НА ГЛАВНУЮ: Богоявленский собор города Орла
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
21 (8 с/ст.) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы. Фрагмент росписи Богоявленского собора.
Рождество Пресвятой Богородицы. Фрагмент росписи Богоявленского собора.
Д
ева Мария по отцу Иоакиму происходила из рода царского, а по матери Анне — из архиерейского. Имя «Мария» с еврейского языка переводится словами «госпожа» и «надежда» — Ей предстояло родить Господа, прихода на землю Которого верующие израильтяне ожидали уже многие столетия.

Рождение же Ее самой было плодом праведной, богобоязненной жизни святых Иоакима и Анны, плодом многолетнего терпения и молитв, их крепкой веры в помощь Божию, сокрушившей самое тяжкое в то время испытание — отсутствие детей. С дня рождения Пресвятой Богородицы начинается новый Богослужебный год, новый круг, новое Лето Господне, в которое мы снова и снова придем в храмы вспомнить и Рождество Христово, и Его Крещение, Распятие, Воскресение и Вознесение, день рождения Его Церкви и, наконец, день кончины нашей небесной Заступницы — Пресвятой Богородицы.

События рождества Пресвятой Богородицы произошли в небольшом городе Назарете, где жили Ее престарелые родители. Иоаким и Анна любили Господа всем сердцем. Это были очень добрые, скромные, пожилые люди, которые с полным правом могли бы быть в почете у людей, если б у них были дети… Но безплодие вступало в противоречие с повелением Божиим «Плодитесь и размножайтесь!» Оно считалось в Израиле большим несчастьем. Небесное благословение люди видели в многочисленном потомстве. Старики привыкли к насмешкам и находили утешение в Храме. Но однажды на праздник Иоакима не пустили к жертвеннику: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь наследников, а, значит, наказывает тебя Господь; наверное, есть у тебя какие-то тайные грехи, в которых ты не хочешь раскаяться». От горя, позора, обиды он ушел в пустынное место, к пастухам, стыдясь вернуться в дом и надеясь вымолить у Бога прощение. Бедная Анна во всем винила себя. Плакала, молилась и обещала, что если свершится чудо и снимется с нее поношение, она посвятит дитя Богу.

По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Рано утром они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот. На этот сюжет написана икона: «Встреча Иоакима и Анны». А через девять месяцев у них появилась девочка — Мария. Ей суждено было стать первым шагом в деле спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти.

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, по мнению орловского историка Владимира Неделина, был заложен город Орел. В своей книге «Орел изначальный» он высказывает мнение, что всё лето 1566 года, после того, как было принято решение о строительстве города, шла подготовка к закладке Орла. Сама эта церемония по обычаям того времени была приурочена к ближайшему церковному празднику, в честь которого освящали соборную церковь. Известно, что собор в Орловском кремле был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По словам Владимира Неделина, традиция закладки города в день церковного праздника и освящение в то же имя собора имела характер законодательного акта и была широко распространена. И если в случае с Орлом — самая первая его церковь, стоявшая у места основания города, была посвящена празднику Рождества Пресвятой Богородицы, то сегодняшний день мы с уверенностью можем считать днем рождения нашего города.

Информационный отдел Орловско-Ливенской епархии
В публикации использованы: материалы сайта Рождество Пресвятой Богородицы,
книга Владмира Неделина «Орел изначальный» (Неделин В. Орел изначальный. История. Архитектура. Жизнь и быт. — Орел: «Вешние воды», 2001. 280 с. 

Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов