Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - свящ. Алексий Заночкин.

вернуться на главную страницу
№ 2 (63), февраль 2004
архив номеров №2-2004
Главные материалы номера:

Международные Рождественские чтения - рассказ участников чтений - протоиерея Георгия Леонтьева и Анатолия Мищенко;

Православный Орел в «Гостином дворе» - материал о выставке в Москве опубликован на нашем сайте;

Крестный ход Курск-Дивеево - записки паломника;

Житие схимонахини Евфросинии, подвижницы села Архарова XIX века;

ОРЛОВСКИЕ АРХИПАСТЫРИ: епископ Кирион (Садзагелов) - А. И. Перелыгин;

Фестиваль "Святой Георгий" - материал об этом событии опубликован на нашем сайте;

Православные стихотворения наших земляков


МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
В Москве закончились проводимые традиционно в конце января Международные 12-е Рождественские образовательные чтения. Они организованы отделом образования и катехизации Русской Православной Церкви при содействии Министерства образования РФ, Российской академии наук, Академии образования, Московского госуниверситета, целого ряда отделов взаимодействия Церкви и государственных учреждений. Задачей чтений было прославление подвига новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества – осмысление проблем воцерковления российского общества, значение духовно-нравственного начала в образовании, науке и культуре, православные основоположения жизни, роль веры в нравственном становлении личности, отечественная образовательная традиция в свете мирового опыта. Чтения открылись Патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя, а завершились в конце недели в Троице-Сергиевой лавре молебном у раки преподобного Сергия Радонежского, покровителя учащихся. По традиции с приветственным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх. Он сказал: «Мы благоговеем перед сонмом мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну… Только спустя десятилетия мы можем в достаточной мере оценить всю высоту их жертвенного подвига. Сегодня, когда мы наблюдаем вокруг нас нравственное оскудение, духовную опустошённость, разрыв семейных и социальных связей, служение идеалам эгоизма, сребролюбия, гордыни, комфорта и вседозволенности, необычайно важно живое свидетельство об Истине, готовность пойти против общепринятых мнений, против лукавства века сего, против зла, прикрывающегося личиной добра. …Педагогам, призванным воспитывать нравственную личность, любящую свой народ, весьма полезен огромный духовный опыт, который бережно сохранила Русская Православная Церковь. Хотелось бы, чтобы и государственные руководители, деятели культуры, журналисты отнеслись со вниманием к богатейшему православному духовному наследию. Ведь нам так нужно восстановить подлинную связь с великой русской культурой – целомудренной, возвышенной и человеколюбивой, полной душевного тепла, светлой и искренней».
После слова Патриарха, как всегда, выступили министр образования РФ В. И. Филиппов и президент Академии образования Н. Д. Никандров. Во многих докладах звучало подтверждение основного тезиса о том, что достижения русской православной культуры – часть достижений мировой цивилизации, поэтому изучение «Основ православной культуры» не ущемляет прав религиозных меньшинств. И еще министр образования подчеркнул то, что важная задача на сегодняшний день – самоусовершенствование самих педагогов. Это положение встречаем и в трудах митрополита Филарета (Дроздова). С большим докладом выступил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он рассказал о деятельности комиссии за истекшее десятилетие, о канонизации Царственных мучеников и страстотерпцев, об условиях, необходимых для прославления святых. В этом году в Рождественских чтениях принимал участие Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий, который ещё 21 января 2004 года вместе со Святейшим Патриархом участвовал в открытии II Всероссийской право славной выставки. Очень активна была в эти дни и вся орловская делегация. Она принимала участие в «круглых столах» и конференциях многочисленных направлений, проводимых в рамках форума. В рамках чтений проходили: конференция «Глинские чтения», «круглый стол» «Родительский комитет», Всероссийская конференция «Русская школа как система воспитания и образования», фестиваль искусств «Вифлеемская звезда». Всероссийская конференция «Глинские чтения» была посвящена духовно-нравственному воспитанию в России и жизненному подвигу схиархимандрита Иоанна (Маслова). В ее рамках шел разговор о деятельности историко-просветительского общества «Наследники Александра Невского», о святоотеческом наследии Глинских старцев в современной системе образования.
Всероссийская конференция «Русская школа как система воспитания и образования» была организована Министерством образования Российской Федерации, Национальным Фондом «Русская школа». На ней основное внимание было уделено современному состоянию, перспективам преподавания учебного курса «Основы православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию на традициях русской культуры. «Круглый стол» «Родительский комитет» поднял ряд вопросов, волнующих сегодня школу, а также о правах родителей и учащихся. Одной из основных тем было решение проблемы взаимодействия православных общественных организаций со школой в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Следует отметить, что все направления нынешних чтений отвечали их теме: «Роль Православия в духовном возрождении современного общества».
Интересной была и культурная программа форума, куда входили фестиваль искусств «Вифлеемская звезда», художественные выставки, спектакли русского духовного театра «Глас», хоровые театры и детские музыкальные школы.
Протоиерей Георгий Леонтьев, Анатолий Мищенко – участники чтений. Орел – Москва. Январь-февраль 2004 г.
КРЕСТНЫЙ ХОД КУРСК-ДИВЕЕВО
Записки паломника
Дорога к Батюшке, прп. Серафиму, – 50 календарных дней. 1200 км, от Воскресенско-Ильинского храма, где Крестили маленького Прохора, до Дивеево, 4-го удела Пресвятой Богородицы. После молебна, во время которого появилась радуга на небе, по благословению митрополита Курского и Рыльского Иувеналия, многотысячный крестный ход двинулся в путь. Корреспонденты православной газеты «Русь Державная», взяли интервью у паломников, приехавших 8-го июня в г. Курск со всей России, здесь вся география страны: Уренгой, Иркутск, Новосибирск, Архангельск, Москва, Петербург, Сочи, вся Центрально-Чернозёмная зона, жители Уфы, Ухты, Украины и др…, – и пошли с Божией помощью.
Пошёл весь город до Коренной пустыни – 35 км. Архимандрит сей обители о.Иоанн, благословляя нас на дальнейший путь, вселил надежду, что все, которые остались в ходу – 100–120 человек, – дойдут до Дивеева. Слава Тебе, Господи, за молитвы всех благословивших нас служителей Христовых, за давших нам пития, одежду, обувь, накормивших нас, принявших на ночлег, обсушивших от дождя, за всех, кто встретился на пути и становился под святые иконы, взывая к Тебе: «Господи, помилуй! Люди, простите». За их слёзы, за счастливые лица, за устилавших дороги цветами, за радость общения с православными братиями и сестрами и за удивительный мир природы, который Ты, Творец наш, создал, где каждое дыхание «…Да хвалит Господа»»… Коровы в загоне, слыша нашу молитву, начинали мычать, мордочки все в жёрдочки высовывали, сбившись в одну кучу, а если на пастбище были, бежали за нами. Козы, оставив своих хозяев, выстраивались вслед за нами, лошади на привязи гарцевали, ржали; птички пели свои песни. А сколько райских уголков! Всё радует глаз: и Мещерская сторона с её пышной девственной растительностью, и лесостепи Мордовии с запахом полыни, и разнотравье придонских лугов. Люди… Православные наши люди исстрадались по чистоте жизни, истине. По Тебе, Господи! Исстрадалась Русь, исстрадался народ Божий навстречу Кресту, навстречу Христу… Падает на колени, плачет, кается. Лежат до тех пор, пока мы не пройдём: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»
Идём по три человека в ряд. Впереди – крестоносцы, хоругвеносцы, чудотворные иконы Божией Матери «Курская Коренная», от которой выздоровел отрок Прохор, «Умиление» из посёлка Локоть Брянской области, мироточившая со 2 ноября 1999 года, и икона прп. Серафима, Саровского Чудотворца, написанная по молитвам к Батюшке за одну ночь левой рукой тяжелобольной р. Б. Жанной, жительницей г. Курска. Затем идут батюшка, наши духовники, иеромонахи, о. Александр и о. Анастасий, за ними – братья, которые первыми начинают петь соразмерно шагу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!», а сестры продолжают. У каждого на груди иконы, свой иконостас. Администрация некоторых населённых пунктов просила удлинить свой маршрут, пройти по центральным улицам, и, встречая везде радость Торжества Православия, забываешь обо всех физических недугах, потому что Русь ещё жива, Русь ещё живёт. К посёлку Поныри Курской области мы подошли в 19 часов 30 минут. Прохорово поле. Итоговое танковое сражение. Святое место. Низко поклонимся тем годам!.. Встретили нас далеко за посёлком своим крестным ходом. С хлебом-солью. И так было на всём пути нашего хода. Подошли к храму. Начался молебен. И вдруг на небе появились две радуги: одна – дугой вниз, другая – вертикально и множество крестов. Стоявшие рядом со мной работники администрации только и смогли сказать: «Да… Это чудо!» Православные ликовали, воздавали хвалу Творцу Господу Богу. Легко было идти по Курской, Рязанской, Нижегородской областям. Больно стучит в душе наша Орловская область. Столько бесноватых, но порой люди об этом сами и не знают.
Совхоз «Прогресс», Архарово (Малоархангельский район), Малоархангельск. Вот нам и «красный пояс», и множество сект. Лишь только при появлении чудотворных икон, начинала проявляться эта болезнь духа: к Кресту молодые женщины, с радостью пришедшие, нарядные, красивые, не могли подойти: дико кричали, изворачивались, на батюшку о. Николая с кулаками кидались. Всколыхнулся народ! Помоги им, Господи! С какой любовью ход встретили в с. Архарове! Иерею о. Сергию и сестре Марии пришлось много потрудиться, и Господь впервые на нашем пути зримо благодать всем нам дал: мироточило Распятие, лампада перед ним делала крестообразные движения. Замироточили иконы блж. Матроны, Божией Матери Курской Коренной и многие другие. Вся стена, на которой висела икона Матронушки, была обильно покрыта драгоценным миром. Благоухание было на весь храм. Одному неверующему, привезшему семью в храм, дали засохший цветок от чудотворных наших икон (мы всем их раздавали). Через час возвращается в восторге, удивлении, что в машине необыкновенный аромат, всё заблагоухало. Разве не чудо?! Утверждение веры! Служба в Свято-Покровском храме села Архарова шла всю ночь, и хор (наша братья и сёстры) пел до утра. Народу много. И это при том, что до Хода наполненности храма никакой. Приехал благословить паломников схимонах Кронид из г. Орла, и это ещё раз подтвердило высказывание старцев, что Русь спасается не митингами и демонстрациями, а крестными ходами.
Молитва за весь мир… Молитва очищает, молитва попаляет. Водители автомашин благодарили наших батюшек, что так легко ехать там, где они прошли ходом. Слезы благодарности Господу Богу охватили всех нас, когда мы увидели, как дети с учительницей, бросив тяпки, бежали по полю метров 200, чтобы пройти под чудотворными иконами. Счастливая учительница, счастливые дети. Должное надо отдать всем работникам патрульно-постовой службы ГАИ, сопровождавшим крестоходцев на всём пути следования, а орловским ребятам особенно. Они всеми силами старались оповестить людей о том, что по нашей области движется крестный ход, о котором мало кто знал. И бежали православные с полей, ферм, наспех сорвав полевые цветы, падали на колени.
Тульская область. Первая деревня перед городом Ефремовом. Разрушенный храм необыкновенного зодчества. Люди, встречающиеся на пути, отворачиваются, не крестятся, идут дальше. Вошли в город. Улицы полны зловония. Тяжело идти. Плоды адвентистской академии (как они называют её) дают себя знать. И вдруг все учуяли благоухание, замироточила в очередной раз чудотворная икона Богородицы «Умиление». Божия Матерь помогает нам, очищает путь.
Село Ивановка. Куликово поле. Храм-музей прп. Сергия Радонежского. Тишина. Благодать Божия. Ощущение, что здесь, на этом месте, вся наша Россия. Душой чувствуешь величие русского народа. Причастились. Заказали требы на этом святом месте. Иеромонах Серапион, присланный недавно из Троице-Сергиевой лавры, вместе с нашими батюшками отслужил панихиду по убиенным на поле брани за Веру, Царя и Отечество у памятника со взвившейся ввысь монументальной стрелой. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
27.06. После молебна Царице Небесной и прп. Серафиму в селе Грибоедове Тульской области по бездорожью через поле мы пошли в с. Чернава Рязанской области. Идём по берегу тихого Дона. Пойма реки широкая, раздольная. Разноцветье лугов. Воздух насыщен ароматами. И вдруг начался сильный проливной дождь. Через 1 км пути встретили нас о. Василий с прихожанами. Все празднично одетые, с цветами, с вышитым рушником, с хлебом-солью. Они прошли с нами около 26 км. Это был самый тяжёлый день. Шли практически без отдыха. Почва суглинистая, скользко. Многие падали. Слава Тебе, Господи, что братья с носилками не поскользнулись. Утешали себя тем, что таким образом принимали лечебные грязевые ванны. Чем труднее идти, тем сильнее молитва. Боялись отстать друг от друга.
В пос. Чернава нас разместили по хатам, обогрели, обсушили, накормили. Да ещё и резиновые сапоги и тёплые платки дали, чтобы смогли пойти в храм. Счастливые пастыри земли Рязанской! Как же прихожане их любят: о каждом рассказывают взахлёб. Отец Василий, имея 4-х детей, усыновил одного ребёнка и теперь собирается ещё взять чадо из детского дома. Проповеди этого священника полны любви к Господу и людям. Ещё одна местная традиция. Рязанские женщины из с. Чернава приходят на службу в своих национальных костюмах: пышные юбки в крупную клетку, фартуки с необыкновенными узорами, волосы на голове уложены венчиком и под косынкой кажутся короной. Гостинцами нас задарили. Даже скамейки в храме не занимали, оставляли специально для паломников. Любовь мы чувствовали во всём. Неожиданно замироточили образ св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова – апостола Любви – на Распятии, икона Спасителя у Царских врат и блж. Матроны. Провожая нас, православные жители пос. Чернава плакали, давали свои адреса, звали в гости. Отец Василий с матушкой и детьми ещё два дня шёл с нашим крестным ходом.
Село Песочня. Ночевали в Центре реабилитации детей. Мы все гостинцы оставили этим ребятам. В селе Ухалове замироточила икона Батюшки Серафима (его башмачки).
Село Сапожок. Там рядом с храмом находится источник свт. Николая Чудотворца. Вечером наши братья на источнике прочитали акафист Святителю и Царственным мученикам. И вдруг благоухание! На воду сошло святое миро. В храме в этот момент тоже читали акафист Богородице и прп Серафиму. Замироточили иконы «Знамение» (Курская Коренная), Владимирская и другие. У многих участников крестного хода мироточили иконы. Удивительно! Нам всегда встречались только добрые люди! 95-летний слепой иерей Божий Иоанн. Лик светлый, блаженная улыбка. Утром перед службой этот батюшка благословил каждого из нас, сказал напутственное слово. Прощальный обед сделали для нас в трапезной храма.
Город Касимов. Крупный районный центр. На улицах чисто, мало рекламы – слава Богу! Люди строго одеты. Идём по берегу Оки. Идём легко. Встречают как и везде: с иконами, колокольным звоном, хлебом-солью. Падают на колени, обнимают нас, плачут, просят помолиться за родных и близких. На площади у набережной три храма: первый – в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй – в честь Вознесения Господня, третий – в честь Преображения Спасителя. Хоругви, хоругви, хоругви… Море цветов… Кто-то выпустил домашних голубей, к которым присоединились дикие, и вместе они сопровождали наш крестный ход.
Приехал Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Он 12 лет до этого прослужил в Венгрии. Владыка сказал, что ему радостно видеть ростки веры в родной России. Сказал, что участники крестного хода несут апостольское служение. Потом Владыка каждому из нас подарил икону. Посмотреть на небывалый крестный ход пришли тысячи людей, принесли огромное количество цветов, тую, чтобы украсить иконы. Предприниматель Наталья Сучкова, которая по решению комиссии при ООН вошла в число 140 крупных мировых предпринимателей-женщин, организовала для паломников экскурсию по Оке на двух пароходах. А затем мы посетили источник в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Вот уж действительно радость! Там отдохнули наши больные ножки.
Касимов – город туристический. Его ещё называют второй Венецией. Сюда приезжает много иностранцев, чтобы полюбоваться удивительной русской природой. В последний день нашего пребывания в Касимове служил благочинный епархии о. Андрей. Оказалось, этот батюшка – правнук канонизированного в 2000 году священноисповедника Сергия Касимовского, мощи которого находятся в храме. В их роду есть ещё три канонизированных святых, молитвенную помощь которых мы чувствовали при входе в город. Все Святии земли Русской, молите Бога о нас!
Село Ермолово. Русская женщина, некрасовская героиня, христианка Зинаида Кедярова. Она усыновила 16 детей. При нестабильной обстановке в Азербайджане она дала обет Богу: взять на воспитание ребёнка, если благополучно выедет оттуда вместе с двумя сыновьями и престарелой матерью. Господь им помог. Продали дом, дачу и на эти деньги приобрели в Рязанской области небольшую хатку, обзавелись хозяйством. В лёгком сне Зинаиде явился старец, протянул ей ребёнка и сказал: «Бери детей!» Так было трижды. Зинаида удивилась: «Почему «бери детей», я же одного собиралась брать?» Пошла за советом к батюшке. Он сказал Зинаиде, что это был не сон, а видение, и добавил: «Бери детей». Поехала в Солочинский детский дом. Выбирала по списку, не видя самих детей. Из них трое оказались инвалидами с детства (диагноз – олигофрения, логоневроз, эпилепсия). С Божией помощью с ребят снята инвалидность, они закончили школу на «4» и «5». Все ребятишки симпатичные, ухоженные, лица смышленые, радостные. Старшие прислуживают в храме, им уже старается помогать и самый маленький – трехлетний Александр. Иерей Андрей очень любит эту благочестивую, дружную семью. Да, есть женщины в русских селеньях! Высокая, статная, с чистыми голубыми глазами, необыкновенной добротой и материнской любовью – таков облик Зинаиды. Помоги ей, Господи!
Нижегородская область. Становимся на колени. Царица Небесная! Батюшка Серафим! Слава Тебе, Господи! До Дивеева осталось 5 дней пути! Подъём духовных и физических сил! Летели как на крыльях, на болячки уже никто не обращал внимания. С каждым днём наша братия всё увеличивалась. Везде православные встречали нас с распростёртыми объятиями. Слава Богу!Навстречу стали чаще попадаться автобусы с паломниками, возвращающимися из Дивеева. «Христос воскресе!» – слышится отовсюду.
28 июля. Подходим к контрольно-пропускному пункту. 21 час. На небе – радуга. Проверяют документы. К сожалению, многие оставили свои удостоверения личности в багажных сумках, которые уже ввезли в Дивеево. Просим пропустить так. Но безполезно. Молимся. Читаем акафисты Богородице и прп. Серафиму. В 00 часов 30 минут дают разрешение войти в город. Вот он перед нами. Светящийся! Соборы Троицкий и Преображенский – в золотистом сиянии будто поднялись над землёй. В последний раз прошли с молитвой по палаточному городку. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Будить никого не было нужно. А паломники всё прибывают и прибывают.
Утром 29 июля святые мощи Батюшки Серафима провожали до Сарова, куда приехали В. В. Путин и Святейший Патриарх Алексий II. Некоторым из участников крестных ходов разрешили войти в этот закрытый город.
31 июля раку с мощами прп. Серафима Саровского снова провожали в Дивеево. Можете представить … многотысячный крестный ход, растянувшийся на 1,5 – 2 км, и на протяжении всего пути следования неоднократно звучало: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» И как предсказывал Преподобный: «среди лета запоют Пасху», так и было! Радость и ликование от общего торжества.
З дня предпразнества. Дивеево жило настоящей христианской жизнью – любовью ко всему и ко всем. Каждый хотел побыть на послушании: мыли полы в храме, цветами украшали иконы, плели гирлянды, рыли могилы, готовили гостиницу для приезда игумений, настилали кафель, собирали мебель, клеили обои, делали электропроводку, пропалывали клумбы, резали сухарики, кормили паломников с утра до 22 часов и многое, многое другое. Одна многотысячная дружная семья. На площади монитор. Православные фильмы о Дивеева, о Батюшке, лотки художественно-производственного предприятия «Софрино». Священнослужители, монахи и монахини с кружками для пожертвований для своих храмов. Добрые, сияющие лица. Все живут ожиданием праздника. А он уже наступил. Это и есть праздник души, когда «…душа поёт и просится сердце в полёт».
31 августа, 23 часа 50 минут. Колокольный звон над землёй встаёт, радостно и призывно созывая нас на ночную службу, Божественную литургию. 50 священнослужителей принимают исповедь на площади храма, куда можно пройти, только минуя стационарный металлоискатель. Порядок обезпечивали запорожские и донские казаки, черносотенцы, милиция, ОМОН и многие другие правоохранительные органы, защитники Православия.
Все участники нашего крестного хода Курск – Дивеево причастились Святых Христовых Таин. Долгожданная наша радость: Господь Вседержитель по молитвам Царицы Неба и земли, Батюшки Серафима и Всех Святых, а также по молитвам священнослужителей, родных и близких по духу христиан довёл нас, донёс на этот великий праздник – 100-летие со дня обретения мощей Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. «Дивны дела Твои, Господи!» Во всех храмах всю ночь шли Божественные литургии, молебны и один из них – с акафистом и крестным ходом к мощам прп Серафима.
В 9 часов 1 августа Божественная литургия на площади. Трансляция ведётся на монитор. Служит Патриарх.
Благословляя всех собравшихся на праздник, после литургии Святейший возгласил: «Христос воскресе!»
«Востину воскресе!» – радостно и уверенно ответила ему паства. В Дивееве и по всей нашей России все соучаствующие, все сопричастные к торжеству, пели в этот день Пасху!
«Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» (Псалом 107, 6).

ЖИТИЕ СХИМОНАХИНИ ЕВФРОСИНИИ,
подвижницы села Архарова XIX века

Много великих праведников и светочей жен вышло из недр Русской церкви за время её тысячелетнего существования на земле. Громко прозвучали имена их в Отечестве нашем, и к их святым мощам ежегодно стекаются сотни тысяч паломников, чтящих их святую память и видящих в них истинных носителей заветов Христа и провозвестников той благодатной жизни, для которой предназначено человечество. И эта-то благодатная христианская жизнь живым ключом непрерывно теплится в тайниках русского народного духа, и рядом с прославленными подвижницами Церкви длинной вереницей следуют другие подвижники, подобно им подвизавшиеся на ниве Христовой, но имена которых в большинстве случаев не сохранились для наших дней. В полной безвестности несли они свои великие подвиги, и одному только Богу были известны их благодатные труды, но тем не менее они не могли пройти совершенно не замеченными миром.
Память о некоторых из них сохранилась до сих пор в сердцах их ближайших друзей, и рассказы о жизни и подвигах их с благоговением передаются ими из уст в уста. Среди обыденной суеты, вечно мятущегося мира ярко светят они нам тихим светом Христовым, и их внешне несложная жизнь раскрывает зачастую глубину благодатных сил, таящихся в душе человека. В числе таких неведомых миру подвижниц была схимонахиня Евфросиния.


Родилась она со второго на третье февраля 1813 года в селе Архарове, Малоархангельского уезда Орловской губернии и была наречена в святом крещении Анной в честь святой Анны пророчицы.
Нерадостно сложилась жизнь Анны с самого рождения. Родители её Андрей и Фёкла, барские крестьяне, были зажиточными и благочестивыми людьми. Анна была их первым ребёнком, и, как это зачастую бывает, родители очень желали иметь первенца–сына, помощника в их много трудной жизни. Рождение дочери сильно огорчило их, особенно мать Фёклу, которая громко сетовала и не скрывала своего неудовольствия. Но Андрей, как человек в высшей степени религиозный, принял более спокойно весть о рождении дочери и тут же положил себе дать ей со временем посильное образование, чтобы она, придя в возраст, могла бы поступить в монастырь, быть молитвенницей пред Богом за своих родителей. И действительно, он исполнил впоследствии свое обещание: сам обучил её грамоте, воспитал в страхе Божием и в строгом послушании уставам святой Церкви. Но тяжелое детство предстояло маленькой Анне. Семья у Андрея была многочисленная. Кроме Анны родилось у него два сына и три дочери, и всех нужно было ему одеть, обуть и прокормить. Здоровье у Андрея было не крепкое, постоянные заботы о семье скоро окончательно надломили его. Он часто стал прихварывать, хозяйство вследствие этого приходило в упадок, и от прежней жизни мало–помалу не осталось и следа. Началась тяжелая трудовая жизнь, полная всевозможных лишений и нужды, и Анне едва минуло тринадцать лет, как Андрей скончался, оставив семью свою в полной нищете. Маленькой Анне пришлось теперь работать. Как старшая в доме, она стала помощницей матери и с утра до вечера трудилась не покладая рук, чтобы доставить хотя бы скудное пропитание полуголодной семье. Так прошло года два в непрерывных тяжёлых трудах, как над несчастной семьёй неожиданно вновь стряслась беда. В те далёкие печальные времена крепостной зависимости мало кто считался с личностью человека, и вот Фёкле ввиду каких-то экономических интересов было приказано выйти вновь замуж за многосемейного вдовца. Сильно невзлюбил отчим свою новою семью. Много слез выплакала несчастная Фёкла, но должна была в конце концов всё же уступить требованиям мужа и расстаться со своими сыновьями: одного отдала она своему брату, а другого – зятю. Но только что она пережила эту скорбь, как над ней стряслась другая беда: по требованию помещика шестнадцатилетнюю красавицу Анну выдали насильно замуж за совершенно больного и бедного человека. Но недолго пожила с ним Анна, через полгода после венца он заболел параличом и умер, Анна осталась вдовой. В шестнадцать лет Анна была чрезвычайно хороша собой и религиозна. Всякая работа горела у неё в руках, и она трудилась, не гнушаясь никакой работы. Тогда ей вновь приказано было выйти замуж за одного совершенно разорившегося крестьянина в расчете на то, что она своим трудом поправит его развалившееся хозяйство. Неохотно пошла вновь замуж Анна. Этот второй подневольный брак был ей сильно не по сердцу. Сначала принялась было она усердно за работу и вскоре поправила дело своего мужа, но вместе с тем что-то неладное стало твориться у нее в душе. Из прежней тихой и богобоязненной женщины она превратилась вдруг в весёлую и разбитную молодуху. Анна словно переродилась, забросила молитвы и проводила время в непрестанных песнях, плясках и шутках с молодёжью. Весёлая, беззаботная и пустая жизнь совершенно овладела ею, и никто не стал уже узнавать в ней прежнюю тихую и богобоязненную Анну, как вдруг над нею снова стряслась беда. Какое-то значительное лицо, «начальник», как говорили крестьяне, был поражён красотою Анны и стал домогаться всеми силами ее расположения. Вынужденная истязаниями, она отдалась ему, но этот невольный и вынужденный грех словно открыл ее затупленные глаза. Вся ее легкомысленная жизнь последних лет тяжёлым укором встала пред ней. Печаль по прежней тихой, богоугодной жизни ни днём, ни ночью не давала ее покоя. Горячие слезы раскаяния текли из ея глаз, и, чтобы успокоить свою мятущуюся совесть, она решила идти в Киев на богомолье. Но первое посещение Киева не удовлетворило её, она пошла в самый разгар паломничества с большой толпой богомольцев. Громадное стечение народа, сутолока и суета большого города словно ошеломили её, и она вернулась домой, не увидев ни Киева, ни его великих святынь. Но дома тоска вновь охватила её. Желание видеть Киев, поклониться его святыням и этим хотя бы отчасти искупить свой тяжкий грех стало её заветной мечтой, и она вновь начала просить мужа отпустить её на богомолье. «Если ты не пустишь, – говорила она, – то я сама уйду, и ты не будешь знать, куда укроюсь я». Волей–неволей пришлось мужу отпустить её. На этот раз она пошла уже совершенно одна, и второе посещение Киева имело решающее влияние на всю ее последующую жизнь. По дороге в Киев зашла она в Софрониеву пустынь, в храме шла обедня. Анна зашла помолиться и после обедни с прочими богомольцами подошла к антидору. Но ей антидора не досталось, и она решила остаться до следующего дня. На другой день повторилось то же самое. Тогда Анна решилась пробыть там ещё один день, но и на третий день осталась она без антидора. Как громом поразило это Анну. «Стало быть, я великая грешница, – решила она, – если Бог не допускает меня до святыни». Тяжёлая скорбь сковала ей сердце, и горячие слезы полились из глаз. Сетуя и тоскуя, добралась наконец она с большим трудом до Киева и отправилась прямо к пещерам. Тут встретил её какой-то монах, который провидел её жизнь, и обличил её тайные грехи. Сильно смутилась Анна от его неожиданных слов. «Но не смущайся, – сказал он ей, – и не тоскуй, надейся на милосердие Божие, Господь милостив. Если будешь на Него надеяться, Он вовек не оставит тебя!» «Батюшка! – взмолилась Анна. – Не оставь меня своими молитвами, научи меня, как мне прожить и спасти свою душу!» И при этом кланялась ему в ноги и целовала их. Но старец остановил её. «Не кланяйся, – сказал он, – я тоже великий грешник, но я скажу тебе, где живёт истинный старец, под руководством которого я нахожусь и живу. Его зовут так же как меня, Нифонтом». И он благословил её идти в Голосеев монастырь. Но, придя туда, Анна, не нашла там никакого старца. В великой скорби вышла она из церкви и залилась слезами. В полночь в безсилии опустилась она на могильную плиту и горько заплакала: «Ах, пропала я, окаянная!» Но в эту минуту вдруг из-за церкви вышел благообразный старец и подошёл к Анне. «Ишь ты, пропала», – сказал он ей, повторяя ее же слова. Затем велел ей идти в церковь, достоять обедню, а после обедни принял ее у себя в келии и долго беседовал с ней, а на прощание благословил ее носить вериги. С этого времени Анна надела на себя пудовые вериги, которые и не снимала с себя до самой своей смерти. Пробыв в Голосееве несколько дней, она пошла в Почаев, а оттуда вернулась домой. Немало сохранилось и письменных, и устных воспоминаний о жизни и подвигах Анны Андреевны, но вследствие их крайне отрывочности трудно установить точные сроки, даже важнейшие события её жизни. Однако же то несомненно, что вскоре после своего второго посещения Киева она была тайно пострижена в мантию, а затем приняла схиму с именем Евфросиния.
Но вернёмся к нашему рассказу. По возвращении домой Анна Андреевна не застала уже в живых своего мужа. Он скончался в её отсутствие. Дети её также скончались, за исключением дочери Параскевы. Теперь решилась Анна посвятить себя всецело служению Богу. Ничто не связывало её уже с миром, но враг рода человеческого, вечно завидующий нашему спасению, воздвиг и против неё жестокое гонение: помещик, которому принадлежала Анна, стал в третий раз понуждать её выйти замуж и обзавестись семьёй. Но самым решительным образом отказалась Анна Андреевна исполнить волю господина. Видя, что ничем нельзя сломить её упорство, оставили её в покое. Все её односельчане покинули Анну, боялись навлечь на себя немилость господина, и только одна боголюбивая женщина, родственница Анны, тайно по ночам приходила к ней. Потом у Анны отобрали всё её имущество, и она осталась в полной нищете. Спокойно приняла она весть об отобрании домашнего скарба. Анна решила пойти на богомолье, ища в молитве утешение и черпая в ней силу для перенесения скорбей. Как видно из собственноручных записей Анны Андреевны, а также из воспоминаний близких к ней лиц, она по возвращении домой приняла на себя подвиг юродства, который и несла преимущественно в молодые годы своей жизни.
Нелёгок христианский путь спасения, узки врата, и тесен путь, ведущий в жизнь вечную, сказал нам про него наш Господь Иисус Христос, но из всех подвигов христианской жизни едва ли не самый трудный и самый непонятный – это подвиг юродства. И действительно, мир, живущий исключительно эгоистической личной жизнью, где личность человека составляет как бы центр и умственной, и материальной его жизни, а вместе с тем и сосредоточие всех его интересов, не может понять всей глубины самоотречения, сказавшегося в юродстве, в котором человек отрекается от всего, вплоть до своего плотского разума, и решается быть в мире не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, притом распятого. Мир, гордый своими знаниями и громадными успехами в области технических наук, сказавшимися в небывалом усовершенствовании и улучшении внешних условий жизни, не может принять того, чтобы умствование мудрецов его было суетно, что вся мудрость его – безумие перед нашим Господом, в очах Которого лишь «сокровенный сердца человек» в нетленной красоте бессмертного духа имеет только ценность и значение. Поэтому всякий человек, отрекшийся от этого суетного мирского разума, не выходящего никогда за пределы земных интересов, будет безумен в глазах мира. Но величие подвига истинного юродства заключается именно в том, что человек решается стать позорищем для мира, сором, прахом, всеми попираемым «безумным Христа ради» для того, чтобы обрести Христа, и этот высший духовный разум, который свойствен, лишь облагодатствованному состоянию человека. Этот подвиг юродства по благословению Голосеевского старца, как это можно предположить по запискам Анны Андреевны, она приняла на себя по возвращении домой. Но мир тотчас же ополчился против неё. Местный приходской священник совместно с управляющим имением стали всячески теснить и преследовать её. Они открыто называли её обманщицей и староверкой и стали грозить ей, что засадят её в тюрьму. Тогда, спасаясь от их преследований, она покинула своё село и поселилась близ него в убогой избушке, подаренной ей каким-то благодетелем.
И зимой, и летом ходила она босиком, полуодетая, имущества никакого не имела, кроме единственной иконы Казанской Божией Матери, а если случайно кто давал ей денег, то она тотчас же жертвовала их на храм. Слухи о необыкновенной жизни скоро проникли в народ, и к ней стали обращаться люди, искавшие у неё совета и утешения. Воспоминания этих лиц, видевших Анну Андреевну и беседовавших с ней, рисуют нам её облик во всём величии незатейливой простоты и смирения. Анна Андреевна жила одна, за ней ходила родная дочь Параскева, а потом её любимая внучка. Посетителей она принимала гостеприимно и нередко предлагала пищу тем из них, кто приходил к ней издалека, но сама она ничего не вкушала до самого захода солнца, и то ела один раз в день только хлеб с водой или же сухари. Праздных посетителей она не любила. Если кто-либо из любопытства приходил к ней, то она принимала его сурово, нередко была резка, этим отбивала у того всякую охоту любопытствовать. Келейного правила своего она никогда не оставляла и нередко молилась всю ночь напролёт. Всех имеющих в ней нужду она принимала охотно, никому не отказывала, и для всякого было у неё слово назидания и утешения. Благодатью Божиею обрела она на закате дней своих дар прозорливости и слез. Бывало, вспомнит одно лицо, вздохнёт Анна Андреевна, а слезы у неё так и потекут из глаз. Нужно усердно молиться, говорит она, за Церковь, за Веру православную. Скоро трудное настанет время, не будут чтить Бога, Церковь и Царя, за что будут наказаны Богом. Не дай Бог нам дожить до этого времени! Нужно больше молиться нам. И Господь сказал своим ученикам: бдите и молитесь, да не внидите в напасть, дух бодр, плоть же немощна, сего ради бдите и молитесь и вы! Всех приходящих к ней она поучала во всём предаваться воле Божией и за всё благодарить Его. Любите ближних своих, говорила она, и будьте милостивы ко всем не только на словах, но и делом. Исполняйте заповеди Господни и не верьте себе, пока не ляжете в землю. Враг силен и, как лев рыкающий, ищет, кого поглотить. Господь более любит грешников с покаянием, нежели праведников с гордостью.
Анна Андреевна не любила долго засиживаться на одном месте. За свою долголетнюю жизнь она несколько раз побывала в Иерусалиме и посещала часто отечественные монастыри и другие святые места. Зимой и летом ходила она обыкновенно босая и зачастую ночевала в открытом поле или же в лесу. «Но Господь хранил меня, – говорит она, – и от людей, и от зверя, и от холода и мороза». Имя её было известно не только в Орловской, но и в других губерниях. Знал её также и знаменитый Оптинский старец преподобный отец Амвросий. Как-то раз, говорится в воспоминаниях господина Кожухова об их первой встрече, подъехал старец о. Амвросий к своей хибарке после катанья. Анна Андреевна стояла позади всех в толпе народа, окружавшей батюшку; тогда вдруг о. Амвросий, обращаясь к ней, говорит: «Многоименитая матушка, пожалуйте сюда!» Около батюшки было много монахинь, и все были в недоумении, кого зовёт он. Тогда он велел им расступиться, а сам подзывает к себе Анну Андреевну и говорит: «Не чаял я дождаться тебя, почему долго не приходила». Батюшка принял её очень любезно, поцеловал её в плечики и посадил с собою в экипаж. Монахини были очень огорчены, что батюшка принял какую-то старушку в убогой одежде, а батюшка между тем проехался с ней немного, возвратился, повёл её в хибарку и беседовал с ней больше часа. Затем как-то раз послал её батюшка обедать на ключаревскую гостиницу и попросил с ней пойти также и скитоначальника о. Анатолия. Во время обеда последний всё наблюдал за ней, а после обеда взял её с собою в скит и долго беседовал с неё. «Эта старица редкая, – впоследствии говорил он. – Все кости рекут у неё: Господи, Господи, кто подобен Тебе! У неё такой родник Иисусовой молитвы, что я подобного и не встречал, и она у нас приходит просить советов! Нам у неё нужно учиться!!!» Но по своему смирению она до самой смерти руководствовалась советом старца о. Амвросия, оставалась его духовной дочерью.
О прозорливости Анны Андреевны и даре чудотворения, которым сподобил её Бог, сохранилось много рассказов. Так, один священник говорит: «Мать моя болела кашлем полгода. Лечилась у доктора, но ничего не помогло. Тогда поехали они к Анне Андреевне. Та напоила её чаем и говорит: «Всё пройдет». И действительно, кашель вскоре прекратился». У того же священника часто хворали дети. Бывало, он пойдет к Анне Андреевне, она даст ему пряников или баранок, дети поедят и поправятся. У одной родственницы её, той самой, которая когда-то тайком посещала её, родился сын. Анна Андреевна приходит, надевает на новорождённого камилавку и говорит: «Монахом будет!» И действительно, новорождённый младенец впоследствии вступил в монастырь и дослужился до сана иеромонаха. Некая монахиня Палладия сообщает: «Однажды у отца моего болели зубы. Он велел мне просить у Анны Андреевны лекарства. Я пошла к ней, она подняла с полу соломинку, дала мне и сказала: «Пусть положит в зуб». Я принесла домой соломинку, отец положил в зуб и навсегда исцелился от зубной боли. Она же предсказала ему, что он будет монахом и примет схиму. Так впоследствии действительно и случилось».
Больные, одержимые бесами, не могли видеть Анну Андреевну. Они ужасно бились и кричали, но она давала Богоявленскую воду, и многие из них исцелялись. О силе молитвы Анны Андреевны рассказывает А. Головина следующее: «Была моя мачеха очень больна, совсем почти на смертном одре. Мы думали с отцом, что она уже умрёт, и поехали с ним к Анне Андреевне попросить помолиться о болящей. «Не безпокойтесь, – сказала Анна, – она будет жива и проживёт более 20 лет, а через две недели, будет печь пироги и придёт проведать меня, старушку». Тут же она стала на молитву, долго молилась, а затем отпустила нас. И действительно, через две недели мачеха моя настолько поправилась, что сама пекла пироги и приходила к Анне Андреевне проведать её. Всё это не ложь, а истинная правда».
«Однажды, – рассказывает тоже почитательница Анны Андреевны, – я была у неё, и она послала меня в город к Вере Васильевне Головиной попросить у неё для меня заслонку, замочек и трубу для самовара. Я сходила в город и принесла просимое. Когда пришла, Анна Андреевна говорит: «Агрипинушка, топи скорее печь!» Я начала топить и сожгла два снопа соломы, а она говорит: «Агрипина, закрой меня получше заслонкой». Я закрыла, но через минуту открываю, боюсь, чтобы она не задохнулась, а она кричит: «Закрой, закрой!» А сама в печи молится Богу, говоря: «Господи, спаси и помилуй Веру Васильевну!» А затем вылезла из печи и говорит: «Лей на меня побольше воды». Я носила из колодца около двадцати ведер воды, и выливала на неё. На другой день я отправилась в город, в ту же ночь был в городе пожар. И дом Веры Васильевны едва отстояли от огня, и он остался невредим. Это, как и всё мною написанное, есть истинная правда!»
А вот что рассказывает Евдокия Малышева о священнике села Ивани, отце Павле. После смерти жены своей отец Павел чувствовал себя так дурно, что ничего с собою не мог поделать, и все окружающие его растерялись, не зная, как ему помочь. В таком-то тяжёлом состоянии он вспомнил про Анну Андреевну, но с нею лично не был ещё знаком. Он решил послать к ней работника Виктора, просить её святых молитв. Только что Виктор подъехал к её келье, как вдруг Анна Андреевна, сама выходит к нему, выносит два завёрнутых в полотенце огурца и говорит ему: «Твой батюшка здоров. Вот тебе два огурца, и поезжай домой!» Когда работник приехал, то увидел, что отец Павел здоров. С тех пор отец Павел стал уважать старицу. Как-то раз в одно из её странствований напала на неё целая стая собак. Спасаясь от них, она выронила узелок с вынутыми просфорами. Собаки бросились к нему и были готовы уже растерзать его, как вдруг видит Анна Андреевна, что будто какой-то свет исходит от просфор. Собаки, словно опаленные, бросились в сторону от них, и Анна Андреевна спокойно могла продолжать свой путь. Этот случай воочию показал ей, какую благодатную силу имеют вынутые просфоры. В другой раз шла она по Рязанской губернии. В то время и в городе, и в губернии была сильная холера. Анна Андреевна, придя в Рязань, остановилась там на некоторое время у одного благодетеля. Познакомившись в Рязани с некоторыми жителями, она стала говорить, что холера прекратится, если они напишут икону Казанской Божией Матери, написавши, освятят её и отслужат перед нею молебен. Скоро разнеслась по всему городу молва, что какая-то старица, по имени Анна Андреевна, уверяет, что холера прекратится если исполнят её совет. После этого случая холера в Рязани скоро прекратилась, и многие почитатели старицы приписали это силе её молитвы. Терпение и незлобивость Анны Андреевны были поистине поразительны. Как-то раз в одно из странствований напали на неё разбойники. Они требовали от неё денег, которых у неё не было, и, не веря словам, стали бить и истязать её. Но, видя, что ни побои, ни угрозы не действуют на Анну, они пришли в такое неистовство, что вырезали у неё из спины два ремня и бросили её полуживую на дороге. Кое-как добралась она до жилья и после своего выздоровления никогда не вспоминала об этом и не делала никаких попыток к разысканию своих мучителей. Но, будучи сама в высшей степени терпеливой, она всех остальных поучала всегда терпению и любви. «Как бы ни была тяжела жизнь, – говорит одна из её почитательниц, – как бы ни было трудно, стоит только пойти к старице Анне Андреевне, и получаешь тотчас какое-то особенное успокоение и отраду, появляется усердие к молитве и готовность всё терпеть ради спасения души».
Анна Андреевна за свою долголетнюю жизнь была в старом Иерусалиме 12 раз, одно из них было такое. Не имея денег, Анна Андреевна ходила всегда пешком и, дойдя до моря, решила переправиться на корабле до Иерусалима. На корабль её взяли без согласия капитана и денег. Когда корабль отплыл несколько метров, капитан потребовал от Анны Андреевны уплаты и поставил свои условия: или она платит своим телом, или убирается с корабля. Целомудренная подвижница, не раздумывая, сходит с корабля и идёт по воде как по суше, и в этот момент корабль заметно начинает тонуть. Все закричали: «Женщина, вернись, прости нас!» Анна вернулась, и корабль благополучно приплыл в Святую землю.
Так подвизалась в течение многих лет приснопамятная раба Божия Анна, тайная схимонахиня Евфросиния на службе у Бога и у человека. Дожила она до глубокой старости и обрела всеобщую любовь и уважение. Имя её до сих пор с любовью чтится многими лицами, знавшими её и слышавшими о ней. Кончина её сопровождалась событием, о котором нельзя умолчать. Ещё при жизни Анны одним благодетелем был сделан Крест на её могилу, который года два хранился у родственницы её, Анны Матросовой. Крест этот всегда был обернут холстом, чтобы не портилось написанное на нём распятие. И вот в самый день кончины Анны Андреевны входит Анна Матросова в чулан и видит, что холст упал с Креста. Сильно была поражена она этим явлением, не зная, чем объяснить происшедшее. Потом стало понятно, почему так произошло. Одна из духовных чад Анны, Александра, говорила, что мощи старицы – это огонь, смотрите, не трогайте! Анна Андреевна была захоронена на кладбище села Архарова Малоархангельского уезда Орловской губернии.
На этом история, жизнеописания преподобной Евфросинии, Архаровской подвижницы заканчивается. АМИНЬ.
Из семейной хроники Амвросиевой женской пустыни 1912 года. С. Архарово, 2003 г.
ОРЛОВСКИЕ АРХИПАСТЫРИ: епископ Кирион (Садзагелов)

епископ Кирион (Садзагелов) Епископ Кирион (в мире Георгий Иеронимович Садзагелов) родился в 1853 г. в семье грузинского священника, бывшего миссионером среди мтиульцев. По окончании Тифлисской духовной семинарии в 1876 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1880 г. со степенью кандидата богословия, тогда же был направлен в Одесскую духовную семинарию помощником инспектора. В 1883 г. перемещен на должность смотрителя в Телавское духовное училище, а позже на ту же должность в Горийское духовное училище. С 1890 по 1896 г. был учителем сначала в Кутаисском, а потом в Тифлисском духовных училищах. В то же время он состоял членом ревизионного комитета по проверке отчетов Телавского училища за 1875 – 1884 гг. и преподавал русскую гражданскую историю в Телавском женском заведении просветительницы Грузии святой Нины. 2 ноября 1896 г. он принимает монашество и назначается настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена. С 31 декабря 1896 г. он назначается благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе. 23 августа 1898 г. в Сионском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Кириона в епископа Алавердского, второго викария Грузинской епархии. 12 августа 1900 г. он назначается епископом Горийским, первым викарием Грузинской епархии, 10 марта 1902 г. – епископом Балтским, викарием Подольской епархии, 3 мая 1903 г. – епископом Новомиргородским, первым викарием Херсонской епархии, 23 апреля 1904 г. назначен, а 26 мая епископ Кирион прибыл в Орел для управления Орловской и Севской епархией, с февраля 1906 по 1907 г. – епископ Сухумский, с 1907 по 1908 г. – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; с 15.03.1908 г. на покое, с 10.01.1915 г. по 12.07.1917 г. – епископ Полоцкий и Витебский; с 01.08.1917 г. на покое.
В Орле при нем 23 августа 1905 г. Церковно-Археологический Комитет был преобразован в Орловское Церковное Историко-Археологическое общество, и в сентябре того же года обществу были отведены три комнаты для работы, размещения музея и библиотеки в старом архиерейском доме, рядом с консисторией. Особая заслуга в создании музея, его экспозиции принадлежит личному участию епископов Никанора, Иринея и Кириона, причем последний сам был известным знатоком церковной археологии.
Преосвященный Кирион был широко известен своими трудами по археологии и духовной литературе Грузии. Почти при каждом училище он открывал библиотеки и читальни, заботился об улучшении быта учителей. В Херсоне им был также организован церковно-археологический музей. За участие в деле сохранения древних памятников христианства на Кавказе и содействие науке своими церковно-археологическими трудами он был избран членом-корреспондентом Императорского Московского археологического общества. Важнейшими из его научных работ являются такие, как: «Святая равноапостольная Нина, Просветительница Грузии», «Святой царь Мириан Хосроиан, первый христианский венценосец Грузии», «Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для церкви Грузинской», «Описание Митехского Четвероевангелия», «Историко-археологический очерк Метехского храма», «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламизмом», «Пятидесятилетие основания викарийства в Херсоне» и т. д. После февральских 1917 г. событий в Российской империи, вследствие усиления активности сепаратистов, резко обостряются межнациональные противоречия. Это повлекло за собой раскольнические действия и в церковных кругах. В Грузии усиливается стремление части духовенства и епископата к отделению от Российской Православной Церкви. В марте 1917 г. без согласия Кириархальной Церкви, против воли экзарха Грузии архиепископа Платона группа епископов провозгласила автокефалию Грузинской церкви. Местоблюстителем Католикосом поставлен был Леонид (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский. Не возражая в принципе против независимости Грузинской церкви, Святейший Патриарх Тихон выразил сожаление о неканоничности отделения, о непослушании грузинских архиереев Поместному собору и своему кириарху – владыке Платону, которого они самочинно объявили лишенным звания экзарха. Патриарх Тихон обратился к грузинским архипастырям Кириону, Леониду, Георгию и Пирру с предложением подчиниться требованию церковных правил и явиться на Всероссийский Собор. Но призыв Патриарха не был услышан, и отношения между Русской и Грузинской церквами оставались неулаженными до 1943 г. А тем временем в Грузинской церкви провели выборы, и 8 сентября 1917 года Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион. В дальнейшем его судьба сложилась трагически. Вследствие внутренней борьбы в Грузии в 1918 г. он был убит, о чем с прискорбием известили своих читателей «Орловские епархиальные ведомости» в сентябре 1918 г.

Источники: Орловские епархиальные ведомости, 1904, № 18, 2 мая, с. 429 – 431; № 22, 30 мая, с. 527; 1906, №7, 12 февраля, с. 41; 1918, № 19, 15 (28) сентября, с. 489 – 490.
Литература: Цыпин В. История русской церкви / 1917 – 1997/. История русской церкви. Кн. 9. – М., 1997. – с. 48 – 49; Еремин В. География орловских музеев / Краеведческие записки: сборник. 2 выпуск. – Орел: Вешние воды, 1998, с. 30 – 31.

А. И. Перелыгин, председатель Орловского церковного историко-археологического общества
ПРАВОСЛАВНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ
Щитом Евангельского слова

Какой же умный человек
Не христианин,
Не верит в Бога?
Терниста к истине дорога,
Но путь один,
Но путь один:
Познавший таинство природы
Никак не ведает о том,
Он счастьем наградил народы
Иль новым тягостным крестом.

Какой культурный человек
Не христианин,
Не верит в Бога?
К искусству верная дорога,
Но путь один,
Но путь один:
Бог в красоте, любви, морали –
Нет лучше храма и светлей,
Величественней не создали
Глупцы по прихоти своей.

Какой же русский человек
Не христианин,
Не верит в Бога?
К единству верная дорога,
Но путь один,
Но путь один:

Щитом Евангельского слова
Во все лихие времена
От неприятеля любого
Святая Русь ограждена!

Афанасьев Леонид Сергеевич.
Паисию, Владыке Орловскому и Ливенскому, в честь 15-летия Архиерейского служения
ВАШЕ ВЫСОКО- ПРЕОСВЯЩЕНСТВО!


Всегда Вас ждем. Вот и сегодня
Минуты ловим дорогие.
Преображение Господне!
Божественная литургия!
Мы сердце Господу откроем,
Помолимся, с себя начнем.
Жизнь только так мы обустроим,
А истину в Христе найдем.
За Веру надо нам держаться,
Пусть собирает нас собор.
И каждому из нас подняться
Дай, Господи, на свой Фавор.
Дай, Господи, России всей
Любви, и мира, и терпенья.
Восстановление церквей
И есть эпоха возрожденья.
В труде молитвенном стараясь,
Добру все силы отдадим.
Лишь сами мы, преображаясь,
Вокруг наш мир преобразим.
Когда к молитве мир готов,
То он становится чудесным
В День созревания плодов,
Плодов земных, плодов Небесных.
На праздник собрался народ,
Куранты звонко бьют собора.
Святая Вера в нас живет,
Душе и духу есть опора.
Миряне нашего района
От Вас стремятся перенять
И дух монастырей Афона,
И Палестины благодать.
Слова как ангелы летят,
Когда Христу хвалу возносим,
Душа цветет, как райский сад,
И мы благословенья просим.

С земным поклоном, В. Быков. г. Болхов.

Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: свящ. Алексий Заночкин.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн нашего сайта
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов