Богоявленский собор города Орла
Аналитические материалы

ИТОГИ I ФЕСТИВАЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ "ВЕРА И СЛОВО"

С 16 по 18 ноября в Москве в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя проходил Первый международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово". Представительный форум, на который прибыли церковные журналисты не только со всей России, но и Ближнего и Дальнего Зарубежья, собрался для подведения итогов 15-летнего (начиная с выпуска газеты "Церковный вестник") существования православной прессы в новых для нее условиях. В состав оргкомитета фестиваля вошли представители министерств, Правительства Москвы и ведущих российских СМИ. Каковы перспективы православной прессы в ближайшем будущем, как выглядят орловские православные издания в сравнении с остальными?

О Вере и Слове
Об этом говорили на фестивале не только церковные иерархи, но и министры культуры Соколов и регионального развития Яковлев, парламентарии и государственные чиновники. Полпред Президента в ЦФО Георгий Полтавченко отметил такую закономерность: просвещать, информировать и развлекать - это, как известно, основные функции СМИ. Но все три уже редко соседствуют, просвещением теперь никто не занимается, поэтому и остается только "развлечение информацией".
Несмотря на то, что церковная журналистика в России до революции имела богатые традиции, пятнадцать лет назад нашим коллегам пришлось возрождать ее практически с нуля. Это теперь православные газеты, теле- и радиопередачи есть в каждой российской епархии, и более того, многие журналисты, по словам открывавшего фестиваль Святейшего Патриарха Алексия II, обнаруживают в своих работах зрелое церковное мировоззрение. А начиналось все с коротких статей и сюжетов в светских СМИ, вызывавших не только интерес зрительской и читательской аудитории, но и упреки со стороны начальства - не часто ли, де, звучат колокола в эфире?
Кто тогда, в начале 90-х, занимался церковной миссией в СМИ? В основном, это их же сотрудники, сами только начинавшие воцерковляться. Самым важным было то, что они обладали необходимыми профессиональными навыками журналистской работы.
Наряду с этим необходимость быстрого заполнения информационной пустоты внутри себя подвигла Церковь к открытию большого числа газет и небольшого числа православных программ или телестудий. Специфика того времени была такова, что большинство их сотрудников составляли люди, мало знакомые с особенностями издания газет или с технологиями телевизионного производства.
Фестиваль православныъх СМИ - это еще и масса розданных коллегами-журналистами друг другу экземпляров епархиальных газет и дружеские советы по их совершенствованию. Приятно отметить, что на фоне нынешнего многообразия изданий, орловская православная пресса смотрится весьма достойно. В нашей области первые публикации на православную тему стали появляться уже с начала 90-х во всех печатных СМИ. Вскоре открылись и собственно церковные издания. С февраля 1996 года во Мценске стала выходить духовно-просветительская газета "Мценск Православный", позднее переименованная в "Весть Православную". В марте 1998 года возобновилось издание "Орловских епархиальных ведомостей", которое было прекращено с 1918 года. В сентябре 1998 года вышел первый номер новой газеты "Православная Орловщина", а с января 1999 года - "Вера Отцов" (Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла). Надо заметить, что к настоящему времени издание "Епархиальных ведомостей" практически сошло на нет, - нишу главной епархиальной газеты заняла "Вера Отцов". Иеромонах Алексий, её нынешний исполнительный редактор, еще давно прошел "суровую школу" в отделе верстки газеты "Просторы России". Сотрудники издательского отдела мценского Свято-Троицкого храма имеют дипломы журфака.
С середины 90-х годов в телеэфире ОГТРК ежемесячно выходила программа "Благовест", заслужившая уважение зрителей как постоянный источник информации о жизни Церкви в нашей области. Но летом 2003 года она была закрыта. Через полгода появилась новая - "Небеса обетованные", ее содержание посвящено разъяснению основ церковной жизни. Регулярно в эфире в передаче "Благовест. Православные беседы" выступает протоиерей Александр Секретарев. До сих пор многие с благодарностью вспоминают телеагенство "Накануне" - и выходившие на нем православные программы и фильмы, открывшие многим дорогу к Церкви.

Информационная вертикаль Церкви
За прошедшие десять (или хотя бы пять) лет с момента появления, многие издания уже перенесли свои "болезни роста". Но одной из острых проблем церковной жизни нашего времени выступавшие называли отсутствие целостной концепции её информационного служения. Более того, официальная позиция Церкви по тем или иным вопросам часто не только цинично искажается, а просто замалчивается.
Возможна ли альтернатива? Первым её озвучил Святейший Патриарх Алексий. По его словам, "России нужны общенациональная православная газета, телеканал и радиостанция, которые… выражали бы отношение православных христиан к общенациональным и мировым проблемам". И в этом, считает Предстоятель, государство могло бы выступить партнером Церкви, ведь речь идет не о такой уж малочисленной группе.
Если допустить, что информационная вертикаль Церкви, как выразился митрополит Климент, в скором времени выстроится, и у нас будет православный канал с 18-часовым суточным вещанием и общецерковное информационное агентства, то какими программами и материалами они будут заполняться?
Это - вопрос, который православные журналисты обсуждали с представителями не только лучших православных СМИ, но и лидерами информационного рынка России, менеджерами московских телеканалов, специалистами по PR и IT-технологиям, членами Союза журналистов России.
В чем заключаются основные рекомендации церковным журналистам по проведению информационной политики РПЦ?
Во-первых, каждое структурное подразделение Церкви, создавая свою газету или интернет-сайт, должно увидеть в них не просто свое "прихрамовое хозяйство", а одну и частей общего информационного поля РПЦ, которое предстоит оформлять в ближайшем будущем. По словам Святейшего Патриарха Алексия, события, происходящие на каждом приходе, в конечном счете, определяют будущее Церкви.
Во-вторых, крупные церковные издания и Интернет представительства епархий рекомендуется создавать исключительно, как принято сейчас говорить, при помощи команды профессионалов: редакторов, дизайнеров, программистов, журналистов. Конечно, результат работы определяет не менеджмент, а творческий подход - об этом говорил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
В-третьих, церковным СМИ рекомендовано налаживать контакты со светскими- не только для того, чтобы суметь правильно донести обществу информацию о жизни Церкви, но и самим быть в курсе событий, способных на нее повлиять.
В-четвертых, сегодня подъем профессионального уровня является главным приоритетом развития церковных СМИ, - так считает председатель Издательского совета Московского Патриархата протоиерей Владимир Силовьев. Теперь они должны будут не просто стремиться работать оперативнее, но и строгого относиться к образному языку подачи материала. Из уст выступавших неоднократно звучали мнения, что, по большом счету, настоящая православная газета - не та, на первой полосе которой красуются крупные буквы церковно-славянского шрифта. И Православная телепередача вовсе не должна целиком состоять из фрагментов служб, проповедей священников и кадров храмов. Православный тележурналист из Петербурга Наталья Родоманова заметила на этот счет, что, хотя Православие и не от мира сего, но по сути своей оно - для мира - поэтому и должно говорить на понятном ему языке. Верующим чаще всего нужен совет, как правильно поступить в то или иной ситуации, пример из жизни другого человека, чтобы и самому легче было сделать трудный выбор.
Интересное заявление сделал Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент. По его словам, современная коммерческая реклама, обращенная лишь на материальную сферу существования и пропагандирующая только порок, базируется на психологии образного восприятия. Он же на протяжении веков использовался и в церковном искусстве. Теперь этот резерв можно и нужно использовать для проповеди Христа. РПЦ может утвердить собственную рекламную программу и подготовить качественный рекламный продукт; она действительно может и хочет взять на себя часть социальных программ (вспомним хотя бы октябрьский церковно-общественный форум, посвященный проблемам демографии). Церковь, по сути, единственная более или менее крупная и влиятельная структура, заботящаяся вопросами нравственности. Она может продвигать национально значимые идеи и укреплять в народе духовные ценности. Для этого предполагается использовать правовую базу реализации социальной рекламы. Более того, православие, по словам митрополита Климента, может выйти в светское рекламное пространство.
Самым главным событием для участников фестиваля, пожалуй, стало заключительное молебствие у мощей Первосвятителей московских в Успенском соборе Московского Кремля с призванием Божией помощи всем, "слово веры и истины возвещати тщащимся" (т. е. старающимся нести слово веры и истины людям) и Патриаршее благословение на их труды: "Мы рассматриваем всех вас как глашатаев Истины Евангелия, как тружеников, которые доводят до сведения своих читателей и своих зрителей всё, что совершает Русская Православная Церковь. Бог вам в помощь в предстоящих трудах!"

Евгений БОРИСОВ


Другие аналитические материалы >>
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов