Богоявленский собор города Орла
Вопрос священнику
Не все ли равно, как верить,
или С кем борются иностранные миссионеры?



Они говорят, что с атеизмом. Они говорят, что помогают Православной Церкви проповедовать Слово Божие в стране, разрушенной безбожием. Официально руководители протестантских миссий заявляют, что не занимаются прозелитизмом ("прозелитизм" - работа по убеждению члена одной христианской общины перейти в другую христианскую же общину). Они говорят, что их проповеди обращены к атеистам, а не к православным. Они говорят, что видят в православных своих "братьев".
Они говорят неправду. Их надежда не только на то, что неверующих они приведут к своей вере. Их надежда еще и на то, что их усилия перевернут не только коммунистическую страницу духовной истории России, но и православную.
Одна духовная катастрофа в России уже произошла в начале нашего века (когда она начала зреть и сколь долго готовилась - вопрос особый). Другая совершается на наших глазах. Россию, ввергнутую некогда из мира православной духовности, в мир безбожия, сегодня перестраивают на американско-протестанский лад. Если это удастся - это будет другая страна, не имеющая уже ничего общего со своей тысячелетней историей.
Надо называть вещи своими именами. Американские и другие протестанты осуществляют духовную оккупацию России. На экуменических форумах протестанты заверяют православных в своих самых лучших отношениях. Реальность показывает иное.
Они предлагают лишь одну форму сотрудничества: участие православных священников в протестантских собраниях. Это еще более лукавое действие, чем "экуменические" проповеди Билли Грэма. Люди, увидев православного священника на протестантском собрании, будут уже в полном убеждении, что здесь все православно и с еще большей готовностью будут входить в те уже чисто протестантские кружки. Правила же участия православного в протестантском или экуменическом мероприятии исключают возможность разъяснения различий православия и протестантизма. Значит, по сути, православному священнику предлагается встать у дверей антиправославного религиозного центра и своим присутствием подтверждать любопытствующим что, мол, знаете ли, тут все хорошо и православная Церковь отнюдь не против, чтобы вы перешли в секту...
Протестанты прекрасно понимают, что именно Православной Церкви русский народ доверяет больше, чем им, и именно от нее ждет евангельского слова. Они не настолько глупы, чтобы не осознавать, что с людьми лучше общаться без переводчика и говорить на языке родной их культуры. Но желание создать свои собственные структуры у них пересиливает здравый миссионерский смысл. Помогать Русской Православной Церкви они никак не хотят и предпочитают действовать самостоятельно.
Посмотрите - как реагирует уличный проповедник, если в ответ на его вопрос, читали ли мы Евангелие и хотим ли послушать об Иисусе, слышит, что перед ним человек уже верующий и православный? Прекращает беседу? Признается в своих братских чувствах? Радуется, что в языческой стране встретил христианина? Может быть, чувствуя односторонность своих знаний, полученных на лекциях иностранных проповедников, пользуется возможностью, чтобы из первых рук узнать что-то о православии?
Ничего подобного. Он действительно меняет тему разговора. И вместо рассказа о служении Христа начинает говорить об "изъянах" православия. Он настойчиво приглашает православного посетить протестантское собрание; размахивая Библией, уверяет, что почитание икон/крещение детей и многое другое есть не что иное, как формы язычества. Он уверяет, что истинного христианства Россия еще не видела... Многие из тех, кто заполняют дворцы культуры на "библейских" вечеринках, покинули бы свои места, если бы организаторы им честно и с самого начала сказали, что они не православные, что они считают православных не то еретиками, не то вообще язычниками. Но эти откровения они приписывают под конец.
...Это все будет потом, а начинают миссионеры с заверений в том, что они сами - почти православные. В Евпатории они построили молитвенный дом, на фасаде которого выложили восьмиконечный православный крест и икону Христа. Местные жители уже знают, что это дом не православной молитвы, но зато приезжие курортники вполне могут обмануться.
Так протестантские миссионеры начинают свою проповедь Истины с маленькой лжи.
К сожалению, любые заверения и подделки сегодня с легкостью находят сбыт. Посткоммунистическая Россия превратилась в территорию массового проповеднического браконьерства: пользуясь религиозной неграмотностью людей их в целом благожелательным отношением ко всему, что связано с "духовностью", а также разрушением традиционных форм религиозности а России, зарубежные "братья по вере" по сути, бросились добивать Русскую Православную Церковь, искалеченную десятилетиями подневольного существования.
Что может посоветовать людям православная Церковь? Прежде всего - напомнить, что принятие крещения у сектантов есть отречение от церковного крещения, также как и участие в их молитвах есть действия, отлучающие человека от Православной Церкви - и по сути, и по церковным каноническим правилам. Если же опыт Церкви и ее слово хоть как-то значимы для Вас - прежде чем Вы отречетесь от Православия, выслушайте и тех, кого обвиняет Ваш случайный собеседник. Если к Вам на улице подходит человек и говорит, что Ваша мать - блудница, вы вряд ли с ходу проклянете родившую вас. Сердце побудит вас если и не сразу дать пощечину сплетнику, то уже, во всяком случае, подойти к матери и спросить: "Мама, как мне ответить твоим хулителям?" Православная Церковь - мать, воспитавшая славянские народы; все самое светлое, что есть в нашей культуре и в наших сердцах - от нее. И если иностранные миссионеры обвиняют ее в мистическом "блуде" (мол, отреклась от чистоты Евангелия, вместо Бога поклонилась идолам-иконам и вместо Христа молится Божией Матери и святым) - также вместо того, чтобы восторгаться начитанностью и обаятельностью клеветника, лучше найти человека, знающего богословие Православия и спросить его, как можно ответить на эти обвинения.
По сути, многие протестанты пытаются вернуть нас в мир ветхозаветных норм. Адвентисты возмущены тем, что христианский мир празднует воскресение и настаивают на соблюдении ветхозаветной субботы. Иеговисты вообще отказываются признать Христа Богом и видят в нем лишь одного из еврейских пророков, а ошарашенному люду рассказывают, что Бога можно именовать только по-еврейски - "Иегова". Вместе с ними и иные в своем отторжении православных икон дружно противоречат основной новозаветной вести: "Слово стало плотью", Бог стал человеком - и потому ветхозаветные запреты на изображение невидимого Бога отошли в прошлое; так проповедовала Церковь с апостольских времен.
Но, может, это их неприятие иконы и к лучшему; по крайней мере, это дает возможность быстро и легко убедиться - что же за проповедник вырос на пороге вашей квартиры. Когда к Вам в дверь позвонит некий посланник и начнет говорить о том, что Христос его послал лично к Вам, чтобы поведать о Евангелии, попросите, его перекреститься и поцеловать икону Христа. Апостол Запада от этого явно уклониться, ну а дальше уже в Вашей воле решать - будете ли Вы слушать хулителя православия или просто поблагодарите за визит.
Каждый раз, когда православному христианину приходиться свидетельствовать о той боли, которую причиняют иностранные миссионеры Православной Церкви в России - находится кто-нибудь, кто говорит: "Вы разжигаете религиозную вражду". Как вор, забравшийся ночью а квартиру, осаживает пробудившуюся жертву: "Не шуми! Людям спать мешаешь!" Как бы нам, балуясь разговорами о "духовном возрождении", не проспать Россию.
У нас не успели еще зажить раны, нанесенные атеистическими гонениями, а иностранные протестантские миссионеры продолжают сегодня в России труд безбожников. Как и былые коммунисты, они видят в Православии лишь "средневековый пережиток", некое полуязычество.
Более всего протестанты винят Православие за наши иконы. "Это - идолы, заслоняющие Бога", - заявляют они, видя, как православный целует икону. Но можете ли Вы представить себе жену, которая подает на развод только на том основании, что муж, находясь в разлуке с нею, поцеловал ее фотокарточку?..
Первым же иконописцем был сам Бог. Его Сын рожден как "образ ипостаси Его" (Евр. 1, 3). Человека Бог создал как Свой образ в мире (в греческом переводе - как икону). Поэтому и кланяемся мы при встрече человеку, не становясь от того язычниками и нарушителями заповеди "Богу одному поклоняйся".
Разве мешает наличие образа почитанию Бога? Но сама Библия тоже есть икона: хоть и не красками, а словами передает она образ Творца. Любая проповедь предлагает некоторый образ Бога, некоторое представление о Боге для того, чтобы человек обратил свой сердечный взор к Самому Богу. Это делает и икона. Седьмой Вселенский Собор, объяснивший иконопочитание, ясно сказал: глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу. Другое дело, что в ветхозаветные времена зримая икона Бога была невозможна. И здесь мы видим типичную уловку сектантов. Они ссылаются на ветхозаветный запрет, делая вид, что Новый Завет ничего не изъяснил. Они указывают на то, что "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1, 18), забывая осмыслить продолжение этой мысли Апостола "Сын же, Он явил". Во Христе Бог стал един с человеком - и если Христос есть Бог, и Христос был видим, то значит, Он стал изобразим. Евангелие описывает жизнь Христа словами, художник - красками. Станет ли протестант держать Евангелие в непотребном месте? Будет ли он в страницы Библии заворачивать бутерброды? И осудит ли он желание человека, который, прочитав Евангелие, от сердечной радости и благодарности поцелует дорогую страницу? Почему же эти чувства нельзя проявить перед ликом Христа, написанным иным способом? Или критики православия всерьез считают, что мы кланяемся дереву и краскам?
Полемика об иконе да поможет Вам понять, что аргументы противников Православия всегда стоит сравнивать с тем, что говорит сама православная мысль. Сравнение покажет, сколь непохоже Православие на те карикатуры, которые рисуют на него сектанты.

Протестанты уверяют, что они живут точно по Писанию и ясно понимают Слово Божие. Но если бы это было так - не было бы десятков протестантских же сект, каждая из которых настаивает на своем евангелизме, но проповедует противоположные вещи. Адвентисты отрицают бессмертие души - а баптисты, ссылаясь на ту же Библию, его признают. Адвентисты говорят, что надо праздновать субботу, а пятидесятники полагают, что можно продолжать праздновать воскресные дни. "Свидетели Иеговы" уверяют, что Христос не был Богом, - и потрясают при этом все той же Библией...
Свою борьбу между собой эти секты перенесли теперь в нашу страну. Кому из них удастся под свой шаблон подогнуть огромную Россию - тот получит преимущества и у себя за океаном. Но кроме своих распрей, сюда они принесли еще и роднящее их всех самоуверенное презрение к Православию - к тому Православию, которого они не знают.
Каждый человек проповедует свое понимание Евангелия. И то, что Вы услышите на собрании сектантов - не само Евангелие, а их видение Евангелия. Это им нужно превращение религии Распятия в повод для "чувства глубокого удовлетворения; "ты только признай, что за тебя долг уже заплачен и продолжай свой бизнес, ибо местечко на Небесах тебе уже готово". Но может ли быть большая подмена? "Проще! Дешевле! Удобнее!" - вот их лозунг. Билли Грэм и Марк Сринли принесли в Россию, крещенную 1000 лет назад, не Христа, а понимание Евангелия мелкими американскими бизнесменами двадцатого века.
Православие - это понимание Евангелия, вымоленное и выстраданное греками, египтянами, сирийцами, другими народами библейских земель в первые века христианства. Эта традиция древневосточного прочтения Евангелия и исторически и духовно более достоверное, чем рекламные обещания, раздаваемые американскими миссионерами. Вне Церкви Библия превращается в сборник сомнительного происхождения. Именно Православная Церковь в 5 веке окончательно определила состав Священных книг. Именно Церковь в своем предании поставила книги Нового Завета выше книг Завета Ветхого. Или протестанты знают такое место из посланий апостола Павла, где он советует включить его послания в состав Библии? И тем не менее, любой христианин знает, что книги Нового Завета - книги Павла духовно значимее книг древних, дохристианских пророков. Это - неписаное утверждение Церкви. И, принимая одно церковное предание, нелогично отвергать остальные.
В конце концов, секта есть секта. Это - лишь узкий "сектор", в который втискивают духовный опыт человечества. Сектант выбирает одну мысль, один аргумент и пытается доказать, что все остальное не нужно. Американские сектанты ничего не могут добавить к опыту мысли, молитвы, культуры Православия. Они способны лишь обрезать его до своих стандартов. Спросите протестанта, чем он отличается от православного. Своеобразие своей веры протестант выразит через отрицание: "У нас нет" - икон и храмов, исповеди и Литургии, священников и святых, крещенения детей и молитв за усопших родителей...
Церковь есть живой организм, а для живого свойственно развитие. И поэтому протестантские уверения в том, что они отбросили "излишнюю" православную "сложность" и вернулись к начальной апостольской "простоте", неубедительны; нельзя заставить взрослого человека вновь влезть в колыбель и носить детские одежды - как бы милы они ни были. Христианство уже взросло. Ему две тысячи лет, и это древо, разросшееся за два тысячелетия, нельзя вновь обрезать до размеров и форм того росточка, с которого оно начиналось на заре нашей эры. Христос сравнивал Царство Божие с растущим семенем и древом. И что же пенять дереву за то, что оно не осталось семечком, но вобрало в себя всю сложность мира и человека!
Кто бы ни подарил Вам Слово Божие - поблагодарите. Но не продавайте свою душу за этот подарок. Сектантские миссионеры со временем пояснят Вам, что они не считают православие "настоящим Христианством", и запретят ходить в Православные храмы.
Для размышлений нужно время. Ведь если Вы поддадитесь эффекту толпы и в конце протестантской проповеди выйдете к сцене, чтобы принять крещение у сектантов - Вы отлучите себя от Православной Церкви.

Мы не можем сейчас до всех донести духовную весть Православия. Но, слава Богу, уже есть открытые храмы, есть церковные библиотеки и воскресные школы. "Нас почитают обманщиками, но мы верны..; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; мы нищи, но многих обогащаем. Уста наши отверсты к Вам, сердце наше расширено... Вместите нас" (2-Кор.6, 8 - 11; 7, 2).

из работ диакона Андрея КУРАЕВА


Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн нашего сайта
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов