Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - иером. Алексий (Заночкин).

вернуться на главную страницу
№ 4 (53), апрель 2003
архив номеров 2003 обложка номера
Главные материалы номера:

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Архиепископа Орловского и Ливенского Паисия;

ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ - продолжение;

НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК - размышления старца Михаила;

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ - мысли священника о А. С. Суворове;

6 МАЯ - ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ (РАДОНИЦА) - слово протоиерея Иоанна Троицкого;

НА ИСХОДЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Слово священника Алексия Заночкина;
В ТАМБОВЕ ПРОШЕЛ I СЪЕЗД ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ - отчет священника Максима Смолякова, председателя епархиального молодежного отдела;

НЕ ДАТЬ ЗАЧЕРСТВЕТЬ ДУШЕ - такова цель работы Православного молодежного братства. Статья его председателя М. Серебрянского;

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА - апрель 2003 г.;

I ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА "ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ" - Е. К. Савкова об участии в выставке Орловско-Ливенской епархии;

В ГОД 60-ЛЕТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРЛА: - Послание Митрополита Сершия в дни немецкого наступления на Москву, 14 октября 1941 г.;

О РОССИИ, РОДИНЕ МОЕЙ. Стихотворение р. Б. Фотинии;



ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ОРЛОВСКОГО И ЛИВЕНСКОГО ПАИСИЯ
клиру, монашествующим и мирянам Орловско-Ливенской епархии

Да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.
Тропарь 1-й песни пасхального канона

Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий Святая Православная Церковь в неизреченной духовной радости прославляет ныне праздников Праздник – Светлое Христово Воскресение.
Этот воскресный, вечно спасительный для всех христиан светозарный день славы Христовой является источником нашего бессмертия и приобщения к Царству Христову в обителях Отца Небесного.
Жизнь и дела, которые совершил на земле Господь наш Иисус Христос, дивны, спасительны и поучительны, ибо истреблена в мире возникшая по человеческому своемудрию смерть и восторжествовала по любви Божественной вечная жизнь. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: Первенец Христос, потом Христовы, – в пришествие Его» (1 Кор. 15, 22 – 23). Уничтоженное грехом тело наше Господь Иисус Христос преобразит так, что оно будет сообразно прославленному Его телу (Флп. 3, 21).
«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?.. Воскрес Христос, и жизнь жительствует… Ибо Христос, воскреснув из мертвых, положил начало воскресению всех умерших…» (Из Огласительного слова святого Иоанна Златоуста на Святую Пасху). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечного, начало» (7-я песнь пасхального канона).
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, иноки и инокини и все верные чада вверенной мне Орловской и Ливенской епархии!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Поздравляю всех вас с величайшей пасхальной радостью, с Праздником торжества жизни над смертью – Воскресением Христовым!
Апостолы Христовы, будучи очевидцами (Лк. 1, 2) Воскресшего Господа, записали в Евангелиях и Посланиях о явлениях Воскресшего Господа и всюду восторженно, с великой силой свидетельствовали о Христе Распятом и Воскресшем. Апостольское благовестие через века дошло и до нас, до наших верующих сердец. Дабы мы, по увещанию великого апостола Павла, всегда поминали Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых (2 Тим. 2, 8).
Достойно будем, возлюбленные, носить имя христианина, ибо каждого из нас призывает Воскресший Христос в Царство Небесное: «Радуйтесь – по Его обетованию – тому, что имена ваши написаны на Небесах» (Лк. 10, 20).
Будем же, как православные христиане, непоколебимо исполнять заветы Христовы, проводя течение жизни в Евхаристическом общении (Причащении) с Самим Господом Иисусом Христом, в молитвах и трудах во имя Господне, в духе братства, любви и мира, на благо нашей дорогой Отчизны, для укрепления мира и справедливости в отношениях между всеми народами.
В праздничном восторге едиными усты и чистым сердцем воспрославим Победителя смерти и ада, Воскресшего из мертвых Спасителя нашего и Господа, Христа Жизнодавца: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». «И нам дарова живот вечный. Поклоняемся Его тридневному Воскресению».
Да сподобит Воскресший Господь всех нас вечной и величайшей радости: жить с ним в невечернем дни Его Царствия.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. (Флп. 4, 23).
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!


П А И С И Й, АРХИЕПИСКОП ОРЛОВСКИЙ И ЛИВЕНСКИЙ.
Пасха Христова, 2003 год. Город Орел.


ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ
1. Введение.
ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВИЕ НА ОРЛОВЩИНЕ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЕПАРХИИ.


2. Вторая часть – начало XVI – конец XVII века. Третья часть – с начала XVIII века до учреждения самостоятельной епархии;

3. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. ОРЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ 1788 – 1818.
Часть 1. Создание Орловской епархии.
Часть 2. Язычество, старообрядчество и секты, нравы.


4. Часть 3. Духовное просвещение и образование.
Часть 4. Подвижники благочестия.


5. ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ОТ 1917 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
Часть 1. История Орловской епархии 1917 – 1941 гг.


6. Часть 2. История Орловской епархии 1941 – 1988 гг.

7. Часть 3. История Орловской епархии 1988 - 2000 гг.




ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. ОРЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ 1788 – 1818

Часть 1. Создание Орловской епархии
В 1778 году была учреждена Орловская губерния. По размеру территории она значительно превосходила сегодняшнюю Орловскую область и включала в себя части Брянской и Липецкой областей. Теперь встал вопрос о создании самостоятельной епархии. Ее, конечно, необходимо было учредить раньше, не в конце XVIII века, а еще в начале XVI – сразу же после присоединения края к Московскому государству. Возникновение местного епархиального управления означало совершенно новый качественный этап в области духовного просвещения и христианизации. То, что до двадцатых годов XVIII века в Орле не было духовных учебных заведений, особенно хорошо характеризует остроту стоящей проблемы. Только в первой половине XVIII века начала действовать Орловская духовная школа, предназначенная для подготовки детей духовенства в главную Коломенскую школу. Основная масса священства оставалась неграмотной и плохо сведущей в вопросах веры1. С появлением епархии и новых учебных заведений ситуация значительно меняется в лучшую сторону.
Попытки упорядочить это ненормальное положение Орловщины предпринимались и ранее. В1764 году наряду с секуляризацией церковных земель Екатерина II провела и реформирование епархиального территориального деления. По указу Святейшего Синода возникло Севское викариатство Московской епархии. За период с 1764 по 1788 г. викариями здесь были пять владык: Тихон (Якубовский) 1764 – 1767, Кирилл (Флоринский) 1768 – 1778, Амвросий (Подобедов) 1778 – 1782, Дамаскин (Семенов-Руднев) 1782 – 1783,Феоктист (Мочульский) 1784 – 17872.
Лишь двадцать четыре года спустя, 6 мая 1788 года последовал «именной указ» Екатерины II о том, чтобы произвести разделение епархий Русской Церкви в соответствии с новым территориальным делением губерний Российской Империи. На этом основании Святейший Синод указом от 17 мая того же года открыл самостоятельную Севскую епархию, считавшуюся до того Московским викариатством, и передал в ее состав все монастыри и церкви, которые были в пределах Орловского наместничества. Таким образом, Орловская епархия составилась в основном из Севской епархии.
Первоначально в пределах новообразованной Орловской епархии насчитывалось 824 церкви: 560 церквей были отчислены из Севской епархии,196 – из Воронежской и 68 – из Крутицкой.
Орловским архипастырям был предоставлен титул «Орловских и Севских»: Орловских – по главному городу губернии, а Севских – по уважению к бывшей здесь кафедре Севских архиереев. Местопребывание Орловским архипастырям до особого распоряжения определено было в г. Севске (Указ Святейшего Синода от 17 мая 1788 года). То есть в Севском Спасском монастыре, где находились все необходимые помещения для архиерейского дома и где, кроме того, существовали семинария и консистория, которые переносить в Орел на первых порах было трудно и по недостатку средств невозможно 3.
В 1803 г. вновь был поднят вопрос о перенесении архиерейской кафедры из Севска в губернский город Орел. По указу Святейшего Синода от 17 декабря преосвященному Досифею предписывалось подготовить при помощи губернатора перенесение епархиального управления 4. Но епископ Досифей предпочитал оставаться в Севском архиерейском доме, где кроме различных жизненных удобств был еще и конный завод. Решение Святейшего Синода от 29 августа 1807 г. оказалось в пользу епископа Досифея – пребывание Архиерея с консисторией и семинарией было оставлено по-прежнему в уездном городе Севске 5.
Лишь 10 лет спустя вопрос о перемещении Орловской кафедры снова потребовал своего разрешения. На этот раз, правда, ходатайствовало орловское епархиальное начальство. Это произошло при кратковременном служении преемника преосвященного Досифея – епископе Ионе. Неизвестно, сумел бы преосвященный Иона добиться перевода архиерейской кафедры из города Севска, если бы не посещение города Орла императором Александром I, обратившим внимание на ненормальное местонахождение Орловской епископской кафедры. Это произошло в сентябре 1817 г., то есть в первый год вступления епископа Ионы на Орловскую кафедру. «После представления епископ Иона был уведен государем во внутренние покои временного дворца, где после более обстоятельной беседы о том же предмете получил от государя соизволение на ходатайство о перемещении кафедры в Орел» 6.
Энергичная деятельность епископа Ионы увенчалась успехом. В феврале 1820 г. он уже рапортовал Святейшему Синоду о своем выезде с консисторией из Севска. Орловская Архиерейская кафедра была размещена в Успенском мужском монастыре, который при этом упразднялся и штат коего переводился во Мценскую Петропавловскую обитель 7. Так, хотя и ценою упразднения еще одного монастыря, Архиерейская кафедра наконец-то появилась в городе Орле.
В 1797 году, 15 апреля, когда в Москве совершалось коронование императора Павла Петровича, в городе Орле происходило заложение собора во имя Павла исповедника, патриарха Цареградского, память которого празднуется церковью 6 ноября. Заложение совершал преосвященный Аполлос в присутствии всех чинов и орловского дворянства, на средства которого и была предпринята эта постройка. К 1841 году Павловский собор был наконец окончен и 6 декабря освящен преосвященным Евлампием. Впоследствии он был переименован в Петропавловский. Но не прошло и 10 лет, как в нем показались трещины, почему он при преосвященном Смарагде был запечатан. По исправлении его здесь совершается соборное богослужение летом, а в Борисоглебском – зимою 8.

Часть 2. Язычество, старообрядчество и секты, нравы
Несмотря на все успехи христианизации, на Орловщине по-прежнему оставалось живо язычество. Оно уже значительно перемешалось с христианством, но было все равно очень сильно. Практически все православные праздники сопровождались древними обрядами.
Вот, например, как зачастую отмечалось крестьянами Крещение Господне на орловской земле. После обедни один из членов семьи берет с божницы икону с зажженной перед ней свечей, другой – кадильницу, третий – топор, четвертый, обычно сам хозяин, надевает вывороченную наизнанку шубу и берет миску с богоявленской водой и соломенное кропило. После этих приготовлений всей семьей отправляются на скотный двор, причем в следующем порядке: впереди, согнувшись, сын или брат домохозяина несет топор острием книзу, так что он касается земли; за ним кто-нибудь из женщин несет икону (обычно Воскресения Христова), далее идут с кадильницей и хозяин с чашей воды. Шествие совершается торжественно. Процессия останавливается посреди двора, где разложен особый корм для скота: печеный, разломанный на куски хлеб, ржаные лепешки, сохраненные для этой цели с Рождества Христова и Нового года, хлеб в зерне и немолоченые снопы ржи, овса и других хлебных растений, оставленных к этому дню с осени. Когда процессия остановится, хозяйка выпускает из хлевов до тех пор запертую скотину, которая с недоумевающим видом ходит по двору и, наконец, накидывается на лакомую пищу. В это время вся семья трижды обходит всю скотину, а хозяин кропит святой водой каждую голову крупного и мелкого скота отдельно, после чего топор крестообразно перекидывается через животных. Многие совершающие этот обряд считали его целью или умилостивление домового, или угождение Богу для страховки от падежа. На самом деле здесь налицо и церковные традиции – вынос иконы, окропление святой водой, и языческие – надевание шубы наизнанку, перекидывание топора 9.
Широко было распространено почитание домовых, вера в леших, водяных, кикимор. В народе ходили различные рассказы об их помощи хозяевам в сельскохозяйственных работах, торговле, о наказании хозяев за их тайные грехи (придушивание ночью, шлепки, щипки и т.п.). Прочность таких убеждений показывает следующий случай, происшедший на Орловщине. Однажды «после пожара целой деревни домовые так затосковали, что целые ночи были слышны их плач и стоны. Чтобы как-нибудь утешить их, крестьяне вынуждены были сколотить на скорую руку временные шалашики, разбросать подле них ломти посоленного хлеба и затем пригласить домовых на временное жительство» 10.
Культ леших в нашем крае заметно ослаб в связи со значительным истреблением лесов – жилищ этих духов 11.
Особую неприязнь вызывали у людей колдуны. Страх перед ними часто вызывал напрасные подозрения в отношении своих родственников и соседей. Порой из-за этого случались ссоры и даже драки между односельчанами 12.
Как и в старые времена, населением почитались Царь-Огонь, Вода-Царица, Мать – Сыра Земля. Культ огня сохранился в своеобразном поминании родителей, называемом «греть родителей», когда в первый же день Рождества среди дворов сваливается воз соломы и поджигается с верой в то, что умершие в это время встают из гробов и приходят погреться. В орловских деревнях был засвидетельствован обычай вызывания дождя бабами, когда те ходили по улице, обливая каждого встречного. Отношение к матери – сырой земле в наибольшей степени сохранилось священным. Так, при ударе первого грома все женщины крестятся, кланяются и целуют землю. Вкушением земли сопровождаются договоры, клятвы и т. д. При помощи опахивания совершают обряд, называемый «гонять смерть», во время которого дегтем мажутся кресты на воротах и на бугре за деревней выпахивается крест. Чтобы добиться высокого урожая, перед засеванием читается молитва: «Батюшка Илья благослови семена в землю бросать. Ты напой мать – сыру землю студеной росой, чтобы принесла она зерно…». Или другая: «Кузьма – Демьян – матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать» 13.
Когда кто-либо умирал, в могилу покойнику кидали медные деньги. Это, несомненно, пережиток языческой тризны 14.
В период XVIII – XIX вв. нравы жителей Орловского края определялись как христианскими традициями, так и языческими обычаями. Чаще всего происходило смешение первых и вторых. К установившимся православным можно отнести крестные ходы. В Орле ежегодно проводились три крестных хода (помимо уставных и чрезвычайных). Весной, 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы совершался ход из соборной церкви в Успенскую церковь мужского монастыря, а с 1820 года – Архиерейского дома (время установления хода неизвестно). Летом, 20 июля, в Ильин день, в честь победы в Отечественной войне 1812 года проходил крестный ход из всех городских церквей в Ильинскую (Николо-Песковскую) церковь (установлен в 1815 г.). 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, проводился ход из Успенской (Михаило-Архангельской) церкви в Покровскую в память от избавления города от холеры в 1831 году (установлен в 1833 г.) 15.

Свящ. Сергий ГАВРЮШИН.

1 Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. Орел, ОГТРК, 1993. – С. 118 – 119.
2 Смолич И. К. История Русской Церкви 1700 – 1917. Часть первая. – М., Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 661 – 717.
3 Пясецкий Г. М. Исторические очерки города Орла. – Орел, 1874. – С. 202.
4 Пясецкий Г. М. Перемещение Орловской Архиерейской кафедры. // Труды Орловской Ученой Комиссии. – Выпуск 3. Орел, 1889. – С. 4.
5 Пясецкий Г. М. История Орловской епархии. – Орел, 1889. – С. 800.
6 ЦГИА. Ф. 362. Оп. 2. Д. 7773. Об устройстве в Орле Архиерейского дома и семинарии. 1818 – 1823. Л. 7.
7 Пясецкий Г. М. Перемещение Орловской Архиерейской кафедры // Труды Орловской Ученой Комиссии. – Выпуск 3. Орел, 1889. – С. 4.
8 Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. – Орел, ОГТРК, 1993. – С. 181.
9 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 2. – М., Русский Духовный Центр, 1993. – С. 337 – 338.
10 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 1. – М., Русский Духовный Центр, 1993. – С. 37, 42.
11 Там же. Т. 1. – М., Русский Духовный Центр, 1993. – С. 72.
12 Там же. Т. 1. – М., Русский Духовный Центр, 1993. – С.138 – 139, 142.
13 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 1. – М., Русский Духовный Центр, 1993. – С. 218, 245, 257 – 259, 263, 264, 269.
14 Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. Орел, ОГТРК, 1993. – С. 19, 20, 142.
15 Егоров Б. А., Еремин В. П. Весь город Орел. – Орел, Орелиздат, 1993. – 140 с.
НЕИССЯКАЯМЫЙ ИСТОЧНИК

В один из дней июня 2002 года стоял я возле разрушенной безбожниками Кресто-Воздвиженской церкви Свято-Духова монастыря. Подошли, поздоровавшись, шедшие с полуденной дойки две пожилые крестьянки.
– Спасибо, что пришли проведать, – заговорила одна из них. – Мы тоже всегда здесь останавливаемся. За что вот дает Бог людям? – она сокрушенно кивнула на руины. – Прельстились обещаниями: «Кто был ничем, тот станет всем» – и кинулись разорять Россию. Царя, помазанника Божия, убили, храмы порушили... за души принялись... И к чему пришли? Нам бы сейчас не жить? Как ни трудно было после войны – отстроились; теперь и поесть что есть, и одеться во что, а жизни нормальной нет... О дружбе, о любви вспоминают, лишь когда стаканами чокаются; пьянка кругом, сквернословие... В семьях-то ладу нет.
- А какое бесстыдство по телевизору показывают! – поддержала подружку другая женщина. – Детей жалко: чему научаются?
– И по радио послышишь, – продолжила свой рассказ первая, – что вокруг деется: убийства, грабежи, разбои...
Одним словом, одичали люди без веры. Страшно жить стало. И не видно бедным людям никакой защиты от этой напасти. И было трудно не согласиться с ними.
Распрощавшись с женщинами, я медленно пошел своей дорогой, по обе стороны которой потянулись небрежно засеянные, заросшие сорняками хлебные поля. И я с горечью заметил, как без молитв и ласки земледельца постарела сама земля...
А из головы не выходили тревожные слова крестьянки о наступившей беззащитности человека. И как-то само собой из груди вырвалось, как стон: «Господи, доколе нам так?..» Й услышал Господь – ниспослал вразумление: «Не творите ничего на радость бесам, покайтесь и придите к Господу Богу вашему».
Ободренный внушением Божиим, я по нищете ума своего поспешил усугубить мою молитву: «Но... Господи, мы, люди Твои, так низко пали в грехах своих, что не сможем встать без помощи Твоей, помоги нам, грешным». Сказал и очень смутился от слов моих, посчитав их лишними; и вдруг всем существом своим ощутил весьма поразившее меня какое-то гнетущее безмолвие; увидел, как еще более обозначилась пустынность окружавшего меня пространства, а неведомо откуда взявшийся ветер погнал поперек дороги подпрыгивающие клочья пожухлой травы. Это продолжалось две или три минуты, показавшиеся мне вечностью. Мной овладел страх: не оскорбил ли я Бога?..
Замедлив шаги, перекрестился: «Господи, прости мне, грешному рабу Твоему, торопливость и многословие», – и тут же заметно посветлело вокруг, а напористый низовой ветер сменился ласковым дуновением с небес, и я опять услышал Господа: «Должно вам самим встать, ибо Я сотворил человека свободным и дал всему роду человеческому заповеди – помощь Мою на все дни до скончания века».
Изумленный милостью Божией, я долго стоял на том благодатном месте, радуясь промыслу Божиему и Его заповедям – неиссякаемому источнику устроения земной жизни людей и приготовления их к Жизни Вечной... И ныне, во дни греховного противоборства и разгула насилия в мире, я постоянно обращаюсь к словам Господа нашего Иисуса Христа, сказанным Им в прощальной беседе с учениками накануне Его крестных страданий: «Сие заповедую вам, да любите друг друга». И каждый раз эта Новая заповедь Господня, словно раннее ясное солнышко, обещающее погожий день, озаряет мою душу верой в победу любви над укоренившимся злом.
Помню, я в течение многих дней почти непрестанно повторял эту заповедь и мысленно, и вслух, благоговейно вслушиваясь в звучание слов Божиих, стараясь проникнуться чувствованием Христа. И, к несказанной моей радости, мне было дано услышать сердцем, как унизивший Себя и пострадавший за нас Спаситель мира МОЛИТВЕННО призывает нас любить друг друга, чтобы далее нам жить в непрестанной любви и достатке, без смуты и войн.
Радуясь Божиему научению, я тщетно пытался умом своим понять, как надлежит нам соблюсти эту заповедь. И, не найдя в себе ответа, я после необходимого приготовления со страхом и верой обратился к Богу: «Господи, как нам прийти к этому?» И вновь услышал Премилостивый Господь и наставил: «Возлюбите Господа Бога и будьте в Нем едино на добрые дела, молитесь, помогайте друг другу во всем; несите в дом ближнего мир и радость. Учитесь прощать брату своему и радоваться его благополучию; впавших же в искушение исправляйте в духе кротости и терпения, и будет вам на земле благо и долголетие».
Это было на всё той же, открытой мне Господом пять лет назад древнейшей дороге паломников, над которой постоянно в чуткой небесной тишине, и скорбя, и радуясь, пролетают Ангелы Божии.

Старец Михаил.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
«Бог нас водит – он наш генерал» (А. В. Суворов, «Наука побеждать»)
Немногим более 200 лет прошло со дня христианской кончины великого русского полководца и доброго православного христианина Александра Васильевича Суворова.
Всем известно это имя еще со школьной скамьи. Много о нем написано, многое он сам оставил в память о себе, а главное – остался пример его замечательной жизни. Он прожил 70 лет (1730 – 1800) и стал известен еще при жизни как непобедимый полководец, знаток военного дела, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с 15-ти лет в звании рядового Семеновского полка. За 41 год активной деятельности Суворов в звании офицера с 1759 года до генералиссимуса в 1799 году командовал русским воинством от сотни и до армии, провел 60 больших и малых сражений в войнах XVIII века с многочисленными врагами Отечества и во всех баталиях выходил победителем. В зените его воинской славы ему не было равных.
Он не хотел и слышать слов «отход», «отступление», а учил русских солдат науке только побеждать. Он любил солдат, и они любили его и верили его полководческому таланту, в каких бы тяжких обстоятельствах ни находились.
Был Суворов осыпан и многочисленными монаршими милостями: 16 орденов высших степеней (российских и иностранных) украшали доблестную грудь генералиссимуса Российской армии, князя Италийского, графа Рымникского, в которой билось не знающее страха чистое, верующее и любящее сердце. Его широко известные словесные поучения солдатам, известные под названием «Наука побеждать», имеют значение и по сей день. Откройте эту небольшую, в 13 тетрадных страниц, книжицу, и вы найдете для себя обилие полезных знаний.
Воинская слава Суворова, гремевшая далеко за пределами Российской империи, как непобедимого «препрославившегося в свете всегдашними победами», любовь к нему подчиненных – все это было результатом его бескорыстной любви к Отечеству, досконального знания своего дела глубокой личной религиозности, церковности (откуда он черпал силы и вдохновение) и простоты, аскетичности повседневной жизни, каким и должен быть защитник Отечества, в глубоком убеждении самого Александра Васильевича. Суворов всегда строго православен, если повнимательнее взглянуть на него. Молитва ежедневная, пощение, храм, пение и чтение на клиросе, прислуживание за Богослужением в качестве дьячка, звон в колокола, постройка храма недалеко от Санкт-Петербурга в 1764 году, благотворительность малоимущим, бедным – все это красноречиво свидетельствует о его искренней и глубокой вере. Одно время он, знаменитый фельдмаршал, собирался стать монахом…
Нельзя обойти молчанием и еще одну необычную черту характера, без упоминания которой его образ будет неполным. Все очевидцы и биографы Александра Васильевича отмечают живость, подвижность его характера, оптимизм всегда, остроумие – меткое словцо и… чудачество – как особенную, своеобразную черту его поведения. За эти «выходки» к нему относились по-разному: смеялись, не понимали, питали неприязнь.
«Молись Богу – от Него победа», «Слава Богу – подателю всякой славы», «Ученье – свет, а неученье – тьма» — вот такими краткими фразами изобилует речь великого русского полководца. А вот еще пример нелицемерного поведения его.
На одном из военных парадов, устроенном Государем Императором Павлом I, восхищавшемся марширующими как заводные, и одетыми на немецкий манер суворовскими чудо-богатырями, Александр Васильевич сказал: «Русские прусских всегда бивали, чему же тут учиться?» Разгневанный император ткнул в старую русскую форму фельдмаршала и закричал: «Заменить! Немедля! Повелеваю!» Тут-то Суворов и произнес фразу, ставшую знаменитой: «Пудра – не порох, букли – не пушка, коса – не тесак, а я не немец, Ваше Величество, а природный русак», – и уехал с парада. За это Суворов был на некоторое время отправлен в ссылку.
И еще пример из воинской службы мудрого Суворова, умевшего попасть, как говорится, не в бровь, а в глаз.
Секунд-майор граф Калачинский по причине несдержанности на язык нажил себе в армии немало врагов. Как-то пожаловался об этом Суворову. «Помилуй Бог! – проговорил тот, – ай-ай, как нехорошо! Враги, говоришь? Ай-ай. Ну, мы до них доберемся». Через несколько дней Суворов вызывает к себе секунд-майора. «Узнал, – говорит Александр Васильевич, – я имя того главнейшего злодея, который Вам много вредит». Граф начал перечислять обиженных им сослуживцев. «Нет, нет», – отвечает Суворов. Стоит Калачинский и думает: кто же это мог быть?Суворов загадочным взглядом посмотрел на незадачливого «потерпевшего» и поманил к себе пальцем. Подошел секунд-майор, наклонился к начальнику. А тот таинственно, шепотом: «Высунь язык». Калачинский высунул. «Вот твой главнейший враг», – произнес Суворов. Как бы ни относились к таким поступкам и самому Суворову, сам он ко всем без различия – к врагам и недоброжелателям – относился по-христиански.
Вершиной раскрытия полководческого таланта фельдмаршала и последней военной кампанией уже на исходе жития была итальянская кампания и переход через Альпы – Альпийский поход 1799 года, победоносно завершившийся, как всегда. Но стоил этот успех неимоверных усилий и преодоления в течение месяца непроходимых гор, где на пути русских встречали холод, голод, пули французов и смерть.
За этот подвиг седому фельдмаршалу было высочайше присвоено звание генералиссимуса и дарованы почести, подобные императорским. Такого еще не бывало!
Плодом его христианского жития явился покаянный канон Господу Иисусу Христу – молитвословие с припевом «помилуй мя, Боже, помилуй мя!». Здесь ярко просияло христианское настроение пребывающего в славе земной 70-летнего военачальника. Канон написан в феврале – марте 1800 года в Санкт-Петербурге Великим постом, который он, как всегда, строго соблюдал, несмотря на угасающую от смертельной болезни жизнь. Как бы предчувствуя переход в мир иной, он слабеющей рукой завершил свой труд словами: «Твой есмь аз, спаси мя. Аминь». Эти слова взяты из 118-го псалма, который поется при отпевании усопших христиан.
И кончина его была воистину христианской и мирной – как венец христианского жития и переход в вечность. Его последними словами были: «Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души – у Престола Всевышнего»…
Он был погребен в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре, в нижней Благовещенской церкви, на том месте, где некогда небесный покровитель почившего святой Александр Невский одержал блестящую победу над шведами.
Согласно завещанию знаменитого усопшего, заслужившего при жизни за воинские подвиги пышный титул, на могильной мраморной плите высечены лишь три слова: «Здесь лежит Суворов».
Память о нем живет и поныне. Вечная тебе память, брате наш и верный рабе Божий Александре, и Царство тебе Небесное! Аминь.

Прот. Александр СЕКРЕТАРЕВ.
6 МАЯ - ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ (РАДОНИЦА)

В этот день согласно древнему православному обычаю мы возвещаем радостное «Христос Воскресе!» нашим усопшим, разделяем с ними радость о воскресшем Господе и Спасителе нашем.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Святая Церковь, как любвеобильная мать, не прекращает свои заботы и попечения о тех Ее членах, которые предали Богу душу и переселились в вечные обители, Она установила особые поминальные дни, которые в равной степени дороги и нам, и им. Движимые чувством христианской любви, мы, православные христиане, поминаем своих усопших родственников с особенной заботой и усердием. Происходит это очень трогательно и, конечно, дорого и радостно умершим.
Они умерли для земной жизни, но не уничтожились. Они только отошли от нас, отошли от земли на небо, и составляем мы с ними одну Церковь: они – небесную, а мы – земную, составляем одно тело Христово. Именно поэтому между живыми и мёртвыми есть связь и живое сочувствие. Надеюсь, это чувство понятно многим. Ведь дорогой для нас в жизни человек остаётся близким и дорогим и после смерти. Это немаловажно, союз любви не прерывается смертью. «Любы николиже отпадает», – говорит Апостол. Ради этой любви и умершие не прерывают с нами свои связи, и те, что удостоились оправдания пред Богом, молятся за нас пред Ним и своими молитвами содействуют нашему спасению, а иногда своими явлениями и непосредственно помогают нам (подобных примеров мы знаем очень много из жития святых). Те же, что своей жизнью не достигли оправдания, очень нуждаются, ожидают наших молитв, и наш долг – помочь своим родным по плоти. Помочь мы им можем и должны своими благотворениями в их память и принесением бескровной жертвы. Из купленной вами просфоры вынимается та драгоценная частица об их упокоении, которая омывается Святой и Пречистой Кровью Христовой во оставление их грехов. Сознание исполненного долга в поминальные дни приносит нам радость и успокоение – это они, умершие, невидимо для нас утешают и благодарят нас.
В молитвах нуждаются не только нераскаянные грешники, умершие без покаяния. Святые угодники Божии до дня их прославления также поминаются на литургии и панихидах «о упокоении».
«Мы чувствуем отраду некую и утешение, когда ты молишься за нас», – говорил преподобному Макарию языческий жрец. Тем более дорога и действенна наша молитва за умерших христиан – братий по духу. Чтобы яснее понять, почему мы должны молиться за наших умерших сродников и близких и какую пользу может принести им наша молитва, вспомним, что, разлучившись с телом, их душа не может творить добрых дел: алчущего напитать, жаждущего напоить и прочего, а человек создан для добрых дел, без которых невозможно войти в Царство Небесное. Но вот у умершего их оказалось мало, и он искренно сожалеет об этом и раскаивается в содеянных грехах, но раскаяния недостаточно, а нужны плоды добрых дел, достойные плоды покаяния. Но ведь у умершего душа разлучилась с телом, а тело было тем орудием, через которое он творил и добро и зло, и без тела душа не может уже, например, достойно загладить вред, причиненный ближнему, восстановить честь невинно оклеветанному. Все грехи вопиют к Богу об отмщении, а возможности загладить свой грех у разлучившейся с телом души нет. Вот здесь и нужна наша им помощь. За них мы можем подать жертву для доброго дела. Нажитое ими добро остается в наших руках, и оно в добрых руках может сослужить им большую службу, облегчить им участь. Когда мы оказываемся нерадивыми христианами, они с ужасом смотрят на нас – так мы причиняем им дополнительные муки.
Молимся мы за них сегодня усердно, и это составляет для них большую радость и утешение. Получив оправдание пред Богом за свои добрые дела и за наши о них молитвы и благодеяния, они приблизятся к Престолу Божию, где никогда не забудут нас в своих молитвах.
Итак, братия и сестры, «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Побуждаемые любовью к своим умершим близким, будем исполнять все необходимое и возможное для их пользы, и верьте: «души их во благих водворятся». Аминь.

Прот. Иоанн ТРОИЦКИЙ.
НА ИСХОДЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Дорогие братия и сестры!
За плечами нашими долгий Великий пост, Великий канон, долгие постные службы, покаяние, говение и, наконец, Причастие Святых и Животворящих страшных Христовых Таин. Каждый из нас за этот пост обязательно обогатился какими-либо духовными дарами, что-то по-новому понял, осознал, в чем-то по-новому покаялся, то есть в любом случае жизнь пришла в новое русло.
Однако как бы ни тяжело было поститься, как было ни тяжело приобретать духовное богатство, отмаливать свои грехи, но на практике оказывается, что сохранить накопленное гораздо сложнее.
И, казалось бы, все просто – Пасха, праздник, торжество, можно расслабиться на некоторое время, забыть тяготы поста. Однако именно в это время познаются искуснейшие православные христиане, поскольку стремление дать себе некоторую свободу приводит постепенно к тому, что мы теряем все, что накопили. То есть, по слову святителя Феофана Затворника, появляется мысль дать своему телу некоторое послабление, затем еще, и постепенно человек опять возвращается к тому, с чего начал. Но зачем же тогда были труды пощения?
Поэтому не будем спешить с послаблениями, как бы о том ни говорила нам наша плоть, какие бы благоразумные доказательства и веские причины ни приводил наш «ветхий человек», но постараемся и после поста сохранить умеренность, с рассуждением поститься и с рассуждением праздновать.
Сейчас, когда труды поста еще не потеряны, каждому нужно подвести итоги поста: не то чтобы сосчитать, сколько поклонов сделано или сколько кафизм прочитано, но какие изменения в нас произошли, какие страсти умалились, какие вредные привычки прекратились или уменьшились количественно или качественно, и за все это возблагодарить Господа, подавшего и подающего Благодать Свою для доброделания. Вспомним и слово Господне: «без Мене не можете творити ничесоже».
С окончанием Великого поста не заканчивается дело нашего покаяния. Будем непрестанно помнить, что покаяние – это самое главное дело нашего пребывания на земле. Только «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», «жертва Богу дух сокрушен». Без покаяния житие человека лишается самого главного своего смысла. Такой человек для Бога мертв еще прежде смерти телесной, он уподобляется бесплодной смоковнице.
Сподоби же нас, Господи, не потерять накопленное трудами во славу Твою богатство, но приумножить, да сподобимся мзды мудрых купцов в день воздаяния праведнаго! Аминь.

Свящ. Алексий ЗАНОЧКИН.
В ТАМБОВЕ ПРОШЕЛ I СЪЕЗД ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ

Наконец произошло то событие, которого пришлось ждать очень много лет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при поддержке полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко и губернатора Тамбовской области О. И. Бетина с 19 по 21 марта в г. Тамбове прошел I Съезд православной молодежи в ЦФО. Хотя Черноземье и является центром России, но от окраин мы уже отстаем. Подобные молодежные форумы прошли уже на Урале (г. Екатеринбург) и в Поволжье (г. Саранск), внеся заметный вклад в развитие миссионерского служения Православной Церкви в молодежной среде.

Возглавил работу Тамбовского съезда архиепископ Костромской и Галичский Александр, Председатель отдела по делам молодежи при Священном Синоде РПЦ, гостем съезда был епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, председатель отдела по делам молодежи при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Съезд начал свою работу в Тамбовском кафедральном соборе, где хранятся мощи святого Питирима Тамбовского. Прибывшие делегаты в священном сане и архиепископ Александр, епископ Гурий и епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершили Божественную Литургию и торжественный молебен перед началом столь трудного мероприятия. Официальная часть первого дня съезда проходила в здании “Тамбовконцерт” и была посвящена сначала зачитыванию приветствий к участникам съезда, а их поступило очень много (Патриарха, Г. С. Полтавченко, Государственной Думы, Федерального Собрания, Счетной палаты, Министерства труда и социальной защиты и мн. др.). Позже с пленарными докладами выступили архиепископ Александр, епископ Гурий и диакон Андрей Кураев. Очень сильное впечатление произвели выступления владыки Александра и о. Андрея. Несколько раз их прерывали громкие аплодименты. Владыка Гурий в своем докладе рассказал собравшимся о тяжелом бремени служения Православной Церкви в молодежной среде на Украине. Католическая и протестантская экспансия, раскол внутри самой Церкви, полное игнорирование нужд Украинской Православной Церкви Московского Патриархата со стороны государства – все это лишь начало проблем, с которыми приходится сталкиваться пастырям. О. Андрей особое внимание уделил государственным чиновникам, которые, ссылаясь на Конституцию РФ п. 14, противятся Православной Церкви активно вести работу в молодежной среде. Церковь отделена от государства, но не от общества. На современных примерах о. Андрей показал, как религия глубоко проникает в сознание и поступки современного человека. (Война в Ираке началась именно в иудейский праздник Пурим, и дело здесь совсем не в погоде и планах союзников).
НА СНИМКЕ: Орловская делегация (председатель епархиального молодежного отдела священник Максим Смоляков - в центре, Олег Бабин - слева) и архиепископ Костромской и Галичский Александр
Второй день съезд продолжил свою работу в здании ТГУ им. Державина. После пленарных выступлений еп. Феодосия, О. В. Решетникова и д. Андрея Першина все делегаты разошлись для работы по секциям. От Орловской епархии в работе съезда принимали участие: свящ. Максим Смоляков, председатель епархиального отдела по делам молодежи, заместитель председателя Православного Молодежного Братства во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия К. Б. Грамматчиков и член Братства Олег Бабин. Мы разделились, чтобы каждому побывать и принять участие в нескольких секциях. Работа в секциях резко отличалась от пленарных заседаний живым общением, обсуждали все: от начавшейся войны в Ираке до проблем в отдельных регионах. Иногда нам, священнослужителям, приходилось слышать укоры со стороны молодых людей: по их мнению, мы не способны сами миссионерствовать в молодежной среде и не всегда открыты и доступны. Очень приятно и полезно для всех работать в секциях, но съезд и ставил своей первоочередной задачей “обмен опытом в деле духовноправославного воспитания и просвещения молодежи в епархиях и субъектах РФ, входящих в ЦФО”. Справедливым будет заметить, что слова о. Андрея, к большой радости для молодых людей, не относятся к тамбовской земле. Размах и широта работы просто удивили многих, даже повергли в шок. Центр православной культуры “Китеж”, духовно-просветительский центр, братство свт. Питирима, ассоциация молодых инвалидов, культурно-спортивная православная организация “Борсек” – это и многое другое удается делать епархиальному отделу по делам молодежи. Когда эмоции прошли, каждая секция начала свою работу и составила свои рекомендации для Священного Синода РПЦ. Радостно отметить, что первый Съезд православной молодежи поддержал идею создания в г. Орле на месте бывшего кинотеатра “Победа” молодежного духовно-просветительского центра.
На третий день съезд подводил итоги своей работы. После пения заключительной молитвы “Достойно есть…” многие делегаты, прибывшие в Тамбов, отправились в Тригуляй – место молитвенных подвигов святых Питирима Тамбовского и Митрофана Воронежского, так дорогих сердцам жителей Центрального региона. Когда пришло время расставаться, стало немного грустно. К этому молодежному съезду мы, жители центральных регионов России, шли восемь лет. Где теперь судит Господь нам встретиться, никто не знает, может быть, у нас в г. Орле, в новом молодежном центре и храме Георгия Победоносца.

Председатель епархиального отдела по делам молодежи свящ. Максим Смоляков.
НЕ ДАТЬ ЗАЧЕРСТВЕТЬ ДУШЕ

Второй год в Орле Православное Молодёжное Братство во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия в рамках программы «Православная семья» проводит крупномасштабную акцию «Православная книга в дар ребёнку». В наше трудное время детям из малоимущих семей, а также детям, лишенным родительской ласки и внимания, очень трудно приобрести книги, а тем более книги православные. Решить эту задачу по мере сил и пытается Братство. Установлены связи с издательствами православной литературы, которые поставляют книги в Орел. Проводятся благотворительные концерты и тематические вечера, средства от которых идут на закупку православной литературы. В 2003 году акция началась в январе с Дней православной культуры. На средства, вырученные от тематических вечеров, посвященных первому выходу в свет в России книги нашего земляка поэта С. С. Бехтеева, концертов гусляра Андрея Байкальца, демонстрации фильма кинорежиссера В. Е. Рыжко «Кремль – икона Державы Небесной», были приобретены молитвословы, книги о православных святых, а также книги из серии «Детская православная библиотека».
Но само по себе вручение книг обездоленным детям не несло бы такой смысловой нагрузки, если бы не участие в этой акции православного кадетского 8 «А» класса средней школы № 35 г. Орла. Этот класс является подшефным у Братства (о нем уже писала «Вера Отцов»), окормляет его священник Иверской церкви отец Александр Родионов. Стараниями классного руководителя Ларисы Юрьевны Поляковой и учеников был поставлен музыкальный спектакль по мотивам предания о Св. Вмцц. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. С этим спектаклем дети выступили при вручении православной литературы в центре временной изоляции несовершеннолетних УВД Орловской области, областном детском социально-реабилитационном центре, доме-интернате для детей-инвалидов в г. Болхове. Дети с большим интересом отнеслись к выступлению своих сверстников, священников Александра Родионова, Максима Смолякова и с радостью приняли православную литературу. Эти представления имели огромное воспитательное значение как для тех, кто смотрел, так и для выступавших. Юные артисты очень старались, пытаясь донести до обездоленных детей слово Божье.
Но воспитательный эффект от представлений был бы неполным, если бы они не были должным образом осмыслены самими артистами. И тут большую роль сыграли классный руководитель Л.Ю. Полякова и духовный наставник отец Александр Родионов. После выступлений они провели сочинение, в котором попросили детей рассказать о своих впечатлениях, а затем обсудили их на занятиях по основам духовной культуры. Вот лишь краткие выдержки из этих сочинений:
Новицкий Руслан: «...После того, как мы посетили центр временной изоляции, у меня сложилось другое впечатление о тех, кто там находится. Сначала я думал, что там находятся дети совсем «конченные», но на самом деле дети вполне нормальные, но лишенные семейной теплоты, любви родителей. Кажется, если бы у этих детей была хорошая и полноценная семья, то никаких преступлений они бы не совершили...»
Можайкина Марта: «...Дети смотрели спектакль, широко раскрыв глаза. Похоже, что раньше они никогда не задумывались о себе с православной точки зрения. Возможно, этот спектакль оставит свой след в их душе...»
Петухова Юля: «...думаю, что необходимо обязательно делать такие подарки, чтобы наша душа получала духовную пищу и не погибла среди существующего разврата и зла...»
Именно так, в атмосфере христианской любви и сострадания, необходимо воспитывать наше молодое поколение, дабы не зачерствела бессмертная душа. Это так важно в наше столь сложное время.
Хотелось бы также поблагодарить тех, без кого эти представления не состоялись бы. Это вице-губернатор Е. Н. Вельковский и коллектив ПАТП-1, предоставившие автобусы для перевозки артистов, директор мебельного салона «Ампир» И. В. Жиляев, закупивший православную детскую литературу и мебель для Некрасовской школы-интерната, директор Болховской мебельной фабрики А. А. Кучинов, организовавший выступление в г. Болхове.
Акция «Православная книга в дар ребёнку» продолжается, и мы приглашаем принять в ней участие всех, кому не безразлично будущее наших детей. За справками обращаться по телефонам 9-33-33 и 43-69-63.

Председатель ОООО «Православное Молодёжное Братство во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия»
М. Ю. Серебрянский.
ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА. Апрель 2003 г.

1 апреля Указом №91 Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ священник Михаил ЖАРКОВ, клирик Ахтырского Кафедрального собора, направлен сроком на один месяц в Советский РВК г.Орла для участия в работе призывной комиссии с целью повышения морально-нравственного облика молодежи, призываемой в ВС РФ.
В 17 часов в помещении Николо-Песковского храма г. Орла состоялось очередное заседание Орловского церковно-исторического археологического общества. На заседании общества, проходившем под председательством ст. преподавателя Орловского коммерческого института А. И. ПЕРЕЛЫГИНА, присутствовали благочинный протоиерей Георгий ЛЕОНТЬЕВ, другие клирики орловских храмов, представители светской интеллигенции. Обсуждалась, в частности, подготовка к очередным Феофановским чтениям, имеющим быть в Орле в мае текущего года. В число членов-соревнователей общества были приняты подполковник, кандидат исторических наук, доцент Академии ФАПСИ О. М. ТРЕТЬЯКОВ и зав. канцелярией Епархиального управления, кандидат богословия Серафим ЮРАШЕВИЧ.
5 апреля скоропостижно скончался прот. Александр ЕМЕЛЬЯНОВ, послуживший церкви 35 лет. Погребение отслужили на Благовещение 25 священников и 7 диаконов. Захоронение состоялось на кладбище с. Платоново около храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова.
9 апреля состоялось освящение основания храма в Ливнах. Храм будет сооружать завод «Ливгидромаш» в память о стоявшем ранее на том месте храме и впоследствии разрушенном.
13 апреля, в воскресенье, Архиепископ Орловский и Ливенский ПАИСИЙ совершил Божественную Литургию в Ахтырском Кафедральном соборе. За Божественной литургией были совершены две хиротонии: во диаконы – чтеца Романа Александровича ЖУДИНА, во священники – диакона Василия Владимировича ЛАВРЕНЧУКА.
I ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА "ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ"

Она проходила в одном из выставочных центров г. Москвы – «Гостином дворе» с 22 по 25 января 2003 г. и стала важным и ярким событием в жизни православных жителей России и зарубежья. Значение выставки в том, что, во-первых, можно было наглядно увидеть результаты десятилетнего возрождения православия в нашей стране; во-вторых, москвичи и гости столицы могли ближе познакомиться с особенностями деятельности епархий; в-третьих, участники выставки, представлявшие епархии, монастыри, синодальные отделы, художественные мастерские, издательства, православные телекомпании, получили замечательную возможность познакомиться, обменяться опытом, заключить соглашения о сотрудничестве. Значительность события подчеркивалась и тем, что открытие выставки было ознаменовано присутствием Патриарха всея Руси Алексия II. Четыре дня, проведенных в Москве, и для каждого участника не могли пройти незаметно. Насыщенная культурная программа, выступление народных коллективов, православных исполнителей, инструментальных и танцевальных групп, а главное – огромный поток внимательных, чутких, благодарных посетителей сделали каждую минуту на выставке праздником. Необходимо выразить благодарность и всем организаторам выставки. Она была совмещенной: «Православная Русь» и «Санкт-Петербург, подготовка к 300-летию», учредители – РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ, администрация Санкт-Петербурга, Торгово-промышленная палата РФ, выставочное объединение «Рестэк», АНО «Паломнический центр». Участникам были созданы условия максимального комфорта: удобный павильон, охрана стендов, предоставление гостиницы, доставка к месту размещения выставки, интересная культурная программа.
Выставочные стенды Орловской епархии отражали работу по возрождению православной веры на Орловщине за последние 10 лет. Была представлена серия фотографий действующих храмов г. Орла и храмов, восстановленных в районных центрах; рисунки детей, которые посещают воскресную школу при Троицкой церкви г. Орла, и учащихся Ливенской художественной школы; работы из соломки, пасхальные сувениры, предметы декоративно-прикладного искусства (деревянные шкатулки, подсвечники и т. д.), выполненные учителями, родителями и учащимися школы № 6. Центральное место в экспозиции занимали иконы «Почаевской Божией Матери» и «Николая Чудотворца», выполненные художественной гладью жительницей г. Ливны Шеламовой Алевтиной Михайловной. Вызвала интерес и картина художника Владимира Артамонова «Ливны в начале XX в.», которая стала центральным звеном экскурсии по истории православия на ливенской земле. О современном периоде деятельности Орловской епархии рассказывали справка о совместной деятельности епархиального управления и областного управления по общему образованию, альбомы по духовно-нравственному воспитанию в школе № 6 г. Ливны, книги о жизни и деятельности С. Н. Булгакова, альманах «Наше наследие» Ливенского краеведческого музея. Надо сказать, что выставка не была оформлена по единому плану, но это не стало ее недостатком. Экспозиция была теплой, домашней, располагающей к непринужденной беседе. Посетители надолго задерживались у нашего стенда, слушали рассказ о жизни епархии, рассматривали книги, альбомы, задавали вопросы. Многие оставили свои записи и пожелания в альбоме для гостей выставки.
За четыре дня работы выставки ее посетило около одного миллиона человек, немало посетителей познакомились и с Орловской епархией.

Е. К. Савкова.
ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРЛА ПОСВЯЩАЕТСЯ...

В ОКТЯБРЕ 1941 ГОДА, КОГДА НЕМЦЫ ПРЕДПРИНЯЛИ НАСТУПЛЕНИЕ НА МОСКВУ, КОГДА ЕЙ УГРОЖАЛА НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ И НАСЕЛЕНИЕ ПЕРЕЖИВАЛО ТРЕВОЖНЫЕ МИНУТЫ, МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ВЫПУСТИЛ ПОСЛАНИЕ К МОСКОВСКОЙ ПАСТВЕ. ЭТО ПОСЛАНИЕ ТАКЖЕ БЫЛО РАСПРОСТРАНЕНО ПО ПРИХОДАМ И ОГЛАШЕНО В ХРАМАХ.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛАЕТ МИРА И В ВЕРЕ ПРЕУСПЕЯНИЯ!
Вторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, повидимому, напрягает все свои силы.
<...>
Проходит он нашу землю, грабя и разрушая наши села, не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но «велик Бог земли русской», как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших. С Божиею помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина.
Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будем бодро стоять, содействуя обороне Отечества нашего и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой православной веры. Да не потерпят наши московские святыни того, что случилось со святынями других городов, захваченных немецкими ордами.
В Великом Новгороде, в храме св. Софии, едва не тысячу лет оглашавшемся православным богослужением, на днях служил лютеранский пастор.
Да не будет подобного здесь, в сердце святой Руси. Ходят слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей родины и Церкви, — вместо святого Креста осеняться языческой свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки всему нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви, кроме слова увещания, вручен Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги.
Во имя этой от Бога данной мне власти я, как архиерей, имеющий силу вязать и решить, призываю к покаянию всех, поколебавшихся из-за страха ли или по другим причинам, а тех, кто покаяться не хочет, объявляю запрещенными в священнослужении и предаю церковному суду для еще более строгого вразумления. Бог поруган да не будет.
На тех же, кто, не щадя своей жизни, подвизается за защиту Святой Церкви и родины, и на всех, кто своими молитвами, сочувствием, трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам, да пребудет благословение Господне, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1/14 ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА, ДЕНЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
О РОССИИ, РОДИНЕ МОЕЙ...

Я люблю тебя, Родина светлая,
Я люблю тебя, это так.
Ты, любовью сердец воспетая,
Расцветай, словно алый мак!

Ненавистную черным ворогам,
Жгли, топтали тебя они.
Все, что русскому сердцу дорого,
Ты хранила в страшные дни.

Чистота твоих рек глубокая
Как глаза матерей твоих,
И небес высота синеокая
Отражается звездами в них.
Станом тонким березы колышутся,
Шепчут раннего утра привет,
Соловьев переливы слышатся.
Краше Родины края нет.

О, Россия моя златоглавая!
Купола золотят небеса.
Моя Родина, кроткая, славная,
Дорога мне твоя краса.

Так цвети, моя Русь державная,
Ты любовью своей чиста.
Хлебосольная, православная,
Ты надежда и вера в Христа.
Стихотворение р. Б. Фотини
Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: иеромонах Алексий (Заночкин). Ответственный секретарь: Екатерина Макеева.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов