Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - иером. Алексий (Заночкин).

вернуться на главную страницу
№ 8 (57), август 2003
архив номеров 2003 обложка номера
Главные материалы номера:

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА - июль 2003 г.;

ДВА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учение о фаворском свете свт. Григория Паламы и других Святых Отцов – исихастов от первых веков до наших современников в труде проф. Е. Ф. Троицкого;

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ОРЛОВСКОГО ПОЛИКАРПА. (Окончание);

СЛОВО НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Протоиерей Иоанн ТРОИЦКИЙ;

ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. (Окончание);

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РОДНЫМ ИСТОКАМ... Педагог Д. Арсентьев о новом учебном пособии для 5 класса;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ. Орловские педагоги на Глинских чтениях;


В ГОД 60-ЛЕТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРЛА - обращение митрополита Сергия (Страгородского) к верующим с просьбой внести пожертвования ради скорейшей Победы;

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА. Июль 2003 г.

21 июля 2003 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Орловско-Ливенская епархия отметила замечательный юбилей своего Архипастыря – 15-летие архиерейского служения на орловской земле Высокопреосвященнейшего Паисия, Архиепископа Орловского и Ливенского.
Епископство – подвиг, который требует всего человека, без остатка. Он превышает силы одного человека, но тем не менее подвиг этот совершался, совершается и будет совершаться, ибо он совершается в Церкви, ради Церкви, и сама Церковь вместе с Епископом разделяет его. Охранение правого исповедания веры, совершение спасительных Таинств, управление паствой на основании правил церковных и, наконец, единение со всеми верными в духе веры и любви – вот содержание многотрудного и жертвенного архипастырского служения. Всем сердцем осознавая непреложность слов Спасителя: «...созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16,18), святители Христовы самоотверженно и смиренно несут благодатное бремя попечения о чадах Церкви, вознося молитвы за весь мир. Владыка Паисий (в миру Павел Николаевич Самчук) принадлежит к тому поколению русского духовенства, которое было призвано на пастырское служение в трудные годы богоборчества и атеизма, но, сохранив стойкость и верность служению, удостоилось быть деятельным соучастником и организатором великого дела возрождения Православия на российской земле.
Родился Владыка Паисий 15 августа 1930 года в селе Богданова Корецкого района Ровенской области в глубоко верующей семье и с самого детства воспитывался в православном духе.
После успешного окончания средней школы он решил посвятить себя служению Господу Богу. В 1947 году молодой Павел поступает послушником в Свято-Успенскую Почаевскую лавру и там вскоре благодаря своему трудолюбию и смирению назначается келейником наместника лавры – архимандрита Иосифа (Забарного). После смерти своего духовного наставника Павел в 1950 году поступает в Ленинградскую духовную семинарию, а после успешного ее окончания сразу переходит в Ленинградскую Духовную академию, которую оканчивает со степенью кандидата богословия в 1959 году.
Учебный комитет направляет его в распоряжение митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), который назначает его старшим иподиаконом при Кафедральном соборе, а также казначеем и заведующим хозяйством всей епархии. За большой вклад в возрождение епархии Павел Николаевич в 1965 году был награжден Святейшим Патриархом Пименом орденом равноапостольного князя Владимира третьей степени.
Продолжая служить Господу Богу, Павел Николаевич в Лазареву субботу в 1978 году был рукоположен Архиепископом Орловским и Брянским Глебом в диакона, а на следующий день, в Вербное воскресение, – в священника и назначен настоятелем Воскресенского храма города Брянска. А год спустя его назначают благочинным Брянского округа.
В 1988 году после кончины Архиепископа Варфоломея Божиим промыслом Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену было открыто призвать протоиерея отца Павла Самчука на Орловскую и Брянскую кафедру. 19 июля 1988 года в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Павел принимает постриг с именем Паисия в честь новопрославленного святого прп. Паисия Величковского, а 21 июля в Елоховском соборе г. Москвы за Божественной Литургией Митрополит Владимир (ныне Митрополит Киевский и всея Украины), возглавлявший Богослужение, совершил архиерейскую хиротонию архимандрита Паисия во Епископа Орловского и Брянского. После этого Преосвященный Владыка Паисий вернулся в Орел как высший духовноначальник и архипастырь. Он стал сорок третьим Владыкой на Орловской кафедре с момента ее основания.
И вот с тех пор Владыка Паисий трудится на новом поприще. Неленостно, с любовью и радостью просвещает он и поучает своих духовных чад Божественной истине.
За усердные труды и заслуги перед Православной Церковью Святейший Патриарх Алексий II накануне Великого поста 1996 года возвел Владыку Паисия в сан Архиепископа.
Незаметно пролетели 15 лет со дня хиротонии Владыки. За эти годы он так утвердился в своем положении, что авторитет его стал всеобщим и безупречным. Благодаря этому успехи в Орловско-Ливенской епархии неописуемо велики.
Под благодатный Покров Матери Церкви вступили многие тысячи верующих, созданы десятки новых приходов. В 1988 году было всего 14 действующих церквей. А теперь их около ста. Не было в епархии ни одного монастыря, а теперь мужской – один, а женских – четыре. Соответственно и число священников возросло во много раз. Под руководством Владыки Паисия были организованы воскресные школы для детей и взрослых, а Закон Божий стал преподаваться во многих общеобразовательных школах. Его стараниями открыты трехгодичные катехизаторские курсы, а при Орловском государственном университете созданы религиоведческий и теологический факультеты, готовящие духовные кадры, и домовая церковь. В настоящее время возобновило свою работу, прерванную в 1918 году, Орловское церковное историко-археологическое общество.
Труды Высокопреосвященного Владыки Паисия отмечены наградами Русской Православной Церкви. Наряду с вышеупомянутым орденом св. Владимира награжден он орденами преподобного Сергия Радонежского II степени, св. Даниила Московского II степени и св. Владимира II степени, медалью «За укрепление боевого содружества», а также наградами братских Православных Церквей. Государственной наградой – орденом Почета, нагрудной медалью за честь и достоинство в службе Отечеству и другими наградами, как духовными, так и государственными.
Все православные христиане Орловской и Ливенской епархии в этот славный 15-летний юбилей выражают своему Архипастырю сыновнюю любовь и благодарность за его нелегкие и неустанные труды. Великих и богатых ему милостей Божиих нам на радость, а нашей Православной Церкви на пользу.
Юбилейные торжества прошли в Кафедральном соборе г. Орла при переполненном храме и сонме духовенства и на Всенощном бдении, и за Божественной литургией. По окончании молебна были провозглашены традиционные многолетия и произнесены слова приветствия юбиляру, в которых он услышал заслуженные теплые слова. Видеозапись торжеств и взятое у него интервью в тот же день были показаны по телевидению.
Множество приветственных телеграмм от духовных и гражданских лиц, в которых выражалась их любовь к нашему дорогому архипастырю, было получено им.
После богослужения юбиляром был дан прием, на котором присутствовали видные деятели города и области во главе с господином Губернатором Егором Семеновичем Строевым и мэром г. Орла. Все торжества прошли с большим успехом, подтверждающим огромный авторитет нашего архипастыря Высокопреосвященнейшего Архиепископа Орловского и Ливенского Паисия.

Учатся православные педагоги

В Орловском областном институте усовершенствования учителей состоялось несколько «круглых столов» по проблеме преподавания учебного предмета «Основы православной культуры». На одном из них присутствовали начальник областного управления общего и профессионального образования А. В. Копылова и представители Орловско- Ливенской епархии.
И вот в период летних каникул в Московской Духовной Академии состоялись курсы повышения квалификации преподавателей учебного предмета «Основы православной культуры».
На занятиях сушатели в течение недели интенсивного обучения прослушали целый ряд лекций ведущих ученых, которые можно объединить в несколько блоков: образовательная политика, богословский, психолого-педагогический, культурологический, методический.
В период обучения состоялись педагогические мастерские и обмен опытом работы в своих регионах.
Как показал данный обмен, основной особенностью учебного предмета «Православная культура» является его культурологическая направленность. Это обусловлено светским характером государственной школы , в рамках которой будет преподаваться данный предмет. В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании», в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» подробно определяются основные цели и задачи, которые должны быть реализованы при изучении этого предмета.
В конце обучения состоялся зачет и практические занятия в творческих группах по следующим вопросам: «Что самое полезное приобретено за время обучения?», «Что бы нам хотелось получить в следующий раз на курсах?», «Что из нашего педагогического опыта можно рекомендовать для внедрения в учебных заведениях России?».
По окончании учебы состоялась паломническая поездка по святым местам столицы – в Храм Христа Спасителя, Данилов монастырь и в Покровский монастырь на Таганке к мощам святой блаженной Матроны.
А. Мищенко


ДВА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Бог – дух. Его нельзя увидеть. И в то же время цель нашей жизни – встретить Его, познать Его, общаться с Ним. Нам надо прожить жизнь так, чтобы после смерти удостоиться Царства Небесного, то есть удостоиться вечного соединения с Ним. Значит, решить кажущееся противоречие для каждого человека чрезвычайно важно. Поэтому тему о возможности и необходимости боговидения, или богопознания, или богообщения следует раскрыть по возможности полнее.
Боговидение, являясь целью жизни для каждого человека, конечно, предполагает целое мировоззрение. Человечество осознало это очень четко в XIV веке. Оно разделилось по своему мировоззрению на два лагеря, поэтому иногда говорят о двух Возрождениях.
Оставив в стороне языческое Возрождение, мы должны в первую очередь отметить, что христианское Возрождение в XIV веке, называемое исихазмом, на самом-то деле не прекращалось с Пятидесятницы, то есть со дня сошествия Святого Духа на апостолов. Если языческое Возрождение – это возврат к прежним временам после времени средневековья, то христианство не прерывалось с тех пор, как оно появилось. Однако термин «Возрождение» и тут в определенной степени тоже допустим, потому что под влиянием исихазма в ХIV веке произошел резкий подъем религиозного духа у значительной части людей.
Бог непознаваем и в то же время познаваем. Эта антиномия (особый вид противопоставления), как и все антиномии вообще, наиболее полно отражает суть дела. Антиномия познаваемости-непознаваемости Бога на практике не представляла никакого препятствия с самого начала христианства. Она отчасти разрешалась и теоретически. Но четкий ответ на эту антиномию был дан только в XIV веке святым Григорием Паламой в учении о двух модусах бытия Бога. Можно думать, что Богу было угодно дать людям противоядие против мировоззрения языческого Возрождения. Это и было учение Паламы об исихазме. Так языческому мировоззрению, когда оно возродилось, стало противостоять христианское мировоззрение, опровергающее все его положения.
Один из модусов бытия Бога – это Божественные энергии. Они являются людям, в частности, как свет. Опираясь на духовный опыт святых отцов, Палама дает учение о том, что собой представляет Божественный свет.
Наконец, очень важно знать, что же собой представляет обожение – тот результат, к которому как к цели жизни стремится христианин, общаясь с Богом. Таковы основные разделы предлагаемой читателю работы.


В 1333 г. должны были состояться переговоры Римской и Византийской церквей. Один из их участников, Варлаам, написал к переговорам тезисы. В них он отрицал возможность богопознания. Тезисы эти через какое-то время попали к монахам на Афон. Один из монахов, св. Григорий Палама, ответил Варлааму: богопознание возможно и необходимо, потому что было Боговоплощение; отрицание богопознания является наихудшей ересью, потому что отрицает все дело Иисуса Христа. Завязалась полемика. Она сводилась к вопросу о богопознании (9, с. 345, 353 – 355).
Варлаам – философ, «рыцарь эллинских наук» (2, с. 123), человек греко-латинской культуры. Ему захотелось поучить монахов и вообще христиан. Он говорит о том, что надо умертвить страстную способность души, говорит о Божественном свете лишь как о символе, о невозможности обожения и т.д. Он возражает даже апостолу Павлу, утверждая, что непрестанно молиться невозможно.
Случилось так, что Варлаам явился выразителем не только многих сторон языческого Возрождения, но и Западной Церкви.
В XIV веке столкнулись два духовно-культурных течения собственными представлениями о цели и назначении человека: рациональный гуманизм (Ренессанс) и исихазм. Это была «точка встречи и расхождения двух европейских Возрождений в самом начале их пути». Каждое из них имело свой путь движения: одно пошло по внецерковному руслу и стало известно в истории как западноевропейский Ренессанс, другое – православное Возрождение – двигалось по церковному пути (6, с. 11 – 12).
Исихастское учение последовательно и убедительно раскрывает сущность Православия. Мистическое и антиномическое учение исихастов явилось антитезой томизму – официальной идеологии Рима. С этой точки зрения исихастские споры ознаменовали собой более глубокий водораздел между двумя вероисповеданиями, чем прежние конфликты (6, с. 13 – 14).
Расхождения между Востоком и Западом по проблемам общемировоззренческого характера увеличивались. Это породило и различную ориентацию в развитии христианских культур. Образовались два полюса: на одном (восточное христианство) находится творческая личность, созидающая в синергии (то есть в сотрудничестве) с Богом; на другом (западное христианство) – личность, дерзающая творить самостоятельно (6, с. 14).
Важно обратить внимание на то, что ХIV век антропоцентричен. Его нельзя делить на гуманистов и негуманистов. На первом плане человеческая личность там и тут. Но гуманизм западного Ренессанса и православного исихазма был различен. Исихазм можно назвать христианским гуманизмом (6, с. 14).
Западный гуманизм в XIX веке провозгласил открытый отрыв от Бога. Он выдвинул античный (в своей сущности языческий) девиз: человек есть мера вещей. Христианство, как религия Богочеловеческая, также антропоцентрично. Но лишь христианство представляет единственно верное содержание подлинной гуманности. Бог для того стал человеком, чтобы человек мог приблизиться к Нему, стать сопричастником во всем своему Творцу, стать богом по благодати. В Церкви, основанной на земле Богочеловеком, решаются судьбы человечества (6, с. 169).
Христианство предлагает человеку реальное бессмертие, обещанное Иисусом Христом после всеобщего воскресения, о котором говорит Церковь, и благодатную жизнь с Богом. Рациональный же гуманизм далек от этого. Например, Данте снова ввел в обращение древнюю античную идею, которая стала воодушевлять рациональных гуманистов: мысль о посмертной славе. Человек может обессмертить себя своими творениями, может обессмертить и других, упоминая их в своих творениях (6, с. 15).
Показательна история осмысления слова феория. У исихастов оно касается христианской мистики, у рациональных гуманистов оно отражает научно-теоретическое, философское познание действительности, это «теория» (6, с. 21).
Слово исихия, от которого образовано слово исихазм, означает «молчание, тишина, успокоение». Тишина и молчание человека имеют прямое отношение к познанию Бога, то есть к общению с Богом. Святые отцы говорят, что даже в богословии необходимо внутреннее безмолвие и сердечная тишина. Нужно не только говорить Богу, но и слушать Бога. А для этого нужно безмолвие. В Св. Писании на эту необходимость внутренней тишины есть прямое указание: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс. 45:11). Слову остановитесь в греческом тексте соответствует глагол со значением внутренней тишины (10, с. 5 – 12).
Из сказанного ясно, что исихастами по сути дела (то есть добивающимися сердечной тишины, чтобы слушать и видеть Бога) являются все святые с самого начала появления христианства. Но само название исихаст появилось позже. Первоначально исихастами называли монахов-отшельников, в отличие от монахов общежительного образа жизни. Вся их жизнь была посвящена Иисусовой молитве Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня, грешного. К ХIV веку Иисусова молитва распространилась на всех монахов и даже на мирян (9, с. 350 – 351).
Но у исихастов кроме Иисусовой молитвы есть еще некоторые приемы, например, использование дыхания для более сосредоточенной молитвы. Поэтому среди христиан можно выделить группу исихастов. Появление исихазма в этом узком и специальном смысле относится ко времени появления монашества. Техника исихазма (использование дыхания и др.) описана уже в XI веке.
На Руси исихастами были митрополит Киприан, преп. Сергий Радонежский, преп. Нил Сорский, старцы Оптиной пустыни, преп. Серафим Саровский, свт. Феофан Затворник, св. прав. Иоанн Кронштадтский и др. (4, с. LIX).
Выделяют три периода исихастского движения (в специальном значении этого слова): келейный, теоретическое выражение, общественно-политическое влияние. В первый период появляется литература, практически наставляющая исихии, например, Лествица Иоанна Лествичника в 27 степени рекомендует священное безмолвие тела и души (11, с. 408). Второй период – богословские диспуты, к нему относится деятельность св. Григория Паламы. Спор о боговидении требовал разрешения проблем несотворенной энергии, нетварного света и обожения человека. Исход теоретических споров в пользу исихастов начал третий период. Исихазм господствует в православной Церкви, оказывает культурное, общественное и политическое влияние на православные страны (6, с. 25 – 26).

Традиционность исихазма

Важным аргументом Паламы против Варлаама было указание на традиционность исихазма. Величие св. Григория состоит в том, что он сумел зафиксировать в философских понятиях мистические переживания христиан, предоставил им богословско-философское оправдание. Он дал Восточной Церкви аскетико-мистическое учение (4, с. XXXII, ХХХVII; 9, с. 352).
Два основных истока питали исихастское движение: монашество и мистическое учение Церкви (4, с. ХХХI – ХХХII). Одно имело дело с практикой живого общения с Богом, другое давало некоторое теоретическое обоснование осуществляемой практики.
Что касается практики, то Палама опирается на огромный опыт предшествовавших и современных ему святых. Находит он и элементы внешних приемов, сопровождающих молитву. Они существовали задолго до появления монашества, даже до пришествия Иисуса Христа. Люди уже тогда во время молитвы придавали особую форму телу и были услышаны. Совершеннейший боговидец Илия прекратил молитвой многолетнюю засуху, прислонив голову к коленям «и таким образом прилежно введя свой ум вовнутрь него самого и Бога» (З Цар. 8,42) (2, с. 51).
Св. Григорий обобщил и развил также существовавшие до него обоснования исихазма. О нем говорили Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Григорий Синаит и другие. Особенно важно для Паламы то, что было сказано по этому поводу св. Симеоном Новым Богословом. Он и другие богословы-святые напоминали об исихазме: он не представлял что-то новое. Это направление духовного опыта Православия изначально было известно в Церкви. Исихазм есть не что иное, как учение о духовной жизни в Православной Церкви. Главная заслуга исихастов ХIV века в том, что они напомнили забытый путь богопознания и богообщения, изложили его в стройном, систематическом виде и сумели увлечь множество последователей и сторонников (6, с. 23).

Два модуса существования Бога

Бог существует в Своей сущности и в энергиях, иначе говоря, в действиях. Чтобы это хотя бы частично понять, вспомним, что мы ветра не видим, но уверены в его присутствии, когда видим качающиеся ветви деревьев.
Сущность Бога невидима, непознаваема, но видимы и познаваемы Его энергии. Иначе то же самое выражают так: сущность Божия трасцендентна тварному миру, а потому недоступна для познания человеку, который может познать Бога только в Его проявлениях – Его благодати, силе, любви, мудрости и т.д. (6, с. 22). Причем, если бы тварного мира не было, все равно была бы сущность Бога и Его энергии. Так и видимое нами Солнце не перестало бы сиять, если бы не было живых существ, способных воспринять его свет (7, с. 58).
Св. Григорий Палама говорит, что есть два различных модуса бытия Божия: в Своей природе и вне Своей природы; это Тот же Бог, пребывающий абсолютно недоступным по Своей сущности и всецело Себя сообщающий в Своей благодати (8, с. 259).
Еще в VIII веке св. Иоанн Дамаскин писал: «Бог, по природе будучи невидимым, делается видимым через Свои действия; мы знаем (Его) из устройства мира и управления» (1, с. 112). Своими энергиями «Бог проникает все и все наполняет, как говорит Писание, не Я ли наполняю небо и землю, говорит Господь» (Иер. 23, 24) (1, с. 79, 346).
Учение св. Григория Паламы о сущности (или природе) Бога и Его энергиях проникнуто уважением ко всему созданному Богом миру. В мире оно усматривало отображение иного, горнего мира. Если пантеизм слил в одно Бога и тварь и если деизм не мог преодолеть трагической бездны между миром и трансцендентным ему Богом, то святоотеческое Предание никогда не знало этих трудностей космологии. Оно всегда сознавало живую связь Творца и мира. В таком подходе был открыт путь к богопознанию и к целостному мироощущению (4, с. 326).
О двух модусах существования Бога знали задолго до св. Григория Паламы. Учение о Божественных энергиях, наметившееся у св. Василия Великого (329 – 379) и св. Григория Нисского (335 – 394), развитое Дионисием Ареопагитом, подтвержденное преп. Максимом Исповедником (582 – 662) и преп. Иоанном Дамаскиным (675 – 753), легло в основу учения византийских богословов ХIV века (8, с. 53, 271).
Интересно заметить, что в терминах сущность (природа) и энергия нет ничего специфически христианского, все они восходят к Аристотелю. Согласно Аристотелю, всякая природа проявляется через энергию. Поэтому не существует предметов, не обладающих энергией, и наоборот: при отсутствии энергии перестает существовать предмет (9, с. 363).
Божественная энергия одна, но она многообразна в своих проявлениях (потому часто говорят энергии). Божественные энергии, или действия, – это: промышление Бога о мире, сила, благость, предвидение, чудотворение, воздаяние, созидание (4, с. 289), благодать, любовь, мудрость и т. д. (6, с. 22).
Сущность полемики между Варлаамом и Паламой сводилась к проблеме богопознания. Варлаам утверждал, что человеку доступно лишь символическое представление о Боге, а не реальное общение с Богом. Согласно учению св. Григория, реальное общение и соединение человека с Богом возможны объективно, и основой для этого соединения служит ипостасное единство человеческой и Божественной природ в Иисусе Христе. Видение Бога возможно, когда Божественная энергия сообщается человеку и по-настоящему им усваивается. В этом состоит смысл спасения (9, с. 362).
Как это происходит, уточняет св. Максим Исповедник. Он учит, что в Иисусе Христе присутствуют два естества (или две природы: Божеская и человеческая), при этом сохранив свои свойства. Соединяясь с Его человечеством, мы причащаемся Его Божественной энергии (но не Божественной природы), пронизывающей Его человеческую природу. Так же рассуждал св. Григорий Палама (9, с. 364).
Энергии, жизнь, присутствие – какое бы название мы ни дали тому, что нам дает Бог, все они не есть сущность Бога, но через них нам сообщается вся полнота Его присутствия. Когда Святой Дух сошел на апостолов в Пятидесятницу, это было реальное присутствие Бога, а не присутствие абстрактной философской категории (9, с. 365). Св. Григорий говорит, что Божественная природа и ее слава (энергии) неотделимы друг от друга. Бог дал нам славу Божественности, но Божественной природы не дал (2, с. 204). Но Божественные энергии – это Сам Бог (2, с. 358, 359). Палама утверждает, что Бог прост. Различение между сущностью и энергиями не вводит в Божество никакой сложности. Сложность была бы в том случае, если бы действие противопоставлялось страданию в смысле пассивности. Бог «проявляет действие, но не страдает по отношению к нему». Сущность и энергия – не две «части» Бога. Бог в Своей природе и вне Своей природы – это Тот же Бог, пребывающий абсолютно недоступным по Своей Сущности и всецело Себя сообщающий в Своей Благодати (8, с. 259).
Противники Православия обвиняли Паламу в том, что он вводит многобожие. Это они делали, распространив на Бога философские категории. На самом же деле Бог не состоит из Красоты, Мудрости, Истины и т.д. – Он есть Красота, Мудрость, Истина, и в каждой из названных энергий раскрывается Его полнота (9, с. 366 – 367).
Противники Паламы утверждали, что Каждая из Ипостасей Пр. Троицы имеет Свою энергию. Палама возражает им: у Лиц Пресвятой Троицы единая энергия (4, с. 289). Это мнение существовало задолго до св. Григория. Еще свв. Григорий Нисский (335 – 394) и Максим Исповедник отвергали требожие на основании того, что Лица Божественной Троицы обладают одной энергией, а потому в каждом Божественном действии участвуют все Лица вместе (9, с.363 – 364). Бог непрестанно «сходит в мир» Своими энергиями. В порядке ниспослания энергий Отец есть обладатель проявляемого свойства, Сын – проявление Отца, Дух Святой – Тот, Кто проявляет. Мы познаем Христа Сына Божия и Бога через Святого Духа и в Сыне созерцаем Отца. Тот, кто имеет в себе Святого Духа дарующего, имеет также и Сына, посредством Которого передается нам всякий дар (энергии, благодать), имеет также и Отца, от Которого «исходит всяк дар совершен» (Иак. 1, 17). Получая дар – обоживающие нас энергии, – мы становимся обителью Пресвятой Троицы, неотделимой от Своих природных энергий (7, с. 64 – 65,66, 67,106).
Как видим, Православие дало достойный ответ светскому Возрождению: не человек является мерой всех вещей, а Бог. Недоступный в Своей сущности, Он все проникает и все наполняет Своими энергиями, не смешиваясь ни с чем (1, с. 79). Он хранит вселенную, чтобы она снова не обратилась в ничто, Он управляет всем – и большим, и малым. Настоящий гуманизм состоит в усвоении человеком Божественных энергий: таким образом человек получает настоящее бессмертие и настоящее счастье, то есть вечное блаженство.
Ключ к пониманию жизни вселенной и к пониманию конечной цели жизни человека – в традиционном для Православия различении сущности и энергий Бога.
Противники Паламы рационалистически понимали соотношение сущности Бога и Его энергий: они причиной считали сущность, а следствием – энергии. Поэтому им пришлось отождествить сущность с энергиями, или совершенно отделить энергии от сущности как тварные следствия (8, с. 260), или признать за Никифором Григора, что Бог не имеет в себе ничего, что не было бы безграничной энергией (2, с. 369 – 370).
Католическому Западу не свойственно различение сущности и энергий Бога. Например, папа Иоанн в 1334 году проповедовал, что праведники после Суда будут созерцать Божественную сущность (4, с. 286 – 287, а также с. ХХХVI). Это не что иное, как отступление от учения святых отцов.
Проф. Е. Ф. Троицкий.

(Продолжение в № ?-2003 г.)

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ОРЛОВСКОГО ПОЛИКАРПА
(Окончание. Начало в № 5-2003. Предыдущая часть - в № 6-2003.)

По воспоминаниям протоиерея Петра Полидорова, он в полном смысле был аскет, с тем только отличием, что носил архиерейский сан, исполнял пастырские обязанности и жил среди общества. Когда некоторые из приближенных, видя его труды и подвиги и опасаясь за его здоровье, вопрошали, зачем принимает он на себя подвиги отшельников, будучи обремененным пастырскими обязанностями, Преосвященный отвечал: «Какие мои подвиги? Я худой монах, а пастырю Церкви непременно должно быть подвижником, и подвижником не в одном чем-либо, а во всем…».
Как Преосвященный Поликарп говорил, так и поступал. Он имел полное пренебрежение ко всему тому, чем обыкновенно привязывает нас мир. У него не было особенной привязанности к кому-либо из людей, не было любимцев, хотя некоторым он и отдавал преимущество – по заслугам их. Но для всех он был отцом любвеобильнейшим – доброе сердце его не тесно вмещало всех. Не имел он пристрастия к богатству, деньгам и вещам. В келиях своих он желал только простоты, удобства и чистоты. «К чему, – говорил он, – роскошь монаху, когда она не должна существовать и у мирского человека?» Незадолго до своей кончины, предвидя скорое свое переселение в вечность, выкопал он собственными своими руками в саду могилу. В свободные от епархиальных дел минуты Преосвященный приходил сюда и здесь, при созерцании сего скудного вместилища по смерти человека, размышлял о суете жизни человеческой и бренности самого человека и поучался великой науке: как христианину подобает жить и умирать.
Не заботился Преосвященный и о пышности одежд своих, зато с большим удовольствием облекался в простую монашескую одежду.
Во внешнем образе жизни у него не было точного распределения времени; двери его келии были всегда открыты для просителей и просто посетителей, нуждающихся в нем, а таковых было весьма много; и никто не уходил от него неуслышанным.
В своем архиерейском доме он содержал на собственном иждивении одного безногого человека и двух слабоумных. Исполняя заповедь Христову о милосердии к ближним, Преосвященный с любовью, неоскудно и постоянно отверзал руку свою на благотворение.
Большое огорчение доставляло ему, когда узнавал он о корыстолюбии и чьей-нибудь скупости, особенно из лиц духовного звания.
От юности и во все продолжение своей жизни Преосвященный Поликарп придерживался строгого воздержания в пище и питии. Кроме среды и пятницы с некоторых пор он стал соблюдать пост и в понедельник. Научила его этому одна простая женщина. Вот как рассказывал об этом сам Владыка. Проездом из Уфы на ректорскую должность в Могилев случилось ему остановиться на постоялом дворе. Время было обеденное и он попросил подать себе молока, а был понедельник. Хозяйка постоялого двора удивилась просьбе и сказала ему: «По одежде я сочла тебя за монаха, а теперь вижу, что ошиблась, ибо просишь скоромного в понедельник». Слова женщины заставили Преосвященного покраснеть, и он в душе своей сознался, что монах он только по имени и платью, а на самом деле далеко не монах. И пожелалось ему узнать, почему она, мирянка, не ест скоромного по понедельникам. На это женщина ответила, что у нее такой обычай – понедельничать женщинам для детей, когда их нет, когда они умирают, а когда есть, то для того, чтобы были живы, здоровы, счастливы и особенно добры. «А у меня сколько детей! – целая епархия… Как не желать, чтобы все они были счастливы в сей жизни и через веру и добрые дела достигли блаженства в будущем веке?» – прибавил Владыка, окончив свой рассказ.
Таким образом, вся жизнь Преосвященного посвящена была Богу и тому служению, к коему он был призван промыслом Божиим.
Жизнь святителя Христова, нового по времени, древнего по духу, не могла не проявляться в чрезвычайно благодатных действиях, коими некогда преизбыточествовали древние угодники Христовы.
Преосвященный Поликарп, имея чистое духовное око, часто проникал в самые тайники сердца человеческого и видел, что там, в глубине его, скрывалось. Это испытывали над собою те, кои бывали у него. Случалось так, что он вдруг без особой на то причины начинал рассказывать пример из жизни какого-нибудь святого угодника Божия, или хвалить добродетель, или осуждать пороки, и именно те самые, какие были господствующими в душе присутствующих при нем. И слушавшие его беседы, будучи обличаемы своей совестью, сознавали, что тайны сердца их открыты прозорливому Владыке.
Сила и действенность молитв Преосвященного Поликарпа были известны еще до прибытия его на Орловскую кафедру.
Так, в Смоленске, когда Преосвященный был еще ректором семинарии, одна женщина привела к нему в келию свою больную дочь, страдавшую припадками беснования, и слезно просила, чтобы он помолился о болящей Господу Богу и испросил исцеление. О. Поликарп, как ни был смирен, не отказался удовлетворить ее просьбу. Он простер свою молитву к Богу о страждущей, и молитва веры его спасла болящую, так что она совершенно избавилась от припадков беснования и стала вполне здорова.
Известен и еще один случай исцеления девицы 9 лет, страдавшей болезнью, в народе называемой «трясучкой» или пляской св. Витта. Мать повезла ее в Орел за 40 верст к врачам, чтобы посоветоваться с ними относительно здоровья своей дочери и полечить ее.
Питая благоговение к Преосвященному Поликарпу, она по прибытии своем в Орел решила вместе с дочерью прежде побывать у Владыки и испросить у него молитв и благословения. Преосвященный, по обычаю своему сказав им несколько слов в назидание, возложил святительскую свою десницу на голову больной девицы и сказал: «Не беспокойтесь и возложите упование свое на Господа Бога; болезнь пройдет». После того мать с дочерью отправились к известному в своем деле врачу, который, внимательно осмотрев больную, сказал, что мать ошиблась, дочь ее здорова как нельзя лучше и что у нее нет ни малейших признаков той болезни, о которой она говорит. Мать старалась уверить врача, что дочь ее больна и это известно всем в округе; зачем бы она приехала из деревни за 40 верст, чтобы беспокоить его напрасно? Врач же продолжал утверждать обратное. И в самом деле, после того, как женщина со своей дочерью побывала у Преосвященного Поликарпа, болезнь прошла и больше никогда не возвращалась. Таков был святитель Орловский Поликарп!
Случилось, что, обозревая Орловскую епархию, Преосвященный остановился у одного мценского помещика. Узнав о прибытии Владыки, крестьяне во множестве собрались к нему и стали просить его, чтобы он помолился Господу Богу о ниспослании дождя на их нивы, так как от продолжительной засухи они засохли. Владыка сразу велел приготовить все необходимое для служения молебна по случаю бездождия. Молебен служил игумен, бывший с ним, а сам он стал в ряд с молящимися. И что же? Молебен еще не окончился, а на небо нашли тучи и на поля пролился обильный дождь. Присутствующие удивились такой скорой милости Божией, ниспосланной по молитве святого Владыки. Все вместе воздавали они с умилением славу Господу и благодарили своего теплого молитвенника – архипастыря Поликарпа. А Преосвященный, делая выводы из сего случая, сказал перед присутствующими поучительное слово, пастырски призывая народ к покаянию и исправлению жизни. Слово это сильно подействовало на сердца слушателей, так что многие из них проливали слезы и положили в сердцах своих жить по заповедям Божиим.
И еще был случай, когда 15-летний юноша, сын помещика, отправился в рощу верхом. Лошадь вдруг понесла и сбросила с себя седока. Падение было так сильно, что мальчика привезли домой в бессознательном состоянии и едва дышавшим. Послали за медиком, а мать мальчика, имея великую веру в молитвы Преосвященного Поликарпа, поспешила в Орел за 40 верст поведать Владыке о несчастии и просить его молитв за болящего сына. Она застала его на пути в Кафедральный собор для совершения литургии, но он выслушал ее, утешил и, давая напутственное благословение, сказал: «Отправляйтесь с Богом домой. Вы там нужны для больного, а я отправляюсь на службу Божию в собор, где и буду молиться за вашего сына, и уповаю, что по вере вашей Господь даст и сын ваш будет здоров». Дома же мать нашла сына своего все в таком же бессознательном состоянии, а два приехавших медика после консультации объявили родителям, что за жизнь мальчика они не ручаются, а если он и останется жив, то будет ненормальным, так как у него произошло сильное сотрясение мозга. Но вдруг, к удивлению всех, больной открыл глаза и рассказал присутствующим, что во сне видел он себя в Кафедральном соборе, где Преосвященный служил литургию, а потом подошел к нему, благословил и дал просфору. Рассказав свой сон, больной крепко уснул, а на другой день встал совершенно здоровым.
В приведенных случаях видим мы проявление чудодейственной силы Божией вследствие обетования Господа нашего Иисуса Христа: «…верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит…» (Ин. 14, 12). А Преосвященный Поликарп имел веру живую, любовью споспешествуемую.
И вот настало время благому делателю винограда Христова Преосвященному Поликарпу почить от трудов своих, а пастве его понести самую чувствительную утрату.
Это печальное событие сопровождалось следующими обстоятельствами. Наступила весна. Закончилось строительство приюта для девиц духовного звания. Этого события Владыка ожидал с нетерпением. И вот 24 мая 1867 г. он имел удовольствие освятить новое прекрасное здание приюта иконой Божией Матери «Споручница грешных» – списком с чудотворной иконы, находившейся в Карачевском Николаевском Одрине монастыре, и в тот же день отправился для обозрения епархии.
Обозрев уезды – Елецкий, Ливенский, Малоархангельский и часть Мценского и Орловского, он возвратился в Орел, употребив на поездку полтора месяца.
По приезде своем в Орел Преосвященный еще раз, как бы прощаясь, посетил приют, столь много им любимый. Здесь все его радовало: чистота, порядок и довольство, устроенное его заботою и попечением. Преподав архипастырское благословение начальствующим приюта, он отправился в епархию, где долго занимался делами консистории, беседовал с о. ректором о новом уставе семинарии. Здоровье его, казалось, было удовлетворительным. А наутро обнаружилось, что Владыка потерял дар речи и не владеет правой рукой. Вскоре состояние его ухудшилось – он уже не мог ходить без посторонней помощи. На другой день он дал понять, что хочет причаститься святых Христовых Таин, что и исполнил. Так поступал он до самой своей кончины. Вследствие своей болезни Преосвященный большую часть времени спал. Однако, когда наступало время богослужения, он приходил в себя и требовал знаком, чтобы его вели в церковь. Несмотря на немощь плоти своей, он не хотел оставлять подвигов благочестия и молитвы до самого своего последнего издыхания. Также ежедневно требовал он, чтобы подводили его к иконам, бывшим в большом количестве в его покоях, и с особенной любовью и благоговением целовал их.
От начала болезни до самой кончины здоровье Преосвященного Поликарпа колебалось. Врачи не теряли надежды на благоприятный исход. Однако Господь рассудил иначе: 22 августа 1867 г. в 2 часа пополуночи Преосвященный Поликарп, епископ Орловский и Севский, уснул сном праведника навеки.
Вечером того же дня тело его с подобающей честью перенесено было в Благовещенскую Крестовую церковь, где и находилось до самого погребения. 25 августа в Орел прибыл Тульский Владыка Никандр и отслужил панихиду по почившему.
Отпевали Преосвященного Поликарпа 27 августа в Кафедральном Петропавловском соборе. Народу было множество. Можно сказать, что все жители г. Орла собрались проводить любимого архипастыря. Людьми было заполнено все пространство от самого архиерейского дома до Кафедрального собора. Помня великие заслуги почившего святителя, многие видные особы приняли на себя все издержки при погребении его. Те же, которые не имели богатства вещественного, принесли на гроб почившего свои слезы. Все усердно молились о нем Господу Богу, да упокоит Он дух его, идеже все праведники упокоеваются. На литургии надгробное слово произнес архимандрит Палладий, а при отпевании говорили речи отцы протоиереи: законоучитель военной гимназии Е. Остромысленский, ректор орловских духовных училищ Шумигорский и А. Богданов. С горечью говорили они о невосполнимой утрате, которую понесли со смертью любимого архипастыря, вспомнили о трудах и скорбях, кои понес почивший в своем многотрудном служении во славу Божию, и благодарили Бога за то, что Он даровал Орловской пастве такой дивный светильник веры, молитвы и жизни христианской, каким был мудрый и опытный в жизни духовной святитель Христов Поликарп, девять лет возносивший свои горячие молитвы ко Господу в орловских храмах.
Священные останки в Бозе почившего епископа Поликарпа погребены в Успенской церкви архиерейского дома за правым клиросом. Над могилою его положена чугунная доска с изображением креста Господня и надписью: «Здесь погребено тело епископа Поликарпа, управлявшего епархиею 9 лет, скончавшегося на 73 году своей жизни, 22 августа 1867 года. Мир праху твоему, незабвенный, добрый наш архипастырь».
Много лет миновало с того далекого дня, как почил от трудов своих праведных Преосвященный Поликарп, епископ Орловский и Севский. Много сил отдал он Орловской пастве, стараясь научать ее истинной вере, вразумлять заблудших и возвращать их в лоно Православной Церкви. Духовная жизнь Орловской епархии при последователях его с годами то затухала, то оживлялась, пока, наконец, настало время, когда люди стали бояться исповедовать Христа, а вера в Бога стала считаться страшным пороком, несовместимым с жизнью в обществе.
Богоборческая власть сначала один за другим закрывала храмы, потом стала методично разрушать и осквернять их, стараясь вытравить в человеческих душах веру в Бога.
На территории Успенского мужского монастыря, где в храме Успения Пресвятой Богородицы был похоронен Преосвященный Поликарп, размещались последовательно общежитие пединститута, трудовая колония строгого режима, госпиталь, лагерь военнопленных, детская трудовая колония и даже автоинспекция со стоянкой автомашин. Каждая из этих организаций внесла свою лепту в дело разрушения комплекса монастырских зданий, в том числе и храмов, с такой любовью и заботой возводимых нашими предками.
Дольше всех простояла Успенская каменная церковь, возведенная игуменом Евфимием в 1688 г., так как она была причислена к архитектурным памятникам, охраняемым государством. Со временем она стала «Владычней усыпальницей». Под сводами ее были похоронены Владыки: Никодим († 1839), Поликарп († 1867), Ювеналий († 1883), Ириней († 1904) и Митрофан († 1914).
Однако, несмотря на «охранную грамоту», Успенскую церковь снесли в 1980 г., площадку разровняли и заасфальтировали, оставив от могил и надгробий чистое место, на котором разместилась стоянка автомашин.
Власти предполагали, что теперь-то уж никто из орловских жителей не вспомнит о когда-то здесь бывшем монастыре, тем более не узнает имен молившихся в нем за Святую Русь.
Однако человек предполагает, а Бог располагает. И пути Его неисповедимы.
В 1993 г. фундамент Успенской церкви откопали студенты Орловского педагогического института. Над могилами архиереев поставили кресты и стали приводить их в порядок. Чаще всего это делали женщины-прихожанки восстановленной Свято-Троицкой церкви, которая несколько лет была приходской для жителей близлежащих районов города. Вот какой трогательный случай рассказала одна из этих женщин – Зинаида Елецкая.
После работы пришла она на монастырское Успенское кладбище, чтобы здесь потрудиться. В глаза ей сразу бросилась могила с железным крестом. К ней-то она и подошла; убрала ее, очистила от мусора с любовью к памяти почившего архиерея, не зная еще его имени.
Только через год, в 1994 году, когда останки орловских архиереев обрели, чтобы перезахоронить их на Успенском кладбище здесь же, на территории монастыря, узнала Зинаида имя того, чью могилу она убрала, – это был епископ Поликарп.
Торжественно, со всеми почестями останки орловских архиереев были перезахоронены. Панихиду служил правящий Архиепископ Орловско-Ливенской епархии Преосвященный Паисий. Деревянные кресты для каждой могилы должны были нести женщины. Зинаида Елецкая взяла крест, какой ей дали. Но тут произошла заминка, и кресты снова поставили к стене. Когда же процессия наконец тронулась с места, крест, поставленный Зинаидой, взяла другая женщина. Зинаида очень огорчилась и заскорбела, но потом смирилась. И вдруг ей принесли другой крест. Оказалось, что это был крест для могилы епископа Поликарпа. Слезы радости о Господе и Его святом угоднике полились из глаз Зинаиды. Она почувствовала, что это Господь по молитвам Преосвященного Поликарпа даровал ей эту радость, ведь при земной своей жизни Владыка был великим молитвенником и незамедлительно являлся со словом утешения ко всем скорбящим и слово свое всегда орошал молитвою. Вот так поблагодарил Преосвященный Поликарп ту, которая столь незначительным, но с любовью трудом почтила его память, убрав и очистив могилу.
Каким святым угодником Божиим был Преосвященный Поликарп в жизни земной, такой он есть и сейчас у Престола Божия. И можно с уверенностью сказать, что этот великий молитвенник вместе с прежними насельниками Свято-Успенского монастыря молится ко Господу о нас, грешных, и наипаче о возрождающейся обители. И вот уже собралась небольшая монастырская братия, и освящен вновь построенный храм в честь Успения Божией Матери, и жива память о Преосвященном Поликарпе, к могиле которого ежедневно собирается вся монастырская братия просить его молитвенного предстательства перед Господом.
Будем молиться, чтобы наша Православная Церковь никогда не оскудевала такими наставниками и благодетелями, каким был святитель Орловский Поликарп!

Использованная литература:
1. Полидоров Петр. – Преосвященный Поликарп – епископ Орловский и Севский. – 1870.
2. Орловские епархиальные ведомости. №13 – 23. – 1867 г.
3. Архимандрит Палладий – слово при погребении. – 1867 г.
4. Протоиерей А. Богданов – речь при погребении. – 1867 г.
5. Прот. Е. Остромысленский – речь при погребении. – 1867 г.
6. Священник С. Шумигорский – речь при погребении. – 1867 г.
7. Монах Прокопий (Леонов), насельник Свято-Успенского монастыря. – История Орловского Успенского мужского монастыря. – 2001 г.
СЛОВО НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братия и Сестры!
Разрешите поздравить всех вас с великим праздником Преображения Господня. Всякий, кто со вниманием выслушал чтение святаго Евангелия сегодня за Божественной Литургией и вчера за Всенощным бдением, тот, по-видимому, имеет хорошее представление о сегодняшнем празднике. Но нелишне знать каждому христианину, что Преображение Спасителя на горе Фавор имело свой смысл.
Земная жизнь Спасителя подходила в концу. А нам известно, что конец Его был и должен быть через крестные страдания ради искупления человечества от греха, проклятия и смерти. Его ученики называли своего Учителя: «Ты – Христос, сын Бога Живаго», т. е. верили, что Он есть Бог, а когда Спаситель говорил им о предстоящих Его страданиях и крестной смерти, тогда апостол Петр возразил Спасителю. «Будь милостив к Себе», – сказал он, т. к. не мог совместить божественную силу своего Учителя с предстоящими Его страданиями. Это апостольское возражение Спасителю было за шесть дней до славного Преображения.
Историческое Преображение Господне было на горе Фавор, куда Спаситель с тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном взошли на молитву. Взял их Спаситель для того,чтобы они были свидетелями славного Преображения Господня, когда Он в нечеловеческой славе, при ослепительном свете, как Всемогущий Владыка вел беседу о крестной кончине Своей земной жизни с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Это дивное зрелище сопровождалось голосом с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный в котором мое благоволение – Его слушайте».
Всё это виденное и слышанное апостолами на горе Фавор стало для них убедительным доказательством напрасного их возражения Спасителю против необходимых крестных страданий. Слава преобразившагося Господа совершенно ясно говорила о том, что тягчайшая крестная смерть Спасителя должна совершиться по доброй воле Его ради всеобщего опасения. На этом кончалась искупительная земная миссия Спасителя с последующим светлым и радостным Воскресением.
После Преображения Господня Апостолы поняли и то, что правильно они поступили,оставив всё земное и последовав за Христом.
Вот какое значение для апостолов имело славное Преображение Господне. И нам, дорогие братия и сестры, пусть слова, слышанные с небес на горе Фавор: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный в котором мое благоволение – Его слушайте», – именно эти слова пусть преобразят наши черствые души, и пусть они служат нам путеводителем в жизни. Они ведут к свету Христову, а с Христом нам и следует устраивать свою жизнь по Его заповедям.
Постараемся же эти слова для своей пользы надолго сохранить в памяти.
Во свете Твоем пути наша, Господи, направи. Аминь.
Протоиерей Иоанн Троицкий.

ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ
1. Введение.
ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВИЕ НА ОРЛОВЩИНЕ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЕПАРХИИ.


2. Вторая часть – начало XVI – конец XVII века. Третья часть – с начала XVIII века до учреждения самостоятельной епархии;

3. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. ОРЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ 1788 – 1818.
Часть 1. Создание Орловской епархии.
Часть 2. Язычество, старообрядчество и секты, нравы.


4. Часть 3. Духовное просвещение и образование.
Часть 4. Подвижники благочестия.


5. ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ОТ 1917 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
Часть 1. История Орловской епархии 1917 – 1941 гг.


6. Часть 2. История Орловской епархии 1941 – 1988 гг.

7. Часть 3. История Орловской епархии 1988 - 2000 гг.


ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ОТ 1917 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

Часть 3. История Орловской епархии 1988 - 2000 гг.
Только 28 января 1988 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР отменил нормативные акты, ограничивавшие деятельность церковных приходов 68. Принятые в 1990 г. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организаций» и Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» положили начало возрождению Русской Церкви. Впервые после 1918 г. каждому гражданину было разрешено не только свободно выбирать религиозные убеждения, но и распространять их.
С этого времени в области усиливается движение за открытие новых православных храмов. В 1989 году было открыто 6 православных церквей, а через полтора года еще 11 69. В настоящее время (2000 год) в Орловско-Ливенской епархии количество приходов увеличилось до 90, священников стало более 100. Открылись три монастыря – Свято-Успенский мужской и Введенский женский в г. Орле, Марие-Магдалининский в Должанском районе 70.
В 1994 году Орловско-Брянская епархия была разделена на две части. В состав Орловско-Ливенской епархии вошла Орловская область, а в Брянско-Севскую – Брянская область 71.
Вновь стала разворачиваться церковно-просветительская деятельность. Особое религиозно-нравственное значение имели выходившие до последнего времени православные передачи, подготовленные редакцией телепрограммы «Накануне» под руководством В. И. Мосина и корреспондентом ОГТРК А. А. Борисовым.
В феврале 1996 года в городе Мценске началось издание духовно-просветительской газеты «Мценск Православный», позднее переименованной в «Весть Православную». В марте 1998 года возобновилось издание «Орловских епархиальных ведомостей», которое было прекращено с 1918 года, в сентябре 1998 года вышел первый номер новой газеты «Православная Орловщина», а с января 1999 года – «Вера Отцов», (Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла). В некоторых светских газетах печатаются «Православные странички» или статьи о христианских праздниках.
Воссоздается система духовного образования. С 1998 года действует Православная гимназия во имя священномученика Иоанна Кукши 72. Во всех городских храмах и районных центрах уже 11 лет действуют воскресные школы. Священниками ведется преподавание истории Церкви и религиоведения в Орловском коммерческом институте, в институте правительственной связи, в юридическом институте МВД и других учебных заведениях. Проводится обучение на катехизаторских курсах и пастырско-богословских курсах 73. Ежегодно проводятся Феофановские чтения 74. Возрождена работа Орловского церковного историко-археологического общества. 11 сентября 2000 года оно торжественно отметило свой столетний юбилей 75 .
Огромная работа проводится по реабилитации жертв политических репрессий. Новый импульс активизации этой деятельности привнес Указ Президента Российской Федерации № 378 от 14 марта 1996 года «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». Под руководством председателя областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий А. Н. Алешина ведется целенаправленная и последовательная работа по восстановлению прав репрессированных священнослужителей и верующих. Комиссией УФСБ было подготовлено и издано 4 тома Книги памяти жертв политических репрессий на Орловщине «Реквием».
Исключительно большое значение на пути возрождения Русской Церкви на территории Орловского края приобретает Договор «О совместной культурно-просветительной и образовательной деятельности администрации Орловской области и Орловского епархиального управления Московского Патриархата Русской Православной Церкви». Его подписали в марте 1998 года Глава администрации Орловской области Е. С. Строев и управляющий Орловской епархией Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий. В этом договоре предусмотрено разработать совместную программу «Духовное возрождение Орловского края», осуществить комплекс мер по возрождению и укоренению традиционной российской культуры, духовности, нравственности, укреплению семьи, утверждению подлинного патриотизма и гражданственности, восстановлению роли Православия в жизни и просвещении России и Орловской области, совместное восстановление памятников церковной архитектуры и осуществление строительства новых храмов с привлечением финансовых средств приходов епархии, администраций и спонсоров 76.
Архиерейским собором Русской Православной церкви в 2000 году к лику святых от Орловской епархии были причислены протоиерей Георгий Коссов, священник Иоанн Панков, его сыновья Николай и Петр Панковы 77. Также в сонме новомучеников прославлены имевшие непосредственное отношение к Орловщине преподобноисповедник Сергий (Серебрянский); священномученик Макарий (Гневушев) – епископ Орловский (1917 г.); священномученик Николай (Могилевский) – митрополит Алма-Атинский, епископ Орловский (1927 – 1932 гг.); священномученик Александр (Щукин) – Архиепископ Семипалатинский, епископ Орловский (1932 – 1934 гг.); преподобный Макарий (Глухарев) – архимандрит, миссионер Алтая, переводчик книг Священного Писания, последние годы жизни – настоятель Болховского Оптинского Троицкого мужского монастыря 78.
Итак, период истории Православной Церкви на Орловщине, начавшийся в 1917 году страшными гонениями на верующих со стороны государства, которые были особенно жестоки до 1941 года, во время Великой Отечественной войны перешел в несколько другую стадию. Этап 1941 – 1988 гг. – время относительно мирного сосуществования Церкви и государства. Притеснения Церкви государственными органами стали не столь сильны. Появилась возможность открыть некоторые церкви. После 1988 года и снятия всех ограничений относительно религиозной деятельности начинается новый этап – этап восстановления церквей, монастырей, духовно-образовательных учебных заведений, возобновления просветительской работы. Небывалый духовный рост и интерес к Православию – характерные черты современного этапа истории Орловской епархии.
Свящ. Сергий Гаврюшин.

68. ГАОО Ф. Р. – 3660. Оп. 1. Д. 99. Л. 41, 42.
69. Там же. Д. 107. Л. 15.
70. Орловские епархиальные ведомости. 2000. №8 (31). – С. 25.
71. Цыпин В. Прот. История Русской Церкви 1917 – 1997. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996. – С. 706, 709.
72. Орловские епархиальные ведомости. 1999. №14 (3). – С. 20.

73. Орловские епархиальные ведомости. 2000. №8 (31). – С. 25.
74. Орловские епархиальные ведомости. 2000. №5 (28). – С. 4 – 5.
75. Орловские епархиальные ведомости. 2000. №10 (33). – С. 2.
76. Орловские епархиальные ведомости. 1998. №2 . – С. 8 – 9.
77. Журнал Московской Патриархии. 2000. № 9. – С. 62.
78. Орловские епархиальные ведомости. 2000 №8 . – С. 22 – 23.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К РОДНЫМ ИСТОКАМ...

Сегодня все, кто так или иначе задумывается о духовно-нравственном состоянии современного общества, понимают, что именно здесь — основной узел всех проблем, стоящих перед человеком XXI века. И с каждым годом все больше свидетельств того, что человек близок к проигрышу в этой последней схватке за звание Человека. И не потому, что не знает, с кем и за что он борется, и не потому, что нет оружия: его оружие — Слово, а противник — он сам. Он почти забыл, что Слово — это его «родина родин», а сам он — Его образ и подобие.
Так важно сегодня понять человеку, что «прожита» значительная часть жизни, оглянуться, «вспомнить» свой нелегкий путь и осознать, куда он шел, к чему стремился, что привело его к состоянию сегодняшнего дня и что ждет его завтра. Но сознание наше сильно замутнено, и поэтому будущее в мутной пелене, и глубины прошлого непрозрачны.
Нам сегодня мало света, потому что мы сами давно перестали заботиться и хранить его источник, мы утратили понимание того, что каждый из нас несет ответственность за чистоту ключей и прозрачность вод: достаточно оглянуться на один из своих прожитых дней и вспомнить, какими словами сопровождалось пребывание в нем. Много ли хороших, ласковых, добрых слов было произнесено? Много ли хороших и благородных поступков в соответствии с этими словами было совершено?
Неразрывная связь между мыслимым, произносимым словом и делом — вот что сегодня забыто нами, вот отчего многие наши беды, вот почему так замутнены сегодня наши духовные артерии. Незачем ругать средства массовой информации, нет смысла гневаться на засилье бездуховной кинопродукции и массового развращающего душу и сердце чтива — от западных боевиков до пресловутого Гарри Поттера, — мы сами даем им доступ к своим духовным берегам и обителям, мы сами позволили зарасти бурьяном нашим заветным тропкам и стежкам к духовному роднику, живоносному источнику Добра и Любви — нашему языку.
Только полный отрыв от его исконных корней побуждает наших незадачливых «думцев» бороться за его чистоту указами, законами или спешным выпуском новых «бестолковых» словарей и справочников. Чистота нашего языка не в нем самом — он в основе своей чист и прекрасен: ведь клад его и истоки — в художественной литературе, устном народном творчестве. Не о чистоте русского языка нужно радеть, а о чистоте душ говорящих по-русски, и в первую очередь душ наших детей, ибо в них — будущее и языка и Отчизны. И путь к их душам сегодня единственный — через язык, путь, которым мы давно не ходили, потому что забыли его заветы.

"Дорогой друг!
Нас зовет с тобой дорога в страну языка. В мир, наполненный звуками, красками, чувствами и… тайнами. Тайнами, стоящими за самыми обычными и простыми словами!
Ты знаешь, что означает слово язык?
Не торопись с ответом.
Что стоит за этим коротким, но очень непростым словом? Где исток его смысла? У ученых нет точного ответа, но у поэта найдется свой, поэтический: древнерусское язъ – это «я», местоимение первого лица, зык – зычный, призывный звук. Что же такое язык: мой зов или я позван? К кому же мой зов и кем я позван? А может быть, мой зов — это мой ответ тому, кто позвал меня? Тайна!
Живоносный источник. А что же стоит за словом живоносный? Живой носитель? Или носитель жизни? Скорее всего, и то и другое. А как можно объяснить слово источник? Что это: начало, исток? Из какой точки исходит это начало жизни и кем оно несомо? Как это все понять, как узнать, как увидеть? Опять тайна!.."


Так начинается Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса «Как книга — мир передо мной», часть учебного комплекта «Родной язык — живоносный источник добра и любви». А весь учебный комплект — это Хрестоматия для 5 – 7 классов, Рабочие тетради для 6 и 7 классов и фонохрестоматия к тетрадям — представляет собой целостное учебное пособие по духовно-нравственному осмыслению родного языка, окружающего мира и себя в этом мире. Его философско-педагогической базой является русская религиозная философия и христианская педагогика (В. Соловьев, Б. Вышеславцев, И. Ильин, К. Ушинский, В. Зеньковский и др.), а художественную основу составляют поэтические и прозаические тексты русских писателей, поэтов (А. Пушкин, Н. Гоголь, А. К. Толстой, И. Тургенев, Ф. Тютчев, А. Плещеев, Л. Андреев, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, Н. Заболоцкий, М. Пришвин и др.), репродукции картин художников (И. Левитан, М. Нестеров, В. Васнецов, А. Куинджи, А. Рылов и др.), музыкальные фрагменты отечественных и зарубежных музыкантов XIX – XX вв. (П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И. Бах, Ф. Лист, И. Брамс, И. Глюк и др.), лучшие песни советской эстрады 60 – 80-х годов XX столетия.
Пособие дает учителю в образах слова, живописи и музыки прекрасную возможность вспомнить свою «духовную родину», осознать себя ее сыном, блудным, но возвратившимся к ее истокам, и помочь своим ученикам в совместном движении открыть их, открыться самим их живоносному току, полюбить навсегда и обрести в них свою жизненную опору. Сегодня в учреждениях образования идет подготовка к тому, чтобы с 1 сентября в ряде школ города Орла и области началась экспериментальная отработка учебного дополнительного курса по русскому языку под названием «Родной язык — живоносный источник добра и любви».
Д. Арсентьев, зав. кафедрой развития образования Орловского ИУУ.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ
Воспитывать - значит определять судьбу нации

Вот уже пятый год при активной поддержке Правительства РФ и Московской патриархии проводятся Всероссийские духовно-просветительские форумы «Глинские чтения», которые направлены на объединение усилий семьи, школы, общества, Церкви и государства в решении задач духовно-нравственного возрождения России. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, «форум «Глинские чтения» – знаменательное событие современности, проявление той мудрой многовековой традиции нашего Отечества, когда Церковь и государство ревностно заботятся о духовном просвещении народа и совместно, ступень за ступенью, ведут его к нравственному совершенствованию».
«Глинские чтения» традиционно проходят в Московской Духовной академии, в одном из старейших учебных заведений России, в стенах твердыни русского национального духа – Троице-Сергиевой лавре. Сегодня это самый представительный Всероссийский педагогический форум по вопросам духовно-нравственного воспитания, который стал важным фактором в процессе объединения усилий учительства, духовенства, воинства, представителей науки и культуры, общества в целом в деле воспитания патриотов, духовно и нравственно готовых принять на свои плечи ответственность за судьбу своей Родины.
В нынешних «Глинских чтениях» приняли участие около тысячи человек из всех регионов России, а также представители восьми стран ближнего и дальнего зарубежья. Их девиз: «Глинские чтения: долг служения Отечеству».
Hа форуме присутствовали представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов власти, Правительства России, Государственной Думы и Федерального Собрания. Чтения широко освещались в средствах массовой информации.
Орловцы-участники чтений (слева направо): Анатолий МИЩЕНКО, Анатолий ПЕРЕЛЫГИН, о. Алексий ЗАНОЧКИН.
Были заслушаны обращения к участникам форума «Глинские чтения» от имени Государственной Думы РФ, Правительства Российской Федерации, Министерства образования РФ, Министерства обороны, Министерства юстиции, Российской Академии наук, Союза писателей России и других государственных и общественных структур и организаций.
Большое участие в подготовке и проведении «Глинских чтений» приняли представители Русской Православной Церкви. В обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам форума отмечено, что «задача духовного, нравственного просвещения – одна из важнейших задач Церкви и uосударства».
На форуме присутствовали иерархи, настоятели монастырей, преподаватели духовных академий и семинарий, богословских институтов, настоятели храмов, преподаватели воскресных школ, отделов религиозного образования и катехизации. Орловская делегация состояла из шести человек.
Кроме пленарных состоялось восемь секционных заседаний, на которых присутствовали и орловские педагоги. На них обсуждались следующие вопросы: теоретические основы и практический опыт использования отеческого духовного наследия в целях воспитания и образования детей и молодежи, духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования, труды отца Иоанна (Маслова), нравственные идеалы и духовная безопасность России, русская словесность и Православие, преподавание основ православной культуры, духовно-нравственная и профессиональная подготовка учителя, роль детских и молодежных организаций в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, патриотическое и духовно-нравственное воспитание защитников Отечества, социальное служение Церкви: духовно-нравственное воспитание в местах лишения свободы, духовное окормление в лечебно-оздоровительных учреждениях, интернатах, домах престарелых и детских домах. Орловская делегация сделала единодушный вывод, что на «Глинских чтениях» состоялся концептуальный обмен мнениями по воспитательной работе в различных сферах жизни государства: образовании, науке, юстиции, правопорядке, экономике, культуре, медицине, дошкольном дополнительном и профессиональном образовании.
Анатолий Мищенко, участник «Глинских чтений».

ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРЛА ПОСВЯЩАЕТСЯ...

В ДНИ ВСЕНАРОДНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА ПО СБОРУ ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА ДЕЛО СКОРЕЙШЕГО ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ОБРАЩАЕТСЯ К ВЕРУЮЩИМ С ПРИЗЫВОМ К ЖЕРТВАМ НА ОБЩЕЦЕРКОВНУЮ ТАНКОВУЮ КОЛОННУ ИМЕНИ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО (ДЕКАБРЬ 1942 ГОДА).

К АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ПРИХОДСКИМ ОБЩИНАМ НАШЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ.

Благословив Димитрия Донского на Куликовскую битву с мамаевыми полчищами, Преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих сподвижников из числа братьев Троицкой лавры. Два воина немного могли прибавить силы русскому оружию. Но они были посланцы от Преподобного Сергия и его Лавры.
Видя их в своей среде, русское воинство воочию убеждалось, что за святое дело спасения родины оно благословляется Православной Церковью, что молитвы Сергия сопровождают на поле битвы. Это было утешением и ободрением верующему воинству на предстоящий ему великий подвиг. В настоящее время много говорят о предстоящей решающей битве с немецкими захватчиками, которая сметет фашистские полчища с лица нашей земли и откроет путь к свободе всех теперь порабощенных народов Европы и к прекрасному для них будущему.
Вероятно, и в этой предстоящей битве решающее значение, как и до сих пор, будет принадлежать нашей доблестной Красной Армии.
Сознавая это, наш народ открыл соревнование в пожертвованиях на оружие идущему в бой своему воинству. Колхозы и частные лица посылают свои сбережения на постройку танков и самолетов.
Есть среди жертвующих имена и православных священников. Например, священник Шубинского прихода Кунгурского района Александр Троицкий внес 100 тысяч рублей.
Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского.
Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения родины.
Свои пожертвования на указанный предмет преосвященные архипастыри, церковные причты и общины, а равно и частные лица из состава причтов и приходов вносят в местное отделение Госбанка для перевода их в Москву, в фонд на сооружение колонны имени Димитрия Донского, главной конторе Госбанка, одновременно извещая меня в Московскую Патриархию о вносимых пожертвованиях. Об учреждении означенного фонда Патриархия возбуждает ходатайство перед надлежащими властями.
В свое время накопившиеся в фонде пожертвования будут мною от лица Православной Русской Церкви переданы в распоряжение Председателя Совета Обороны Иосифа Виссарионовича Сталина вместе с отчетом о пожертвователях и об их пожертвованиях.
Итак, да благословит Господь наше начинание во славу Его святого имени и на пользу нашей великой Родины!

ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ.
30 декабря 1942 года.

Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: иеромонах Алексий (Заночкин). Ответственный секретарь: Екатерина Макеева.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов