НА ГЛАВНУЮ: Богоявленский собор города Орла
Наши публикации :: Добавлено 29.12.2006 

«В Рождество все немножко волхвы…».

П
риближается праздник Рождества. За то время, как он стал государственным, мы привыкли к нему. Постепенно мы привыкаем и к тому, что с Рождеством нас поздравляют … два раза: 25 декабря и 7 января.

Григорий Гагарин. «Рождество Христово».

Григорий Гагарин. «Рождество Христово»

Сама по себе двухнедельная разница в праздновании Рождества была бы беспроблемна, если бы не глобализм современных СМИ. 25-го декабря весь эфир был уже заполнен радостными восклицаниями и поздравлениями. Если бы эти поздравления были адресованы конкретно русским католикам — они были бы вполне уместны. Но, к сожалению, они адресовались всему российскому народу. При этом государственное телевидение, скажем, Польши, не устраивает рождественские шоу в день православного празднования Рождества. Во Франции или Германии в православную Пасху телеи радиоканалы отнюдь не переполнены поздравлениями. А ведь в этих странах православных не меньше, чем католиков в России, и тем не менее общенациональные системы вещания в крайнем случае лишь напоминают, что у таких-то сограждан сегодня такой-то праздник, но не призывают всех разделить этот специфический праздник меньшинства.

Каждый народ выработал свой календарь, свою череду праздников и постов. И не случайно каждый новый политический режим в России пытается составить свой цикл праздников (вспомним хотя бы объявление нерабочим днем дня «ельцинской конституции»). И если политический календарь оказывается зависимым от политики, то пусть хоть церковный календарь останется у русского народа таким, какой он есть от веку. Кроме того, элементарная тактичность способна подсказать: каждое поздравление с религиозным праздником должно быть адресным. И чем раньше поймут это те, кто стоит у руля «четвертой власти», тем лучше.

Я же как священник хочу сказать о другом. Мы привыкли представлять себе события той рождественской ночи в таком виде: полусказочная пещера, ангелы, пастухи, волхвы, теплое дыхание животных и Мать, склонившаяся над Младенцем. Но если мы внимательно прочтем Священное Писание, то сразу почувствуем тревожные нотки, звучащие в евангельском рассказе о Рождестве. Об этом необходимо вспомнить сегодня. Мария рождает Сына не в человеческом доме, а в хлеву. Это происходит не потому, что Она так любит природу. Просто в ту ночь перед Божьей Матерью оказались закрыты все двери Вифлеема: никто не согласился дать ей приют… В мире людей Спаситель с первого же мгновения своей жизни бездомен…

Волхвы, разыскивая Христа, вопрошали на улицах: «Где родившийся Царь Иудейский?». И тут же они были вызваны на допрос к правителю. Мы не замечаем необычности и дерзости этого их вопроса, но святитель Иоанн Златоуст напоминает: один такой вопрос мог стоить им жизни. Ирод не имел прав на престол и к власти пришел с помощью римлян. Как всякий узурпатор, он боялся за свою власть, всюду подозревая заговоры. Это о нем, об Ироде Великом, римский император Август сказал: «В стране Ирода безопаснее быть свиньей, чем царским сыном». Свиней-то иудеи в пищу не употребляли, а Ирод действительно убивал собственных сыновей, едва только у него возникали подозрения о планах их собственного скорейшего воцарения. И в эту страну, в её столицу, приходят чужестранцы и спрашивают: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2,2). Это также опасно, как в Москве 1937 года на Красной площади спрашивать прохожих: «Где нам найти сына Государя Императора?». Но чувство долга, веры и призвания были сильнее у волхвов, чем политическая «рассудительность». Наверное, именно поэтому они все-таки нашли дорогу к Вифлеему.

Даже те, кто не читал святых отцов, помнят строчку Иосифа Бродского: «В Рождество все немножко волхвы…». Да, мы все — на дороге в Вифлеем. Мы ищем Христа. И мы же закрываем перед Ним двери наших домов и душ. Мы хотим увидеть Бога — но отнюдь не хотим жить в Его Присутствии. Что-то в нашей душе тянется к небу, что-то боится его и скрывается. А вот в чем мы мало похожи на волхвов — это в том, что они подставили себя под смертельную угрозу не для того, чтобы что-то получить от Младенца, а лишь для того, чтобы передать Ему свои собственные дары. Как же редко сегодня человек ищет Христа не ради ожидаемой от Него маленькой получки (в виде поправления здоровья или устроения дел), а только, чтобы сказать Ему из глубины своего сердца: «Ты знаешь, Господи, я понял: оказывается, я не сам пришел в этот мир, а Ты меня привел сюда, Ты подарил мне жизнь, и поэтому моя жизнь по праву благодарения принадлежит теперь уже Тебе, а не мне…». Да, много, слишком много сказано за последние годы о душевном мире и спокойствии, которые приносит с собой вера в Бога. Но стоит предупредить: за мир в душе надо сражаться, за спокойствие надо подвизаться (это — от слова «подвиг»). Даже смирение и христианское терпение требуют немалого мужества, как и сердечная чистота требует гнева, отторгающего от сердца дурные помыслы. Две вещи обещает Христос своим ученикам: Свою любовь и ненависть мира. Как легко, и, что самое страшное, как незаметно человек может потерять уже обретенного Христа. Младенца надо уберечь от Ирода, чистоту души надо беречь от грязи, лучик благодати — защитить от греха. И жемчужину Веры, появившуюся в душе, не стоит сразу выставлять напоказ, пусть ее свет наберет силу. И лишь тогда позволить ему стать видимым людям. Понимая, что подойти к Вифлеему означает объявить о своем вступлении во вселенскую войну добра против зла, расслышим же заповедь, которую чаще всего слышали люди из уст Христа: «Не бойтесь!». Не бойтесь! — «Ибо Я победил мир».

И в подтверждение этих странных слов палестинского Проповедника не от дня воцарения Ирода или Августа, Пилата или Цезаря ведет летоисчисление мир, а от дня рождения Сына Марии. И как бы не хотели новые узурпаторы вести счет от дня их маленького торжества, рано или поздно календарный листок снова скажет: наш счет — от Рождества Христова. А в Рождество — все немножко волхвы…

о. Владимир Сергеев, протоиерей Богоявленского собора.

Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Борисов Иван