Аналитические материалы | ||||||||||||||
С 16 по 18 ноября в Москве в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя проходил Первый международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово". Представительный форум, на который прибыли церковные журналисты не только со всей России, но и Ближнего и Дальнего Зарубежья, собрался для подведения итогов 15-летнего (начиная с выпуска газеты "Церковный вестник") существования православной прессы в новых для нее условиях. В состав оргкомитета фестиваля вошли представители министерств, Правительства Москвы и ведущих российских СМИ. Каковы перспективы православной прессы в ближайшем будущем, как выглядят орловские православные издания в сравнении с остальными? Несмотря на то, что церковная журналистика в России до революции имела богатые традиции, пятнадцать лет назад нашим коллегам пришлось возрождать ее практически с нуля. Это теперь православные газеты, теле- и радиопередачи есть в каждой российской епархии, и более того, многие журналисты, по словам открывавшего фестиваль Святейшего Патриарха Алексия II, обнаруживают в своих работах зрелое церковное мировоззрение. А начиналось все с коротких статей и сюжетов в светских СМИ, вызывавших не только интерес зрительской и читательской аудитории, но и упреки со стороны начальства - не часто ли, де, звучат колокола в эфире? Кто тогда, в начале 90-х, занимался церковной миссией в СМИ? В основном, это их же сотрудники, сами только начинавшие воцерковляться. Самым важным было то, что они обладали необходимыми профессиональными навыками журналистской работы. Наряду с этим необходимость быстрого заполнения информационной пустоты внутри себя подвигла Церковь к открытию большого числа газет и небольшого числа православных программ или телестудий. Специфика того времени была такова, что большинство их сотрудников составляли люди, мало знакомые с особенностями издания газет или с технологиями телевизионного производства. Фестиваль православныъх СМИ - это еще и масса розданных коллегами-журналистами друг другу экземпляров епархиальных газет и дружеские советы по их совершенствованию. Приятно отметить, что на фоне нынешнего многообразия изданий, орловская православная пресса смотрится весьма достойно. В нашей области первые публикации на православную тему стали появляться уже с начала 90-х во всех печатных СМИ. Вскоре открылись и собственно церковные издания. С февраля 1996 года во Мценске стала выходить духовно-просветительская газета "Мценск Православный", позднее переименованная в "Весть Православную". В марте 1998 года возобновилось издание "Орловских епархиальных ведомостей", которое было прекращено с 1918 года. В сентябре 1998 года вышел первый номер новой газеты "Православная Орловщина", а с января 1999 года - "Вера Отцов" (Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла). Надо заметить, что к настоящему времени издание "Епархиальных ведомостей" практически сошло на нет, - нишу главной епархиальной газеты заняла "Вера Отцов". Иеромонах Алексий, её нынешний исполнительный редактор, еще давно прошел "суровую школу" в отделе верстки газеты "Просторы России". Сотрудники издательского отдела мценского Свято-Троицкого храма имеют дипломы журфака. С середины 90-х годов в телеэфире ОГТРК ежемесячно выходила программа "Благовест", заслужившая уважение зрителей как постоянный источник информации о жизни Церкви в нашей области. Но летом 2003 года она была закрыта. Через полгода появилась новая - "Небеса обетованные", ее содержание посвящено разъяснению основ церковной жизни. Регулярно в эфире в передаче "Благовест. Православные беседы" выступает протоиерей Александр Секретарев. До сих пор многие с благодарностью вспоминают телеагенство "Накануне" - и выходившие на нем православные программы и фильмы, открывшие многим дорогу к Церкви. Возможна ли альтернатива? Первым её озвучил Святейший Патриарх Алексий. По его словам, "России нужны общенациональная православная газета, телеканал и радиостанция, которые… выражали бы отношение православных христиан к общенациональным и мировым проблемам". И в этом, считает Предстоятель, государство могло бы выступить партнером Церкви, ведь речь идет не о такой уж малочисленной группе. Если допустить, что информационная вертикаль Церкви, как выразился митрополит Климент, в скором времени выстроится, и у нас будет православный канал с 18-часовым суточным вещанием и общецерковное информационное агентства, то какими программами и материалами они будут заполняться? Это - вопрос, который православные журналисты обсуждали с представителями не только лучших православных СМИ, но и лидерами информационного рынка России, менеджерами московских телеканалов, специалистами по PR и IT-технологиям, членами Союза журналистов России. В чем заключаются основные рекомендации церковным журналистам по проведению информационной политики РПЦ? Во-первых, каждое структурное подразделение Церкви, создавая свою газету или интернет-сайт, должно увидеть в них не просто свое "прихрамовое хозяйство", а одну и частей общего информационного поля РПЦ, которое предстоит оформлять в ближайшем будущем. По словам Святейшего Патриарха Алексия, события, происходящие на каждом приходе, в конечном счете, определяют будущее Церкви. Во-вторых, крупные церковные издания и Интернет представительства епархий рекомендуется создавать исключительно, как принято сейчас говорить, при помощи команды профессионалов: редакторов, дизайнеров, программистов, журналистов. Конечно, результат работы определяет не менеджмент, а творческий подход - об этом говорил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В-третьих, церковным СМИ рекомендовано налаживать контакты со светскими- не только для того, чтобы суметь правильно донести обществу информацию о жизни Церкви, но и самим быть в курсе событий, способных на нее повлиять. В-четвертых, сегодня подъем профессионального уровня является главным приоритетом развития церковных СМИ, - так считает председатель Издательского совета Московского Патриархата протоиерей Владимир Силовьев. Теперь они должны будут не просто стремиться работать оперативнее, но и строгого относиться к образному языку подачи материала. Из уст выступавших неоднократно звучали мнения, что, по большом счету, настоящая православная газета - не та, на первой полосе которой красуются крупные буквы церковно-славянского шрифта. И Православная телепередача вовсе не должна целиком состоять из фрагментов служб, проповедей священников и кадров храмов. Православный тележурналист из Петербурга Наталья Родоманова заметила на этот счет, что, хотя Православие и не от мира сего, но по сути своей оно - для мира - поэтому и должно говорить на понятном ему языке. Верующим чаще всего нужен совет, как правильно поступить в то или иной ситуации, пример из жизни другого человека, чтобы и самому легче было сделать трудный выбор. Интересное заявление сделал Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент. По его словам, современная коммерческая реклама, обращенная лишь на материальную сферу существования и пропагандирующая только порок, базируется на психологии образного восприятия. Он же на протяжении веков использовался и в церковном искусстве. Теперь этот резерв можно и нужно использовать для проповеди Христа. РПЦ может утвердить собственную рекламную программу и подготовить качественный рекламный продукт; она действительно может и хочет взять на себя часть социальных программ (вспомним хотя бы октябрьский церковно-общественный форум, посвященный проблемам демографии). Церковь, по сути, единственная более или менее крупная и влиятельная структура, заботящаяся вопросами нравственности. Она может продвигать национально значимые идеи и укреплять в народе духовные ценности. Для этого предполагается использовать правовую базу реализации социальной рекламы. Более того, православие, по словам митрополита Климента, может выйти в светское рекламное пространство. Самым главным событием для участников фестиваля, пожалуй, стало заключительное молебствие у мощей Первосвятителей московских в Успенском соборе Московского Кремля с призванием Божией помощи всем, "слово веры и истины возвещати тщащимся" (т. е. старающимся нести слово веры и истины людям) и Патриаршее благословение на их труды: "Мы рассматриваем всех вас как глашатаев Истины Евангелия, как тружеников, которые доводят до сведения своих читателей и своих зрителей всё, что совершает Русская Православная Церковь. Бог вам в помощь в предстоящих трудах!" Евгений БОРИСОВ
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов |