Деревянная Богоявленская церковь - XVII век.
Город
Орел был основан в 1566 г. как военный форпост на южной границе русского
государства. После сожжения поляками и литовцами в 1606 году он был
в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский
указ о восстановлении города "на старом орловском городище". С этого
момента он начал вновь заселятся, продолжая жить полувоенной жизнью.
В эти годы в Разрядный приказ многократно поступали сообщения о мерах
предосторожности "по случаю татарских вестей" и, соответственно, о
строительстве новых укреплений. Туда же "орляне и служилые люди" отправляли
челобитные о построении в Орле новых церквей. Вместе с этим стали
восстанавливаться и старые.
Одновременно
с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646
годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно
изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о
его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент
XVII века: " Лета 7152(1644)… по челобитью орловского посадского Богоявленского
попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле
на посаде в Большом остроге..." участок земли "...под церковь во имя
Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего",а также под кладбище, усадьбу
и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.:
1899, с. 253-254). И историк полагает, что это произошло уже после
построения церкви и назначения её причта. Другой орловский историк
считает, что Богоявленская церковь была построена иереем Борисом Козьминым
"по обещанию, в память родителям." (Из Орловской старины. Богоявленская
церковь в Орле.// Орловский вестник, 1890 г., № 67, 27 марта).
Документы лишь сообщяют: "орловский богоявленский поп Борис Козмин...
на Орле в Большом остроге вновь Богоявленскую церковь... построил
собою."(Каплинский И. Памятники русского зодчества. Орел.: 1970).
Вскоре поп Борис строит рядом с Богоявленской церковью ещё одну -
во имя святых Бориса и Глеба.
Со
временем вокруг них возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором
Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым
настоятелем.
Точная
дата основания монастыря неизвестна. В документах он упоминается начиная
с 1665 года. До 1673 года он не имел ни вотчин, ни крестьян, ни государева
жалованья, "братия кормилась по миру". В 1674 году Богоявленский монастырь
получает первый земельный надел для своих нужд, располагавшийся вниз
по Оке. Были у него и жертвователи из числа орловских помещиков: Цуриковых,
И. С. Головина, Аболмасовых, Логачевых, Бородиных, Жиленковых, Ржевских
и горожан (В. Петров. Орловский Успенский(Богоявленский) монастырь.
Орел.: 1910).
Судьба
стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными
домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года. "Как
бы то ни было, оказалась надобность перенести монастырь на другое
удобнейшее место"(Описание церквей, приходов и монастырей Орловской
епархии.//Орловские епархиальные ведомости. №5/1902, приложение).
Избрали возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство
церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально
он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован
в Успенский.
Что
же касается бывшего Богоявленского монастыря в Большом остроге, то,
как следует полагать, после упомянутого пожара 1680 года на его месте
оставалось пепелище. Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно,
сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была
обращена в приходскую.(Г.Пясецкий. Исторические очерки г. Орла.
Орел: 1874, с. 88).
<<< Назад |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Далее >>>
|