сохранить. Я, поскольку двигаюсь впереди Крестного хода, могу вывезти кого-то к моим знакомым, к верующим.

БОРИСОВ: В книге "Русский Крест" Вы написали, что Крестный ход - это серьезный духовный экзамен. Скажите, а идущие накладывают на себя дополнительные духовные обязательства, например, более строгий, чем обычно, пост или что-то в этом роде?
БАРДИЖ: Нет, дело не в этом. Для всех участников Крестного хода в отношении трапезы существует обычный церковный устав. Если даже нет поста, мясо исключается. Правда возникает проблемы с местными жителями, которые хотят радушно нас встретить. От гостеприимства столы ломятся, и нам неудобно капризничать - вот, мол, какие мы постники великие. Ведь так можно хозяев обидеть. Стараемся каждый раз подходим в таких случаях индивидуально.
У нас была одна лыжница - чемпионка и медалистка, и она брала на себя такой экзамен - шла босиком всю дорогу. У Бориса из Нововоронежа было страшное давление. Ему врачи сказали: "Сиди дома, тебе и вставать можно в редких случаях",- а он пошел в Крестный ход. Многие крестоходцы, скажем, с утра вообще не едят. А в наших условиях не позавтракать, значит до самого вечера подкрепляться только во время коротких привалов хлебом и водой.
Зато примерно через тысячу километров движения люди отрываются от мира и врастают в ритм крестного хода, который начинает жить своей духовной жизнью - словно это передвижной монастырь со своим уставом, со своими правилами, обязательными послушаниями.

ЗАРУДНЕВ: Батюшки идут с вами?
БАРДИЖ: Да, постоянно. Хотя найти хорошего духовника в Крестный ход очень большая проблема. Мало того, что он должен быть подготовлен физически, идет-то наравне со всеми, но потом на стоянке, где мы собрались заночевать, должен еще исповедовать участников. Священник должен принимать участие в службах, исполнять требы.
Самое главное , что эти внешние обстоятельства позволяют нам осуществить главное - поиск Царства Божьего внутри себя. И тогда все претензии разного рода: и к ближним, и к властям, отступают на второй план. По-моему, Исаак Сирин сказал: "человек постигает истину пропорционально силе жития". Как там еще в Писании сказано? "Царствие Божие нудится"! А вот когда существуют объективные препятствия - погода, ноги, болячки и люди их преодолевают, вот и тогда и начинается постижение истины Божей, которая заключается, мне кажется, не в уставе Православной Церкви или каких-то внешних моментах, а в Духе. Мы, организуя крестные ходы, чтобы люди смогли почувствовать преодоление сопротивления обстоятельств. Вот мы сидели-сидели дома, вдруг встали с диванов, взяли и сказали: "Господи, пошли нам скорби, пошли нам некоторые трудности, пошли нам встречный ветер в лицо". Вот и получаем то, что просим.

БОРИСОВ: А что получаете?
БАРДИЖ: Люди пройдя в крестном ходе совершают духовный скачок: они поднимаются вверх в духовной жизни не на одну-две, а сразу на несколько ступеней. Я знаком с людьми, которые годами ходят в различные крестные ходы. Даже видя их недостатки, они понимают, что это не препятствует выполнению главных задач: пройти по выбранной земле, освятить ее своей молитвой и стать духовно выше.
Почему Крестный ход идет именно по местам боевой славы? Потому, что наши предки воевали с татарами мечами, с Гитлером - пушками, а наше оружие - молитва. Со злом можно бороться только молитвой. Господь и попускает беззакония, чтобы встряхнуть людей, чтобы научить их молитве.
Спаситель нам заповедовал молиться непрестанно, еще Он говорил: "Просите - и дастся вам". Но делать надо это в мирном состоянии духа.

БОРИСОВ: Встряхиваются немногие…
БАРДИЖ: Да, встряхиваются немногие. На мой взгляд, многодневный пеший Крестный ход с Иисусовой молитвой - это принципиально иное духовное явление, чем традиционные крестные ходы, проходящие по праздникам по улицам наших городов. До тех пор, пока вы не пройдете недели три в таком Крестном ходе, вы не поймете разницы. И ничем вам это ощущение не имплантировать.

ЗАРУДНЕВ: Может быть, не обязательно почувствовать, чтобы понять?
БАРДИЖ: Может быть. Вот на Курской земле, которая очень близка Орловской и по менталитету, и по природным условиям, и по всему остальному, сформировалось большое ядро православных. Они уже три года ходят крестными ходами, и теперь стали ядром Крестного хода, который начал свое движение 24 мая с Поклонной горы в сторону Минска и Киева. Для них это стало образом жизни. Они оставляют монастыри, семьи, учебу, работу, любимый огород…

Информационный отдел Орловско-Ливенской епархии

Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов