Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - иером. Алексий (Заночкин).

вернуться на главную страницу
№ 2 (51), февраль 2003
архив номеров 2003 обложка номера
Главные материалы номера:

С ПРАЗДНИКОМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ !

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА - январь 2003 г.

ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ - начало

КРЕСТ ХРИСТОВ. Слово протоиерея Иоанна Троицкого

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. Слово протоиерея Иоанна Троицкого

СОБОР ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА. Слово протоиерея Иоанна Троицкого

СВЯТО-ИОАННА-КРЕСИТЕЛЬСКИЙ ХРАМ г. Орла

О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Орловско-Ливенской епархии и управления образования администрации Орловской области в деле духовного просвещения и образования

МОЛИТВА ГОСПОДУ БОГУ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ. Протоиерей Иоанн Троицкий

СОЗДАН САЙТ БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА г. Орла

ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА. Статья прот. Александра ОРДИНА



С ПРАЗДНИКОМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ !

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.
...Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам.
Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.
Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, как врага истины и блага людей... Одни принимают Его учение, с благоговением взирают на Его дела и делаются последователями Его, а другие ожесточаются против Него и простирают свою вражду и ненависть к Нему до того, что обрекают Его на страшные мучения и пригвождают ко Кресту. И спасительная смерть Его, и славное Воскресение не положили конца разделению людей на спасаемых и погибающих: одни из свидетелей страданий и смерти Его вразумились и спаслись, а другие погибли в своем ожесточении. Эти пророческие слова праведного Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле — находили себе подтверждение в течение двадцати истекших веков. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, братия и сестры, что Сладчайший наш Господь, пришедший дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою бесценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление... Се, лежит Сей на падение и на восстание многих — не только во Израиле, но и во всем человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времен и народов...
Из проповеди архим. Кирилла (Павлова) на Сретение Господне.


ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА. Январь 2003 г.

1 января. В ряде приходов храмов, в частности, в Свято-Иоанно-Крестительском и Смоленском храмах г. Орла, были совершены торжественные молебны по случаю новолетия.
6 – 7 января. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ совершил торжественные Всенощное бдение и Божественную литургию в Свято-Ахтырском кафедральном соборе г. Орла в сослужении настоятеля протоиерея Владимира БРОВЧУКА, протодиакона Стефана ЮРАШЕВИЧА и других клириков.
8 января. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ и благочинный Орловского округа протоиерей Георгий ЛЕОНТЬЕВ присутствовали на рождественском концерте в Орловской Православной гимназии. 9 января. Память святого первомученика и архидиакона Стефана. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ принял праздничные поздравления от воспитанников воскресной школы при Свято-Иоанно-Крестительском храме г. Орла. В Свято-Ахтырском кафедральном соборе г. Орла состоялось чествование тезоименитого протодиакона Стефана ЮРАШЕВИЧА, принявшего поздравления от клириков собора и многочисленных прихожан.
10 января. Указом Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ игумен Кирион (МУРАВЬЕВ), заштатный клирик Тульской епархии, командирован в женский монастырь св. Марии Магдалины с. Никольское Должанского района Орловской области для совершения богослужений и треб. В 11 часов в Орловско-Ливенском епархиальном управлении под председательством Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ состоялось внеочередное заседание Епархиального совета, на котором подверглась критике нецерковная позиция ряда монашествующих и клириков в отношении переписи населения, штрихкодов и ИНН.
14 января, память св. Василия Великого. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ совершил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе в сослужении протоиерея Владимира БРОВЧУКА, протодиакона Стефана ЮРАШЕВИЧА и ряда других клириков.

Указом № 7 Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ от 14.01.03 г. диакон Иоанн Федорович ПЛАТОНОВ, клирик Николо-Песковского храма г. Орла, почислен в заштат согласно поданному прошению с правом перехода в другую епархию. Указом № 6 от 14.01.03 г. Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ диакон Василий Васильевич РОСОХА, клирик Ахтырского кафедрального собора, переведен на должность диакона Николо-Песковского храма г. Орла.
Указом № 8 Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ от 14.01.03 г. протоиерей Александр Дмитриевич КУЗИН, настоятель Покровского храма п. Долгое и Димитриевского храма с. Рогатик, освобождается от указанных выше должностей за нарушения церковной дисциплины и игнорирование распоряжений священноначалия.
Указом № 9 от 14.01.03 г. Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ игуменья Антония (ЛЕШИНА), настоятельница Марие-Магдалининского женского монастыря села Никольское Должанского района, и монахиня Макария (МАХОТЛОВА), насельница Марие-Магдалининского женского монастыря, освобождены от занимаемых должностей за нарушение церковной дисциплины, игнорирование распоряжений священноначалия и внесение смуты в среду насельниц.
Указом №15 от 15.01.03 г. Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ иеродиакону Филарету (ПАВЛОВУ) определено быть насельником Свято-Успенского мужского монастыря г. Орла.
Указом № 16 от 16.01.03 г. священник Георгий ПАХОМОВ, настоятель прихода храма Живоначальной Троицы г. Болхова, освобожден от занимаемой должности и запрещается в священнослужении за самовольное оставление прихода.


ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ
1. Введение.
ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВИЕ НА ОРЛОВЩИНЕ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЕПАРХИИ.


2. Вторая часть – начало XVI – конец XVII века. Третья часть – с начала XVIII века до учреждения самостоятельной епархии;

3. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. ОРЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ 1788 – 1818.
Часть 1. Создание Орловской епархии.
Часть 2. Язычество, старообрядчество и секты, нравы.


4. Часть 3. Духовное просвещение и образование.
Часть 4. Подвижники благочестия.


5. ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ОТ 1917 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
Часть 1. История Орловской епархии 1917 – 1941 гг.


6. Часть 2. История Орловской епархии 1941 – 1988 гг.

7. Часть 3. История Орловской епархии 1988 - 2000 гг.



Для каждого верующего человека наряду с самым главным в его жизни – ВЕРОЙ существует также понятие ОТЕЧЕСТВО, которое включает в себя очень много – наследие его предков, отцов. Лишенный Отечества человек может легко воспринять чужую культуру, чужие нравы, принципы, что сейчас с нами и происходит, особенно с нашей молодежью. Лишенный своих корней народ превращается в серую, безликую массу, которой можно навязывать свои интересы, проводить практически любую политику.
Это хорошо понимали революционеры, которые стремились всеми силами разрушить уклад жизни русского человека, основанный на фундаменте Православия, Самодержавия и Народности. Это нужно и сейчас тем, кто пытается убрать в новом паспорте графу «национальность», чтобы обезличить людей, окончательно оторвать от своих корней, сделать их индифферентными для введения нового мирового порядка. К сожалению, стремлениям первых попущено было Богом осуществиться, а плоды этого мы пожинаем до сих пор. Поэтому и возрождение Руси в настоящее время невозможно без обретения своих исторических корней, без возрождения во многом прежнего уклада жизни, в котором находилось место и работе, и молитве, и отдыху, и праздникам.
Сейчас вашему вниманию предлагается «История Орловской епархии», которая стала темой дипломного проекта о. Сергия (Гаврюшина), ныне клирика Свято-Ильинского храма г. Орла, успешно окончившего исторический факультет ОГУ.
Предлагаемая вашему вниманию работа состоит из трех частей: «Глава 1. Православие на Орловщине до учреждения самостоятельной епархии»; глава 2 охватывает период с момента учреждения губернии в 1778 году до революции 1917 года; глава третья посвящена периоду гонений на Православную Церковь на Орловщине, начавшихся с революцией 1917 года, а также постепенному смягчению государственно-церковных отношений во время Великой Отечественной войны – с 1943 года и особенно со времени перестройки и празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.


Введение
Изучение истории Орловской епархии вызывает большой интерес. Она теснейшим образом связана с историей Орловского края, очень хорошо показывает многие закономерности и причины тех или иных событий, помогает лучше понять характерные особенности области и населяющих ее людей, узнать ближе духовный климат региона, позволяет предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Церковное возрождение последних лет, празднующееся в год 2000-летия Рождества Христова, обретение мощей священноисповедника Георгия (Коссова), прославление других новомучеников и исповедников вызывают интерес общественности к духовности, к истории Русской Православной Церкви, к истории Орловско-Ливенской епархии в частности, что также определяет актуальность исследования.
Кроме того, в настоящее время данная тема изучена достаточно мало, так как после революции до 1991 года исследования практически не велись, а дореволюционные историки, например Пясецкий Г. М., изучали данный вопрос в рамках территории епархии того времени. Следовательно, в их работах можно найти информацию о нынешней Брянско-Севской и Калужской епархиях, но невозможно отыскать сведения о монастырях Новосиля, которые относились к Тульской епархии. Работ по истории епархии в XX веке достаточно мало. Из них можно отметить статьи А. И. Перелыгина «Русская Православная Церковь на Орловщине в годы политических репрессий» в книге «Реквием», том 3, «Русская Православная Церковь на пути к Голгофе» в сборнике Церковного историко-археологического общества (выпуск 1 (4) и статью Д. А. Краюхина «Новомученики Орловские. (Епископы Орловские, пострадавшие в годы Советской власти)», напечатанную в том же сборнике.
Мало также обобщающих работ. Из исследований последнего времени это статьи В. А. Ливцова «Православный путь Орловщины» и «Православие на земле Орловской». Однако, кроме этой статьи, обобщающих работ больше нет, что и делает эту тему особенно актуальной.
Многие документы по данной теме содержатся в государственном архиве Орловской области, некоторые фонды которого были использованы при написании работы.
По фонду 606 представлены указы епископу Орловскому и Севскому Серафиму, связанные со сложными событиями начала 1918 года, попытками «посягательств» на церковное имущество и стремлением избежать этого 1.
Из Орловского губисполкома 2 использовались материалы статистического характера, акты комиссии по изъятию церковных ценностей и сведения о закрытии церковных зданий города Орла и губернии, отчеты о проделанной работе в области церковной организации.
Фонды административного отдела Орлгубисполкома 3 предоставили постановления и циркуляры НКВД и СНК о порядке проведения в жизнь декретов; сведения управления госфондов об учете и реализации молитвенных зданий.
Фонд 483 содержит информацию о взаимодействии Церкви с местными органами власти, о закрытии культовых зданий. Отсюда взята справка о количестве имеющихся по Орловскому округу молитвенных зданий. Фонд исполкома Орлоблсовета народных депутатов явился основным при характеристике религиозной ситуации в предвоенные и первые годы Великой Отечественной войны.
Хронологические рамки исследования охватывают период с древнейших времен (предыстория епархии) до современности – 2000 года.

1. ГАОО. Ф. 606, хр. 90, оп. 1.
2. ГАОО. Ф. Р-79. Орловский губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
3. ГАОО. Ф. Р-79. Административный отдел окружного исполнительного комитета.


ГЛАВА 1. Православие на Орловщине до учреждения самостоятельной епархии
Характерной чертой укоренения Православия в районе расселения вятичей является позднее его появление. Если в районе Киева о нем знали задолго до IX века, а в 988 г. оно стало государственной религией, то в среде этого славянского племени язычество держалось особенно крепко. Быстрой христианизации препятствовал ряд причин.
Первая причина. Одним из факторов, приведших к поздней христианизации Орловского края, является сложность вхождения его в состав Русского государства и, следовательно, невозможность проповеди и продолжительно сохраняющееся здесь язычество. Вятичи очень долго не хотели подчиниться киевскому князю.
Покорение вятичей, начатое Святославом Игоревичем, окончено было при св. Владимире. С этого времени земля вятичей считается уже в черте Русского государства; тем не менее при св. Владимире она не входила еще надлежащим образом в состав этого государства. Хотя Владимир смирил мятежный дух вятичей и заставил их платить дань в Киев, но не покорил их окончательно, т. е. не лишил их самоуправления и внутренней независимости. Во внутреннем устройстве вятичей не произошло никаких изменений, и все шло так же, как было до Святослава и Владимира. Земля вятичей при св. Владимире считалась данницей Русского государства. Это видно из того, что перед своей смертью он не назначил сюда ни одного из своих сыновей на княжение. Понятно, что при таких условиях значительной политической независимости в жизни вятичей, ни сам Владимир, ни духовная власть не могли направить христианскую миссию к берегам Оки 1. Местные старейшины племен являясь одновременно и главными жрецами, не могли допустить появления на их территории новой религии, тем более покорившего их князя.
Отголоски этих тревожных событий находят свое отражение в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, в которой изображено вполне реальное историческое событие – карательный поход княжеского дружинника против непокорного вятичского князька или старейшины. Вполне возможно, что имя Соловей являлось не только именем собственным, но было и родовым или племенным тотемом. Владения Соловья Рахматовича находились в верховьях реки Вытебеть, по преданию, именно там, в урочище Девять Дубов (современный Хотынецкий район), и произошла его схватка с Ильей Муромцем. Село Девять Дубов находится недалеко от водораздела рек Снежеть и Цон, и вполне возможно, что Соловей-разбойник нападал на суда купцов и воинские караваны, когда они пользовались сухопутной переволокой, чтобы попасть из бассейна Десны в Оку. Здесь же протекает и речка Смородина, упоминаемая в былине. Из былины можно узнать некоторые подробности о внутриродовых обычаях, по-видимому, характерных для некоторых если не племен, то вятичских родов. Так, например, дети у Соловья-разбойника все на одно лицо, что говорит о внутриродовых браках братьев с сестрами и другими близкими родственниками, что было обусловлено частью искусственной, частью естественной замкнутостью этого рода. Покорив вятичей, великий киевский князь Владимир приложил все силы для того, чтобы закрепить этот регион за Киевской Русью. В бывших племенных центрах, возможно в Мценске, Козельске, Кромах, Дедославе и других, располагаются княжеская администрация и воинские гарнизоны, а после крещения Руси – и духовенство. Здесь строятся первые церкви, а бывшие вятичские городища-убежища передаются во владение бояр и дружинников, превращаясь таким образом во владельческие замки. Одновременно идет строительство новых городов как в земле вятичей, так и в других областях Киевской Руси 2.
Два зимних похода во 2-й половине XI века предпринимает Владимир Мономах и снова заставляет это гордое племя признать власть Киева 3. После Любецкого съезда Орловский край вошел в состав двух уделов Черниговской волости – Северского и Рязанского; к первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму – все течение р. Сосны. Теперь Орловский край поступил в ведение Черниговской кафедры, которая при поддержке светской власти могла уже взять на себя дело распространения и утверждения христианства среди вятичей 4.
В это время на Орловщине безраздельно господствовало язычество. У наших предков не было жрецов как отдельного сословия или касты. Посредниками между божеством и человеком были старшие в роде и главы семейств, что еще более освящало их естественную власть. Места, где приносились жертвы, считались священными, и жертвенные камни составляли предмет особенного почитания; это были своего рода кумирни – места преимущественного пребывания богов. Главным божеством считался Перун. Он посылал на землю гром и молнию. После Перуна наибольшим почитанием пользовались: Волос или Велес, – божество солнца, податель всех земных благ и в особенности покровитель домашнего скота; Стрибог – главный виновник и прародитель ветров; Купало – божество, представляющееся воображению язычников в виде старика, увенчанного тростником и с седой бородой; Даждьбог, главный виновник и распорядитель богатства между людьми; Коляда – божество мира и празднеств; Кикимора – божество сна. Баба Яга воображалась едущей на ступе, помелом погоняющею, а лопатой вслед заметающей; это олицетворение зимы с ее бурями и метелями и т.д. 5. По их верованию, душа человека по смерти оставалась здесь же, на земле; она не лишена была потребности в пище и питии, почему у изголовья покойника ставили воду, медь и т. п. Во времена помина, или тризны, ставили особые блюда для покойника. В брачных и других пиршествах приглашали принять участие в веселье и души умерших родственников; на их долю выбрасывались блины в окно. Души покойников не теряли прежних отношений к своим родственникам: они сочувствовали их радостям, сострадали горю, иногда помогали им в разных бедах и напастях. Сами они не были равнодушны к атмосферным явлениям, т. е. к теплу и холоду, почему у наших предков и существовал обряд так называемого «обогревания покойников» 6.
Первые миссионеры появляются в наших краях уже в начале XII века. Агрессия со стороны жречества и знати порой приводила к кровопролитию. Так, в 1113 году был убит глава христианской миссии святой Кукша со своим учеником Никоном.
История не сохранила подробных сведений о жизни, трудах и подвиге священномученика Кукши. Единственные, и то довольно скудные, сведения можно найти только в послании преподобного Симеона, епископа Владимирского, к блаженному Поликарпу, впоследствии архимандриту Киево-Печерского монастыря. Это послание находится в Печерском патерике. Вот что пишет преподобный Симеон: «Не подобает глаголати много, идеже дела свидетельствуют ясно, якоже и о сих блаженных. Блаженный же священномученик, нарицаемый Кукша, един от отец святого Печерского монастыря, всем знаем бе, зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори» 7. Он бесов прогнал, дождь с неба свел, озеро иссушил и много других различных чудес сотворил. Много мук от неверных претерпел и усечен был вместе с учеником своим Никоном. В это же время блаженный Пимен Постник, который подвизался в Печерском святом монастыре, от Бога «прозрел усечение, отстоящего далече, посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть. И сие рек, преставися во един день с Кукшею, святым учеником его» 8.
Эти сведения пополняются еще преданием, что св. Кукша был родом вятич из знатной или даже княжеской семьи, который при пострижении получил имя Иоанн 9. Память святого мученика Кукши празднуется Русской Православной Церковью 27 августа (9 сентября).
Спустя пять лет по смерти Кукши можно найти несомненные следы торжества христианства над язычеством в пределах Орловского края, именно в городах Брянске, Карачеве, Мценске и Ельце. Тоже должно сказать и о Кромах, подле которых в 1147 году был подписан и утвержден крестным целованием мирный договор Святослава Ольговича с черниговскими его родственниками 10. Однако старые верования, как и раньше, были очень сильны. Язычники наполняли собою не только села и деревни, но и города. Они по-прежнему сходились между селами «на игрища и на плясания и на бесовския песни, и тут умыкали себе жен, с какою кто их них совещался наперед»; имели у себя по две и по три жены. Покойников своих не хоронили, а сжигали на кострах и, собрав пепел в глиняные урны, уставляли ими перепутья дорог 11.
Кроме того, рядом с мирным населением существовало множество разбойников, которые мешали передвижению как мирных людей, так и проповедников Православия.
В четырех верстах от Нарышкино находится село Сергиевское, а подле него – гора с трясиною посередине, окаймленная некогда густым лесом. Здесь, по преданию, жил Кудеяр-разбойник и наводил ужас на все окрестности, пока под старость вынужден был переселиться в Брянские леса. В Болхове и доселе указывают урочища, служившие притоном для разбойников; это Рагозино, Обрынь, Ястребиный, Охотный, все покрытые вековыми дубами и изрезанные глубокими оврагами; не менее страшен был и Алляной луг, а Сухая Зуша Мценского уезда была еще ужаснее. Кому указывала нужда ехать из Болхова в Мценск, тот прощался с родными, как бы готовясь на смерть, и по нему плакали, словно по покойнике. Подле Липовицы Малоархангельского уезда жил Зельник – этот разбойник находил какое-то наслаждение в том, чтобы резать людей и рассматривать их внутренности 12.
К этому же времени относится предание о том, что в середине XII века в Новосиле Ольгой Долгорукой был основан женский монастырь 13. Однако других сведений о нем нет, и поэтому трудно утверждать, был он на самом деле или нет. Можно сказать лишь то, что если он и был, то, пожалуй, особого значения для христианизации не имел.
Второй причиной медленной христианизации было то, что на Орловщине не было самостоятельной епархии, а ее территория была разделена между другими епархиями. В первую очередь это Черниговская и Рязанская епархии 14. Они были гигантского размера, что очень затрудняло проповедь в отдаленных районах, например на Орловщине (от г. Орла до Рязани или Чернигова не менее 350 километров) 15.
Третья причина – татаро-монгольское нашествие, которое привело к разорению множества городов. А ведь именно города в это время являлись духовно-просветительскими центрами. Установившееся в XIII веке татарское иго на долгие годы законсервировало миссионерско-просветительную деятельность Русской Православной Церкви. Но для Орловщины это имело и положительное значение: после сожжения Чернигова местная архиерейская кафедра была перенесена в Брянск, что значительно приблизило центр духовного просвещения к территории будущей Орловской епархии 16.
Четвертая причина – очень жесткие методы проведения христианизации. Наверняка не самое лучшее впечатление произвело крещение Мценска, осуществленное весной 1415 года, когда по повелению князей Василия и Андрея все население города было насильственно крещено 17.
«В лето 6923, правящу скипетры великого княжества Василия Димитриевича и брата его Андрея Димитриевича, в пределех и градех и во всех весех неверующих просвещаху во Христову веру. Во граде Мценске мнози (беша) неверующими во Христа Бога нашего. Тогда послани беша от князей великих вои со многим воинством и от митрополита Фотия пресвитер (по преданию – Иоанн). Живущии мцяне устрашишася и ратоваша на них, и одержими бяху слепотою» 18.
Насильственные меры вряд ли могли способствовать повышению авторитета Православной Церкви и укреплению христианских традиций. Поэтому наряду с внешним признанием Христовой веры очень долго существовало тайное язычество, которое в то время было ближе вятичам. Кроме того, это иллюстрирует, насколько сильны были традиции язычества и какие меры требовалось принимать, чтобы его искоренить.
Пятая причина затруднения христианизации возникла в связи с захватом земель края Литвой в 1365 году. Создалась ситуация особенной нестабильности. В течение почти полутора веков Черниговская епархия не имела постоянного хозяина. Она все время переходила то в подчинение Литовской митрополии, то под юрисдикцию Москвы. Такое непостоянство никак не могло способствовать развитию духовной жизни. И только в 1500 году в результате присоединения Орловского края к Москве и упразднения Брянской (Черниговской) кафедры установилась определенная стабильность. Но присоединение к Москве имело и отрицательные последствия: территорию включили в состав Коломенской и Каширской епархии, и это вновь удалило епархиальный центр на большое расстояние. Чтобы добраться до Коломны, требовалось проехать еще две епархии.
Название Крутицкой епархии, теперь уже не существующей, произошло от одной местности в городе Москве, где находилась архиерейская кафедра. Это была гористая местность, круто спускавшаяся к левому берегу реки Москвы и поэтому известная под названием Крутиц. Один из этих холмов был окружен двумя незначительными потоками, из которых один назывался Сарою, а другой Подоном. Поэтому архипастыри Сарские и Подонские стали известны на Москве под именем владык Крутицких; когда же с течением времени кафедра их была перенесена из Сарая в Москву, на Крутицы, название перешло и к самой епархии 19.
В то время как между двумя соседними государствами – Московским и Литовским шла упорная борьба за обладание Орловским краем и роковые весы в спорном вопросе постепенно склонялись на сторону Москвы, на северных берегах Черного моря скоплялась грозная туча – новое Татарское царство. Крымские ханы, добив вконец Золотую Орду (1502 г.), стали смотреть на себя как на естественных преемников ее прав по отношению к Москве и мечтали сделать московских государей своими данниками. В то время Орловский край представлял собой южную границу Московского государства, ничем не защищенную со стороны воинственного Крыма. К югу от него почти не было поселений, а вместо того простирались необозримые степи. Обыкновенно крымцы вторгались в наши пределы четырьмя дорогами: Калмгской, которая вела их по Елецкому уезду, Муравской, пролегавшей в области Ливенского, Малоархангельского и Мценского уездов, Свиной, захватывающей Дмитровский, Кромской, Карачевский и Болховской уезды, и Пахнутцевой, которая от Свинной дороги шла по Кромскому, Орловскому и Мценскому уездам 20.
Таким образом, все эти отрицательные факторы, имевшие место в период с XI по XV век, привели к задержке христианизации Орловского края. Их следствием стали более позднее развитие духовной жизни и господство языческих верований и традиций в народе. Если в других районах к этому времени уже сформировалась определенная духовная база, необходимая для дальнейшего духовного роста, то на Орловщине господство язычества оставалось сильнейшим тормозом на пути воцерковления людей. Трудности и неудачи первого периода проповеди среди вятичей, обусловленные поздним вхождением края в состав Русского государства, раздробленностью, татаро-монгольским нашествием, отсутствием самостоятельной епархии, постоянными переходами от одной митрополии к другой, удаленностью духовных центров, сложностью криминогенной обстановки и другими причинами, привели к слабости веры, живучести языческих традиций и серьезным проблемам в дальнейшем просвещении.

1. Пясецкий Г. М. Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения самостоятельной епархии // Орловские епархиальные ведомости. 1880 № 12. С. 882 – 883.
2. Неделин В. М. Орел изначальный. Изд-во «Вешние воды». – Орел, 2001. С. 19.
3. Кострица А. Ф. Край наш Орловский. – Тула, 1974. С. 12.
4. Пясецкий Г. М. Там же. С. 886.
5. Пясецкий Г. М. Там же. 1880. №3. С. 158 – 160.
6. Пясецкий Г. М. Там же. 1880. №3. С. 166.
7. Киево-печерский патерик., Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1991. С. 36 – 37.
8. Житие и подвиги апостольской проповеди священномученика Кукши. Акафист – Орел, 2000. С. 9.
9. Орловские епархиальные ведомости. 2000. №10 (33). С. 7.
10. Пясецкий Г.М. Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения самостоятельной епархии // Орловские епархиальные ведомости. 1883. № 19. С. 1211.
11. Пясецкий Г. М. Там же. 1884. № 14. С. 868.
12. Пясецкий Г. М. Там же. 1884. № 8. С. 486 – 489.
13. Злобин А., Переверзев В. Россия в одном районе. – Орел, 1996. С. 42.
14. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского Патриарха (988 – 1240). – М., 1995. С. 297.
15. Атлас мира. – М., 1982. С. 20.
16. Булгаков С. В. Настольная книга для священно – церковнослужителей. Репринт. изд. – М., 1993. С. 1416.
17. Макашов А.В. В центре России. – Орел., 1994. С. 24.
18. Пясецкий Г. М. Там же. 1884. № 14. С. 868.
19. Пясецкий Г. М. Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения самостоятельной епархии // Орловские епархиальные ведомости. 1885. № 12. С. 882 – 883.
20. Пясецкий Г. М. Там же. 1884. № 6. С. 362 – 363.

КРЕСТ ХРИСТОВ
Святой Животворящий Крест Господень – есть для всех нас, христиан, бесценный дар Божий, данный по Его божественной любви и милосердию нам на радость и утешение и, что особенно для нас дорого, как непобедимое наше оружие против злокозненного врага – диавола.
Те, кто сомневается в Его святости и силе, спасительной для нас – пусть почитают исторические факты являемой Им силы против сатанинских происков. Да можем ли мы сомневаться в святости святого Креста, если знаем, что это самое позорное в свое время орудие казни после жертвенных на нем мучений самого Господа нашего Иисуса Христа освящено окроплением Его Пречистой Кровью из язв от шипов тернового венца, из ран от гвоздей на руках и ногах и даже из раны от прободения копьем.
Один факт целительной силы животворящего Креста при обретении Его уже факт неоспоримый. И мы Его почитаем святым и животворящим не одно тысячелетие не просто от воображения, а на основе жизненного опыта. Крест Христов для нас знамя христианства. Образом животворящего Креста Господня мы, как знамением, венчаем наши святые Храмы. Его мы с любовию как оружие против диавола носим у себя на груди.
А как трогательны бывают богослужения в храмах, когда он поставляется на средине храма на четырех Пассиях, на крестопоклонной неделе, на страстной седмице и в день Воздвижения Креста Господня! Молящихся бывает больше обычного. Молитва их бывает боголепная. Горящие свечи в их руках символически свидетельствуют об их внутреннем духовном горении к Богу, к Небу.
Ясно каждому, что все они пронизаны сочувствием к Божественному Страдальцу. Ведь читается Святое Евангелие с повествованием о его страстях – начиная с трогательного поцелуя Иуды, и далее беззаконный суд, показания лжесвидетелей, глумления, крики неблагодарной толпы: «Распни, распни Его», предвзятый приговор, терновый венец, крестоношение и, наконец, распятие среди двух разбойников праведника Сего. Вот что перенес Он добровольно по любви к нам. Ясно, что никто не может слушать это равнодушно. Скорбь наша за Искупителя понятна. Молитвенно мы все на Его стороне, и наши души пробуждаются от греховной спячки, умягчаются сердечные чувства, и мы невольно становимся умиротвореннее, добрее, хочется раскаяться во всех греховных поступках и постараться исправиться из чувства благодарности за любовь Божию к нам, такой дорогой ценой заплаченную за наше искупление от последствий первородного греха. Очень дорого и то, что в конце трогательной службы, когда прикладываемся к изъязвленным гвоздями пречистым окровавленным язвам Господа, висящего на Кресте, у многих появляются слезы на глазах. Это добрые слезы христиан, свято чтущих Святой Животворящий Крест Господень с висящим на нем нашим Страдальцем Искупителем.
Воистину святые слова Церкви, поющей: «Крест хранитель всея вселенной, Крест красото Церкви, Крест Ангелов слава и демонов язва».
Протоиерей Иоанн Троицкий.

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

«Блаженны мертвые, умирающие в Господе... они упокоются от трудов своих и дела их идут в след за ними»
(Откр. 14, 13)
Возлюбленные братия и сестры!
Эти священные слова «Откровения» побуждают нас вспомнить всех от века умерших и задуматься о нас самих.
Умершие обрели покой от земной суеты и свободу духа, а мы еще в узах своей плоти. Смерть приносит покой только телу человека, но не душе. Нераскаявшаяся душа грешника, не омытая благодатию покаяния, в вечную жизнь вступит со скорбями, и, напротив, какая великая радость и утешение ожидают души усопших, преданных Господу, живших доброй христианской жизнью! Это о них сказано: «блаженны мертвые, умирающие в Господе», потому что они умирая переселяются в Дом Отца Своего Небесного.
Кто это «умирающий в Господе»? Это тот, кто в своей земной жизни стремится душой к Богу, кто живет верой в Него, как в источник нашей жизни, подающий бесчисленные блага. Это тот, кто живет богоугодной, добродетельной жизнью, исполненной любви к своему Творцу и своим ближним.
Такой человек умирает с миром в душе, потому что он в дни своей земной жизни всеми силами своей души стремился жить так, как учит нас жить Господь, стремился, чтобы Господь воцарился в его душе и управлял Сам его мыслями, чувствами и желаниями.
Долг христианина – прожить жизнь в истинной христианской любви, умеющей любить даже своих личных врагов так, чтобы они могли сказать словами Саула – злейшего врага пророка Давида: «Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (1 Царств. 24, 18). Достойно вступит в вечную жизнь тот, кто, по заповеди Христовой, искал прежде всего Царства Божия и Правды Его. Такие не забывают о бессмертии души и о духовной для нее пище, всегда послушны зову святой Церкви и душой сливаются с Ней.
Кто желает прожить и умереть истинным христианином, тот умеет плакать о своих падениях, оскорбляющих святость и любовь Отца Небесного, со страхом, верой и любовью принимает Святые Тайны Христовы как залог вечной жизни в жизни будущего века. Безгрешно прожить мы не можем. Нет человека «иже жив будет и не согрешит», но надо бояться греха, а согрешая, торопиться от него отойти, потому что грех ведет к вечной погибели.
Мы должны любить чистоту и стремиться к ней, чтобы сердце и душу не оставлять в греховной грязи – в рабстве у диавола, который стремится навеки погубить бессмертную душу человека. Нельзя быть беспечным и ленивым рабом. Жизнь эта так коротка, а нужно успеть как можно больше сделать добрых дел, которые в тот мир идут с нами и радуют наших Ангелов Хранителей, предстателей пред Верховным Пастыреначальником и Судией.
Святые угодники, со славой прошедшие свой земной путь, наши благочестивые предки, которые умели жить по-Божьи, напоминают нам, как мы должны жить, чтобы закончить ее достойно звания христианина. Милость Божия и помощь Божия силой и действием Святаго Духа да соделают нас достойными того, чтобы войти в открытые врата Царства небесного, а тех, кто с верой и надеждой на милосердие Божие ушел в вечность, да упокоит Господь в Своих небесных обителях. Сегодня мы молим Господа о упокоении в селении праведных всех от века усопших. Это наш долг по отношению к ним, нашим отцам и матерям, старшим братьям и сестрам.
Вечная им память! Аминь.
Родительская суббота, Свято-Иоанно-Крестительская церковь, г. Орёл, 1975 г.
Прот. Иоанн ТРОИЦКИЙ
.
СЛОВО НА СОБОР ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

«Большего из всех рожденных женами, достойно чтуще, ублажаем».

Возлюбленные во Христе братия и сестры!
Снова святая Церковь собрала нас, чтобы особо ублажить и прославить «большего из всех рожденных женами» св. пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. Будучи по жизни светильником горящим и светящим, под-виг Его служения Богу и людям был высочайшим. Еще древний пророк Исаия за 750 лет предсказал рождение этого великого человека, призванного Богом «утешить народ свой». Позднее пророк Малахия возвестил о нем: «Вот Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3, 1). Ангел Господень отцу его, священнику Захарии, открыл: «Он будет велик пред Господом, и Духа Святаго исполнится... предыдет пред Ним... чтобы приготовить Господу народ совершенный».
И вот по благовестию Архангела, благоволением Божиим праведным супругам рождается тот, кого святая Церковь величает: «глас словесе, светильник Света, денница Солнца». Промысл Божий, покровительствуя над ним, уже в младенческом возрасте дивно сохранил его от мученической смерти среди 14 000 младенцев – первых мучеников за Христа. Тогда, по молитве матери его, гора расступилась и скрыла их от убийц Ирода, но отца Захарию палачи жестоко убили. Вскоре младенец Иоанн лишился и матери. Перст Божий, готовивший Его к высокому служению, дивно сохранял беспомощного одинокого младенца в суровой пустыни. Ангелы питали и оберегали пустынножителя до времени, когда он сам смог добывать себе пищу.
Воспитанный Духом Святым, водительством Божиим он с детства знал, что вся его земная жизнь должна быть нераздельно посвящена Богу, и потому уклонялся от всего мирского, суетного и обольстительного. Главным руководителем в воспитании Ангела пустыни был Дух Святый, которого «исполнился он еще от чрева матери своей» (Лк.1, 15), «и рука Господня была с ним» (1, 66).
Под таким высоким водительством св. Иоанн приготовлялся к общественному служению. Мир узнал его во всем величии и славе, лишь когда он явился во всей красоте и высоте своего непорочного, Боговдохновенного труда проповеди людям пути спасения через покаяние и радостно благовестил о пришествии в мир Христа. Предстал он пред людьми «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35).
Евангельское учение говорит, что св. Иоанн Предтеча был послан иудейскому народу перед пришествием в мир Спасителя для того, чтобы показать людям, открыть им, как сильно они повреждены грехом, и дать почувствовать им крайнюю нужду в небесной помощи. Первое слово Его к приходящему на берег реки Иордан народу было: «покайтесь, приблизилось царствие Божие!». Кто искренно раскаивался в грехах своих, тех он крестил в водах Иордана и при этом требовал от крестившихся, чтобы они своей жизнью показали в дальнейшем исправление своей порочной жизни. В противном случае он угрожал, как бесплодным деревьям, посечением и сожжением в огне неугасаемом. Слово его было грозно и неумолимо. Он смело говорил правду и обличал всех.
Преклонял он к покаянию не только своими грозными речами, но и самой жизнью своей, самим видом. Всем было известно, что был Он великим подвижником и постником от юности своей, что поколебать твердость души его не в состоянии никакие соблазны и удовольствия, никакие испытания и невзгоды. Со строгим взглядом лица, исхудавшего от поста, загоревшего от пустынного зноя, в своей грубой и бедной одежде, стоял на берегу Иордана грозный обличитель как из другого, высшего невидимого мира. Таким, кстати, мы его ясно можем представить благодаря прекрасно изображенному его образу на св. иконах, особенно древнего иконописного письма. Одним словом, все в этом проповеднике покаяния потрясало сердца народа и преклоняло слушателей к крещению через покаяние. Со всех концов Иудеи, Галилеи и из-за Иордана приходили к нему люди всех званий и сословий исповедывать свои грехи, чтобы принять Крещение. Приходящим св. Иоанн говорил: «Я крещу вас водой, но идет за мной Тот, Кто сильнее меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви: Он будет крестить Вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16).
Так наступило время явления миру Христа Бога нашего, и Он пришёл к Иоанну принять крещение. Тайный голос Духа Святаго сказал Иоанну: «вот Тот, Которого ты ожидаешь». Иоанн не смел дерзнуть возложить руку свою на Владыку и Господа. «Нет, Господи, – говорит он, – я не смею крестить Тебя, мне самому нужно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне». «Оставь, – кротко отвечал Христос, – ты должен делать то, что тебе повелено, и Я то, что мне должно». Иоанн повиновался и крестил не требующего очищения.
При этом открылось поразительное зрелище: отверзлись небеса, Дух Божий сошел на Него в виде голубя и голос с неба засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Ин. 3,13). Так участием св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершилось важнейшее событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. По выражению свт. Иоанна Златоуста, Христос, «исполнив крещение иудейское отверз двери крещению Церкви новозаветной», в котором мы очищаемся от всякого греха, в котором на крещаемого нисходит Дух Святый и люди соделываются Сынами Отца Небесного, чадами Божиими».
«Се Агнец Божий», – так св. Иоанн первый объявил миру о пришествии в мир Мессии Христа, будучи свидетелем явления Святой Троицы.
Мы кратко вспомнили о высокоподвижнической, святой жизни Ангела пустыни, о великом служении Его Единородному Сыну Божию и народу, жаждущему пришествия искупителя, и всем нам уже спасённым святой миссией Христа Спасителя от последствий первородного греха. О величии этого «светильника Света» убедительно говорит чудесное соединение в нем величия последнего пророка и первого мученика за Христа, Святителя – совершителя крещения над Самим Христом и апостола-проповедника Божественных истин, преподобного и праведника, презревшего все мирское и суетное ради высокого служения Богу и людям. И нет слов к достойному прославлению «большего из всех рожденных женами». Его провозвестили пророки. Сослужили Ему Ангелы, прославили Евангелисты, св. Церковь постоянно величает. Как же нам не ублажать, не славить, не величать его пресвятое имя во веки веков, тем более что он еще и присный наш покровитель и предстатель. Св. Предтеча и Креститель Господень! Помогай нам, по мере сил наших, подражателям Тебе, в Богоугодной жизни: в вере, надежде, любви, истине и правде. Аминь.
Прот. Иоанн ТРОИЦКИЙ.
СВЯТО-ИОАННА-КРЕСИТЕЛЬСКИЙ ХРАМ г. ОРЛА

Кому из наших прихожан не знаком Крестительский храм? Еще в советские годы, когда закрыт был Богоявленский собор, храм этот постоянно был молитвенным приютом для множества верующих в эти сложные времена.
И сейчас, в настоящее время, в свои престольные праздники, дни памяти Великого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, «большего всех рожденных женами», храм этот вмещает в себя, как и прежде, всех молящихся.
Для многих из нас храм Иоанна Предтечи, «покаяния всемирного проповедника», стал нашей тропинкой в Православие, здесь мы принесли первое покаяние, пережили первое Причастие, начали свой путь к Царствию Небесному. В этом храме также было рукоположено большинство наших священников, которые в настоящее время окормляют православную паству Орловской епархии и за ее пределами. Ограничимся именами настоятелей: это прот. Георгий (Леонтьев), прот. Владимир (Герченов), прот. Сергий (Крючков), прот. Игорь (Гапаненок), прот. Владимир (Гусев), свящ. Александр (Митрушин), свящ. Сергий (Артамохин) и многие другие... передо мной лежит внушительный список из 106 фамилий.
Поэтому публикацией об этом храме мы открываем серию материалов о храмах Орловщины.


Строился храм с 1777 по 1827 г. как кладбищенская церковь. Первым на этом кладбище был похоронен диакон Марк. В то далекое время здесь несколько лет служил священник Александр (Троицкий).
В начале 20-х годов прошлого столетия богоборческими правителями церковь была закрыта. В здание церкви свозили из других храмов позолоченную утварь и иконы, с них смывали позолоту и потом уничтожали. Затем в церкви был размещен склад.
Во время немецкой оккупации в 1942 г. церковь открыли, и в ней начали совершаться Богослужения. В 1946 г. церковь снова закрыли и разместили в ней архив.
В 1962 г. был закрыт Богоявленский собор. Вместо него власти разрешили открыть для совершения Богослужений Крестительскую церковь с передачей утвари из закрытого собора. Правящим митрополитом Орловско-Брянской епархии Антонием настоятелем Крестительской церкви был назначен бывший ключарь Богоявленского собора протоиерей Василий (Теляковский), которому было поручено восстановить храм для совершения церковных служб и Таинств.
После восстановления церкви в 1963 г. архиепископом Орловским и Брянским Палладием настоятелем церкви был назначен протоиерей Игорь (Базилевич). Отец Василий был оставлен вторым, а третьим был назначен священник Иоанн (Квятович).
В 1965 г. прот. Василий был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви, а вторым священником церкви стал протоиерей Мефодий (Борисенок). В таком составе причт храма был до 1970 г. В 1970 г. настоятелем Крестительского храма был назначен протоиерей Иоанн (Троицкий), вторым оставлен протоиерей Мефодий (Борисенок), а третьим назначен протоиерей Андрей (Бобров).
В 1971 г. о. Андрей был переведен в Афанасьевскую церковь, а третьим священником назначен о. Николай (Сыраев).
В последующие годы третьи штатные священники менялись. С увольнением за штат о. Николая (Сыраева) был назначен священник Василий (Высоцкий), затем священник Геннадий (Черкасов), место которого, после перевода последнего в Болхов, занял о. Владимир (Дорош). Затем третьим священником был назначен о. Георгий (Леонтьев), после перевода которого на должность настоятеля Свято-Троицкого храма третьим священником стал о. Александр (Ордин).
В настоящее время причт Крестительского храма выглядит следующим образом: настоятель протоиерей Иоанн (Троицкий), митрофорный протоиерей Мефодий (Борисенок), протоиерей Борис (Горькун), протоиерей Александр (Ордин) и священник Григорий (Смирнов).
В Крестительской церкви с благословения правящего архиерея велась подготовка будущих священнослужителей. Желающие удостоиться священного сана в начале проходили клиросное послушание. Усвоившие порядок Богослужения на клиросе рукополагались во диакона по благословению настоятеля церкви протоиерея Иоанна (Троицкого). В сане диакона проходили служебную практику 40 дней. Успешно прошедшего диаконское служение по благословению настоятеля Владыка рукополагал во иерея. Практика в сане иерея продолжалась также 40 дней под руководством очередного служащего священника. По успешном прохождении практики священники направлялись на приходы. Многие из них зочно закончили учебу в Духовной семинарии.
Прот. Мефодий Борисенок.
О СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Орловско-Ливенской епархии и управления образования администрации Орловской области
в деле духовного просвещения и образования

В соответствии с Договором «О совместной культурно-просветительной и образовательной деятельности администрации Орловской области и Орловского Епархиального управления Московского Патриархата», подписанным Орловским губернатором Е.С. Строевым и правящим Архиереем Архиепископом Паисием в марте 1998 года, используется широкий спектр духовно-нравственного образования в вузах, средних и среднеспециальных учебных заведениях.
В Орловском государственном университете (ОГУ) в 1996 г. открыто отделение «Религиоведение» на историческом факультете. Первый выпуск преподавателей-религиоведов состоялся в 2001 году. В настоящее время на философском факультете ОГУ действует кафедра теории и методики преподавания религиоведения, а с этого учебного года открыто отделение теологии с последующей организацией теологического факультета в ОГУ на базе этих отделений.
Несколько лет назад в Орловском коммерческом институте, Орловском институте искусств и культуры, Орловском юридическом институте МВД РФ ввели спецкурсы по предмету «История религии» и «Основы православной культуры», которые ведут священнослужители епархии согласно заключенному соглашению между Академией ФАПСИ и Орловско-Ливенской епархией, настоятель кафедрального собора проводит воспитательно-просветительную работу среди ее слушателей, а также факультатив по основам православия.
Пятый год в г. Орле успешно действует Православная гимназия, где изучаются не только образовательные предметы государственного стандарта, но и греческий, латинский и новые языки, а также церковно-славянский язык и другие православные вероучительные дисциплины и пение.
С разрешения руководителей школ и родителей учащихся, в соответствии с законом во внеучебное время в школах № 12, 29, 35, 36, 49 г. Орла, № 6 г. Ливны и других в выходные дни и вечерние часы проводятся занятия по православной тематике. Занятия проводятся по авторским программам, представленным и утвержденным в областном институте усовершенствования учителей (ИУУ).
С 1997 г. в Орловском ИУУ совместно с Орловско-Ливенской епархией организованы курсы по православному образованию учителей области, названные «Основы православной культуры и педагогики». Следует отметить, что наряду с проводимыми мероприятиями для педагогов организуются по райцентрам передвижные православные библиотеки, семинары и т.д.
Согласно письма областного управления образования от 3.09.02 г. № 909 в соответствии с Договором от 1998 года рекомендуется в целях духовно-нравственного образования подрастающего поколения вести в дошкольных учреждениях, средних общеобразовательных, специализированных и высших учебных заведениях г. Орла и области факультативные курсы и кружки «Славянская письменность и культура», «Благотворительность Русской Православной Церкви», «Православная этика», а также спецкурс «Основы православной культуры» в рамках предметов: граждановедение, обществоведение, правоведение, ОБЖ. Программа спецкурса разработана областным ИУУ совместно с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» и рекомендациями методического письма № 47-20-11 от 19.03.93 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ» и «О культурологических основаниях базисного учебного плана ОУ РФ» в школах области введен как региональный компонент спецкурс «Основы православной культуры», состоящий из трех восьмичасовых модулей в курсе граждановедения (5 – 7-й классы) с 1 сентября 2001 года. Этот спецкурс ведут не только преподаватели школ, но и выпускники-религиоведы ОГУ, а также священнослужители епархии.
В Московском международном форуме «Одаренные дети», проводимом в поддержку Президентской программы «Дети России» в 2001 – 2002 гг., приняли участие не только учащиеся общеобразовательных школ города и области, но в основном дети приходских воскресных школ, которые уже более десяти лет организованы при каждом храме областного центра и во многих райцентрах.
На отборочный тур в номинации «Юные богословы» (всего в программе было 20 номинаций) были посланы двое: Ангелина Королева (школа № 35) и Дмитрий Лемамба (школа № 12), алтарник Свято-Крестительского храма г. Орла, который в Колонном зале Дома союзов получил Диплом лауреата и подарок – красочно оформленное издание детской Библии.
Большой проблемой была организация отдыха детей воскресных приходских школ в летний период. По договоренности епархиального управления с областной администрацией второй год работала православная смена в оздоровительном лагере им. Гагарина под городом Волховом. Здесь отдохнули и дети из Православной гимназии. Были организованы четыре поездки по знаменательным и святым местам Орловщины. Дети приняли участие в межлагерной областной военно-патриотической игре «Зарница», посетили воинские захоронения, где молитвенно почтили память погибших воинов. Начальник и воспитатели в этой смене прошли подготовку и обучение на курсах при ИУУ по предмету «Основы православной культуры».
По благословению Архиепископа Паисия в г. Орле созданы и второй год действуют молодежное православное братство во имя св. великомученика и победоносцаГеоргия и военно-патриотический подростковый клуб «Пересвет». Совместно с ООО «Русская провинция» православное братство ведет подготовку по созданию в г. Орле православного культурно-просветительного Центра, в деятельности которого могут принять участие не только священнослужители и педагоги, но и врачи-наркологи, психологи, ветераны войны и труда, представители воинских частей, военкоматов, органов внутренних дел, органов здравоохранения, управления социальной защиты населения, комитета по делам молодежи и многие другие.
В ежегодных Международных Рождественских чтениях в г. Москве наряду со священнослужителями принимают участие педагоги школ и вузов, творческая интеллигенция, руководящие работники областного управления образования.
В Орле уже пять лет ежегодно в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры проводятся Феофановские чтения в честь нашего славного земляка и выдающегося богослова, духовного писателя святителя Феофана Затворника Вышенского. Активное участие в подготовке и проведения чтений принимают отдел религиозного образования и катехизации совместно с преподавателями орловских вузов и школ, а также интеллигенцией города и области. Всегда присутствуют представители областной администрации, областного управления образования, представители МВД, воинских частей, управления культуры и др. В 2002 году Феофановские чтения объединились с ежегодными Глинскими чтениями, которые были проведены впервые в г. Орле и г. Болхове как выездные. На Глинских чтениях этого года орловские энтузиасты духовно-просветительной деятельности стали стипендиатами премии схиархимандрита Иоанна (Маслова), старца Глинской пустыни. Ими стали: профессор Б. Г. Бобылев, старший преподаватель коммерческого института А. И. Перелыгин и методист Орловского ИУУ А. К. Мищенко.
В ближайших планах деятельности епархиального отдела религиозного образования, управления образования, молодежного православного братства – активное участие в проведении ежегодных Феофановских и Глинских чтений, духовно-просветительная работа среди учащейся молодежи и населения области, формирование кадетских классов св. князя Александра Невского в школах (действует в школе № 35). В перспективе создание Орловского Суворовского училища, организация учебно-тренировочных сборов и военно-патриотического лагеря в Сабуровской крепости, усадьбе и усыпальнице российских военачальников – графов Каменских.
Лучшие православные методические материалы и опыт педагогов, изучающих вопросы религии, основы православной веры, публикуются в газетах «Орловская правда», «Поколение», «Орловский университет», журнале «Образование и общество», в изданиях Орловско-Ливенской епархии «Вера Отцов», «Орловских епархиальных ведомостях» и в других СМИ области.
Руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации, благочинный Орловского округа
протоиерей Георгий Леонтьев.

МОЛИТВА
ГОСПОДУ БОГУ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ

Господи Боже наш, Владыка Вседержителю, в Троице прославляемый – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый – Троица Единосущная и нераздельная! Ты, Господи, Владыка вселенной, Творец всего мира видимого и невидимого и человек – Твое премудрое создание по образу Твоему и подобию. Мы, Господи, знаем и на себе ощущаем Твои дары нам как людям, и прежде всего это всеобъемлющая Твоя Божественная к нам любовь – щедрая, долготерпеливая. Второй великий нам дар – это разум, который дает нам возможность разумного познания Тебя, Господи, и мира, окружающего нас. Твои чудеса творения мира нам во благо, и, главное, духовное познание духовных сокровищ для совершенствования себя ради вечной жизни в Твоих объятиях духовных.
Третий Твой дар нам – свобода для личного руководства в плавании по житейскому морю.
Наши греховные немощи Ты, Господи, искупил своими страданиями добровольно по Божественной любви, будучи Сам безгрешным, и тем сполна удовлетворив правосудию Божию, очистил нас от последствий греха праотцев наших. Победив диавола, умиротворил небо и землю, Бога и человека. В утешение нам усыновил нас Своей Пречистой, Преблагословенной Матери, ставшей Матерью всех христиан, – нашей милосердной и скорой помощнице и предстательнице перед Твоим Престолом Божественной Славы. Святых угодников, наших сродников по плоти, Ты дал нам в молитвенную помощь, что дивно утешает нас в дни скорби и на всякий час жизни нашей.
За все мы, Господи, должны быть непрестанно Тебе благодарны, а лучшей благодарностью была бы наша жизнь, достойная звания христианина, но чаще всего мы своими греховными падениями и греховными привычками наносим Тебе новые язвы, доставляющие Тебе, нашему Искупителю, скорбь и печаль, а себе – удаление от источника любви, Света и благости Божией. Но вместе с тем дает нам возможность через искреннее покаяние и стремление к исправлению получить на исповеди прощение грехов и даже не в суд и не во осуждение принятия Св. Христовых Тайн.
Господи Боже наш! Молитвами Пресвятой Пречистой Преблагословенной Матери всех христиан и святых Твоих угодников будь долготерпелив к нам и многомилостив. Не отврати Лица Твоего от нас грехов ради наших, а долготерпи и милосердствуй над нами, недостойными. Простирай на нас сияние Твоей любви и милосердия, не отрини нас от Твоего лица, но направи каждую душу нашу грешную на путь спасения и блаженного упокоения. Аминь.
Протоиерей Иоанн Троицкий.
СОЗДАН САЙТ БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА г. ОРЛА

Первая версия сайта Богоявленского собора www.sbs-orel.ru В конце 2002 года при Богоявленском соборе Орла создан третий в нашей епархии сайт в компьютерной сети Интернет. Он расположен по адресу: www.sbs-orel.by.ru. Хотя заполнение его материалами пока не завершено, уже сегодня он может знакомить своих посетителей с жизнью нашего прихода. Сайт имеет разделы, посвященные истории, возрождению и святыням храма. На нем также расположены информация о предстоящих богослужениях и фотоархив Богоявленского собора. Одним из важнейших разделов сайта должна стать публикация хроники жизни Орловско-Ливенской епархии.
Сегодня православный мир активно пользуется Интернетом – современным электронным средством массовой информации как для внутрицерковного общения и обмена информацией, так и для духовного просвещения и свидетельства внешнему миру. «Просветительная, миссионерская, информационная деятельность епархий, монастырей и приходов сегодня нуждается в приоритетном приложении усилий и лепт», – неоднократно отмечает в своих выступлениях Святейший Патриарх Алексий II . Создание храмом сайта – одна из уникальных возможностей фактически персонально встретить нашего современника, сознательно или нет приходящего в Церковь.
Евгений Борисов.
Приходской Совет Богоявленского собора г. Орла.

ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА

В христианской Церкви практически все стороны жизни символичны. Это касается и самого учения, и Богослужения, и зодчества, и иконографии и т. д. Причин тому несколько.
Жизнь бессмертной человеческой души не может быть описана в полном объеме обычным человеческим языком, особенно в вопросах «жизни во Христа», «в Духе Cвятом». Опыт такой жизни проходит в особых таинственных состояниях, недоступных плотскому человеку, живущему по законам этого мира, «во зле лежащего».
Нет предела познанию Бога для очистивших свое сердце покаянием, особенно привлекших благодать Божию, тайнозрителей Божественного откровения. Они составили и оставили нам великое наследие в догматах, Богослужении и самой жизнью и смертью показали пути спасения. Молись и трудись, не ленись, прививайся к спасительной лозе Православия, изучай и неукоснительно храни чистоту учения и веры. Но как стремительно уходит время, как трудно вместить невместимое! Однако Господь Духом Святым творит невозможное человеческому естеству. И можно, оказывается, в течение краткого суточного Богослужения пройти, и вспомнить, и участвовать духовным образом во всех событиях, описанных в Библии: и вместить Ветхий и Новый Завет и будущее, и не умалить Невместимого и не пренебречь ничтожного. Каким образом? В многоплановости символического изображения и соработничества Богу. Символическое есть особый вид собеседования с Богом о предназначении и конечной цели Его, а также исполняет функцию тайнописи, защищающей от противников Церкви и Бога. Особенно остро этот момент бывал важен во времена открытых гонений от язычников в первые века христианства.
Чтобы враги Церкви не могли наносить ей вреда, были выработаны правила о тайне, касающейся основных положений веры, служения и правил жизни. Эта тайна существовала не только для лиц посторонних, чуждых христианству, но и для оглашенных, среди которых бывали и малодушные. Чтобы не погубить верных, были приняты меры внешние – особые знаки (символы) для членов общества и внутренние, охранявшие учение от зловредного любопытства врагов. Необходимость была основана на словах Спасителя (Матф. VII, 6): «Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших перед свиньями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы». И в Святом Евангелии мы видим указание на тайноводство Христом своих учеников, когда поучал их без народа тайнам Церкви Божия. Св. Василий Великий указывает на апостолов, как основателей правила о тайне: «Из догматов и проповедей, соблюдаемых в церкви, иные имеем в учении, изложенном в писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне... Подобным сему образом законополагавшие вначале о церкви апостолы и отцы достоуважаемость таинств охраняли сокровенностию и соблюдением в молчании. Ибо вообще то уже не таинство, что разглашается вслух народу и всякому встречному. Догмат умалчивает, а проповедь обнародывается. Но вид молчания и та неясность, какую употребляет писание, делают смысл догматов, к пользе читающих, трудным для уразумения». (Творения Св. отцов, VII. О Св. Духе, гл. 27). Это правило о тайне как церковное постановление сохранялось весьма долго, переживая саму причину появления на многие века, обнимая следующие восемь предметов: Таинства крещения, миропомазания, рукоположения, причащения, литургию, учение о Св. Троице, Символ веры и молитву Господню.
Главные основания символического языка состояли из Евангельских притчей и из аллегорических выражений книг Свящ. Писания, впоследствии прибегли еще к иконному способу изложения мысли. Однако это был долгий и мучительный процесс. Первоначально всякое изображение, какого бы содержания ни было, не прививалось на христианских памятниках потому, что Церковь, возникнув в Палестине, набирала своих последователей из окружавших ее иудеев и лишь впоследствии только обратилась к язычникам. Приверженность к иудейским преданиям стала ослабевать лишь к V веку, когда количество обращенных язычников стало очень значительным. Кроме того, существовало отчуждение общества обращенных иудеев от общества обращенных язычников: первое не хотело слиться со вторым и держало себя совершенно отдельно от него. На мозаике 424 г. это разграничение изображено иконно. В Риме, в церкви Св. Сабины, изображены обе церкви совершенно тождественно в виде женщины с книгой в руках, в одинаковой темной одежде и даже с одинаковыми чертами лица. Но все-таки оба олицетворения стоят отдельно по концам длинной надписи. При одной изображен апостол Петр, при другой – апостол Павел. Вся мозаика сделана как бы на основании слов из послания к Галатам (II, 8): «Ибо Поспешествовавый Петру в послание обрезания, поспешествова и мне во языки». Иудеи были очень привязаны к своим прежним преданиям. Отсюда и два различных воззрения на художество. Одни христиане не допускали никаких изображений или человеческих фигур, между тем как другие смотрели довольно снисходительно на тот же предмет. К влиянию иудеев присоединялось и влияние некоторых возникающих сект. Так, например, монтанисты, вдаваясь еще более настоящих иудеев в крайности, искали в каждом изваянии доказательство идолопоклонства самого художника, а в каждом рисунке, даже самом простом, видели посягательство на чистоту веры. Самым главным представителем этой нетерпимости во II веке является карфагенский уроженец Тертуллиан. Отвергая кротость и милосердие христианского учения, он восхвалял строгость дисциплины, доведенной до крайних пределов. Он полагал, что все художества должны перейти в простые ремесла и что от этого будет даже выгоднее самим художникам. При таком воззрении на художество сами художники должны были считаться за людей опасных и вредных, за делателей идолов и в этом смысле не допускались до крещения прежде полного с их стороны отречения от прежних занятий, а кто и после отречения и крещения принимался за искусства, того ссылали в заточение. Особенно Тертуллиан и его последователи выступали против антропоморфических изображений, ставя в упрек христианам, что они изображали на потирах доброго пастыря. Это показывает, что другая часть христиан не разделяла подобных воззрений, а, напротив, весьма снисходительно относилась к искусству и художникам. Весьма осторожно художники пытались приучить христианское общество к изображениям, ограничиваясь вначале одними очертаниями предметов, вырезываемых на плитах и окрашиваемых киноварью. Такое скромное начало не могло тревожить совесть даже сильно недоверчивых христиан, а вместе с тем остальная часть общества схватилась за эти очертания как за новый и надежный элемент для символического языка. Христианам пришлось заимствовать многие символы из наследия древнего мира, т. к. создать новый символический язык за короткий срок было невозможно, а опасная прозорливость язычников требовала немедленного введения нового языка. Даже предания и легенды древности служили этой цели. Но, несмотря на многочисленность таких заимствований, христиане сумели наложить на них свой особый отличительный отпечаток. Заимствуя изображение, они смотрели не на художественную его сторону, а только на удобство его применения к своим понятиям, они видели в нем новое средство прикрыть изложение догмата, недостаточно утаенное формулами, сокращениями или монограммами. Особенно ратовали за распространение символического языка представители Александрийской школы во главе со святителем Климентом, а также Евсевий и Григорий Богослов. На христианских памятниках помещались изображения:
1) как знаки ремесленные;
2) как иконная передача фонетического значения слова;
3) как символические изображения (символы).
Св. Климент указал на удобство египетских иероглифов, и описанные им изображения составили тот ограниченный цикл символов, которым первоначально христиане пользовались: это голубь, рыба, корабль, лира, якорь. Постепенно это число стало пополняться. Иногда место символа на памятнике придает ему различный смысл. Так, например, символ рыбы (ихфис) напоминал слова Евангелия (Матф. IV, 19): «Грядите по мне и сотворю вы ловца человеком» и, таким образом, наводил на символ рыбаря. Само слово ИХФИС сосредоточивало в себе полное исповедание христианской веры. Изображение рыбы или надпись вверху могильного памятника указывали на Спасителя, а внизу – на верующего. Кроме того, изображения плавающих дельфинов обозначают таинство Крещения, а изображения рыб, питающихся 7 или 5 хлебами, обозначали таинство Св. Причащения. На таинство брака намекают рыбы, когда они помещены вместе друг возле друга. Рыбак, ловящий рыбу, также был представлен на древних памятниках. Орудия ловли употреблялись в значении Царства Небесного, по словам самого Христа (Матф. XIII, 47 – 48): «Паки подобно есть Царствие Небесное неводу, ввержену в море и от всякого рода собравшу; иже егда исполнися, извлекоша и на край, и, седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон».
Символ голубя используется самим Христом как изображение невинности и чистоты: «будите цели яко голубие». Уже в древнем искусстве голубь всегда являлся символом небесной любви и дружбы. В христианском искусстве он является, по словам Тертуллиана, символом исторического происшествия, переданного книгой Бытия: «После потопа, очистившего землю от нечестия человеческого, голубь, выпущенный из ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил вселенной мир и дал разуметь, что гнев Божий утишился; известно, что у язычников масличная ветвь была знаком мира».
Протоиерей Александр ОРДИН

Продолжение в № 3 - 2003 г.
Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: иеромонах Алексий (Заночкин). Ответственный секретарь: Екатерина Макеева.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов