НА ГЛАВНУЮ: Богоявленский собор города Орла
Наши публикации :: Добавлено 18.03.2007 

Как правильно проводить Великий пост

П
родолжается Святая Четыредесятница. Совсем немного времени осталось до великого христианского праздника Святой Пасхи. Издревле на Руси люди стремились заранее приготовиться к достойной встрече этого праздника. Причем подготовка эта состояла не только в том, чтобы убраться дома и приготовить праздничный обед. Наши предки старались почаще делать добрые дела, проявлять милосердие к ближним, навещали больных и стариков. Если кто-то по немощи не мог выдержать весь Пост, то последнюю (Страстную) Седмицу постились обязательно. Ну и, конечно же, обязательно ходили в церковь на богослужение, а в Великий Четверг все исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн.

Сейчас же мы, люди XXI века, часто склонны сводить сущность религии к набору вероучительных истин или моральных правил. Нередко приходиться встречать людей, называющих себя православными, которые говорят, что ходить в церковь и совершать религиозные обряды не надо, достаточно просто в душе верить в Бога. Однако в подобных обвинениях ясно видна недооценка обряда, непонимание его сущности.

Православный обряд — это внешняя форма глубочайшего духовного содержания религии; это внешнее, телесное выражение религиозного чувства и благочестивой настроенности человека. Сам Господь Иисус Христос говорит о великом значении молитвы в деле нашего спасения: «И если чего просите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14,13). Церковная обрядность хоть и касается внешней стороны христианской религии, но эта внешняя сторона так же необходима, как и внутренняя. Ф. М. Достоевский, объясняя однажды значение богослужебного обряда, привел следующую притчу: «Несут сосуд с драгоценной жидкостью, все падают ниц, все целуют и обожают сосуд, заключающий эту драгоценную, живящую всех влагу. И вот, вдруг, встают люди и начинают кричать: „Слепцы! Чего вы сосуд целуете? Дорога лишь живительная влага, в нем заключающаяся; дорого содержимое, а не содержащее; а вы целуете стекло, простое стекло; обожаете сосуд и стеклу приписываете всю святость, так что забываете про драгоценное его содержимое. Идолопоклонники! Бросьте сосуд, разбейте его, обожайте лишь живящую влагу, а не стекло!“ И вот разбивается сосуд, и живящая влага, драгоценное содержимое, разливается по земле и исчезает в земле. Сосуд разбили и влагу потеряли. Бедный, несчастный, темный народ!»

В самом деле, если мы переживаем чувство любви, то выражаем его внешним образом, неким обрядом любви, например, любящая мать целует и ласкает своего ребенка. То же и с религиозным чувством. Если мы веруем в Бога лишь отвлеченно, то обряд нам совершенно не нужен. Но если Бог наш — Бог живой, личный, то и мы должны отвечать Ему живым, личным образом. Мы испытываем потребность внешне выразить нашу любовь, желание прикоснуться к Божеству.

Православный народ всегда сознавал, что во всех церковных службах, таинствах, обрядах, молитвословиях дышит дух святыни, дух мира, дух жизни и спасения. Интуитивно православный народ так и понимает церковные обряды, как говорит о них святой Василий Великий: «Обряды — это догматы от предания». Поэтому необходимо помнить о вероучительной стороне обрядов. По выражению архиепископа Харьковского Амвросия, Церковь, как мать дитя ведет нас за руку в своих богослужениях к нашему Искупителю. Таким образом, православный храм и богослужение в нем есть своего рода школа, одинаково доступная как образованным, так и необразованным прихожанам. Наши далекие предки, которые порой не умели писать и читать, знали о Боге значительно больше, чем многие современные люди, которые летают на самолетах, пользуются Интернетом и мобильными телефонами. Глубины же Божественного учения раскрывала для них Святая Церковь на своих службах.

Церковь в богослужении воплощает свое причастие к Царству Божьему, дает нам созерцать тайны будущего века, сообщает свою любовь к живущему в ней Господу, свое общение с Духом Святым. И в этом смысле богослужение есть и назначение Церкви, но назначение именно Церкви, как высшее и полное выражение и исполнение Ей своей спасительной функции: приведения верующих людей к единству познанию Истинного Бога, боговедению и богообщению.

Самым важным церковным богослужением является Таинство Евхаристии, в котором верующий православный христианин под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Тела и Крови Христовых, через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником Вечной Жизни, как об этом сказал Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56). Евхаристия — это слово греческое, в переводе означает «благодарение». Так это Таинство называется потому, что во время ее совершения Святая Церковь приносит благодарственную, умилостивительную жертву за спасение всех, и живых и мертвых. Таинство Евхаристии составляет главную часть богослужения Литургии, во время которой и совершается причастие. Слово Литургия также пришло к нам из Греции, оно означает «народное, общественное дело или служение». Православная Церковь учит, что священник совершает эту службу не для себя, а для всех верующих людей, всего православного народа.

Единство во Христе связывает в тесный союз не только Церковь земную, подвизающуюся, воинствующую, но и Церковь небесную, торжествующую, ибо Христос, в Котором обитает всякая полнота, Кровью Которого умиротворено земное и небесное (Кол. 1, 20), будучи Главой Церкви, объединяет всех — и живых, и умерших. Это единство Церкви земной и небесной убежденно исповедует св. апостол Павел, говоря: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12, 22-24). Отшедшие из этого мира христиане, скончавшиеся в общении с Церковью (т. е. не отлученные от Евхаристии), не лишаются своей принадлежности к стаду Христову. Поэтому Церковь издревле поминает их в своих молитвах на евхаристическом богослужении. Евхаристическая жертва, являясь актуализацией жертвы Голгофской, не ограничивается пределами пространства и времени. Поэтому молитвы Евхаристии обнимают в своем воспоминании земное и небесное, прошлое, настоящее и будущее.

Православие считает человека, прежде всего, литургическим творением. Лучшие качества человеческой души раскрываются в наибольшей мере, когда он прославляет Бога, совершенство и полноту собственного бытия он обретает в богослужении. Весь свой религиозный опыт православные вкладывают в Божественную Литургию как выражение собственной веры. Литургия вдохновила лучшие образцы православной поэзии, живописи и музыки. У православных Литургия не стала исключительным достоянием ученых людей и духовенства, как на средневековом Западе, но осталась народной — общим богатством всего христианского народа. У нас в начале каждой Литургии диакон обращается к присутствующим с призывом: «Миром Господу помолимся» — то есть все вместе, совместно, всем миром. Поэтому так важно для православного человека участие в Божественной Литургии, особенно на праздники и по воскресным дням, каждый из которых есть малая Пасха, еженедельное воспоминание о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа из мертвых.

священник Алексий Власов, Иверский храм г. Орла

Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Борисов Иван