Богоявленский собор города Орла
История собора
Первая треть XIX века в истории Богоявленской церкви. Ее капитальная перестройка - 1837 г.

На генеральном плане Орла 1819 года Богоявленская церковь показана стоящей у слияния р.р. Оки и Орлика на месте бывшего острога. Рядом с ней тянутся торговые ряды деревянного Гостиного двора, между церковью и рядами расположена площадь. Вот некоторые факты из церковной хроники за период первой трети XIX века. В 1815 году от Богоявленской церкви к Ильинской был установлен крестный ход (20 июля) в ознаменование "незабвеных проишествий 1812 года... дарованной России знаменитой победы" (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 916). Г. Пясецкий отмечает и такое событие, как историю с колоколом, которая произошла в 1821 году во время торжественного празднования в Богоявленской церкви. Когда наступил момент благовеста к литургии "начат был сторонними по усердию людьми на их колокольне (Богоявленской) в большой колокол благовест, который и был продолжаем около четверти часа. Во время трезвона во все колокола большой колокол треснул снизу вершков на восемь". К расследованию дела была привлечена городская полиция. В результате Орловская духовная консистория приняла решение: "в разбитиии колокола никто виновным не отыскан, и кто именно из сторонних людей участвовал в благовесте, также не открыто. А как ко всякому служению благовестный звон производить должны сами причетники, то за нерадение такое и беспечность о своих обязанностях, всех Богоявленской церкви причетников при собрании народном оштрафовать в церкви земными поклонами по сотне каждого, разделив оные на два раза..." (Г. Пясецкий, там же, с. 852-853).
В следующеем 1822 году для Богоявленской церкви был вылит ноый благовестный колокол, звук которого был особо отмечен, как "ясный". Вскоре последовал указ епископа: "По ясности нововылитого колокола при здешней Богоявленской церкви и по уважению того, что сия церковь находится в средоточии почти города, наблюдать отныне сей Богоявленской (церкви) чин собора, поступая сим образом:
1) во все воскресные, праздничные и торжественные дни производить при сей церкви предначинательный к литургиям и бдениям всенощным благовест и вечерням в установленное время так, чтобы прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе оного не начиналось, а после начатия оный благовест при всех прочих церквах был бы повсеместно.;
2) в торжественные дни, когда духовенству следует собираться на общий молебен... сие начинать не иначе, как по сигналу при Богоявленской церкви сделанному благовестом в большой колокол примерно ударив разов пятнадцать или двадцать..."(там же).

В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена. Источники сообщают: "В 1837 году предпринято было распространить храм. В эту перестройку главный алтарь храма изменен и устроен совершенно новый и к нему пристроены с южной и северной стороны придельные алтари. Соответственно этому расширена была и вся церковь. Прежние боковые стены были разобраны и вместо них возведены новые на новом месте. В нынешней теплой, так называемой трапезной части храма устроены также алтари с правой стороны и с левой. Здесь же в теплой церкви для большей прочности утолщены были столбы, поддерживавшие колокольню. Тогда же с западной стороны храма к колокольне пристроен притвор или закрытая паперть... Верх колокольни... и верх церкви оставались прежние, одинакового стиля. Все же наружные стены церкви, алтари холодной церкви, северная и южная стены храма позднейшей постройки... сделаны с целью расширения храма и не соответствуют стилю древнего храма. До 1837 года храм вообще был меньших размеров и много уже... ограничиваясь с южной и северной стороны линиею арок купола.Со времени капитальной перестройки храма в 1837 году храм Богоявления Господня разделяется на теплую и холодную церковь. В холодной церкви в восточной части храма три алтаря и престола. Главный алтарь во имя Богоявления Господня, с правой стороны - во имя Вознесения Господня, с левой - во имя св. мучеников кн. Бориса и Глеба. В теплой церкви в правом углу алтарь во имя иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радости" и в левом - во имя св. бессеребренников Косьмы и Дамиана..."(Орловские епархиальные ведомости. № 5, 1902, с. 67). Относительно этой перестройки в каталоге памятников архитектуры Орловской области сказано: " стены трапезной, приделов и апсиды в 1830-е гг. оформлены в духе позднего классицизма... Внутри стены храма ... были прорезаны высокими и широкими арками, соединившими его пространство с пространством приделов и трапезной. Алтарь сохранил необычное перекрытие с выдвинутыми вперед парусами, верхняя поверхность которых подобна изогнутой полке, переходящей в конху". (Орловская область. Каталог памятников архитектуры. М.: 1985, с. 72-73).

В результате перестройки храм во многом утратил свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали ему совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.

К 1859 году относится "Главная опись орловской градской Богоявленской церкви", представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих Радости"; в его иконостас была вставлена сама эта икона.
(подробнее о ней смотрите в разделе Святыни)

<<< Назад |  1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |   Далее >>>

Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн нашего сайта
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов