Богоявленский собор города Орла
Вопросы священнику



 Задать вопрос священнику по электронной почте:

Задать вопрос священнику по электронной почте  sbs-orel@yandex.ru





ВОПРОСЫ О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ, ТАИНСТВАХ И ОБРЯДАХ

ВОПРОС: Прошу, разъясните пожалуйста, допустимо ли моей дочери быть крестной матерью у новорожденной дочери подруги, если подруга стала крестной матерью сына моей дочери в прошлом году.

ОТВЕТ: Ваша дочь может быть крестной матерью у дочери своей подруги, т. к. «церковные правила не запрещают родителям разных семейств воспринимать детей от купели друг у друга» (Процитировано по: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителя. Часть II. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. Стр. 994.

• • • 
ВОПРОС: У меня есть друг. Он зовет меня быть крестным его сына, а крестной хочет взять мою сестру. Я не против, но не знаю можно ли так делать?

ОТВЕТ:Церковные правила не запрещают родным брату и сестре воспринимать младенца от купели.

• • • 
ВОПРОС: Не могу понять,почему мы празднуем воскресенье,если ясно написано,что надо чтить субботу?

ОТВЕТ:Заповедь об особом почитании субботнего дня была дана иудеям еще во времена Ветхого Завета, когда воскресного праздника еще не было. Однако Церковь сегодня строго соблюдает эту заповедь. Если Вы внимательно ознакомитесь с Богослужебным уставом, то увидите, что среди прочих дней суббота занимает особое место. Например:
1) В субботу запрещается пост;
2) Во время многодневных постов в субботний день пост ослабляется;
3) Накануне субботы (т. е. вечером в пятницу) в Великий пост совершается не постовая, а праздничная служба;
4) Если в каком-то храме служба не совершается каждый день, церковные правила приписывают обязательное совершение Литургии в субботу.
Это всего лишь несколько примеров того, как Церковь относится к почитанию субботнего дня. Поэтому мнение о том, что празднование субботы у православных сместилось на день воскресный — мягко говоря, не совсем верно. Воскресенье — это самостоятельный праздник, почитаемый христианами в честь Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

• • • 
ВОПРОС: Почему когда священник кадит, надо за ним поворачиваться? Мне кажется, что это не правильно, ведь можно оказаться спиной к алтарю.

ОТВЕТ: Вы правильно думаете: достаточно поклониться, когда священник или дьякон кадит прихожан с амвона.


О ПРАВОСЛАВНОМ ВЕРОУЧЕНИИ

ВОПРОС: Мне хотелось бы задать два вопроса по Евангелию:
1) Почему в начале Евангелия от Матфея говорится, что царь Ирод умер, а потом, судя по хронологии, говорится, что он был в дружеских отношениях с Пилатом?
2) Почему в Евангелии от Матфея и от Луки в родословных разные имена?


ОТВЕТ:
1) Дело в то, что речь идет о двух разных царях. Первый — это Ирод Великий, он умер примерно в 3 году по Р. Х. Второй — Ирод Четвертовластник, владевший четвертью царства Ирода Великого, которое распалось после смерти последнего.
2) Это связано с тем, что Матфей и Лука писали Евангелия для разных адресатов. Матфею важно было внимание евреев, поэтому он продемонстрировал в родословной Христа, что Мессия родился точно так, как было предсказано в пророчествах — т. е. от Авраама и Давида. И поэтому он не описал родословную Марии, Матери Христа, поскольку у евреев не было принято производить чей-либо род по матери. А Мария была единственным ребенком у своих родителей, поэтому её выдали за члена своего же рода — Иосифа Обручника. А апостол Лука ведет родословную от Адама, чтобы показать, что Христос принадлежит всему человечеству.
Отдельные расхождения в родословной обусловлены родовыми законами, например, законом ужичества (младшие братья после смерти старшего, не оставившего детей, могли выходить за его жену), когда авторы Евангелий записывали у себя разных братьев из одной семьи.

• • • 
ВОПРОС: Что значат слова Херувимской песни «дориносима чинми»?

ОТВЕТ: Буквальный перевод этих слов Херувимской песни: «нести [кого-то] копьями на щите». Так носили победителей (царей) после боя. В церковном песнопении этот древний обычай упоминается в духовном контексте: Господь Вседержитель, Победитель смерти является как бы носимым ангельскими воинствами.


ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, как выбрать духовника?

ОТВЕТ:Вопрос о поиске духовника серьезен, и поэтому решать его лучше в частной беседе со священником. Но еще в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что теперь наступило время, что очень трудно найти духовного пастыря. Поэтому христианину необходимо руководствоваться Священным Писанием и творениями святых отцов Церкви. Сегодня найти такого священника еще трудней, и поэтому иметь теперь опытного духовника — это действительно милость Божия. Молитесь искренно Господу, чтобы Он послал Вам такого пастыря, и это обязательно произойдет, если на то будет Его святая воля.

• • • 
ВОПРОС: Сколько раз в году надо исповедываться?

ОТВЕТ:В духовной жизни каждого человека существуют свои нормы. Нежелательно делать это (исповедоваться) редко, но и слишком частая, доведенная до «автоматизма», исповедь тоже опасна. Поэтому лучшим советчиком для Вас может стать тот священник, к которому Вы пойдете на исповедь в следующий раз.

• • • 
ВОПРОС: Надо ли говорить каждый раз тяжкие грехи?

ОТВЕТ:На исповеди мы каемся только в тех старых грехах, которые по забвению или ложному стыду не называли перед священником, или же в тех, которые совершили после последней исповеди. Про те грехи, которые Вы ранее назвали на исповеди, и больше их не повторяли, говорить не следует. Но плакать о них и заглаживать их добрыми делами можно и нужно до конца жизни.


ВОПРОСЫ ПРАВОСЛАВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ И ХРИСТИАНСКОГО БЫТА

ВОПРОС: Что и когда можно есть в сочельник?

ОТВЕТ:Существует благочестивый обычай воздерживаться от пищи в течение всего дня, и только вечером, после всенощной, вкушать сочиво (пшеницу, сваренную с медом). Но это просто традиция, а не требование церковного Устава. Он же приписывает строгий пост, то есть в течение дня можно вкушать постную пищу, но без растительного масла.

• • • 
ВОПРОС: Можно ли отмечать НОВЫЙ ГОД?

ОТВЕТ:Можно сказать, что первое января — условная дата. Началом года может быть выбран любой день. А христианин не должен забывать, что гражданский Новый год приходится на Рождественский пост. Вопрос не в том, можем ли мы отмечать этот праздник, а в том, как это правильно сделать. Если в этот день, или даже в эту ночь (теперь во многих храмах в ночь с 31 декабря на 1-е января совершаются особые новогодние богослужения) Вы придете в храм помолиться и поблагодарите за то, что Он дал нам еще один год, то в этом случае вы поступите так, как подобает христианину.

• • • 
ВОПРОС: Заранее простите зе несерьезный вопрос,но я хочу знать: как церковь относится к прыжкам с паращютом? Я уже несколько раз прыгал.Тянет, как наркотик.

ОТВЕТ:Любая вещь сама по себе нейтральна в нравственном смысле. Но Церковь всегда осуждает те занятия, связанные с риском для жизни, в которых этот риск не обоснован. Как сказал один современный архиерей, «Жертвенность не нужна там, где она не нужна». Нам кажется, что она как нельзя лучше подходит ко всякого рода экстремальным развлечениям, например, прыжкам с парашютом. Другое дело, если Вы служите в армии и прыгаете с парашютом, выполняя боевые задачи, защищаете Родину. Тогда, конечно, это занятие благословляется Церковью.

• • • 
ВОПРОС: Здравствуйте. Скажите пожалуйста, как Церковь относится к кремации?

ОТВЕТ:Прямого запрета на кремирование не существует, однако процедура обычного погребения менее болезненна для родственников.
Недавно сайт ПРАВОСЛАВИЕ.РУ опубликовал большую статью на эту тему — об отношении Церкви к кремированию. С ней вы можете познакомиться по следующим адресам:
• Морг, анатомический театр, крематорий: что недопустимо? Часть  I. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi?item=1r600r041222114825 
• Морг, анатомический театр, крематорий: что недопустимо? Часть II. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi?item=1r600r041227144308 

• • • 
ВОПРОС: Моя хорошая подруга предложила мне выносить ребенка её богатой сестры за большие деньги.Чтобы у меня осталась связь с ребенком она педложила мне стать его крестной.Я знаю,что родная мать не может быть крестной своего ребенка,а в таком случае я могу быть крестной?

ОТВЕТ:Документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый на Архиерейском соборе в 2000 году, определяет суррогатное материнство как ТЯЖКИЙ ГРЕХ. Подобное действие, получающее в сегодняшнем безбожном мире все большее распространение, недопустимо для православного христианина. Но если семья в силу каких-либо причин не может иметь детей, у нее всегда есть возможность усыновить ребенка. Это будет делом богоугодным, так как одной сиротой в мире будет меньше.

• • • 
ВОПРОС: Скажите пожалуйста,можно ли отдавать ребенка на танцы?Я слышала,как один священник назвал танцы иродиадиным искусством.

ОТВЕТ:Отвечая на Ваш вопрос, мы сделаем утонение: всё зависит от того, что это за танцы, и в каком возрасте заниматься ими. Конечно, взрослому человеку, если он является христианином, на наш взгляд, не подобает этому заниматься. Но в отношении детей известный современный пастырь протоиерей Артемий Владимиров говорит, что занятия хореографией весьма желательны. Они развивают осанку и художественный вкус.

• • • 
ВОПРОС: Смотрел по телевизору передачу «Принцип домино»,посвященную проблемме искуственного оплодотворенея.Присутствовавший там священник сказал,что религиозная концепция церкви не запрешщает искуственного оплотворения между мужем и женой. Может быть, я чего-то не понял, но моей жене в церкви батюшка сказал, что зачатие в пробирке является грехом и запретил это делать. Почему в вашей среде такие разногласия и кто на Ваш взгляд из них прав?

ОТВЕТ:Методов искусственного зачатия много, и они различаются не только по медицинским характеристикам, но и по нравственной сути. Бывают случаи, когда оплодотворение может произойти посредством половых клеток мужа, которые вводятся в матку. Возможно, именно это имел ввиду священнослужитель в упомянутой Вами передаче. Однако, как выяснилось, в подобных случаях рождается немало детей с . Попытки «перехитрить природу» часто приводят к дурным последствиям. Так что бывают, случаи, когда лучше всего принять свое безчадие как особое жизненное призвание, или усыновить ребенка. Однако Церковь выступает против зачатия ребенка «в пробирке», поскольку ради той жизни, которая затем имплантируется матери, убивается порой около десятка «зачатых» эмбрионов. Вообще, все подобные вопросы подробно рассмотрены в документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом на Архиерейском соборе 2000 года.
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн нашего сайта
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов