Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - свящ. Алексий Заночкин.

вернуться на главную страницу
№ 3(64), март 2004
архив номеров Свято-Троицкий храм при Православной гимназии… в православном восприятии христианства, а особенно у русского народа, всегда господствовало покаяние, и это происходило не от того, что русские более грешны… а, наоборот, от высоких требований христианского учения. Идеал Христов так высок и совершенен, что внимательная душа всегда будет недовольна своим состоянием, не соответствующим этому идеалу… Это – глубокое восприятие христианства…
Митрополит Вениамин (ФЕДЧЕНКОВ).


Главные материалы номера:

Воскрешение Лазаря - это событие вспоминается Церковью в субботу на 6-й неделе поста;
Поклонимся памяти предков... Исторический очерк В. КРИТОВСКОГО
ЛУЧИК - детская страничка - рассказы для детей, советы родителям;
О колоколах
Благовещение Пресвятой Богородицы

События Страстной седмицы:
Вход Господень в Иерусалим
Великий Четверток. Собор Архангела Гавриила
Великий Пяток

Орловские архипастыри - духовная и миссионерская деятельность орловских епископов в начале XX века
Юным девицам
Спасо-Преображенский собор г. Болхова

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ
В субботу (3 апреля) на 6-й неделе поста вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Близ Иерусалима есть селение Вифания. В нем жил некто Лазарь с двумя сестрами – Марфой и Марией. Господь очень любил это благочестивое семейство и часто посещал их. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. Сестры послали сказать Ему: «Господи! Вот кого Ты любишь, болен». Иисус, услышав то, сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»... Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе... Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Марфа сказала Ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»... Мария же, придя туда, где был Иисус, и, увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри». Иисус прослезился...
Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: «Отнимите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе». Иисус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» И так отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю тебя, что услышал Меня...» Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком… Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него… (Ин. 11, 3 – 45)
ПОКЛОНИМСЯ ПАМЯТИ ПРЕДКОВ (Продолжение. Начало в № 10 - 2003 г. )

4. «На нас напало злое племя».
Первой в Критово из землянки в новый дом вышла семья бабы Евгении, когда в конце 1945 г. возвратился ее сын Алексей Мельников. Батальонным связистом он добросовестно прополз от Сталинграда до Берлина по полям войны под осколками и пулями и вернулся домой с орденами целым. Он и поставил на прадедовском фундаменте посреди села домик из камня на глине под соломенной крышей. Для нас он казался дворцом, тем более после того, когда в нем поставили правленский двухканальный радиоприемник с антенной на шесте. В нем зимой и собирались все на праздники, а летом – около дома. Тогда Иван Нестеров приносил гармонь, а Николай Изотов – балалайку-самоделку. Немного поломавшись под игривыми взглядами девчат – музыкантам и было-то по 15 лет, – начинали наигрывать первую Сельскую, любимую всеми, которую заводил обладатель самого сильного голоса Алексей Мельников: «Отец мой был природный пахарь, и я работал вместе с ним»… А хор тревожно и грозно подхватывал: «На нас напало злое племя, село родное подожгли»… И сразу у всех на глазах, в том числе и у детей, появлялись слезы…
...Весть о свержении Царя в Критово привез почтарь по дороге с Залегощи на Успеновку. Его разглагольствования об отречении царя, явно подслушанные у кого-то на станции, резко прервал в своей обычной грубоватой манере Фома Ефимович Мельников: «Не отрекся царь, а скинули его враги России! От венчанной жены и даже последней дуры нельзя отречься, а от целого государства и подавно». Председатель Церковного Совета Никита Максимович Кузнецов горестно покивал головой: «И остались теперь без царя в голове... Ох и заварили кашу, нехристи, до пятого колена теперь не расхлебаем!» И разошлись, хмурые... В те дни иродиакон Гефсиманского скита Евфимий писал: «Случилось на Руси то, о чем умные люди боялись и думать. Из преисподней вылезла РЕЖ-публика. Обещают народу молочные реки и кисельные берега. Но это наглая ложь! Во главе страны станут люди не с русским сердцем и не с православной душой. Среди них так много иноверцев, желающих володеть нами».
...У конюшни на сей раз разговор зашел о разгроме усадьбы соседнего помещика. Рассказ вел седой, начинающий лысеть, дробненький, хромой, без левой руки мужичок с черными конопушками по всему лицу и даже на ушах: въевшиеся под кожу крупинки угля – память о немецких концлагерях: «Услышав про революцию, а все ее поняли как «делай что хочешь – наказа не будет», все бросились грабить помещика. Самого-то помещика уже не было, а усадьбу охраняли старенькие Лилень Фельды – управляющие. Их не боялись. Сначала растащили каретный двор, сельхозинвентарь, потом взялись за скотный. А когда вошли в азарт, то потащили все, а что не входило в крестьянскую хату: пианино, большие зеркала, шкафы, – рубили топорами, ломали, корежили. Бабы еще осколки от зеркал в подолы собирали. И я две форточки из рогатки прямо с дерева разбил». Не выдержал: выскочил из-под копны и подбежал к мужичку: «Зачем же все крушили? У нас всегда чужой труд уважали! И стекло ценили». Мужичок вскочил с места, грубо выругался матом, пыхнул самосадом и захромал к землянке. Понуро и смущенно расходились и остальные. И только Тихон Иванович, оглянувшись, бросил на ходу: «Стих тогда на всех такой нашел, а за ними и мы, так и не поняв, что это за такой «стих», который заставляет всех поступать плохо?» Об этом «стихе» вспомнил в Питере, куда занесла судьба «по казенной надобности», когда тайком от начальства пошли к Казанскому собору смотреть первый запрещенный демократический митинг. Чтобы не попасть под дубинки ОМОНа (они уже сидели в панцирях, похожие на рассерженных медведей, в длинном ряду автобусов), решили наблюдать за происходящим через канал.
Вот у Собора появилась небольшая группка парней. Трое из них залезли на плечи Кутузову, развернули маленький плакат и трехцветное знамя и что-то хрипло закричали. Вокруг них быстро собиралась толпа, от нее несло злобой. Неожиданно группа из нее бросилась к Невскому проспекту и стала останавливать троллейбусы, автобусы, раскачивала их, пытаясь перевернуть. Пассажиры что-то возмущенно кричали в ответ, но потом, высыпав наружу, уже сами трясли иные машины. Тогда я почувствовал, как черная волна гнева начала глушить во мне разум, и безумно хотелось кому-то что-то кричать злобное, кого-то бить. Заметив на лицах друзей такое же состояние, я скомандовал: «Немедленно уходим домой!» Мы почти побежали к метро. В гостинице нижегородец хлопнул меня по плечу: «Молодец, орел, вовремя нас увел, а то бы сам все начал крушить». «И я! И я!» – облегченно закричали остальные. «Это стих на нас такой на всех нашел», – вспомнил я сельского мужичка и ничего пояснить не мог, т. к. сам еще не все понимал. Окончательный ответ нашел у Святой Матроны Московской, когда она во время митингов и демонстраций кричала домочадцам: «Скорее закрывайте форточки и двери! Разве вы не видите, как от них к нам летят духи злобы и разрушений?!» Этих духов злобы и разрушений государственного масштаба привез на Орловщину нарком земледелия Дыбенко с большим отрядом матросов весной 1918 года. Появление нового правительства критовчане за повседневностью забот не заметили. А вот появление Дыбенко на автомобилях с полупьяными матросами, обвешанными оружием, лицезрели. (Своего оружия им оказалось мало, они еще затребовали массу маузеров, наганов, бомб у губвоенкомиссара). Они приехали «экспроприировать экспроприаторов и уничтожить религию – опиум для народа».
Что повлияло на боевого наркома Дыбенко на Орловщине, установить не удалось, но, ограбив несколько священников, в том числе Благочинного пятого участка, в который входило Критово, Троицкого в Успенском, церкви он не тронул, оставив на память о себе до 1924 г. «Соглашения о передаче государственного церковного имущества» незаполненными. Основной удар Дыбенко обрушил на помещичьи усадьбы. В Критово у еще живых, но уже тяжело больных Лилинь Фельдов изъяли 9 строений, в том числе «остатки каретного сарая», «сарай без полов», уже ранее разграбленные крестьянами, всего на сумму 825 руб., которые передали в собственность Критовскому кредитному товариществу. Лилинь Фельды умерли вскоре после этого, их похоронили под черными плитами с почетом у стен собора. В 1970-х гг. эти плиты вместе с другими пустят на строительство свинарника в Моховом. Имение Давыдова в Каменке признали «высоко культурным» и оставили для государственных нужд. Из имения Мезнева в Секретарке Николаевке дом отдали под школу, а семь строений – населению, имение Нарышкина в Озёрках (Кологреево) – 7 наименований на 3650 рублей – под школу-училище, в том числе ледники с сараями. Как память о Дыбенко осталось указание Успенского волостного совета, в который тогда входило Критово, такого содержания: «Учителям всех школ вместо молитв обучать детей иным предметам для культивирования общества революционного типа и согнуть помещиков в бараний рог, а закупку зерна производить у средних крестьян не дороже 10 рублей за пуд». У богатых отбирали хлеб безплатно, а кто богат, кто середняк, решали те, кто отбирал хлеб.
«Согнутые в бараний рог» помещики никакого сопротивления грабителям не оказывали, но без драк и перестрелок не обошлось. Дармовщина бросала самих «экспроприаторов» с маузерами друг на друга. Классическим примером этого является драка со стрельбой и взаимными арестами, устроенная губернскими грабителями Дыбенко с уездными любителями мягких кресел из-за мебели помещика Скорятина в с. Скорятино Малоархангельского уезда. На разборку пришлось выезжать самому председателю СНК Свердлову. Была разграблена усадьба Танеева Богодуховской волости, Ивановский спиртзавод Мценского уезда. Но особенно краскомы любили «реквизировать» племенных бычков и телочек. Чередой шли уголовные дела «об изготовлении самогонных аппаратов из крыш усадеб, оставленных для музеев» работниками сельисполкомов. Но когда помещик Офросимов из с. Б.Кручина Домоховской волости Дмитровского уезда попросил вернуть ему нательное белье и портреты предков, то 15 августа 1918 г. ему грозно ответили, что его подштанники являются собственностью трудящихся и разбазариванию не подлежат. Интересно, кому они достались? Классическим примером истинности Слов Господних: «По делам вашим воздастся вам», – является трагическая судьба самого Дыбенко «и иже с ним».
И нет ничего удивительного в том, что после этого по полям и трактам Орловщины понеслись друг за другом туда и обратно духи злобы и ненависти вместе с конармиями Примакова и Мамонтова со Шкуро. Они с воем и матом проносились в стороне от Критово по Ливенскому тракту, но конные разъезды тех и других залетали не раз в село. После их налетов пустели скотные дворы и кладовые у сельчан, а по вечерам на улице можно было встретить порченую девку с закутанным в платок лицом или опозоренную бабу. И тогда наши предки возненавидели одинаковой ненавистью не только белых с красными, но и самих себя за то, что первыми начали грабить помещичью усадьбу: «Чужая копейка свой рубль уведет». Так в Критово поселился дух злобы и ненависти, так село впервые, но навсегда покинуло богатство.
Итоги первого «революционного освобождения» предков оставляют удручающее впечатление. По утверждению упомянутого Ф.Ф. Карпухина, в центральном Критово (без четырех поселков-спутников) к 1918 г. было 115 дворов, в которых проживало не менее 805 человек (статданных на этот год не имеем), а по статотчету на 30 декабря 1923 г. в Критово оставалось вместе со всеми поселками 105 дворов на 493 едока, к 1927 г. –84 двора на 446 человек. Такая же мрачная картина и в иных поселениях прихода (он полностью вошел в Критовский сельсовет): в Каменке на 1923 г. – 231/975, а на 1927 г. – 138/628, в Николаевке /Секретарке – 68/316 и 54/265, в Озерке – 90/423 и 67/306, Красноржавце – 74/396 и ?/263. Но истинное хождение по мукам наших предков только начиналось. По поводу былого богатства прихода ревизор отмечает в 1923 г.: «Водяных мельниц имеется одна и не работает (до 1918 г. только в Критово было 3 мельницы), из 7 английских ветряных мельниц работает только одна по патенту, из двух крупорушек работает одна, все три кузницы закрыты, две шерстобитни не работают, пять молотильных машин не работают, все четыре школы на территории Совета закрыты из-за отсутствия топлива (к 1917 г. только в Критово было 4 школы), все налоги собираются на 35-43% (их великое множество и будет великим до 1954 года). Аресты имущества должников положительного результата не дают. Частной торговли нет (до 1918 г. только в Критово было более 10 магазинов). Кооперация на грани вымирания».
В конце 1923 г. новые хозяева губернии начали атаку на Православную Церковь с объявления Дня Рождества Христова рабочим днем. Борьба с Православием была поручена ГУБ УНКВД. Тогда же от них Малоархангельский уисполком получил указание сохранить в уезде как исторический памятник только храм в с. Куракино, а остальные храмы (по статотчету 1924 г. – 60, а по статотчету 1925 г. – 76 храмов) подлежали уничтожению. На основании губернских указаний Малоархангельский уисполком (председатель Кондаков, секретарь Смольянинов) дает указание своему начальнику УНКВД Логачеву закрывать те храмы, которые несвоевременно зарегистрируют свой устав, или будет обнаружено иное нарушение, или здание храма будет представлять опасность для его посетителей, или жители будут отказываться от храма. И когда барин хмурится, то лакеи свирепствуют. В результате 24 марта 1924 г. закрывается церковь в д. Лески Дросковской волости на основании того, что «члены церковной общины на дому проводят тайные беседы». 7 апреля 1924 г. закрывается Воскресенская церковь в г. Малоархангельске, т.к. «председатель комиссии Логачев обнаружил внутри церкви на покраске трещины». Исполком Верхососенского с/с Архаровской волости продал часовню на кладбище и т.д. Естественно, мнение населения новых хозяев не интересовало.
20 января 1924 г. церковная община Критовского Собора (председатель Кузнецов Никита Максимович, члены: Евсиков Митрофан Кириллович, Рыжов Иван (?), В. Барышников; (?) и епископ Кучинский Владимир Михайлович, Малоархангельский и Мценский викарий) спешно составляют и регистрируют церковный устав, на что был отведен срок в две недели. А 31 марта 1924 г. в Критово приезжает председатель Успенско-Луначарского волисполкома Шнырев В. К. с секретарем Некрасовым С. и начинает запугивать народ ужасными последствиями. А когда пужливых не нашлось, потребовали составить и подписать отпечатанный бланк списка лиц от 27 января 1919 г., готовых взять Критовский Собор на ответственное хранение. И его сразу подписывают 41 человек! После этого людям предъявляют отпечатанный на машинке бланк все от того же 27.01.1919 г. «Соглашения», по которому кроме ответственности за сохранность имущества включены грозные пункты ответственности за сохранность Собора, принадлежащего самим прихожанам, а теперь оказавшегося вдруг собственностью волисполкома, еще пункты ответственности «за проповеди и речи, возбуждающие население», «за распространение письменной и печатной продукции», «за препятствие входа представителя власти в любое время суток в любое помещение Собора», хотя было известно, что женщинам в алтарь входить нельзя. И это «Соглашение» подписывают уже 48 человек. После этого составляется список имущества Собора в оскорбительных тонах и выражениях для православного лица, но и его подписывают 52 человека. Так благодаря мужеству прихожан Собор продолжал действовать до 1936 г., несмотря на все злокозни властей!
В те дни разгула бесовщины В. В. Маяковский доносил: «Товарищ Ленин, РАБОТА АДОВА будет сделана и делается уже!» Служители ада радовались своим успехам.
Ну а тем, кому дорог Дух России, представляем список тех, кто первыми встали на защиту своего Собора (к сожалению, нам неизвестны их судьбы за редким исключением): из д. Озерна Якунин Севастьян Данилович /?/, Захаркин /?/ Егор Семенович, Артюшин Василий Лаврентьевич и Тихонов Козьма Егорович; из д. Каменка Кузнецов Герасим Данилович; из Красноржавца Гришин Максим Егорович; из с. Критово Амелин Яков Иванович, Моисеев Федот Иванович (был самым богатым человеком в Критово, а его семья поражала своим трудолюбием. В хозяйстве имел технику, мельницу и потому первым был подвергнут раскулачиванию и вывезен из села. В ноябре 1941 г. возвратился в село, где сотрудничал с немцами. После освобождения села добровольно сдался властям, потом 10 лет рубил тайгу, т. к. в кровавых злодеяниях не обвинялся. Вновь вернулся в село, но, испугавшись самосуда сельчан, тайком уехал на Донбасс, где заработал пенсию, и там упокоился), Котов Василий Иванович, Котов Митрофан Иванович, Фролов Федот Петрович, Мельников Фома Ефимович (в списке записан как «Дмитриевич», отличался грубоватой прямотой и порядочностью, за что постоянно и в числе очень немногих всегда единогласно избирался в сельсовет. Умер 15.04.1940 г. и похоронен на Критовском кладбище). Рядом с ним похоронен его сын Алексей и невестка Вёра. Его внук – Мельников Юрий Алексеевич – закончил школу, отслужил в армии, живет и трудится в Моховом. Один из немногих, кто не спился, не зарится на чужое добро, добродушен, гостеприимен, имеет хорошее хозяйство. Он не совсем счастлив в личной жизни. Но кто в наше сатанинское время счастлив, кроме алкоголиков и наркоманов, да и те только периодически и на короткий срок!), Дудин Дмитрий Васильевич, Мишин Петр Прохорович, Моисеев Артемий Яковлевич, Моисеев Аверьян Иванович, Трошин Евсей Дмитриевич, Ильичев Никифор Лаврентьевич, Ильичев Иван Лаврентьевич, Николаичев /?/ Пармен /?/ Иванович, Савельев Василий Матвеевич, Нестеров Тихон Иванович, Власов Андрей Макарович (умер в 1944 г. и похоронен в Критово. Рядом с ним похоронен его сын Афанасий Андреевич Власов, совершивший подвиг мужества на глазах у сельчан в годы войны (о нем будет рассказано ниже), и внук Власов Вячеслав Афанасьевич, бывший председатель спортобщества «Урожай». Сводные внуки Власова А. М. – братья Матвеевы Александр и Анатолий – поставили на месте Собора, который он защищал, КРЕСТ ПАМЯТИ в 2003 г. (пытаются восстановить связь поколений и возродить Православие на критовской земле), Власов Феофан Акимович (похоронен в Критово), Чистяков Яков Ефимович, Рыжов Макар Романович (умер в 1945 г. и похоронен в Критово), Титков Николай Филиппович, Трошин Пимен Дмитриевич, Прохоров Иван Афанасьевич, Дудин Сергей Тимофеевич, Осипов Хрисан /?/ Васильевич, Моисеев Василий Иванович, Моисеев Федор Николаевич, Котов Устин /?/ Сергеевич, Карпухин Федор Петрович, Власов Николай Иванович, Пешаков Александр /?/, Чистяков Федор Михайлович, Изотов Трофим /?/, Черный Иван Петрович и Крутиков Дмитрий Тимофеевич.
В сложившейся ситуации Критовский приход во главе со своим сельсоветом защищает свое право честно жить и трудиться на родной земле с различными вождиками и порой побеждает. Так они выходят на губисполком и добиваются возобновления Александро-Невской ярмарки в голодном 1924 г. И Сопин при всей своей ненависти к народу был вынужден написать в протокол № 19 от 7.09.1924 г.: «Слушали выпись из протокола № 5 Малоархангельского УИК от 19.08.1924 г. о разрешении возобновить Александра Невского ярмарку в с. Критово с 10 по 20.09.1924 г. согласно ходатайства Критовского с/с. Постановили: открыть ярмарку и создать ярмарочный комитет: от ВИК Лисенков и Сопин, от РКСМ Грабишин /?/, от профсоюзов Лаврищев и Кузнецов, от кооперации Скорятина и Карасева». Сопротивляется Критово и принудительной коллективизации, в связи с чем Критовский с/с вызывает гнев у Сопина «за его полное слияние с народом» (так и отмечается постоянно в протоколах, а сельсовет испытывает внеочередные перевыборы, но по-прежнему «остается с народом»).
С легкой руки Шолохова вся советская пресса оправдывала раскулачивание военными действиями кулачества против Советской власти. Но это утверждение по Малоархангельскому уезду опровергают архивные документы, согласно которым из организованных групп антисоциальной направленности зарегистрирована единственная группа воров Корытина и Жердева, действовавшая на юге уезда. Но и ее деятельность заключалась только в обворовывании магазинов, и при этом как частных, так и кооперативных, без всякой политики и крови. У каждого современного следователя РОВД таких дел, бывает по нескольку в году. В 1925 г. по Малоархангельскому уезду зарегистрировано 265 549 жителей, в том числе сельских 261 000 человек. Из всех жителей уезда 84 515 грамотных. В 1925 г. в уезде было совершено 2 бытовых убийства, 1 грабеж, 1 кража скота, а всего 57 правонарушений, в том числе административных. В тот период в уезд входили современные Колпнянский, Покровский, Малоархангельский, Глазуновский, Льговский, Троснянский, 1/2 Кромского и 2/3 Змиевского районов. По Покровской волости в статотчете за 1927 г. отмечено: всего жителей – 36 000 человек в 114 деревнях и селах, которых охраняли 4 милиционера (начальник волотдела милиции Игнатьев Николай Васильевич, член ВКПб). Ими было за год зарегистрировано всего 162 правонарушения, в том числе 4 убийства в обоюдных драках, тяжких телесных повреждений 7, изнасилование 1, краж скота 18, поджог 1, хулиганских проявлений (курение и мат в храмах птенцов Губельмана–Ярославского) 38, остальные – лесонарушения. По этим статданным читатель может сравнить современное состояние преступности, а заодно увидеть, как падало и падает моральное состояние народа при новых демократиях.
Истинный взгляд на кулачество дал в июле 1925 г. помощник губернского прокурора по Малоархангельскому участку Якунин в своем выступлении перед активом уезда и в отчете губпрокурору (Р–1327, оп. 1. е. х. 42 за 1924 – 25 гг. (л.793). Якунин прямо указал: «Все недостатки в уезде происходят по вине кулаков и зажиточных, которые подсмеиваются над бедняками, а те, поддавшись на провокации, говорят о выборах: «Зачем нам эта кукольная комедия, когда все решения принимают комиссии без нас?» В результате уполномоченным по выборам приходится всячески изощряться, чтобы провести намеченных членов РКПб на нужные места». Оказывается, демократам для подавления народа свободы не хватает? И эти изощрения ярко видны на примере Критовского с/с, в котором из 12 депутатов только один член РКПб. Такой же итог выборов по всей Покровской волости. Однако из направленных на уездный съезд Советов 9 делегатов 6 оказались членами РКПб.
В Критово и во всем приходе раскулачиванию и поражению в правах были подвергнуты не только собственники магазинов, мельниц, сельхозтехники, но и все госслужащие царской администрации, священнослужители и те, кто в хозяйстве имел больше одной коровы и одной лошади, а таковых в селе было большинство. И громадный обоз изгнанных скрылся в февральской метели, а к ним с ярлыком «подкулачник» присоединили тех, кто пытался возражать против произвола. Остальным черные люди со своим черным батальоном объявили: «Или немедленно вступаете в колхоз, или собирайте второй обоз для поездки на южное побережье Ледовитого океана». Так в Критово появился колхоз «23 февраля». Наверное, он назван так потому, что все «черные» события для сельчан происходили всегда в феврале. Из тех, кто ушел с обозом, в Критово возвратились только двое в обозе немецкой армии, чтобы мстить, хотя потом и сами не могли объяснить, в чем заключалась перед ними вина земляков.
р. Б. Вячеслав КРИТОВСКИЙ.
(Продолжение)
Детская приходская воскресная школа Свято-Троицкого храма

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как, февраль, ни злись,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик, –
Все весною пахнет!
А. МАЙКОВ.
3 апреля – память прп. Серафима Вырицкого
Отец Серафим жил в Вырице, недалеко от Петербурга. Он горячо молился и был услышан Богом. По его молитве исцелялись многие больные. По ночам отец Серафим выходил в сад и стоял на коленях на камне, как когда-то стоял прп. Серафим Саровский, молился о победе русской армии. Тогда шла Великая Отечественная война, окончившаяся победой 9 мая 1945 года.

Недовольное деревцо
В тенистой роще росло молоденькое деревцо. Стало деревцо просить мужика: «Будь другом, выруби вокруг меня эти деревья; здесь в темноте нет мне ни света, ни простора». Послушался мужичок, вырубил деревья, и осталось деревцо одно. Обрадовалось оно и весело зашептало листочками. «Вот теперь-то поживу», – думает. Настал полдень, стало палить солнце, и деревцу нельзя уже было укрыться под тенью соседей-деревьев: оно стояло совсем одно. Пригорюнилось деревцо. Вдруг набежала градовая туча: крупный град больно хлестал бедное деревцо, и опять вспомнило оно, как, бывало, соседи укрывали его от непогоды. Но вот налетел порыв ветра, закрутил, помял деревцо и сломал его. Пригнулось оно листочками к сырой земле и опять вспомнило родную рощу.

Мать
Миша был горбатый, некрасивый маленький мальчик. Он это знал – знал потому, что люди говорили об этом не стесняясь. Прохожие на улице всегда оборачивались на него и делали свои замечания ему вслед. Мальчик проходил по улице всегда торопливо: он был бы рад, если бы никто его не замечал, если бы никто не говорил о нем вслух.
– Петруха, а Петруха, смотри-ка... Эва, какой горбун! – проговорил высокий парень в синей поддевке, дергая за рукав товарища и останавливаясь. – Ишь ты какой! От земли не видать. Тоже, как и настоящий человек, книжки несет. Должно, из школы.
– Ахти, желанненький! Ах, болезный! Горб-то у него какой! Ну и жаль же мальчишку, братцы мои, смотреть на него боязно, – затараторила визгливо баба в красном платке.
Миша все слышал. Сердце его застучало шибко, и он прибавил шагу, чтобы поскорее уйти от них. В это время в большом каменном доме на другой стороне распускали учеников из школы. Увидели школьники Мишу и шумной толпой погнались за ним, дергали его за пальто, кидали в него камешками, вырывали сумку с книгами, передразнивали его.
«У-у-у-у... Горбун... Урод... Какой смешной!» – дразнили его мальчишки. Миша, затаив дыхание, сначала молча пробирался между ними. Лицо его становилось все более и более красным, губы дрожали, глаза блестели, сердце стучало так, что готово было выскочить.
– Оставите ли вы меня? – прошептал мальчик дрожащим голосом, замедляя шаг. – Что я вам сделал?
– Еще бы ты сделал! Да мы бы тебя! У-у-у-у! Горбун! – кричали мальчишки.
Миша весь дрожал от обиды. Школьники долго гнались за ним и дразнили его. Но вот завернул он за угол, и шаловливая толпа пронеслась мимо. Мальчик остановился и вздохнул глубоко и печально. «За что? За что меня не любят? За что смеются, дразнят меня? – думалось ему. – За что меня обижают, когда я никому не сделал ничего дурного?» Вдруг из-за угла показалась молодая женщина с грустным и кротким лицом. Она издали улыбалась ему, прибавила шагу, и Миша скоро очутился в ее объятиях. Она его целовала, прижимала к себе и участливо заглядывала в глаза.
– Милый, родной, голубчик мой! Хотела тебя встретить пораньше, да занята была, так мне досадно!
– Мама, а я сегодня хорошо учился... Учительница опять похвалила меня. Ах, мамочка, как я рад тебя видеть!
Все тяжелое, только что пережитое, вдруг стало уходить куда-то далеко-далеко от Миши. Радостно, спокойно, хорошо становилось в маленькой душе от нежного привета и ласковых слов. П рипав головой к родной груди, он забывал, прощал несправедливость людей и становился добрее.

•Страничка для родителей•

Первый день в воскресной школе
Много лет назад посещала с сыном Москву, на одной из станций метро продавали православную литературу, иконы. Немного чуждо было нашим мирским понятиям: вот так, посреди улицы, церковные книги. Да еще по-доброму зазывно: «Покупайте литературу, все освящено, продажа от монастыря». Грех не подойти, запятая не поинтересоваться и не купить. Сын с удовольствие рассматривал все на прилавке, но попросил купить небольшую икону.
– А почему эту?
– Просто хочется эту.
А продавец поясняет:
– Это Батюшка Серафим, дивный наш Святой.
Но это, к сожалению, нам, невеждам, ни о чем ни говорило. К великому сожалению, огорчению, что не знаем, а может, и к великой радости, что узнали о Серафиме – любимом и дорогом Святом. И каждый воскресный день, перед тем как прикладываться к кресту, подходим к иконе Батюшки Серафима, как бы прося благословения. Была большая мечта поехать в Дивеево, и она осуществилась. И так тепло становится на душе, когда вспоминаешь об этом: дорога на Саров, Саровский лес, в котором жил преподобный, пустынь, источник. И вновь охватывает чувство радости и умиления, которое было пережито нами. Но причина не только в личных воспоминаниях. Она лежит в самом отношении к преподобному каждого православного русского человека. Из всех Угодников Божьих Серафим Саровский как-то особенно близок нам – так было всегда. Почему же он так близок нам? Истина гласит: «Если хочешь узнать народ – смотри на него не тогда, когда он беснуется, а тогда, когда он молится», а в образе убогого Серафима – умиленного, всегда радостного, всех ублажающего, всем прощающего – Дух нашего народа. Он – это мы сами, поднятые из грязи, очищенные подвигом. Мотовилов вспоминает в своей книге:
– Истинная цель жизни нашей есть стяжание Духа Святаго. Пост же, молитва, бдение, милость и всякое Христа ради делаемое добро – средства для стяжания Святаго Духа Божьего.
Мотовилов спрашивает:
– Как же узнать батюшка, что я нахожусь в благодати Духа Святаго?
Преподобный отвечает:
– Мы оба в Духе Божьем, и что же вы глаза-то опустили.
– Да из ваших глаз молнии сыплются. Лицо светлее солнца сделалось.
- И что же вы чувствуете?
Мотовилов говорит:
- Хорошо, что выразить не могу: сладость необыкновенную, радость теплоту.
Мы читаем эти слова и, кажется, слышим голос преподобного Батюшки, видим живым – согбенным, в балахоне, в лаптях, в старой камилавке, с крестом на шее, которым благословила его мать. И мы благодарны убогому Батюшке Серафиму, что он слышит наши молитвы, вразумляет, исцеляет, и чувство умиления и трепета охватывает нас. Он не только жил среди нас, он и сейчас живет и слышит нас. Старче Серафиме, моли Бога о нас.
И. П. Альтеева.


Воскресенье. Спокойный, ясный день. Очень важный день для нас – меня и моей дочурки. Сегодня мы идем записываться в воскресную школу при Троицкой церкви. Мы идем с торжественно радостным настроем, так как ждали этого дня очень давно и много разговаривали на эту тему. И вот милая сердцу наша приходская церковь встречает нас своими солнечно умытыми куполами. И кажется такой родной, что чувство умиления и радости охватывает меня и заполняет душу.
Я люблю нашу церковь и чувствую себя в ней очень уютно. В ней отпевали мою маму, провожая в последний путь на земле. Много лет я хожу сюда, и поэтому для меня очень важно, чтобы моя маленькая Саша также ощутила доброту и покой этой церкви, чтобы она смогла получить из этого кладезя Господня мир благословения на разумное, полезное, счастливое бытие. Сегодня отроковица Александра радостно поднимается со мной по лестнице и внимательно смотрит и слушает. Для нее открывается новая страница в жизни. Ведь совсем недавно она была младенцем Александрой. И вдруг отроковица была на первой исповеди, должна отвечать за свои поступки, мысли. И вместе с тем это семилетний ребенок, и очень хочется научить ее понимать и принимать Господа нашего сердцем и душой, дать ей веру в то, что защиты надо искать только у Бога, Божьей Матери, Николая Угодника и других святых молитвенников за нас, грешных.
Сейчас многие родители понимают святую необходимость учить детей молиться, чтобы чадо не сбилось с истинного пути, чтобы оно умело защитить себя с помощью святой молитвы от испытаний, недугов, злых сил. И приходим мы с радостью в храм, и благодарим Господа за то, что священнослужители открывают Воскресные школы для наших детей и становятся врачевателями душ маленьких людей и их родителей, вселяя в последних веру в хорошее, доброе будущее их чад.
Т. В. Газина.

Урок православной этики
Делая попытки дать религиозное воспитание детям, учитель имеет дело с самой сутью, центром человеческой личности. Стараясь окормить их растущие души, он сам проникается теми же ценностями. Конечно, он должен владеть знанием. Но и знания должны владеть им, иначе его уроки будут скучны похожи на школьные и могут вовсе отвлечь ребенка от церкви. Преподаватель на уроках православной этики объясняет смысл Богослужения и того, что они видят в церкви, рассказывает о святых изображениях на иконах, православных праздниках, и дети получают материал для размышления.
Христианская вера – это свободный акт. Мы можем рассказать человеку, во что мы верим, но никого не можем заставить верить. Весомая часть нашей веры основана на доверии к авторитету Церкви, Священного Писания, Угодников Божьих. Мы не можем говорить: вы должны верить. Мы же говорим: церковь учит – я верю. Узнавая о житии святых подвижников, мы проникаемся яркими примерами их добродетельной жизни, служения Богу. Они зажигают и окрыляют нас своей твердой верой. В современном обществе почти отсутствует ощущение реальности Бога. Для многих христиан церковные обряды, национальные традиции более реальны, чем простой факт, что Бог существует, что каждый из нас связан с Богом. Главная задача воспитателя – помочь ребенку узнать Бога. Конечно, никакие занятия не внушат этого чувства. Но мы должны помнить эту конечную цель своих действий, суметь дать им чувства, что вера, религия, духовные ценности христианства имеют отношения к их повседневной жизни, связаны с решением всех жизненных вопросов. В жизни дети порой самодовольны и хвастливы, но это поверхностно. В глубине души они чувствуют, что знают еще очень мало. Сознание своей детскости есть, по существу, чувство смирения, а мы, взрослые, хотим и должны учиться у них этому чувству.
Преподаватель Р. В. Ветрова.
О колоколах

Колокола – символ христианского благовеста. Когда слышится колокольный звон церквей, редкий христианин не испытывает молитвенного чувства к Богу. Могучее и одновременно умиротворяющее звучание сильно связано с духовной жизнью. Вся жизнь православного человека проходила под колокольный звон. Под него он рождался, рос, молился, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон упокаивался на погосте. Поэтому ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью, с верой в чудодейственную силу его звона. Это выразилось в том, что в церквах и монастырях наблюдалось обилие обетных колоколов. Их создавали на средства, которые жертвовали не только цари, бояре, купцы, но и простые люди. Есть предание, что жители, страдая от множества змей, просили преподобного Сергия помолиться Богу за них. Преподобный зашёл на звонницу, молитвенным звоном колоколов огласил округу, и до какого предела земли доходил благодатный звон, до того края освятился воздух и земля, и змеи ушли. Патриархами земли русской называют колокола. И это справедливо. Колокольные звоны – духовные самоцветы народа, это голос Родины, народа, Православной Церкви, это подлинно духовное творчество. Создание колоколов – это стремление по возможности полно свидетельствовать о красоте Божиего мира красотой колокольного звона, это стремление преодоления розни мира сего. Наши предки на протяжении веков утверждали спасение красотой.
До 1917 года на Руси звонило более 1 млн. бронзовых колоколов общим весом более 250.000 тонн. Каковы причины такого размаха в изготовлении и использовании колоколов? Их несколько. Важнейшая связана с религиозным подъёмом после битвы на Куликовом поле. Идея единства Руси как хранительницы и защитницы православия, идея симфонии власти и Церкви овладела умами и душами людей того времени. Процесс отливки колоколов описывается в книгах В.С. Кнаббе, Н.И. Оловянникова, А. Зарина. Хотя первый и последний из названных источников отстоят друг от друга почти на два столетия, однако методы литья в России за это время не претерпели существенных изменений.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется в память о спасительном возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о Зачатии Ею Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! – благовестил архангел. – Благословенна ты между женами!» Будущая Матерь Божия, увидев ангела, «смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Ангел же сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать от Бога: и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Пречистая Дева вопросила: «Как же будет это, когда я мужа не знаю?» И он ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя: посему и Рождаемое Святое Сыном Божиим наречется...» И сказала Мария: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Нынешнее название праздника установлено в VII веке. До этого он носил различные названия: Зачатие Христа, Начало Искупления, Благовещение Ангела Марии. Историки приписывают установление праздника уже апостолам.
СОБЫТИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Вход Господень в Иерусалим
В последнее воскресенье Великого поста Церковь воспоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим; вход, ставший преддверием крестных страданий и вольной смерти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На другой день после воскрешения Лазаря Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. За ним следовало много народа.
«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их... Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же предшествовавший и сопровождавший восклицал: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 1 – 3, 6 – 9). И прославляли Его как Царя и Господа. Когда Иисус вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали: «Кто это?» А народ, сопровождавший Его, говорил: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского».
Иисус Христос, смотря на город, заплакал о нем. Он знал, что через несколько дней те, кто возглашает Ему: «Осанна!» – завтра будут кричать: «Распни Его!» И вошел Иисус в храм Божий, и приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их.
Название «Вербное воскресенье» есть чисто русское и объясняется тем, что пальмовые ветки, которых у нас на Руси нет, заменяются во время службы ветвями вербы как дерева, которое прежде всех деревьев распускается и дает почки. На Всенощной освященные молитвой и окроплением святой водой ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы.

Страстная Седмица
Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В Страстную Седмицу полагается особенно строгий пост.

В Великий понедельник мы вспоминаем безплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, то есть не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошед к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 19 – 22).

Великий Четверток - воспоминание Тайной Вечери, Собор Архангела Гавриила.
В этот день воспоминаются умовение Иисусом Христом ног ученикам, Тайная Вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения, и предание Его Иудою. За два дня до ветхозаветной Пасхи, в четверг утром, Иисус Христос призвал двух Своих учеников, Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26,1 – 20).
«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 3 – 5, 12 –15). Во время самой вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал: что делаешь, делай скорее... Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13,21 – 27, 30). «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26 – 2). При этом Он повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Так было установлено Таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых. Вечером с четверга на пятницу за утреней совершается чтение 12-ти Евангелий о страданиях Иисуса Христа. Богослужение в этот день принято совершать не в черных, а в фиолетовых облачениях, отмечая сим установление в Великий Четверток Таинства Причащения.

Великий Пяток - воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Крест Христов В этот день воспоминается суд и осуждение Господа, Его распятие, крестные страдания и сама смерть на кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница – большой плат с изображением лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Воины привели Иисуса Христа на гору Голгофу, близ Иерусалима, и там распяли Его между двумя разбойниками. Над головою Его по приказанию Пилата была прибита доска с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19). Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Первосвященники и книжники смеялись над Господом и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42).
То же говорили народ и воины. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни мя, Господи, когда придешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39–43). У креста Господня стояла Матерь Его и любимый ученик Иоанн. Иисус Христос, увидя их, говорит Матери Своей: «Жено! се сын Твой». Потом говорит ученику: «Се, Матерь твоя!». (Ин. 19, 26–27). И с этого времени Иоанн взял Пречистую Деву Марию к себе в дом и заботился о Ней, как о своей матери. Когда распяли Иисуса Христа, был полдень, или по еврейскому счету шестой час дня. Вдруг солнце померкло и сделалась великая темнота, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Совершилось!» (Ин. 19, 30). Потом Он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46), склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля затряслась, камни рассыпались, завеса церковная, которая отделяла святое святых от святилища, раздралась надвое, с верхнего края до нижнего, и многие тела умерших святых воскресли. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). И народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер. Первосвященникам не хотелось оставить тела распятых на кресте до субботы, так как в субботу был великий праздник Пасхи. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить распятым голени, чтобы они умерли. Пилат позволил. Тогда воины перебили голени разбойникам, когда же пришли к Иисусу Христу, увидели, что Он мертв, и не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Его ребро, и из раны истекли кровь и вода (Ин. 19, 31—34).
На утрене Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви в воспоминание пребывания тела Иисуса Христа во гробе плотски, сошествия Его духовного во ад и победы над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством своим неразлучно пребыл на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.
В пятницу вечером пришел к Пилату Иосиф из Аримафеи, человек богатый и знатный, член Синедриона, тайный ученик Христа, и просил тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус мертв, отдал тело Его Иосифу. Иосиф купил плащаницу, снял со креста тело Иисусово и обвил Его плащаницею. Пришел также и Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, и принес около ста фунтов благовонного состава из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находится сад Иосифа, а в саду новый гроб, высеченный в скале, в котором еще никто не был положен.
В этом гробе Иосиф с Никодимом положили тело Иисуса Христа и, привалив большой камень к двери гроба, удалились. В снятии Иисуса Христа со креста и погребении участвовала Пресвятая Матерь Его. При этом были также и жены, пришедшие за Иисусом Христом из Галилеи. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы помазать тело Иисуса Христа по прошествии субботы. В субботу собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну, итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 63 – 66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошел в ад, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертию, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.
ОРЛОВСКИЕ АРХИПАСТЫРИ. Духовная и миссионерская деятельность орловских епископов в начале ХХ века

Деятельность орловских епископов оставила большой и многогранный след в истории нашей епархии. Все они были люди неординарные, имели высокий уровень богословского образования и твердые религиозно-нравственные убеждения. За их плечами был богатый опыт жизни и пастырского служения. На рубеже столетий русская богословская мысль переживала расцвет. В духовных академиях велась подготовка преподавателей богословских школ, деятелей церковной науки, кандидатов на высшие церковные должности, в том числе на архиерейские кафедры. Замечательную характеристику богословского образования синодальной эпохи дал Святейший Патриарх Алексий I (Симанский): «Прежняя духовная школа была школой серьезной, глубокой, строгой, а в иных случаях и суровой школой. Добрая ей память, честь и слава! Из нее вышел целый сонм святителей, ученых богословов, скромных, но трудолюбивых работников на всех поприщах церковной, государственной и общественной деятельности». Именно такими и были наши орловские святители.
Первым, о ком пойдет речь, был епископ Орловский и Севский Никанор (Каменский), который прибыл в г. Орел 10 февраля 1899 г. и вступил в управление епархией, а уже 14 февраля совершил первую Божественную литургию в Петропавловском кафедральном соборе. В тот же день Его Преосвященство присутствовал в доме дворянства на собрании по поводу празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина и первым поставил подпись за открытие библиотеки его имени. В течение трехлетнего правления в Орловской епархии он показал себя неутомимым и энергичным архипастырем. Владыка часто ездил и посещал приходы во вверенной ему епархии, а также школы и гимназии. Не чурался бывать на промышленных предприятиях, встречаться с народом. 20 июня 1899 г. епископ Никанор произнес архипастырское слово на рельсопрокатном Брянском заводе. Много внимания уделял религиозно-просветительской и миссионерской деятельности. Под его руководством 16 сентября 1901 г. в Орле был открыт миссионерский съезд. Он внимательно следил за деятельностью сектантов и стремился не допустить их влияния на православную паству. Епископ Никанор заботился о бесплатном наделении книгами школьных библиотек, занимался широкой благотворительностью из личных средств. Им неоднократно были сделаны крупные пожертвования в духовно-учебные заведения Орловской епархии и в Казанскую духовную академию на содержание беднейших учащихся, в Орловское епархиальное попечительство о бедных духовного звания и другие места. В родном селе Солодники, Черноярского уезда Астраханской губернии на собственные средства построил церковь-школу, которую сам освятил 18 сентября 1899 г. В гг. Смоленске и Орле основал церковно-археологические комитеты. За период пребывания в Орле им было опубликовано до 30 сочинений. Он занимался научной деятельностью в области богословия, истории, педагогики, вопросами епархиальной жизни. 28 апреля 1902 г. епископ Никанор совершил в Петропавловском соборе свое последнее богослужение и 8 мая отбыл в Екатеринбург.
Его сменил епископ Ириней (в миру Харисим Михайлович Орда) родом из Полтавской губернии. Епископ Ириней был энергичным и трудолюбивым человеком, отличался особым смирением, говорил: «О мне ни слова: вот когда умру, тогда как хотите». Он много и плодотворно занимался вопросами пастырской жизни и практики. В «Трудах Киевской духовной академии» им опубликован ряд статей в опровержение книги Ренана «Жизнь Иисуса Христа», перевел с немецкого сочинения Ците «Земная жизнь Господа Спасителя нашего Иисуса Христа» которая с 1867 по 1882 г. выдержала 4 издания; с английского языка – «Мученики Колизея» (Киев, 1875 г.), издал собственное сочинение «За веру и против неверия». Издавал педагогические труды, редактировал журнал «Воскресное чтение», был редактором журналов «Руководство для сельских пастырей», «Библиографический листок» и «Церковно-приходская школа». Преосвященный Ириней принадлежал к тому замечательному выпуску Киевской духовной академии, который дал Русской церкви многих выдающихся иерархов. За время пребывания в Орле он продолжил многие благие начинания своих предшественников. Более всего обращал внимание на проповедничество, необходимость непрестанного практически-жизненного учительства паствы, что подтверждал собственным живым словом с церковной кафедры. У духовенства интересовался, что читают, у их жен – чему и как учат детей, особенно обращал внимание на обучение рукоделию. При своей крайне скромной жизни Владыка делал много добра тайно. Он обладал большой прозорливостью. Еще в первые дни по прибытии в Орел, осматривая церкви архиерейского дома, и в том числе Успенскую – место погребения орловских епископов, Владыка высказал, что «здесь и для него найдется место». Епископ Ириней умер от паралича сердца в Орле 10 апреля 1904 г. и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье. В 20-е годы могилы архиереев были разграблены и осквернены.
После его смерти на архиерейскую кафедру прибыл епископ Кирион (Георгий Иеронимович Садзагелов) родом из семьи грузинского священника. Преосвященный Кирион закончил Киевскую духовную академию и был известен своими трудами по археологии и духовной литературе Грузии. Там, где приходилось ему служить, почти при каждом училище он открывал библиотеки и читальни. За участие в деле сохранения древних памятников христианства на Кавказе и содействие науке своими церковно-археологическими трудами Владыка был избран членом-корреспондентом императорского Московского археологического общества. В Орле 18 августа 1905 г. в покоях епископа состоялось заседание церковно-археологического комитета, на котором его избрали председателем, а уже 23 августа комитет был преобразован в церковное историко-археологического общество, и в сентябре того же года Обществу были отведены три комнаты для работы, размещения музея и библиотеки в старом архиерейском доме, рядом с консисторией. Епископ Кирион принимал личное участие в создании экспозиций музея, занимался писанием научных трудов. Важнейшими из них можно назвать такие как: «Святая равноапостольная Нина, Просветительница Грузии», «Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для церкви Грузинской», «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламизмом» и т. д. После февральских 1917 г. событий в Российской империи Владыка Кирион в составе группы епископов выступил за независимость Грузинской церкви, а 8 сентября 1917 г. был избран Католикосом-Патриархом. В дальнейшем, вследствие внутренней борьбы в Грузии, он был убит, о чем с прискорбием известили своих читателей «Орловские епархиальные ведомости» в сентябре 1918 г.
В феврале 1906 г. в г. Орел прибыл епископ Серафим (Чичагов Леонид Михайлович), потомок славного рода Чичаговых. Это был авторитетный церковный иерарх, мудрый богослов, страстный проповедник, глубокий философ, талантливый врачеватель, историк, литератор, художник, музыкант, неутомимый общественный деятель. Находясь в Орловской епархии, святитель Серафим деятельно проводил возрождение христианской жизни в народе. Для этой цели он распространял среди духовенства литературу, проводил частые собеседования и заботился о расширении благотворительности. Так, 30 апреля 1907 г. он дал указание о кружечном сборе в пользу слепых. В июне 1907 г. утвердил братство для помощи нуждающимся учащимся церковных школ Орловской губернии. Сам лично посещал экзамены в гимназии и школах. По его инициативе открываются новые читальни, 9 июля 1907 г. объявляется о созыве первого собрания Епархиального Учительского совета. 17 октября 1907 г. он дал указание заботиться о чистоте церквей, о создании при каждой церкви певческих хоров, о собеседовании в праздничные и воскресные дни после вечернего чтения, он разрешил накануне праздников читать краткие жития святых на русском языке, ежемесячно собирать приходские собрания, а также окружные или благочинные собрания и заседания членов исполнительной комиссии, а в декабре 1907 г. предложил привлекать достойных учащихся к выборам в приходские советы. Именно на Орловщине Владыка пришел к глубокому убеждению, ставшему определяющим в его деятельности, что настоящее развитие епархиальной жизни возможно только на основе полноправных приходских общин. Свое убеждение архипастырь аргументировал следующим образом: «Духовное возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения». Исполняя свой замысел, уже 21 февраля 1906 г. Владыка Серафим созвал в Орле небывалый съезд духовенства, представителей администрации, земства, дворянства, купечества и учителей. На этом съезде все откровенно высказывались и выслушивали наставления архипастыря о возрождении приходской жизни в епархии. С первого марта 1906 г. Владыка начал объезжать уездные города, села и везде вел беседы, проводил собрания, на которые приглашались и местные жители. Всего за 1906 г. более чем в 700 приходах была начата работа советов, что составило две трети самостоятельных приходов. В обязанности советов наряду с обеспечением условий для нормального развития пастырско-литургической и административно-хозяйственной деятельности приходов должно было входить разрешение всей совокупности духовно-просветительских и социально-благотворительных задач, стоящих перед приходами, – создание больниц, школ, библиотек и других образовательных учреждений. В своем сообщении в Петербург об оживлении приходской жизни в Орловской епархии Преосвященный Серафим в 1908 г. советовал Священному Синоду как можно скорее приступить во всех российских епархиях к возрождению приходской жизни. В 1908 г. он отбыл из Орла в Кишинев, к новому месту архиерейской службы.
Орловскую кафедру занял вновь прибывший епископ Александр (Головин), выпускник С.-Петербургской духовной академии, который был начальником Иерусалимской духовной миссии. В Орловской епархии он прослужил два с половиной года и оставил о себе добрые воспоминания. Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на окружающих его людей всегда было главнейшим предметом архипастырских попечений. Особенностями его характера были беззлобность и безгневность. Он много ездил по епархии, посещал отдаленные приходы, где не бывал еще ни один архиерей. Владыка часто бывал на пастырских собраниях, заседаниях научных обществ, заботился о развитии краеведения, оказывал поддержку преподаванию в семинарии благородных искусств – музыки и живописи, тогда как в духовной среде в то время к этому относились отрицательно. Он лично оказывал материальную помощь нуждающимся, посещал семьи духовенства. Повсюду за ним шла добрая молва. Он был подвижником, сделать добро было целью жизни святителя. В январе 1911 г. он отбыл на Калужскую кафедру.
5 февраля 1911 г. в Орел прибыл епископ Григорий (Вахнин), который родился в Харьковской губернии, с отличием окончил Московскую духовную академию. Служил до января 1917 г. и ушел на покой по болезни. Он участвовал в организации и освящении народных домов, посещал в школах литературные и музыкальные вечера. Часто бывал в отдаленных приходах епархии. В июне – августе 1911 г. он посетил 80 церквей, 12 монастырей и 83 сельских прихода и провел 29 богослужений, а с 6 по 30 октября осмотрел 15 монастырей, 193 приходские церкви, совершил 36 богослужений.
28 января 1917 г. на Орловскую кафедру назначается Макарий (Гневушев), выпускник Киевской духовной академии, кандидат богословия, уроженец Симбирской губернии. Прослужил недолго, после февральской революции под давлением новой власти был отстранен от управления епархией, а 26 мая 1917 г. отправлен на покой. 4 сентября 1918 г. был расстрелян в Смоленске, реабилитирован 14 апреля 1993 г. и канонизирован как священномученик в 2000 г.
С июня 1917 г. епархией управлял архиепископ Серафим (Остроумов), который много заботился о развитии просвещения, создавал детские кружки по обучению различным ремеслам, чтобы, по его словам: «Отвлечь детей от праздного шатания по улицам и дать полезное им занятие». Он выделял личные деньги на содержание госпиталя имени Орловской епархии. Впоследствии Владыка неоднократно подвергался репрессиям со стороны большевиков и был расстрелян 28 ноября 1937 г.
Прошли десятилетия, и вновь возрождается Православная церковь. В нелегкие дни нашего времени опыт и труды орловских святителей являются образцом для подражания новым поколениям священнослужителей и духовно-нравственным примером для христиан православных приходов. Память о них будет основой преемственности церковных традиций, духовного обновления современного российского общества.
А. И. Перелыгин, председатель Орловского церковного историко-археологического общества.
Юным девицам

В последнее время уже с ранней юности девица теряет естественную стыдливость женского пола, усваивает образ жизни, свойственный мужчине, стремится к ранней самостоятельности, теряет девственную чистоту, дерзит родителям, желает избавиться от их попечений о ней, наконец, охладевает к Церкви.
Юная дева, у тебя с 12—13 лет накрашены губы? Зачем? Ты торопишься стать взрослой? В жизни все должно быть в свое время и на своем месте. Недозревший плод, если преждевременно срывается с дерева, то выбрасывается и пропадает. Помни об этом. Украшай свою душу добрыми христианскими качествами, возрастай в благоразумии и целомудрии, ибо ничто «не украшает так юного возраста, как венец целомудрия», говорит святитель Иоанн Златоуст.
С каким легкомыслием девица, желая поскорее выйти замуж, рано теряет девственную чистоту! Храни девственность до венца, не спеши замуж, не бойся, что юноше не понравится твой «слишком» целомудренный вид. Одно плотское влечение, без общности веры и единения душ, очень непрочное основание для будущего создания семьи. По этой-то причине сейчас распадаются молодые семьи.
Девица, ты уже стесняешься выглядеть целомудренно? Ты хочешь «соответствовать» духу времени? Ты связана мнением грешного человечества? Ты боишься «отстать» от общего устремления большинства человечества к вечной погибели? Но разве ты не знаешь или забыла, что необходимо слушать более Бога, нежели грешных людей? (Деян. 4:19).
Послушай, какие дивные слова говорит святой апостол Петр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые узоры или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Пет. 3:3 - 4). Слышишь, что говорит апостол? Велит заботиться о преисполнении сердца любовью, сострадательностью, чистотою и другими качествами, свойственными женскому полу, должно наблюдать за своим сердцем, чтобы никакие нечистые пожелания, помыслы не коснулись его. С таким любящим и чистым сердцем и в простом одеянии превзойдешь всех богато и роскошно одетых подруг своих, одетых красиво внешне, но бедных душевными качествами.
•Девушка должна быть чистой, как цветок, ничто не должно к ней прикасаться.
•Непорочность есть уподобление Богу. И это от безмолвия и послушания.
•Чистота есть вышеестественное отречение от естества и поистине преславное соревнование мертвенного и тленного тела с безтелесными духами.
•Кто победил тело, естество, стал выше естества, тот малым чем от Ангел умален (Пс. 8, 6) (Прп. Иоанн Лествичник).
•Целомудрие есть чистота души и тела.
•Целомудренный не ощущает возмущения во время сна, нечувствителен к различию тел одушевленных и неодушевленных, словесных и бессловесных.
•Целомудренная душа есть дева Господня (Прп. Иоанн Лествичник).
•Признак совершенной и всецелой чистоты – отсутствие во сне обольстительных мечтаний (Прп. Иоанн Кассиан).
•Дева, сияй красотой души, которая находит для себя украшение в Боге.
Молодая, юная душа, вступающая в брак, помни, что нет в жизни более ответственного, более значимого, более влияющего на всю жизнь шага, как решение вступить в брак и выбор супруга. Да подаст тебе Господь осознать это и сделать все необходимое, чтобы избежать роковой ошибки. От твоего решения будет зависеть, проживешь ли ты эту жизнь радуясь или с горькими слезами, почерпнешь ли ты в браке новые силы или согнешься под непосильным игом и зачахнешь или, что еще хуже, сломишься и погибнешь духовно (а может быть, и физически), как погибают многие. Счастье, если свобода в браке сменилась добровольным подчинением благочестию, но горе, если это будут цепи греха и страстей.
Спасо-Преображенский собор г. Болхова
город Болхов. Дореволюционное фото
Источник изображения:
сервер
"ПЕТЕРБУРГ ПРАВОСЛАВНЫЙ"

Спасо-Преображенский собор в городе Болхове является одним из основных историко-культурных и экскурсионных объектов города. Храм поставлен на вершине Красной горы, в историческом центре Болхова, на территории бывшего Болховского кремля. Крупный объем храма господствует над городом и виден еще по дороге к Болхову
Впервые Спасо-Преображенский собор упоминается в летописях в 1625 г., хотя с полной уверенностью можно сказать, что он существовал в городе со дня его основания в XVI веке. В то время в городе было два деревянных собора – Спасо-Преображенский и Никольский, стоявшие в центре Болховского кремля. В 1671 г. был построен каменный храм, возведенный на средства воеводы И. И. Ржевского. Собор был небольшой и двухэтажный: вверху находился главный холодный престол во имя Преображения Господня, в нижнем этаже помещались два теплых придела.
Строительство нового, более вместительного и представительного храма вместо старого было начато 14 сентября 1841 г. на средства церковного старосты купца Иосифа Дмитриевича Акулова по проекту Павла Алексеевича Малахова. Не дожидаясь утверждения проекта, И.Д. Акулов начал разбирать здание старого собора. Однако строительство нового храма было запрещено архиепископом Евлампием, и только прошение прихожан и обязательство городского головы А.И. Мерцалова окончить храм в случае смерти Акулова способствовали тому, чтобы строительство продолжилось.
В 1843 г. И.Д. Акулов умер. При нем собор довели до перемычек окон верхнего этажа. Строительство продолжил купец Филипп Григорьевич Шестаков. 20–21 ноября 1846 г. при участии архимандрита Макария были освящены престолы в нижнем храме: левый – во имя Святого Митрофана Воронежского, средний – Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и правый – во имя Св. Николая Чудотворца. После смерти в 1848 г. Ф. Г. Шестакова строительство закончил его сын Василий Филиппович Шестаков. 20–21 ноября 1851 г. были освящены престолы в верхнем холодном храме. Всего же храм имел 6 престолов. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 15–20 верст от Болхова. Собор мог одновременно вместить до 4500 человек.
В 20–30-х гг. XIX в. рядом с собором выстроили высокую классическую колокольню. На шпиле сохранилась надпись: «сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль...», а также указаны имена его изготовителей. Колокольня является хорошим образцом архитектуры зрелого классицизма. На флангах граней размещены пары коринфских колонн, а небольшой завершающий ярус с часами служит основанием высокого фигурного шпиля.
Основной объем представляет собою двухэтажную крестово-купольную постройку. Как сам тип, так и пятиглавие храма свидетельствуют о влиянии русско-византийского стиля, как раз в то время входившего в силу. Внутри великолепно смотрится просторный и светлый интерьер верхнего храма. Его пространство приближается к зальному, так как все главы помещены примерно на одном уровне. Из церковных древностей в соборе сохранялись образ Святого Николая Чудотворца XVI в., дары строителя собора воеводы И. И. Ржевского – серебряный потир, пожертвованный храму в 1666 г., и напрестольное Евангелие 1614 г. Сохранились также дары царевны Софьи Алексеевны – ризы, стихарь, Евангелие 1681 г. Собор закрыли в 1930 г. Тогда же полностью погибло его богатое внутреннее убранство. С 70-х гг. XX века собор законсервирован.
Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: свящ. Алексий Заночкин.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн нашего сайта
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов