«В Рождество все немножко волхвы
».
П риближается праздник Рождества. За то время, как он стал государственным, мы привыкли к нему. Постепенно мы привыкаем и к тому, что с Рождеством нас поздравляют
два раза: 25 декабря
и 7 января.
|
Григорий Гагарин. «Рождество Христово»
|
Сама по себе двухнедельная разница в праздновании Рождества была бы беспроблемна, если бы не глобализм современных СМИ. 25-го декабря весь эфир был уже заполнен радостными восклицаниями и поздравлениями. Если бы эти поздравления были адресованы конкретно русским католикам они были бы вполне уместны. Но, к сожалению, они адресовались всему российскому народу. При этом государственное телевидение, скажем, Польши, не устраивает рождественские шоу в день православного празднования Рождества. Во Франции или Германии в православную Пасху телеи радиоканалы отнюдь не переполнены поздравлениями. А ведь в этих странах православных не меньше, чем
католиков в России, и тем не менее общенациональные системы вещания в крайнем случае лишь напоминают, что
у таких-то сограждан сегодня такой-то праздник, но не призывают всех разделить этот специфический праздник
меньшинства.
Каждый народ выработал свой календарь, свою череду праздников и постов. И не случайно каждый новый политический режим в России пытается составить свой цикл праздников (вспомним хотя бы объявление нерабочим днем дня «ельцинской конституции»). И если политический календарь оказывается зависимым от политики, то пусть хоть церковный календарь останется у русского народа таким, какой он есть от веку. Кроме того, элементарная тактичность способна подсказать: каждое поздравление с религиозным праздником должно быть адресным. И чем раньше поймут это те, кто стоит у руля «четвертой власти», тем лучше.
Я же как священник хочу сказать о другом. Мы привыкли представлять себе события той рождественской ночи в таком виде: полусказочная пещера, ангелы, пастухи, волхвы, теплое дыхание животных и Мать, склонившаяся над Младенцем. Но если мы внимательно прочтем Священное Писание, то сразу почувствуем тревожные нотки, звучащие в евангельском рассказе о Рождестве. Об этом необходимо вспомнить сегодня. Мария рождает Сына не в человеческом доме, а в хлеву. Это происходит не потому, что Она так любит природу. Просто в ту ночь перед Божьей Матерью оказались закрыты все двери Вифлеема: никто не согласился дать ей приют
В мире людей Спаситель с первого же мгновения своей жизни бездомен
Волхвы, разыскивая Христа, вопрошали на улицах: «Где родившийся Царь Иудейский?». И тут же они были вызваны на допрос к правителю. Мы не замечаем необычности и дерзости этого их вопроса, но святитель Иоанн Златоуст напоминает: один такой вопрос мог стоить им жизни. Ирод не имел прав на престол и к власти пришел с помощью римлян. Как всякий узурпатор, он боялся за свою власть, всюду подозревая заговоры. Это о нем, об Ироде Великом, римский император Август сказал: «В стране Ирода безопаснее быть
свиньей, чем царским сыном». Свиней-то иудеи в пищу не употребляли, а Ирод действительно убивал собственных сыновей, едва только у него возникали подозрения о планах их собственного скорейшего воцарения. И в эту страну, в её столицу, приходят чужестранцы и спрашивают: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2,2). Это также опасно, как в Москве 1937 года на Красной площади спрашивать прохожих: «Где нам найти сына Государя Императора?». Но чувство долга, веры и призвания были сильнее у волхвов, чем политическая «рассудительность». Наверное, именно поэтому они все-таки нашли дорогу к Вифлеему.
Даже те, кто не читал святых отцов, помнят строчку Иосифа Бродского: «В Рождество все немножко волхвы
».
Да, мы все на дороге в Вифлеем. Мы ищем Христа. И мы же закрываем перед Ним двери наших домов и душ. Мы
хотим увидеть Бога но отнюдь не хотим жить в Его Присутствии. Что-то в нашей душе тянется к небу, что-то боится его и скрывается. А вот в чем мы мало похожи на волхвов это в том, что они подставили себя под смертельную угрозу не для
того, чтобы что-то получить от Младенца, а лишь для того, чтобы передать Ему свои собственные дары. Как же редко сегодня человек ищет Христа не ради ожидаемой от Него маленькой получки (в виде поправления здоровья или устроения дел), а только, чтобы сказать Ему из глубины своего сердца: «Ты знаешь, Господи, я понял: оказывается, я не сам пришел в этот мир, а Ты меня привел сюда, Ты подарил мне жизнь, и поэтому моя жизнь по праву благодарения принадлежит теперь
уже Тебе, а не мне
». Да, много, слишком много сказано за последние годы о душевном мире и спокойствии, которые приносит с собой вера в Бога. Но стоит предупредить: за мир в душе надо сражаться, за спокойствие надо подвизаться (это от слова «подвиг»). Даже смирение и христианское терпение требуют немалого мужества, как и сердечная чистота требует гнева, отторгающего от сердца дурные помыслы. Две вещи обещает Христос своим ученикам: Свою любовь и ненависть
мира. Как легко, и, что самое страшное, как незаметно человек может потерять уже обретенного Христа. Младенца надо уберечь от Ирода, чистоту души надо беречь от грязи, лучик благодати защитить от греха. И жемчужину Веры, появившуюся в душе, не стоит сразу выставлять напоказ, пусть ее свет наберет силу. И лишь тогда позволить ему стать видимым людям. Понимая, что подойти к Вифлеему означает объявить о своем вступлении во вселенскую войну добра против зла, расслышим же заповедь, которую чаще всего слышали люди из уст Христа: «Не бойтесь!». Не бойтесь! «Ибо Я победил мир».
И в подтверждение этих странных слов палестинского Проповедника не от дня воцарения Ирода или Августа, Пилата
или Цезаря ведет летоисчисление мир, а от дня рождения Сына Марии. И как бы не хотели новые узурпаторы вести счет от дня их маленького торжества, рано или поздно календарный листок снова скажет: наш счет от Рождества Христова. А в Рождество все немножко волхвы
о. Владимир Сергеев, протоиерей Богоявленского собора. |