Богоявленский собор города Орла
История собора
Строительство нового каменного храма - XVIII век.

Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее.

А когда же именно она была возведена? Наш храм отображен на чертеже, сделанном в 1700-1728 годах, уже как приходской. А по воспоминаниям одного из путешественников, побывавших в Орле в 1711 году, в обветшавшем уже деревянном городе "церквей каменных много"(Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 265). Известно также, что в 1714 году вышел указ Петра I, запрещающий по всей стране каменное строительство в связи с возведением Санкт-Петербура. В провинции оно возобновилось лишь в 1770-х годах, когда, согласно документам, каменная Богоявленская церковь уже существовала. Тогда же, как сообщают "Орловские губернские ведомости"(1876, № 7, с. 38), каменная колокольня нашего храма из-за своей ветхости угрожала падением и уже в 1780 году требовалось её сломать.

Итак, можно сказать, каменная Богоявленская церковь в Орле была сооружена в первом десятилетии XVIII века. К тому же, в "Ведомостях о церквах города Орла" в течение последующего столетия этот храм идет вторым по списку после главного городского собора. Начиная с 1755 года в документах сообщалось и о наличии престолов в церквях. В Богоявленской к этому моменту имелся второй престол во имя Вознесения Господня. К 1787 году также появляется третий - во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (ЦГАДА, ф. 1355, оп. I, с.1009. Описание г. Орла /Экономич. примеч./, 1798 г., л. I об.). Трехпрестольным храм оставался до своей капитальной перестройки в первой трети ХIХ века.

Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях - на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому "нарышкинскому барокко". Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору. Множество таких строений было выстроено по заказу родственника Петра I, Л. К. Нарышкина. Это центрические ярусные строения со столпообразной композицией, за которыми в искусствоведческой науке закрепилось наименования "восьмерика на четверике". Они сочетали в себе живописность архитектурных форм с богатством декоративного убранства. Нарядность этих храмов еще более подчеркивалась их двухцветностью, изысканным сочетанием белого и красного цветов. Красные кирпичные стены оформляются резными белокаменными карнизами, орнаментальными сборками, наличники окон - фронтонами в виде гребешков, грани объемов по углам - белокаменными резными колоннами.

Богоявленский храм в Орле до своей капитальной перестройки относился к лучшим образцам "нарышкинского барокко". Он обладает всеми особенностями этого стиля: основной объем, трапезная, колокольня. Как отмечали архитекторы, немногие колокольни так органично дополняли храмы, как та колокольня Богоявленской церкви, соединяющая в себе изящество и величие.

Известный орловский архитектор С. И. Федоров сообщает в одной из своих работ, что в 1970 году он совместно с еще одним орловским краеведом произвел раскрытие на световом барабане церкви: "мы вскрыли под толстым слоем штукатурки... вырезанные из белого камня балясины, наличники и пояски, сходные по характеру обработки с декором основания колокольни (С. И. Федоров. Архитектурные образы Орловщины. Тула: 1982, с. 32). Он свидетельствует также: "При изучении наиболее сохранившегося светового барабана мною были обнаружены в 1959 году несколько голосников, отверстия которых были заштукатурены. Глубина глиняных горшков, замурованных в стены, составляла 40-60 см. Они... обеспечивали прекрасную акустику ... церкви (С. И. Федоров, там же, с. 31).

Итак, каменный Богоявленский храм, построенный на месте деревянной церкви того же названия стал украшением города. Его празднично-торжественная архитектура, созвучная московским храмам этого времени, свидетельствовала об авторстве талантливого художника. Очевидно, яркая красота храма и центральное местоположение стали причиной того, что после упразднения обветшавшей соборной Рождественской церкви (в 1766 г.) в нем стали совершаться почти все торжественные городские богослужения. Уже в 1770 году Богоявленская церковь принимала в своих стенах орловского епископа. Мемуарист ХVШ века Г.Добрынин так описывает это событие: "...Въезд преосвященного в Орел ознаменован был по всем церквам колокольным звоном. При каждой проезжаемой церкви священство было в ризах со крестами, дьяконы в стихарях с кадилами, дьячки и пономари со святою водою в чаше, со свечами в подсвечниках. Народ - по улицам, народ - по заборам и по всем возвышениям, где только можно пристать и удержаться. А в Богоявленской церкви, в которую было ожидаемо восшествие Преосвященного, набилось всякого чина и звания, пола и возраста православных Христиан так плотно, как в Риге на кораблях укладывают мачты. По выходе из церкви поздравляли пастыря с приездом градоначальник со всеми чиновниками..."(Г. Добрынин. Истинное повествование или жизнь Гаврииила Добрынина /1752-1823/. СПб., ч. I, с. 41-43).
Автор этого описания сообщает любопытную подробность о священнике Богоявленской церкви отце Алексее. В отличие от других священников и самого епископа он проявлял доброе отношение и веротерпимость по отношению к орловским купцам-старообрядцам. Во время упомянутого посещения города епископом они добились повышения о.Алексея в сане, он стал протоиерееем. "...все знатнейшие старообрядцы упросили архиерея убедительнейшими способами возвысить в сие достоинство богоявленского отца Алексея... ''(Г. Добрынин, там же, с. 43).
Тогда же в 1770 году орловский епископ издал указ о ликвидации кладбища при Богоявленской церкви: "Понеже во время посещения епархии в городе Орле усмотрено нами, что при градских церквах Богоявленской, Покровской и Пятницкой так тесны кладбища и телами мертвыми наполнены, что когда случается вновь погребать, без нарушения телес прежде погребенных, быть не может. Сверх того домы обывателей к оным весьма близко поселены, которые от оных кладбищ воздухом заразительным в весеннее особенно время наполняются невольно... того ради в Духовное правление посылается указ наш... чтобы отныне впередь, как вышеписанных церквей, так и других градских... погребать тела умерших при отдаленных несколько церквах, из которых одна по сю сторону, а другая по ту сторону реки были бы, чтоб через реку при погребении не переезжать".(Г. Пясецкий. История Орловской епархии.Орел.: 1899, с.651-652).

<<< Назад |  1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |   Далее >>>

Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн нашего сайта
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов