Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - иером. Алексий (Заночкин).

вернуться на главную страницу
№ 3 (52), март 2003
архив номеров 2003 обложка номера
Главные материалы номера:

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА - февраль 2003 г.

ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ - продолжение

НЕ ГОВОРИ "НЕ МОГУ" - размышления профессора Б. Г. Бобылева

К "МЕМОРИАЛУ" СВЯТО-ТРОИЦКОГО КЛАДБИЩА г. ОРЛА

ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА (окончание)

В ГОД 60-ЛЕТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРЛА: Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия в день 22 июня 1941 г.
СРЕДА ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Слово Святителя Феофана Затворника

ПОКАЙТЕСЬ! Протоиерей Иоанн Троицкий

МОЛИТВЕННАЯ ПОМОЩЬ СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКА ГЕОРГИЯ (КОССОВА)

XI РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ В МОСКВЕ. Руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации прот. Георгий Леонтьев.



ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА. Февраль 2003 г.

11 февраля. Губернатор Орловской области Е. С. СТРОЕВ посетил Свято-Димитриевский храм г. Дмитровска, где осмотрел новый иконостас, подаренный Президентом Республики Молдова В. ВОРОНИНЫМ. Протоиерей Валерий ПАЛКИН, настоятель Свято-Димитриевского храма, обратился к Е. С. СТРОЕВУ с приветственным словом и поднес ему в дар икону Спасителя.
12 февраля, память Трех святителей. Архиепископ Орловский и Ливенский ПАИСИЙ совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме г. Орла в сослужении настоятеля благочинного протоиерея Георгия ЛЕОНТЬЕВА, протоиерея Владимира БРОВЧУКА, протоиерея Николая КОВАЛЕНКО, протодиакона Стефана ЮРАШЕВИЧА.
Указом № 48 от 12.02.03 г. заштатный клирик Тульской епархии игумен Кирион (МУРАВЬЕВ) командирован на приход Свято-Сергиевского храма г. Ливны для несения пастырского служения и совершения треб.
Указом № 51 от 12.02.03 г. игумения Олимпиада (РОЖНОВСКАЯ), настоятельница Свято-Введенского женского монастыря г. Орла, освобождена от исполнения обязанностей настоятельницы Марие-Магдалининского женского монастыря с. Никольского Должанского района Орловской области.
Указом № 52 от 12.02.03 г. на монахиню Иоанну (БОЯРСКУЮ) возлагается исполнение обязанностей настоятельницы Свято-Марие-Магдалининского женского монастыря с. Никольского Должанского района Орловской области.

13 февраля. Высокопреосвященный архиепископ Орловский и Ливенский ПАИСИЙ благословил сбор средств для открытия часовни во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» на территории областной больницы им. МОПРа.
15 февраля. Сретение Господне. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ совершил Божественную литургию в Ахтырском Кафедральном соборе. Высокопреосвященному ПАИСИЮ сослужили настоятель протоиерей Владимир БРОВЧУК и протодиакон Стефан ЮРАШЕВИЧ.
25 февраля. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ лично поздравил с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II, после которого между иерархами состоялась беседа в Патриаршей резиденции.
27 февраля. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ поздравил губернатора Орловской области Е. С. СТРОЕВА с днем рождения. Во время церемонии поздравления, имевшей место в здании областной администрации, архиепископа ПАИСИЯ сопровождали Секретарь Епархиального управления протоиерей Иоанн ТРОИЦКИЙ и благочинный, настоятель Богоявленского собора г. Орла протоиерей Владимир ДОРОШ.
28 февраля. Распоряжением протоиерея Владимира ДОРОША, настоятеля Свято-Богоявленского собора г. Орла, Наталья Викторовна ЮРАШЕВИЧ (САЛЬНИКОВА), выпускница Регентской школы при Московской Духовной академии, студентка Православного Свято-Тихоновского богословского института (Москва), назначена регентом правого хора Богоявленского собора.


ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ
1. Введение.
ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВИЕ НА ОРЛОВЩИНЕ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЕПАРХИИ.


2. Вторая часть – начало XVI – конец XVII века. Третья часть – с начала XVIII века до учреждения самостоятельной епархии;

3. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. ОРЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ 1788 – 1818.
Часть 1. Создание Орловской епархии.
Часть 2. Язычество, старообрядчество и секты, нравы.


4. Часть 3. Духовное просвещение и образование.
Часть 4. Подвижники благочестия.


5. ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ОТ 1917 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
Часть 1. История Орловской епархии 1917 – 1941 гг.


6. Часть 2. История Орловской епархии 1941 – 1988 гг.

7. Часть 3. История Орловской епархии 1988 - 2000 гг.




Вторая часть – начало XVI – конец XVII века
Главнейшей особенностью второго периода является расцвет монастырского строительства, обусловленный установлением стабильности в результате присоединения края к Московскому государству и успехами христианизации. XVI – XVII вв. – это наиболее благоприятное время для утверждения Православия на Орловщине.
В этот период земли будущей Орловско-Ливенской епархии были разбросаны по разным русским епархиям. Они находились в Коломенской, Смоленской, Сарайско-Подонской (будущей Коломенской), Воронежской, Московской, а также в Патриаршей области. Центральная часть во главе с Кромами и заложенным в 1566 году Орлом входила в Коломенскую епархию21 . Главным недостатком этого времени была сохранившаяся сильная удаленность от епархиального центра. Вопрос о создании на Орловщине самостоятельной епархии был поднят еще в XVII веке. Алексей Михайлович в связи со значительным удалением территории от Москвы предполагал учредить епархию в Ливнах. Его сын Федор Алексеевич имел подобные планы, только относительно города Болхова. Но за недостатком денежных средств эти планы были отложены, а впоследствии и забыты22.
К концу XVIII века эти нерешенные проблемы переросли в кризис церковного управления Русской Православной Церкви. Некоторые епархии, в том числе и Коломенская, были разделены на несколько частей и находились не компактно, а чересполосно с другими. Границы их не соответствовали государственно-административному делению, что мешало согласованию действий государственных и церковных инстанций23. Естественно, что в данной ситуации Орловщине как самой удаленной территории Коломенской епархии уделялось наименьшее внимание.
Период XVI – XVII веков является временем расцвета монастырского строительства. Уже в 1500 году впервые упоминается Мценский мужской Петровский монастырь. В XVI веке строится засечная черта. Возникают новые города, а вместе с ними, почти одновременно, и новые монастыри. Это болховские Рождества Богородицы мужской, Христорождественский женский и Свято-Троицкий Оптин мужской монастыри; Богоявленский мужской в Орле. В это же время создаются женский Архангельский во Мценске, Сергиевский мужской в Ливнах, Троицкий мужской в Кромах24.
Начало XVII века непосредственно связано со смутой, уничтожившей почти все города края. Литовское разорение не обошло земли Орловщины. Были сожжены практически все вышеупомянутые монастыри, однако с наступлением мирного времени все они были восстановлены. Некоторые были переименованы или перенесены на новое место. Мценский Архангельский был построен заново как Вознесенский, а Петровский в 1694 году перенесен на новое место как Петропавловский. В 40-е годы восстанавливается и переносится на новое место и Орловский Богоявленский монастырь, а в 1678 году создается его Успенская пустынь 25. Строились и новые монастыри – Николаевский женский в Ливнах, Введенский (Христорождественский) женский в Орле26 , Троицкий – Свято-Духов мужской и Ильинский женский в Новосиле 27.
В это время начинается каменное строительство. На первых порах его инициаторами выступают монастыри – Оптин и Христорождественский в Болхове, Вознесенский и Петропавловский во Мценске, Сергиевский в Ливнах, Богоявленский в Орле 28.
Определенную роль в строительстве храмов и распространении христианства сыграло крепостное право. Обычно все села с господскими дворами имели приходские церкви. Поэтому с появлением крепостной зависимости и постепенным дроблением вотчин их количество постоянно увеличивалось 29.
Итак, к началу XVIII века на Орловщине было 12 монастырей. Это говорит о достаточно высоком духовном уровне и успехах христианского просвещения. Почти два с половиной века Церковь могла заниматься миссионерской деятельностью в условиях относительной стабильности. Успех был налицо. Монастыри являются столпами духовности, показателями уровня духовности населения. Количество говорит само за себя.
Православие в это время проникает не только в крупные города, но и в города уездные, в села. Строятся церкви, открываются новые приходы. Этот период можно назвать наиболее благоприятным для христианизации.

Третья часть – с начала XVIII века до учреждения самостоятельной епархии
Лишь в XVIII веке сложилась ситуация, при которой у Русской Православной Церкви возникли значительные трудности. Они были связаны с особенностями развития государственно-церковных отношений – с постепенным подчинением Церкви государству и ограничением ее прав.
Расцвет монастырского строительства был прерван реформой Екатерины II. По штатам 1764 года на территории будущей Орловской епархии осталось всего два штатных монастыря. Это орловские Успенский и Введенский. Мценский Петропавловский, Болховский Христорождественский и Новосильский Троицкий – Свято-Духов переводились за штат. Остальные упразднялись 30.
По реформе в области церковного управления в 1764 году при Московской епархии был учрежден Севский викариат. В него вошли города Севск, Брянск, Трубчевск, Карачев, Мценск, отошедшие от Московской епархии; Орел и Кромы – от Коломенской 31. И хотя благодаря этим действиям произошла унификация церковного и государственно-административного территориального деления, наконец-то разрешилась извечная проблема Орловщины – удаленность от епархиального центра, результаты ее были плачевны. Изъятие церковных земель, закрытие большинства монастырей не могли не привести к падению уровня духовности и замедлению процесса христианизации.
По-прежнему, как и, например, в X – XII веках, существовало множество разбойников. Так, в 1738 году, во время царствования Анны Иоанновны, была учреждена особая военная команда для поимки воров и разбойников в Брянском и смежном с ним уездах. В 1765 году, при императрице Екатерине, против болховских разбойников отправлена была команда из гренадеров Воронежского пехотного полка.
По отзывам, от разбойников не было покоя не только по селам, но и по городам. В Орле, бывшем провинциальном городе, жители старались запирать ворота при первых заходящих лучах солнца, а выходить ночью на улицу считалось делом большого риска. От таких воров не могли избавиться и церкви: они выбирали отсюда деньги, уносили священные сосуды, серебряные кресты, дарохранительницы, сдирали со святых икон венцы и литые ризы. В 1722 году разбойники напали на Одрин монастырь, а настоятеля его запытали огнем. В древнем Синодике Орловского Успенского монастыря немало значится иеромонахов, убиенных воровскими людьми 32.
Уровень образования был на очень низком уровне. На практике оно ограничивалось только грамотностью, получаемой в результате домашнего обучения. Обыкновенно священнические дети мужского пола старались определиться в приход своих родителей – кто пономарем, а кто дьячком – и после смерти своих родителей просились на их места. Большую часть кандидатов на священнические места в селах составляли градские дьячки, пономари и соборные сторожа, так как они лучше других читали богослужебные книги и почти всегда умели писать. Умение писать не всегда требовалось при производстве в священника, потому что нередко они не умели, не только писать, но и подписаться. Другие не могли писать, но могли подписаться, подражая своим почерком литерам церковной печати и не дописывая полного имени. Впрочем, орловское духовенство было просвещеннее духовенства других уездов. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что еще в двадцатых годах XVIII века была открыта духовная школа, в которой должны были обучаться дети градского духовенства. А с 1744 года введен указ, по которому за укрывательство духовенством детей от школы налагался штраф 33. Духовная семинария была основана очень поздно – одновременно с учреждением губернии в1778 году. Располагалась она в Севске 34.
В основном благодаря неразвитости системы духовного образования сохранялись и по-прежнему были живы дохристианские верования и традиции. Часто они смешивались с христианскими обрядами, однако от этого не теряли своей сущности 35.
Но возникали и укоренялись чисто христианские обычаи. К установившимся православным можно отнести торжественный крестный ход на Вербное Воскресение – праздник Входа Господня в Иерусалим, сопровождавшийся так называемым шествием на «осляти». Впереди на очень низкой телеге везли украшенное яблоками, фигами и изюмом дерево. На дереве сидели четыре мальчика в белых сорочках, певшие «Осанна». Далее следовали священники и воевода, державший под уздцы белого коня, на котором восседал богато одетый священник. Это действо существовало до 1678 года, когда было запрещено во всех городах России, кроме Москвы 36.
Итак, несмотря на все трудности и препятствия, к XVIII веку Православие на Орловщине укоренилось очень прочно. Хотя основная масса монастырей была закрыта по указанию правительства, и по ним уже нельзя проследить успехи христианизации, это можно сделать, приведя статистические данные о количестве простых приходских церквей. Так, в 1755 году в городе Орле насчитывалось 11 церквей, а в уезде (без города) – 86, к 1787 году в городе было уже 22 приходских и монастырских храма 37, в 1764 году в г. Болхове – 20 38. В Ливенском уезде в 1749 году было 79 церквей 39.
Можно сделать вывод, что к моменту создания самостоятельной Орловской епархии уровень духовности значительно вырос. По количеству приходов вторая половина XVIII века заметно превосходит нынешнее состояние. Сейчас их почти 90 40. Но оставалось и множество проблем: необходимость создания самостоятельной епархии, сохранность языческих традиций, практически отсутствие системы образования и т.д.

21. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. – Кн. 4. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240 – 1589). – М., 1995. – Часть 1., С. 194, 197.
22. Пясецкий Г. М. Там же. 1885, № 14. С. 1218 – 1221.
23. Смолич И. К. История Русской Церкви. – Кн. 8. История Русской Церкви. 1700 – 1917. – М., 1995. – Часть 1., С. 263 – 267.
24. Ливцов В. А. Монастырская сторона // Культура и город. Научно-практическая конференция. – Орел, 1994. с. 33 – 34.
25. ЦГДА. Ф.1209. Поместный приказ., кн.1004. т. Писцовые книги города Орла и Орловского уезда. 1678 г. №553. Описание успенской пустыни Богоявленского монастыря в г. Орле. 1678 г.
26. Пясецкий Г.М. Исторические очерки Орловского Введенского девичьего монастыря. – Орел., - 1896. – с. 10 – 11.
27. Ливцов В. А. Монастырская сторона // Культура и город. Научно-практическая конференция. – Орел., 1994. С. 33 – 34.
28. Пясецкий Г. М. Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения в его пределах самостоятельной епархии // Орловские епархиальные ведомости. 1885 / 14. – С. 1213 – 1214.
29. Неделин В. М. Орел изначальный. Изд-во «Вешние воды». Орел, 2001. – С. 249 – 252.
30. Орловская область. Каталог памятников архитектуры. Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствоведения. М., 1985. – С. 6.
31. Пясецкий Г. М. Исторические очерки города Орла. – Орел., 1874. – С. 202.
32. Пясецкий Г. М. Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения самостоятельной епархии // Орловские епархиальные ведомости. 1884. № 8. C. 487 – 489.
33. Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. Орел, ОГТРК, 1993. С. 118.
34. Пясецкий Г. М. Там же. С. 189 – 190.
35. Неделин В. М. Орел изначальный. Изд-во «Вешние воды», Орел, 2001. – С. 136.
36. Неделин В. М. Там же. С. 137 – 138.
37. Неделин В. М. Орел изначальный. Изд-во «Вешние воды». Орел, 2001. – С. 249 – 251.
38. Пясецкий Г.М. Очерки религиозно-нравственного состояния Орловского края до учреждения самостоятельной епархии // Орловские епархиальные ведомости. 1885, № 14. С. 1216.
39. Там же. 1885, № 12. С. 857.
40. Орловские епархиальные ведомости. 2000 №8 (31). С. 25.

НЕ ГОВОРИ "НЕ МОГУ"!

В святоотеческих книгах говорится: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его во дно адово». Эти слова очень точно характеризуют ситуацию, в которой оказывается культура, стремящаяся освободиться от «ига» христианства. Рекомендации быть хорошим и делать добро не спасут человека от бездны, которая таится внутри него. «Христианская нравственность не может пережить учение, служащее ей истоком, – пишет Алексей Степанович Хомяков, – корысть и страсть легко побеждают привычку». Омраченный страстями ум человека склонен принимать за истину и добро их обманчивые призраки. По словам преп. Серафима Саровского, «воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро для стяжания Духа Святого». Подлинная любовь к ближнему без любви к Богу невозможна, так как не имеет онтологической основы, не укоренена в существовании. «Бог есть» – это значит, есть добро и любовь. Есть как реальность, как суть жизни и мира, а не только как социальная и биологическая функция человека.
Само слово «образование» восходит к слову «образ». Образование изначально в Древней Руси рассматривалось в качестве воссоздания в человеке образа и подобия Божия. Преподобный – это тот, кто восстановил в себе изначальное богоподобие, осуществил в своей жизни идеал совершенства. Не случайно главными книгами для чтения в Древней Руси были жития святых. Эти книги играли выдающуюся дидактическую роль, наглядно показывая возможность творчества жизни – высочайшего из всех видов творчества.
«Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего (в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого)», – пишет Феофан Затворник.
Сегодня вопрос о возвращении в наши школы православного образования тесно смыкается с вопросом о будущем русского народа. «Если этого не будет, то, может быть, не будет ничего» – данные слова из доклада С. В. Переверзенцева, доктора исторических наук, на конференции «Православная культура в светской школе», проводившейся в рамках XI Международных Рождественских образовательных чтений, очень точно передают существо дела. Эта конференция, организаторами которой являются Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, Министерство образования РФ и историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского», стала заметной вехой на пути развития сотрудничества государства и Церкви в образовательной сфере.
В докладе Л. С. Гребнева, заместителя министра образования РФ, сопредседателя Координационного Совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ, на пленарном заседании конференции указывалось:
«Сейчас ложные представления о смысле жизни исключены из образовательных стандартов, но вместе с ними исчезла и постановка вопроса о смысле жизни, а это уже ведет к снижению качества образования до неудовлетворительного уровня. Полагаю, что без возвращения в светское образование некоторых религиозных знаний его качество не удастся привести в соответствие с интересами индивида, общества и государства, как этого требует закон».
Особое внимание участников конференции вызвали доклады разработчиков нормативно-методического документа Министерства образования РФ «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»
И. В. Метлика, ст. научного сотрудника ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Министерства труда РФ, к. пед. н. В. М. Меньшикова, зав. Религиоведческим отделением Курского госпедуниверситета, д.п.н., иерея Сергия Рыбакова, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, к.ф.-м.н. В этих выступлениях, в частности, подчеркивалось, что документ Министерства структурирован в форме учебного стандарта. В нем выделяется 9 блоков. При разработке его было выделено 500 содержательных элементов, понятий, представлений, описывающих православную культуру. Таким образом, курс «Православная культура» получает прочную предметно-дидактическую основу, что открывает широкие возможности для методически грамотной постановки работы по христианскому просвещению в системе отечественного образования. В докладах и выступлениях на конференции говорилось о том, что сегодня важно проявлять целеустремленность, взвешенность и выдержку, отделять эмоции от рационального подхода. Отсутствие выдержки, разнообразные проявления крайнего экстремизма играют на руку тем, кто хотел бы воспрепятствовать движению образовательной системы России в сторону восстановления духовно-нравственных приоритетов отечественного просвещения. Надо понять, что противников духовного возрождения России страшит именно высокий профессиональный уровень нормативно-методического документа министерства, который может стать краеугольным камнем построения религиозного образования у нас в стране.
Современная эвдемонистическая, потребительская культура призывает «брать от жизни все». Желание уютно устроиться на земле без Бога, о котором писал в свое время Ф. М. Достоевский, сегодня сильно, как никогда. Мир испытывает неприязнь по отношению к Православию, требовательно тревожащему совесть людей, стремящемуся отвратить людей от наркотического упоения земным, преходящим, тленным. Оставив на время попытки уничтожить Православие, мир сейчас делает все, чтобы изолировать Церковь от общественной жизни, превратить ее в огороженный со всех сторон заповедник или мемориальный комплекс. К сожалению, это стремление к изоляции Православия находит себе союзников и внутри самой Церкви. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Экономцев) на открытии XI Международных Рождественских образовательных чтений сказал в своем докладе:
«Сейчас в России Церковь из Церкви гонимой стала Церковью торжествующей. И вновь раздаются голоса о том, что все, что вне церковной ограды, от лукавого. Есть случаи, когда в наших православных учебных заведениях из программ исключали Блока и Есенина. Мы не можем согласиться с таким подходом к культуре. Наша задача – сделать все возможное для установления взаимопонимания с деятелями культуры».
Эта тема была продолжена на секции «Подготовка учебных пособий по изучению православной культуры в светской школе». В выступлении протоиерея Дмитрия Лескина, директора православной гимназии из г. Тольятти, к. филос. н., подчеркивалась необходимость преодоления замкнутости от мира, отказа от настроений изоляции в сфере православного просвещения, за которыми нередко скрываются самоуспокоенность, отсутствие воли к действию, нежелание нести свой крест.
В Православии есть такое понятие: остаточная благодать. Мы живы пока молитвами наших предшественников и прежде всего молитвами мучеников и исповедников российских. Но все более грозно и настойчиво встает вопрос: быть или не быть России?
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». (Мф. 23, 37 – 38).
Эти суровые слова Спасителя могут прозвучать и по отношению к нам. Но у нас пока есть еще время и есть надежда на духовное возрождение России.
От нашего с вами труда на ниве отечественного просвещения зависит очень многое, больше, чем мы смеем предполагать, ибо слово педагога несет в себе бесконечно богатое духовное содержание, которое мы должны доводить до сознания наших питомцев. Возвращаюсь к мысли, которая была сформулирована вначале. Если образование тесно связано с восстановлением образа Божия в человеке, то просвещение есть внесение света в нашу затемненную грехом природу. И в заключение еще одна цитата – из творений святителя Феофана Затворника:
«Не говорите – не могу. Это слово не христианское. Христианское слово – все могу. Но не сам по себе, а о укрепляющем нас Господе, как уверяет Апостол».
Б. Г. Бобылев, зав. кафедрой русского языка и педагогики ОГУ,
профессор, доктор педагогических наук.


К "МЕМОРИАЛУ" СВЯТО-ТРОИЦКОГО КЛАДБИЩА

В статье «Вечная Вам намять!» протоиерей Иоанн Федорович Троицкий попросил читателей газеты вспомнить и пополнить список сообщенных им имен священнослужителей, нашедших свой последний земной дом на кладбищах нашего города. Исполняя просьбу батюшки Иоанна, сообщаем имя: протоиерей Евфимий Андреевич Остромысленский, магистр Богословия, кавалер трех орденов и двух наперстных крестов, последний из них — золотой, с драгоценностями – «пожалован» из кабинета самого Монарха России.
Евфимий Андреевич Остромысленский родился в орл. селе Богословском (Долгорукове) в 1804 году. Умер заштатным на своей «даче», в Лужках, в приходе церкви Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии» в 1887 году.
Семейное место захоронения Остромысленских должно было располагаться с северной стороны алтаря Свято-Троицкой церкви, как и положено было для священнослужителей до 1917 г.
О. Евфимий окончил Орловскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию. Ученик митрополита Евгения Болховитинова (1767 – 1837). Защитил диссертацию «Исследование о древнейшей киевской церкви Святого Ильи», ставшую его первым печатным научным трудом. За эту статью в 1830 г. он первым удостоился академической премии — 100 р. сер. Учреждена она по завещанию канцлера гр. Румянцева Н. П. (1754 – 1826) и должна была присуждаться за научно-исследовательскую работу студентам Киевской Духовной академии. О. Евфимий на всю жизнь сохранил метод исследования, полученный от своего наставника...
Огромного интеллекта, прекрасный оратор, о. Евфимий пользовался популярностью у слушателей, сыграл большую роль в воспитании подрастающего поколения как преподаватель Закона Божия в мужской Орловской гимназии (1834 – 1847), в Орловском Бахтина кадетском корпусе (1843 – 1875), а ранее, с 1829-го по 1834-й, будучи профессором философии в Орловской Духовной семинарии, где был и проректором.
Его проповеди («Слово») были напечатаны в Орле отдельным изданием. С 1860 г. он публиковался в «Страннике». При жизни увидел он и свой двухтомник сочинений. Был инициатором переноса Введенского девичьего монастыря после пожара 1843 г. из 3-й во 2-ю часть Орла, а на его месте создания женского Епархиального училища, в котором воспитательницей стала его дочь Екатерина, а в 1868 – 1872 гг. – начальницей любимая им дочь Александра. Она во время тифозной эпидемии лично ухаживала за больными воспитанницами, которые ее очень благодарили за ласку, душевность (в результате она заразилась и умерла).
О. Евфимий был близким другом С. Д. Лескова (1790 – 1848), отца известнейшего писателя, сумевшего своими произведениями выразить типы и характеры представителей духовного сословия, Н. С. Лескова (1831 — 1895). В произведениях нашего земляка часто вспоминается о. Евфимий («Грабеж», «Владычный суд», «Пугало», «Чающие движения воды», «Русские демономаны»), иногда без упоминания его имени. О. Евфимий стал почти целиком прототипом его героя Савелия Туберозова в «Соборянах», но в собрании сочинений это не было прокомментировано.
Лесков во «Владычном суде» с горечью сказал: «Наши иерархи и вообще люди «духовного чина», как называет их в своем замечательном «Словаре» покойный митрополит киевский Болховитинов, к несчастью для общества, почти совсем неизвестны с их самых лучших сторон». Сам Лесков в своих книгах вспоминал любимых земляков — митрополита киевского Филарета Амфитеатрова (1779 – 1857), о. Евфимия Остромысленского, их друга о. Е. Болховитинова, почти земляка, уроженца Воронежской губернии. А его характеристики орловских Архипастырей: Аполлоса (1778 – 1788), Досифея (1788 – 1817), Гавриила (1821 – 1826), Никодима (1828 –1840), над гробом которого он произнес свое «Слово», Смарагда (1844 – 1858), Поликарпа (1858 – 1867) — использовал в своем труде по истории Орловской епархии Г. М. Пясецкий (1838 – 1900). Он-то лично знал и высоко ценил ум, знания и сердце о. Евфимия.
В 1877 году в № 1 журнала «Странник» появился рассказ Лескова «Владычный суд», во 2-м номере – статья о. Евфимия «Свеча перед иконой». В том же году в Санкт-Петербурге «Владычный суд» вышел отдельным изданием, которое предположительно получил в подарок от своего ученика Ефимий Андреевич. Там сказано: «Я вырос в своей дворянской семье, в г. Орле, при отце, человеке очень умном, многоначитанном и знатоке богословия, и при матери, очень богобоязненной и богомольной; научился я религии у лучшего и в свое время известнейшего из законоучителей, о. Евфимия Андреевича Остромысленского, за добрые уроки которого всегда тому признателен». И тут же о том, что тот «до сих пор, слава Богу, жив и здоров. (Да примет он издали с отсюда мною посылаемый ему низкий поклон)». Не сохранилась их переписка!
Но одно письмо в пересказе В. Эджертона, американского лесковеда, мы знаем и можем его датировать 1877 годом. В нем о. Евфимий благодарит своего ученика за сочинение, где он упомянут, спрашивает, чем тот теперь занимается, просит о присылке других его сочинений. О себе сообщает, что уже два года не служит, что живет «на даче», что у него много скопилось материалов за 50 лет и хотелось бы их издать, т. к. «вопрос о духовном мире человека животрепещущий»... «Дача» – это 16 десятин земли, именьице, купленное еще в 1849 г. его матушкой (она была из дворянок) у городского общества. Там был построен дом, разведен сад у реки Оки, близко к границе Черкасской слободы, а через реку – к однодворцам, б. стрельцам. План земли сохранился. Матушка – Анна Ивановна (1814 – 1872 (?). Ее имени в документе 1874 г. о введении Остромысленских в дворянскую Родословную книгу не упоминают.
О. Евфимий – первый автор «воспоминаний» – «Архимандрит Макарий, алтайский миссионер» («Странник», 1860 г., № 1), «Еще некоторые сведения об о. Макарии, первом алтайском миссионере» (там же, август 1860 г.), «Слово при погребении в Орле Генерала от артиллерии Ермолова» (тоже «Странник», май 1861 г.). Он знал о. Макария и его сестру, опубликовал его портрет.
Умер Евфимий Андреевич тихо, как и жил последнее время. О его смерти, кроме сыновей и священника Смоленской церкви, видимо, никто не знал. Краткое сообщение появилось в разделе «Умерли» «Губернских Епархиальных ведомостей», цензором которых он был в 1860-е гг. В 1888 году там же безымянная статья «К биографии о. Протоиерея Евфимия Андреевича Остромысленского в годовщину смерти». Г. М. Пясецкого мы определяем, как ее автора. Он извинялся перед читателем: «2 апреля прошлого 1887 года в четверг Страстной седмицы на Троицком кладбище было предано земле тело старейшего из членов орловского духовенства о. Протоиерея Евфимия Андреевича Остромысленского. Служебные обязанности воспрепятствовали большинству орловского духовенства явиться воздать последний долг праху почившего; не знали о дне погребения и многие из почитателей покойного, потому и погребение прошло тихо, почти незаметно для обитателей города. Между :тем гробовые доски заключали в себе на этот раз останки одного из лучших деятелей орловских...»
В следующем году исполнится 200 лет со дня смерти магистра богословских наук, протоиерея Кафедрального собора и церкви Бахтина корпуса, его наставника, наблюдателя, журналиста, ученого, друга «очень многих орловцев». Если Бог даст возможность, мы познакомим читателей с подробной «Летописью жизни и деятельности» Евфимия Андреевича; материал можно найти в государственном архиве Орловской области.
Может, нам открыть мемориальную доску на стене гимназии или в с. Богословском (Долгорукове) Малоархангельского района, где он родился, или на месте, где была его «дача», где он умер? В «Мемориале» Свято-Троицкого кладбища его имя должно быть.
Р. Алексина,
член Епархиального церковно-исторического и археологического общества, заслуженный работник культуры РФ.

ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА
(Окончание. Начало в № 2 - 2003 г.)

По ветру плавающий корабль требовал на рисунке для ясного обозначения плавания и направления хода изображения якоря, паруса, кормила и весла. Сверх того цель, куда плывет корабль, определяется маяком. Христиане приняли в свою символику корабль как прямое последствие принятия Ноева ковчега на основании слов апостола Петра. Христиане, присвоив себе языческий символ плавающего корабля, перенесли его значение из земной жизни на жизнь вечную. С мыслью о гавани для язычника кончалось все, между тем как христианин смотрел на тот же символ не с идеею, что в гавани, в смерти, все оканчивалось, а, напротив того, что после бурной земной жизни душа, успокоенная в смерти, вступает в обещанное вечное блаженство. Печальное воззрение язычника заменено отрадною верою в воскресение. Такой оттенок весьма заметен на надписях с изображением корабля, плывущего в гавань, у которой стоит маяк, освещающий ему путь. Тут всякий вспоминает слова царя Давида (Пс. 117, 105) о слове Божием: «Светильник ногама моима закон твой и свет стезям моим». Представляя человеческую жизнь, он должен был этим самым служить символом для выражения всех формул, связанных с основной идеей о жизни и в особенности о проведенной и прожитой жизни.
Позднее символ корабля стал трактоваться в смысле образа Церкви. Но другая причина стала основанием христианам дорожить символом корабля, т.к. к нему относилось толкование Св. Иустина о Кресте Господнем (Апология, п. 55): «Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой, как это видно и из предметов, подлежащих нашему наблюдению. Ибо рассмотрите все вещи в мире, устроится ли что без этой формы и может ли быть без нея взаимная связь? По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом; земли нельзя орать без формы крестообразной; копающие землю, равно как и ремесленники, не иначе производят свою работу, как посредством орудий, имеющих эту форму. И наружный вид человека отличается от вида неразумных животных только тем, что он прям и имеет возможность протягивать свои руки и на своем лице имеет простирающийся ото лба так называемый нос, посредством которого совершается у животных дыхание и который не другое что представляет, как фигуру креста». Об этом сказано пророком так: «Дыхание пред лицем нашим Христос Господь». И ваши символы представляют силу крестообразной формы. Я разумею знамена и трофеи, с которыми совершаете свои торжественные шествия, являя в них знаки вашей власти и силы, хотя бы вы делаете это, сами не помышляя о том. И вы полагаете изображения умирающих у вас императоров на той же фигуре (на воинских знаменах) и в надписях называете их богами. Итак, убедивши вас по возможности словом и видимым образом, мы знаем, что уже не будем виновны, хотя бы вы и не поверили, ибо с нашей стороны все должное сделано и исполнено». Такое объяснение сильно воздействовало не только на современников, но и на позднейших писателей Запада и Востока. Оно отразилось на надписях в выборе фонетических знаков и ремесленных орудий.
Якорь выражал с первых веков христианскую надежду. Мысль о протекшей жизни и о счастливом достижении гавани выражалась также посредством изображения человеческих ног и следов. Принята была идея о пройденном пути, как пишет апостол Павел к Тимофею (2 Посл., гл. IV, 6 – 7): «И время моего отшествия наста; подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох», а также: «Яко живуще в теле, отходим от Господа: верою бо ходим, а не видением», и слова апостола Петра (1 Посл. II, 21): «Зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его». К этим главным Климентовым символам надо присоединить и другие, которые были почерпнуты из Евангелия или явились как последствие выражений, употребленных в гимне Св. Климента или в других подобных ему гимнах. Таким образом, слова самого Спасителя (Иоанн, XV, 1, 5): «Аз есмь Лоза Истинная и Отец мой Делатель есть» или «Аз есмь Лоза, вы же рождие и иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног» освятили символизм виноградной лозы, рождия и грозди, чаши и бочки, а также пастыря доброго, льва, оленя, вола, агнца, посох, хлеб и др.
Виноградная лоза – слова самого Спасителя положили основание этому символу. Главное значение ее находилось в символической связи с Таинством Причащения, отчего по преимуществу любили изображать ее вместе с уборкой винограда или своими кистями многочисленных птиц (выражается идея о плодах божественного учения). Если первое значение относилось к самому Христу и Его ученикам, то второе относится к Его церкви.
Кисть винограда также может означать Св. Причастие. Блаженный Иероним полагает, что кисть означает кровь Христову и кровь святых мучеников. Изображение треугольного листа с тремя звездами наводит на мысль о Св. Троице. Чаша служит изображению того же Таинства Св. Причастия. Кроме того, Священное Писание сравнивает тело человеческое с сосудом. В книге Царств (гл. ХХI, 5), а также в 1 послании к Солунянам: «И ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести». Подобное значение и у символа бочонок.
Хлеб – как небесная пища, основана на словах Спасителя (Иоанн, VI, 48 – 50): «Аз есмь хлеб животный... Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет». Здесь связь с Таинством Причастия и с Царством небесным. Причем хлеб изображался разделенным на 4, 6 или 8 частей.
Пастырь – один из древнейших символов. Еще язычники любили изображать пастуха, несущего на плечах овцу. Христианам этот образ живо напоминает слова Христа (Иоанн, Х,11): «Аз есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя». Еще ярче эта партия представлялась, иллюстрируя притчу о потерянной овце (Лк., XV, 4 – 5). Пастыря изображали обычно на потирах, часто и на надгробьях. Во многих случаях дополнительные символы намекали на догмат Воскресения. Если он изображался ведущим овец в овчарню, обычно в виде красивого орнаментированного сооружения, то это означало Церковь и христиан.
Агнец – очень часто встречающееся символическое изображение, трактуемое в зависимости от контекста всего комплекса надписей и изображений событиями и действующими лицами Ветхого и Нового Завета. Одно время так иконно изображали Христа. Затем соборным определением такие иконы отвергнуты и наложен запрет на подобные изображения.
Деревня – обобщенно символ рая: сухое и зеленое – жизнь до крещения, греховную и жизнь после крещения – святую. Венок – в Новом Завете мы встречаем венок как символ победы и награды: в послании к Тимофею IV, 8 – венец правды, в 1 послании Петра V, 4 – венец славы, в поcлании Иакова 1, 20 – венец жизни. Такими венками украшали в знак победы и славы монограмму Христа. Кроме того, венок встречался часто как символ брака. Причина – в самом образе венчания, который совершается возложением брачных венцов на головы жениха и невесты.
Петух – отображает догмат Воскресения. Часто изображался в сочетании с Добрым Пастырем в райском саду и на гробницах и на лампах.
Павлин – символ бессмертия, весны и особенно, Воскресения. Крупная форма распущенного павлиньего хвоста указывает на эти характеристики. Часто с другими символами, отображающими рай, павлин используется для указания на Таинство Причащения.
Лев – символ сильного и бдительного стража.
Олень – означает верующего, чистого от греха, праведника и относится к Таинству Крещения или Причащения.
Посох – вместе с сосудом для молока и флейтой как принадлежности пастуха изображаются часто при нем. Глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя.
Шестиствольная тростниковая флейта пастыря означала надежду и упование. Сосуд с молоком служит иногда символом весны и прямо относится к догмату Воскресения.
Лира – символ церковного богослужения и по преимуществу символ хвалебных песен в честь Бога, сообразно со словами апостола Павла (Ефес. V, 18 – 19): «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд, но паче исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви».
Некоторые ученые трактуют этот инструмент как символ самого Христа или Слова Божия. В более обширном смысле лира признается за символ веры христианской.
Светильник – значение основано на словах Евангелия (Иоанн,VIII, 12): «Аз есмь свет миру; ходяй во Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный». Такими основными символами пользовались христиане первых веков. Когда же гонения прекратились и величественные храмы покрыли землю прежде языческих империй, многие символы постепенно вышли из употребления, заменяясь более открытыми формами вероисповедания.
Прот. Александр ОРДИН.
ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРЛА ПОСВЯЩАЕТСЯ...

Год 2003-й для нас, жителей Орловщины в годы второй мировой войны, — это год великой, бесценной, особой радости освобождения от фашистских оккупантов. Для меня, жившего в это время в глубоком тылу, дорогое сообщение по радио, что фашистов гонят с нашей священной русской земли и что г. Орел уже освобожден, было неописуемо. На страницах нашей газеты мне хочется опубликовать по случаю юбилея 60-летия освобождения Орла некоторые документы, касающиеся позиции и действий Русской Православной Церкви в те мучительные годы, основываясь на изданной в 1943 году Московской Патриархией книге «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война – сборник церковных документов».
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ ГЛАВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ БЛАЖЕННЕЙШИЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ, ОБРАТИЛСЯ К ПАСТЫРЯМ И ВЕРУЮЩИМ СО СВОИМ ПОСЛАНИЕМ, РАЗОСЛАННЫМ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПО ВСЕМ ПРИХОДАМ. В НЕМ ОН БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ НА ЗАЩИТУ СВЯЩЕННЫХ ГРАНИЦ НАШЕЙ РОДИНЫ.

ПАСТЫРЯМ И ПАСОМЫМ ХРИСТОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-Разбойника.
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: „Волыни сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
Господь нам дарует победу.
ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ
МОСКВА, 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
НА СРЕДУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Для чего мы постимся? Какова основная цель нашего поста и каковы средства для ее достижения? Как легко человек уклоняется от правого пути, начинает средства считать целью или, забывая о конечной цели, сбивается с пути и блуждает где-то вдалеке от нее.
Зная такую склонность человека уклоняться от пути спасения под благовидными предлогами, внушаемыми врагом нашего спасения, Святые Отцы предложили для этого свои средства – Богомудрые слова, исполненные всякого ведения и премудрости.
Предлагаемое ныне слово святителя Феофана Затворника, сказанное им в первую среду Великого поста 1866 г., как нельзя лучше объясняет основную цель поста и средства для ее стяжания.


Вступив в подвиг говения, мы смиряем себя постом, бдением, хождением в церковь, выстаиванием долгих служб, поклонами, домашними молитвами, чтением душеспасительных книг. Благословенны труды сии, обычно подъемлемые всеми говеющими! Они так необходимы, что без них говение не говение; но не надо при сем выпускать из мысли, что все они суть только средства; цель – вне их; и если не будут они направлены к сей цели, то можно потрудиться в них понапрасну. Тяготу понесем, а плода не вкусим. Блюдите убо, братие, како опасно ходите!
Говеем мы затем, чтоб исповедаться и Святых Тайн причаститься; но св. исповедь и св. Причастие завершают собою дело говения, благодатно запечатлевая те сердечные изменения, которые должны возникнуть, созреть и утвердиться во время говения. Когда исповедуемся, говорим обычно: «Согрешил, не буду». Это внешнее слово должно быть выражением внутренних расположений и чувств, которые должны образоваться в сердце прежде сего. Чтоб искренно сказать: «Согрешил, не буду», надо живо сознать свои грехи и положить твердое намерение не поддаваться более увлечению их. Только сим сокрушением о грехах и сим твердым намерением не грешить и красна исповедь; только при сем она являет свою благодатную силу; только под сим условием она есть целительное врачевство болезней душевных и баня, омывающая скверны сердечные. И вот это-то решительное изменение на лучшее, производимое глубоким болезнованием о грехах, и есть цель всех подвигов говения, какие подъемлем мы теперь. Затем пост, затем стояние на молитве, затем устранение от обычных дел, поклоны и прочее, чтоб ими умягчить свою душу и помочь ей взойти в печаль, яже по Бозе, и к покаянию нераскаянному во спасение. Поелику же только при сем исповедь бывает надлежаща, а при надлежащей только исповеди и св. Причастие являет все свое спасительное действие, то значит, что эта скорбь о грехах и это решительное изменение на лучшее составляют сердце говения. Сюда должно быть направлено все наше внимание и все говетельное усердие и самоутруждение.
Болезнь о грехах, досада на них и отвращение к ним, кажется, должны бы быть так естественны в душе, что и поминать бы о том не следовало. Грех – рана души. Случись рана на теле, мы чувствуем боль и спешим залечить рану; так бы следовало быть и в душе в отношении ко греху! Бывает, однако ж, совсем не то: грех, раня душу, приносит еще с собою какое-то одурение, в котором поработившийся греху не видит своей беды, не чувствует ее и заботы избыть от нее не имеет. Ослепление, нечувствие и беспечность суть наследство грехолюбия, которое потом и держит грехолюбцев в области греха в безвыходном положении. Грешник справедливо уподобляется погруженному в глубокий сон, и ему крепко надо кричать: «Восстани, спяй», чтоб он встал.
И вот что предлежит теперь нам сделать с душею своею: пробудить ее от сна греховного; довесть ее до того, чтоб она увидела опасность греха, восчувствовала сию опасность и озаботилась избавиться от нее. Спросите: как же это сделать? Отвечу: этого никто не может для вас сделать, кроме вас самих. Самим вам надо войти внутрь себя и, став пред усыпленною грехом душою, будить ее от сего сна, как кто может и как сумеет. В сие святилище ваше никакое стороннее лицо не может проникнуть, и того, что там должно произойти, никаким внешним делом и подвигом произвести нельзя: все там совершается сокровенным разглагольствием вашим с душею своею, пред лицем единого Господа, от Которого ничто не сокрыто. Разглагольствие с собою, уговаривание души – это главный прием для пробуждения ее от сна греховного.
Входите же в себя и начинайте действовать добросовестно! Вам ведь все ваше известно: известны ваши страсти и грехопадения. Известно все то и Господу, Которого не можете не зреть из сердца своего. Укрываться нечего. От людей, которые вне нас, можно укрыться; а от себя и от Господа куда укрыться? Вот это яснозрение себя пред Господом и возьмите исходною точкою при разглагольствии с душою своею. Говорите ей: «Уж нечего кривить, душа, и та страсть худа, и это грехопадение страшно, и такая-то привычка дурна! Заповеди ясные и определенные нарушены, и суд за нарушение их ясен и определен. Се, пред сознанием нашим и Господь, заповеди давший и суд определивший! Некуда увернуться: остается или погибать с осужденными, или надо поспешить выйти из сего пагубного состояния». Добросовестно внявши сему разглагольствию пред лицем Господа, вы поставите себя в безвыходное положение во спасение, в противоположность безвыходному положению, в котором держит вас грехолюбие на пагубу вашу. Опасение за себя, за свою участь вечную, будет в ваших руках рычагом, которым повернете вы все свое внутреннее и произведете там спасительное изменение.
Опять повторяю, что это сами вы должны произвесть в себе: никто сторонний за вас это сделать не может. Душа каждого темна для другого. Только для самого человека она становится ясною, когда он войдет в себя и начнет совещаться с собою о том, как быть и что предпринять. Войдите же теперь в себя и там, с душею своею, в сокровенном совете своем, положите: «Что же, душа, все валяться во грехе? Встанем и пойдем твердою ногою к Господу, готовому принять нас!» Чтоб успешнее при сем действовать на себя, обставьте себя возбудительными помышлениями о том, как мерзок грех, как много оскорбляет он Господа, столько к нам милосердого, как много унижает он нас самих, к богоподобию предназначенных, и в какую беду ввергает, здесь лишая покоя и там готовя вечное мучение. Приложите к сему представление, что вы умираете или уже умерли и предстаете на нелицеприятный суд, на котором ни один грех неоплаканный забыт не будет. Все сие представя, сколько можете живее, переговорите с душею своею: «Ну что же будем делать, душа, и как решим? Знаешь, что все сие истинно. Точно, мерзок грех пред Богом и всеми святыми, как и пред нашею совестию; и точно такая горькая участь в вечности ожидает за него, если не отстанем от него. Из-за чего же мы с тобою будем себя губить? Сладость греха мала и минутна, а горечь его безмерна и вечна – бросим его! Разве мы хуже других или заделены чем? Или Господь всех не есть и наш Господь? Или спасительные Его учреждения в святой Церкви закрыты для нас? Что же бросать нам себя на посрамление пред всеми и на утеху злобным врагам нашим и Божиим? Бросим грех! Вот на исповеди разрешение получим; в святом Причащении Господа к себе приимем и потом с Ним начнем жить по заповедям Его, миром душевным здесь наслаждаясь и блаженство вечное себе готовя там».
Так разглагольствуйте и уговаривайте душу свою; авось опомнится, придет в чувство и воодушевится изменить наконец свою худую жизнь и свой Богу неугодный нрав. Мужайтесь! Господь близ! Он назирает за движениями вашего сокровенного делания и готов помочь вам. Как только увидит Он, что вы склоняетесь на добро, тотчас закрепит то в вас Своею благодатию. Без Господа ничего не можем мы сделать; но Он ожидает всегда собственного нашего напряжения на добро и, только тогда как заметит его, тотчас готов бывает к нам со Своею помощию. Почему, совещаясь с душею своею и напрягаясь произвести добрые в ней движения, поминутно обращайтесь ко Господу в молитве – все там же, в сокровенной клети сердца вашего. Поговорите душе и ко Господу припадите с болезненным взыванием умягчить душу и воздействовать на изменение ее. Потом опять начинайте говорить душе и опять к Господу обращайтесь. Призывайте на помощь Владычицу Богородицу, Ангела своего Хранителя, соименного святого и всех святых. Поминутно так делайте, в храме ли стоите или дома молитесь и рассуждаете, все одно имея в мысли, как бы переломить наконец душу свою и направить ее на лучшее. Трудитесь! Придет помощь! Возникнете от диавольския сети и скажете с дерзновением, подобно блудному сыну: «Встав, иду!»
И уж идите, не озираясь и не слушая никаких внушений, какие будет всевать в вас тогда лукавый. Начнет он разжигать саможаление или навевать на вас то страх за жизнь, то опасение за расстройство быта, то непреодолимость преград ко введению новых порядков новой жизни, чтоб отвратить вас от благого намерения вашего. Не внимайте и решительное изреките в себе определение: «Все приношу в жертву Господу: и состояние, и все труды, и самую жизнь. Не отступлю от своего решения, хоть бы жить мне было как ходить по иглам». Такое безжалостное решение разгонит всю тучу смутительных помышлений и положит конец всем тотчас покушениям врага. Он бессилен бороться с теми, кои на смерть себя определяют для последования Господу, распеншемуся за нас. В решении сем видна тень крестной смерти, разрушившей область его, и он бежит от него, как от огня. Тут смерть за смерть: смерть во грехе пагубная заменяется готовностию на смерть в борьбе со грехом во спасение; и вот семя новой жизни о Христе Иисусе Господе нашем!
Вот что должно совершиться внутрь вас, братие, среди сих видимых трудов и подвигов говения вашего! И тогда только, как сие совершится, говение ваше будет настоящим говением. Тогда, полное разрешение получив на исповеди, чистыми соединитесь с Господом во святом Причащении и начнете потом жить в обновлении жизни. Что и да дарует вам Господь, всем хотящий спастися и в разум истинный прийти! Аминь.
ПОКАЙТЕСЬ!

Господи Боже мой! Отец, согревающий Своей Божественной любовью нас – чад своих! Светильник неизреченного света, Своей Божественной любовью освещающий нам пути ко спасению. Где же наша взаимная, ответная, благодарная любовь? Помним ли мы о своем сыновнем долге перед своим родителем – любвеобильным, милосердным, долготерпеливым и многомилостивым Господом? Нам, очистившимся от грехов во Святом Таинстве Крещения, Он милосердно дал возможность в течение всей жизни освобождаться от тяжести содеянных грехов через Святое Таинство Покаяния. Разве это не великий Его нам Божественный дар?
Данный нам дар разума и свободы мы в течение всей жизни используем во зло себе. С возрастом от малых лет, начиная с вроде невинных ошибок и шалостей, мы с годами все больше и больше погружаемся в бездну греховного падения. Увлеченным греховными привычками, нам становится все труднее и труднее одуматься. Жалея нас, стремясь остановить нас от дальнейшего падения, Господь для вразумления посещает нас скорбями, бедами, болезнями, и вот в этот момент нам важно среагировать на это. Старцы говорят в таком случае: «Слава Богу, заболел я». А мы, нерадивые, чаще всего неразумно в таком случае ропщем: «За что Господь меня наказывает, ведь я живу как все?»
Господь, как об этом повествует святое Евангелие, исцеляя от болезни, говорил: «Иди и больше не греши». Так следует нам всегда помнить, что если хотим, чтобы меньше у нас было злоключений в жизни, нужно вести себя достойно звания христианина и суметь быть благодарными, если они посетят нас, и стремиться достойно их принимать, рассудив, что спешить нужно к раскаянию во своих греховных делах и развить деятельное стремление к исправлению и изглаживанию своей греховной жизни в соответствии с учением Церкви.
Возлюбить Господа и ближних, как самих себя и даже врагов своих – это будет настоящий подвиг. А Господь непременно будет нам в этом святом деле в помощь.
Дни для покаяния Святой Церковию определяются особые, в частности, это дни Святой Великой Четыредесятницы – дни Великого поста. В эти дни устав Церкви устанавливает все богослужение, песнопения и чтения так, чтобы расположить нас к покаянию и достойному Причащению Святых Христовых Таин.
Великий Четверг – день установления Таинства Причащения, когда Сам Господь наш Иисус Христос причащал своих учеников, каждый христианин стремится причаститься, поэтому накануне, в Великую Среду, в наших храмах проводится подробная глубокая исповедь.
Причащаться и исповедоваться можно и в любой другой день, но главное – к исповеди нужно тщательно подготовиться – поститься, вспомнить все грехи, со всеми примириться, искренно и честно посещать храм, перед исповедью прочитать или выслушать правило ко Святому Причащению.
Помоги нам, Господи, встать на путь покаяния, исправления греховной жизни, чтобы смерть не застала нас врасплох.
Прот. И. Троицкий.
МОЛИТВЕННАЯ ПОМОЩЬ СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКА ГЕОРГИЯ
Икона священноисповедника Георгия
По милости Божией, к нам в редакцию поступают все новые и новые свидетельства о чудесах, совершающихся по молитвам новопрославленных Святых, одним из которых является священноисповедник Георгий Коссов. Некоторые свидетельства мы сейчас предлагаем Вашему вниманию.

Свадебное платье
Я сама хоть и не видела святого подвижника о. Георгия, но всю свою жизнь чувствовала его помощь и присутствие. Может, было это от того, что я с самого раннего детства слышала от мамы рассказы о нем и он прочно вошел в мою жизнь, став мне верным помощником и заступником. Но скорее всего причиной тому было старое рапсовое фиолетового цвета венчальное платье, в котором батюшка благословлял ее на брак с моим отцом. После окончания школы был у нас выпускной вечер, а так как мы жили в бедности, то маме пришлось перешить его мне. С тех пор мне всегда в жизни способствовала удача и тихая, чуть приметная радость. Платье это я берегу, так как в трудные времена оно мне помогает. Впервые случилось это в 1947 году.
В марте родила я дочь, которую мы назвали Галина. Привезли мы ее домой, а через месяц или полтора заболела она так, что глазки уже стали закатываться. Схватила тогда моя мама то платье, обернула им мою дочь и вслух к батюшке Георгию за помощью обратилась. И тут же чудо произошло. На наших глазах щечки у Галины порозовели. А вскоре и совсем болезнь прошла.
Умерла моя мама в Болхове в 1963 году и похоронена на том самом кладбище, где нашел себе вечный приют старший сын батюшки Егора, священник Георгиевской церкви о. Николай. Умер он в 1930 году, и я помню, как его хоронили. А жена Глафира Алексеевна всего только на год пережила его и тоже рядом с ним за одной оградой лежит. Помяни их, Господи, всех в своих селениях.

Тихая радость
Моя мама Полтева Ольга Ивановна родилась в 1898 году в селе Меркулове Болховского уезда. Ей было всего четыре года, когда после смерти своих родителей попала она к отцу Георгию в приют. Вспоминая о батюшке и том времени, она мне рассказывала. Был он высокий ростом, но необычайно ласковый и добрый. И даже если кто-то из воспитанниц баловался или совершал нехорошие поступки, он старался обходиться без наказания.
«Как-то раз перед большим двунадесятым праздником, – рассказывала мама, – испекли и красиво украсили праздничные пироги. Маленькие воспитанницы, польстившись, залезли в кладовую и часть из них украли. Когда это бесчинство обнаружилось, то матушка Александра попросила о. Георгия наказать виновниц. Но он сказал, что ничего страшного в этом нет, и вместо наказания собрал их у себя в кабинете и каждую погладил по голове и отпустил с напутствиями впредь больше не огорчать старших». О. Георгий, имея на своем попечении более 140 девочек-сироток, заботился не только о физическом, но и о духовном их развитии. С малых лет девочки знали наизусть многие молитвы и участвовали в богослужениях в церкви.
Впоследствии многие из них посвятили себя исключительно служению Богу. Это Анна Рязанцева, Полина Сазонова, Надежда Дивногорская, Аня Фокина и другие. Все они бывшие мамины подруги.
В приюте все воспитанницы батюшку Георгия любили. Называли ласково «папашей» и старались его не огорчать. Мама говорила, что получаемое в приюте образование почти равнялось гимназическому. Кроме того, девочек приучали там и к труду. Они умели не только шить, но и вышивать сложные узоры на тонких дорогих материях, вести домашнее хозяйство и выполнять разные полевые работы.
Слава о трудолюбии и кротком нраве воспитанниц распространялась далеко от приюта.
Из окрестных сел и деревень часто приезжали сватать себе невест женихи. Батюшка каждую благословлял и давал надлежащий совет.
Тут следует рассказать и о моем будущем отце. У мамы моей было два жениха: один – красавец и гармонист, другой – тихий, застенчивый, из бедной семьи паренек. Мама не знала, кого из них выбрать из них и обратилась за советом к отцу Георгию. А он посоветовал ей идти за второго: «Ты не смотри, что он из бедной семьи. Он будет тебе в жизни опора. Ты проживешь с ним спокойную и долгую жизнь. И пусть бедную, но тихую и радостную». Так оно и вышло.
Жизнь прожили мои родители хоть и в бедности, но зато, как и предсказал батюшка Егор, в тихой и духовной радости. Особенная благодать была в нашем доме в большие церковные праздники, когда все вокруг издавало необычайный свет чистоты, радости и покоя. В эти дни в нашем доме целый день горела лампадка, а трапеза наша была необыкновенно вкусной, хотя и состояла не из изысканных каких-либо блюд, а самая простая. Об этом не раз говорили и приходившие к нам люди.
Прошло уже несколько десятков лет, как умерли мои родители. Теперь уже и я давно пожилая женщина. Но всегда буду благодарна о. Георгию за то, что он благословил мне таких родителей, научивших меня возлагать надежду на Бога, благодарить Его за все благодеяния и постоянно чувствовать помощь святого исповедника Христова, славного о. Георгия. Тихая, спокойная радость выше всяких материальных благ.
Мария Денисовна Снурницына.
Материалы предоставил Н. Усов.

XI РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ В МОСКВЕ

На протяжении более 1000-летней истории Руси религиозное образование всегда было приоритетным в нашем государстве, а в новейшей истории тем более. Образование всегда было тесно связано с воспитанием. Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры, помогала вырастить подрастающее поколение добрым, честным, трудолюбивым.
Отрыв российской светской школы от духовно-нравственных традиций Православия является одной из основных причин, препятствующих возрождению национальной экономики и культуры, преодолению демографического кризиса нашего общества, решению многих других социальнозначимых проблем – роста преступности, наркомании, распада семей и т.д.
Эти озабоченность и пути преодоления негативных тенденций прозвучали во всех выступлениях государственных деятелей, церковных иерархов, педагогической, научной и творческой интеллигенции на IX Международных Рождественских образовательных чтениях в г. Москве.
Открывая Рождественские чтения в Кремлевском Дворце съездов, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал: «Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны и ее выход из затяжного кризиса. На протяжении последних лет мы воочию убедились, как может быть беспомощно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю мудрость, на высший духовно-нравственный идеал».
Отрадно отметить, что в своем выступлении министр образования РФ В. М. Филиппов отметил: «Назрела необходимость в изменении в сфере российского образования. Сейчас мы должны воссоздать процесс воспитания в российском образовании не на основе идеологизированных догм, а на основе вечных истин, отражающих единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением».
В рамках проведения Рождественских образовательных чтений были также проведены Глинские чтения, где также участвовали и выступали педагоги орловских вузов, и пять из них стали стипендиатами этих чтений.
Помимо традиционных секций, «круглых столов», встреч и семинаров по 26-ти направлениям в разных учреждениях и местах г. Москвы в «Гостином дворе» была организована 1-я Православная выставка, посвященная 300-летию основания Санкт-Петербурга.
На выставке были широко представлены стенды, рассказывающие о жизни отдельных епархий, монастырей, духовных школ, гимназий, приходов РПЦ. Радует возрождение ремесел монастырями и приходами, таких как иконопись, рукоделие, деревянные поделки, литье из металла церковной утвари, экологически чистые продукты питания и многое другое. Синодальный отдел по религиозному образованию предложил нашему епархиальному отделу поучаствовать в выставке, которая будет организована в мае в г. Москве, где мы могли бы осветить жизнь нашей епархии, рассказать о нашей работе в деле духовно-нравственного просвещения, о православной гимназии и многом другом в этом направлении.
На чтениях много внимания и обсуждений было уделено вопросу, как и какими силами внедрять в средних школах факультатив по «Основам православной культуры».
В обществе неоднозначно отнеслись к инициативе Министерства образования РФ, которое рекомендовало ввести этот предмет в школы. Особенно СМИ подняли сильный шум по этому поводу. Прекрасную отповедь этим «защитникам других конфессий» дал в своем выступлении Президент Российской академии образования Н. Д. Никандров: «Без элементарных знаний православной веры невозможно понять общечеловеческие ценности, воплощенные в учении христианства, в учении Православной Церкви. Возрождение России лежит на основах духовных ценностей, особенно ценностях Православия».
Закончились Рождественские чтения молебном у раки Преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, где участники чтений испрашивали святых молитв и преп. Сергия о ниспослании от Господа Его всесильной помощи в деле духовного просвещения, в укреплении веры, надежды и любви, в возрождении и расцвете былой славы России.
Руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации
прот. Георгий Леонтьев.

Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: иеромонах Алексий (Заночкин). Ответственный секретарь: Екатерина Макеева.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов