НА ГЛАВНУЮ: Богоявленский собор города Орла
Наши публикации :: Добавлено 29.12.2006 

Проблема толерантности в современном обществе: православный взгляд.

27
октября 2006 года Общественный Совет при полномочном представителе Президента РФ ЦФО и Общественная палата Орловской области проводили в нашем городе Международную конференцию «Развитие толерантности в межнациональных отношениях». Автору данной статьи, участвовавшему в конференцию, хотелось бы сказать уважаемым читателям несколько слов о православном понимании «толерантности».

Несомненно, что развитие толерантности в российском обществе предполагает формирование уважительного отношения к религиозным конфессиям, и, в первую очередь, самой многочисленной из них — Русской Православной Церкви, численность верующих которой на территории нашего государства, по данным фонда «Общественное мнение» за 2001 год, составляет 53% населения.

Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов о самом понятии «Толерантность». В Словаре современных понятий и терминов (М., изд. «Республика», 2002) читаем: «толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — 1) отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; 2) снисходительность, терпимость к кому-чему-нибудь, например к чужим мнениям, верованиям как необходимому условию политического плюрализма». О проблеме толерантности в смысле терпимости к другим людям, их взглядам, убеждениям и религиозным верованиям впервые заговорили на Западе во второй половине XX века в связи с развитием концепции прав человека, то есть это понятие и реальность, которые целиком и полностью сформировались в западной культуре. Поэтому их заимствование требует адаптации к конкретной жизни того или иного народа. Ведь никто еще не придумал другого способа говорить об универсальных истинах, кроме как на языке своего национального опыта.

Несомненно, что Запад внес и вносит очень весомый и значительный вклад в этот процесс, но необходимо учитывать и другие голоса. Обращаясь к языку своей национальной культуры, каждый народ обращается к тому универсальному, что в ней есть. Русская культура особенно чувствительна к универсальным обеспокоенностям человека. В ней глубоко присутствует традиция осмысления темы терпения, милосердия, человеколюбия. Об этом свидетельствуют русское богословие, духовность, философия, литература, искусство, которые с интересом принимаются в разных странах мира.

Кроме того, само понятие «терпение» имеет глубокие христианские корни, восходящие ещё ко временам Ветхого Завета. Темой терпеливого перенесения жизненных страданий пронизана вся ветхозаветная книга Иова. Святой пророк и псалмопевец Давид говорит: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102, 8). Пророк Исаия в 53 главе своей книги повествует о терпеливом перенесении Мессией ужасных страданий за грехи людей. В Новом Завете Иисус Христос призывает Своих учеников: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Ап. Павел побуждает к терпению всех верующих следующими возвышенными словами: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12, 1-3). Таким образом, в Библейском понимании, «терпение — добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий, неизбежных в жизни почти каждого человека» (Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., 1891).

Однако христианское учение о терпеливом перенесении жизненных скорбей и испытаний вовсе не означает терпимости по отношению к еретикам (см. Тит. 3, 10; Тит. 1, 10-11; 2 Сол. 2, 15) и безнравственным людям. Апостол Павел пишет коринфским христианам, чтобы они сами «извергли развращенного из своей среды» (1 Кор. 5, 13); «не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Поэтому на протяжении своей многовековой истории Христианская Церковь всегда настаивала на необходимости соблюдения в обществе определенного набора нравственно-этических норм, без чего любое человеческое объединение обречено на гибель. То, что происходит сегодня во многих странах, совершенно противоположно этой задаче. В публичной сфере, прежде всего, в СМИ человек не только не призывается к соблюдению моральных норм, но разными способами убеждается в необходимости их нарушения. В результате общество лишает людей свободы нравственного совершенствования.

Устранение общества и государства от поддержки традиционных моральных норм приводит к тому, что общество сталкивается с оскорблением религиозных чувств и рекламой псевдорелигиозных движений, которые пользуются публичной сферой для распространения своих взглядов. В Европе сейчас стало обыденным делом, когда из ее публичной сферы удаляется все, что связано с христианством для того, чтобы не оскорблять чувств представителей других религий. В результате происходит потакание нетерпимости религиозных меньшинств и умаление прав религиозного большинства. Что же видят люди? Права человека не могут защитить их культурные и религиозные традиции. Тогда они идут в ряды крайне правых. А потом мы удивляемся, почему эти политические направления получают поддержку на выборах.

Положение дел в области толерантности у нас в России осложняется еще и тем, что за несколько десятилетий атеистического правления были утрачены многие нравственно-этические нормы, огромное количество людей имеют смутное представление о традиционных христианских ценностях и православной культуре. Нередко в публичной сфере можно встретить нетерпимое отношение к Русской Православной Церкви, довольно известные люди выступают против восстановления храмов и возрождения традиционных нравственных ценностей. Порой звучат и явно враждебные высказывания в адрес представителей РПЦ. Об этом говорит и патриарх Алексий II: «Атеизм не мог исчезнуть и не исчез в одночасье. Семьдесят лет люди воспитывались в атеистическом духе… в целом ряде областей преподавание „Основ православной культуры“ стало уже абсолютно естественным и вызывает благодарность учителей и родителей. Ведь каждый культурный человек должен знать историю своей культуры. Незнание православной культуры обедняет человека. Наша культура имеет корни в тысячелетней традиции православного христианства».

Конечно, некто не будет спорить с тем, что в современном многополярном мире ни одна из религий не может претендовать на особое положение. Однако каждая из религий должна иметь право свободно высказывать свою позицию, с учетом места той или иной религии в обществе и ее роли в жизни общества. Поэтому в странах своего присутствия Русская Православная Церковь выступает за преподавание Основ православной культуры в светской школе, за введение института полковых священников, присутствие религиозных тем в СМИ, социальную работу религиозных организаций. Только при соблюдении этих условий мы сможем сохранить нравственные ценности общества, традиции патриотизма и гуманизма, культурный и научный потенциал страны, укрепить межнациональные отношения, преодолеть расовую и религиозную нетерпимость, что особенно важно в современной ситуации в России.

о. Алексей Власов, священник Иверского храма

Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Борисов Иван