Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - иером. Алексий (Заночкин).

вернуться на главную страницу
№ 6 (55), июнь 2003
архив номеров 2003 обложка номера
Главные материалы номера:

15 ИЮНЯ - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Слово епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского);

СЛОВО НА ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ протоиерея Иоанна Троицкого;

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА;

ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ - продолжение;

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ОРЛОВСКОГО ПОЛИКАРПА (продолжение);

ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ - рассказ о I Фестивале православной молодежи в Орле;

УГЛЬ ГОРЯЩ... Орловский краевед А. К. Мищенко о преподобном Серафиме Саровском;

ГДЕ ИСТИНА? Стихотворение.



15 ИЮНЯ - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы, и в ней – наша жизнь. Поэтому не удивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице (…)
Тайну, что Бог хотя и Один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос. Он открыл нам и то, что «Бог есть Любовь». Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть любовь, потому что он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он – Любовь. (…) Любовь Божественная безмерна, и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной Любви, суть, действительно, Один Бог, имеющий Одну Сущность и живущий одной жизнью. (…) Если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенная, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. (…) Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна их Любовь. (…) Мы славим Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, потому что целью сотворения и жизни человека является уподобление Богу в любви, или обожение. Божественная благодать открывает путь к объединению людей и возрастанию любви между ними, по образу Лиц Пресвятой Троицы. Догмат Пресвятой Троицы – догмат о вечно осуществляемом и осуществленном торжестве любви – дает нам твердое основание верить, что, СТРЕМЯСЬ К ЕДИНСТВУ ВСЕХ НА ЗЕМЛЕ, МЫ, ХРИСТИАНЕ, гонимся не за утопической мечтой, а СТРЕМИМСЯ К ТОМУ, ЧТО ОТ ВЕКА СУЩЕСТВУЕТ И ЧТО ЕСТЬ САМЫЙ ПРИНЦИП ПОДЛИННОЙ ЖИЗНИ».

Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский).

СЛОВО НА ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы, православные христиане, исповедуем веру во Святую Троицу Единосущную и Нераздельную. Чтением Символа веры ежедневно свидетельствуем ее как непреложную для нас истину.
Сегодня, в день праздника Святой Троицы, Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чтение со словами Самого Господа нашего Иисуса Христа, пророчески сказанными в день ветхозаветного праздника Кущей в честь воспоминания сорокалетнего странствия евреев. Он, стоя среди храма, призывал: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37).
Душа человека создана для единения с Богом. После падения прародителей, а за ними и всех людей единение с Богом стало возможным только через веру в обетованного и пришедшего в мир Спасителя – без этого душа каждого человека будет томиться жаждой. Не рассуждая о своем назначении к вечной жизни и предавшись чувственным удовольствиям, желаниям и страстям, можно подавить эту жажду. Но голос Спасителя зовет: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет», т. е. кто сознает и чувствует потребность в познании спасительной истины, кто жаждет истинного счастья и блаженства, тот должен обращаться ко Христу. У такого жаждущего верующего во Христа, истинного христианина «потекут реки воды живой», – говорит Он, т. е. обилие благодатных даров, которые подаются всем верующим во Христа со времени сошествия Святого Духа на Апостолов в виде огненных языков. Как видим, Спаситель предсказывал сошествие Святого Духа на Апостолов, сегодняшнее наше торжество в словах своего обращения к народу ещё до своих крестных страданий.
Об излиянии Святого Духа на верующих во Христа пророчествовали и пророки Иоиль (2, 28: 3, 18), Исаия (12, 3: 44, 3) и Езекииль,(11,19: 36, 25). И так по их пророчеству в день Пятидесятницы сошел на Апостолов – и на всех верующих во Христа – Дух Святый, который не только в этот день сходил, но и ныне сходит и будет сходить на всех верующих во Христа. Сегодня мы празднуем великий день, в который Дух Святый явился на земле в благодатных дарах для Апостолов и всех верующих христиан. Он всегда с нами, осеняет нас, верующих в Иисуса Христа. Невниманием к духовной жизни, рассеянностью в вере мы угашаем в себе горение Духа, от чего предостерегает нас Апостол: «Духа не угашайте» (1 Сол. 5, 19).
Благодатные дары Духа Святаго подают человеку истинную жизнь, которая начинается во временной и продолжается в вечности. «Веруяй в Сына имеет жизнь вечную», – говорит слово Божие (Ин. 3, 36)
Благочестивые и добродетельные христиане своим благочестием и добродетелями светят другим и как проповедью призывают к прославлению Отца Небеснаго, так говорит слово Божие: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрые дела и прославят Отца вашего иже есть на небесех» (Мф. 5, 16).
Когда Христос в храме пророчески проповедовал о Духе Святом, в то время еще Дух Cвятый не сходил на верующих. Это стало возможным только тогда, когда Иисус Христос Своими страданиями и крестною смертью умилостивил Отца Небесного и когда по воскресении из мертвых прославленным своим человечеством вознесся на небо, возсел одесную Бога Отца и как ходатай Бога и человеков исходатайствовал у Отца ниспослание Всесвятаго Духа на Апостолов и всех верующих в Него, Спасителя мира.
После этой проповеди Христа в храме многие увидели в Нем ожидаемого пророка, другие – Христа и даже говорили: «Когда Христос придет, неужели Он больше сотворит знамений, нежели сколько Сей сотворил» (Ин. 7, 51). Но книжников и фарисеев не устраивал такой здравый смысл рассуждений народа, и, оправдываясь, говорили: «Разве от Галилеи Христос приходит? Он должен быть из Вифлеема, откуда был Давид». Как будто не могли они узнать, если бы захотели, что как раз Христос и родился в Вифлееме, и что потом Иродом столько было избито Вифлеемских младенцев. Могли вспомнить и о волхвах, а им этого не надо было: они решили схватить Его, наложить на Него руки. Но время еще не пришло, и посланные схватить Его сами были поражены глубиной учения Христа: «Никогда так не говорил человек, как этот» и не побоялись об этом сказать своим учителям, которые насмешливо упрекнули посланных. «Что, и вы прельстились? Мы не веруем, и вы не должны верить», – со злобой ответили фарисеи и добавили, что не знающий закона народ достоин проклятия. Один из начальников фарисейских, Никодим, тайный ученик Христа, хотел заступиться за посланных и оскорбленных, вразумить словами закона Моисеева, что нужно прежде выслушать человека, потом судить его, но это вызвало большее раздражение и слепую ненависть к Никодиму, которого так же оскорбили, для его положения, самыми уязвительными словами вместо того, чтобы внять справедливым его словам. Схватить Иисуса им не удалось «яко не у бе пришел час Его» (ст. 30).
Закончилось сегодняшнее евангельское для нас благовестие словами Христа Спасителя: «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Ин. 8, 12). Так открыто Христос объявил о Себе в храме всем присутствующим. Некогда пророк Исаия говорил о Нем то же: «Людие ходящие во тьме, видеша свет велий» (Ис. 9, 2), «се дах Тя ... во свет языком» (Ис. 49, 6) и еще в другом месте: «Иерусалиме, прииде бо твой свет и слава Господня на тебе возсия. И пойдут Царие светом Твоим и языцы светлостию Твоею» (Ис. 60, 1, 5). «Бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир», – говорит о Христе новозаветное слово (Ин.1, 4).
Нам с Вами, дорогие братья и сестры, светит этот свет евангельского учения, указывая путь к жизни и блаженству. «Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете (Ин. 12, 56)», – говорит всем нам Сам Христос. И мы должны хранить и питать в себе эту святую веру, оживляя ее благими делами в вере, по заповедям Его во славу Единого Триипостасного Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Иоанн Троицкий.
ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

В соответствии с Всероссийской программой празднования столетия прославления преподобного Серафима Саровского, благословленной Святейшим Патриархом Алексием II, предусмотрено проведение нескольких крестных ходов в Дивеево – из Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Курска. Крестный ход в Курске начался 8 июня. Ежедневный переход составляет 20 – 30 км.
По Орловской области крестный ход Курск – Дивеево пройдет следующим образом: вход 12 июня полевой дорогой со стороны Понырей в полдень и следование до Малоархангельска, где крестный ход остаётся 12, 13, 14 июня для отдыха, подготовки к службе и празднования дня Святой Троицы. После литургии в воскресение, 15 июня, обед, молебен и выход в 12.00 на Архарово. 16 июня – Духов день. Служба, обед, молебен, выход в 12.00 на Покровское. Прибытие, ночлег. 17 июня после молебна выход в 8.30 в направлении на Верховье. Остановка на ночлег в Скороходово. 18 июня после молебна выход в 8.30 через Верховье (краткая остановка) на Хотьково. 19 июня после молебна переход до Старогольского. 20 июня молебен в 8.30 и выход на Ефремов Тульской области. В Крестном ходе предполагается участие мироточивой иконы Божией Матери «Умиление» из поселка Локоть Брянской области. Приглашаем принять участие в крестном ходе всех желающих.

• • •
Орловско-Ливенское епархиальное управление считает своим долгом заявить, что проживающий в Орле Роберт ПОЧОВЯН, выдающий себя за «богослова», «студента заочного отделения Московской Духовной семинарии» (публикации в газете «Орловский меридиан» за 3, 17 января 2001 г.), в действительности таковым не является. В ответ на официальный запрос Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ, Ректор Московских духовных школ, сообщил следующее: «Ваше Высокопреосвященство! В ответ на Ваш запрос от 1.04.03 №90 сообщаем, что Роберт ПОЧОВЯН в списках учащихся Сектора заочного обучения Московской Духовной академии и семинарии не числится. С любовью о Господе Ректор Московской Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ.

• • •
24 мая по благословению архиепископа Паисия в день равноапостольных Мефодия и Кирилла в Мценске состоялся крестный ход.

В этот день мы, священнослужители города Орла: иерей Георгий Волобуев, иерей Николай Шумских, иерей Андрей Пантелеев и автор заметки, в 7.30 утра собрались в Николо-Ильинской церкви. Приложившись к святыням, к мощам, напутствуемые секретарем епархии прот. Иоанном Троицким, наша делегация отправилась в старинный город Мценск. В этом году центром празднования Дня славянской письменности и культуры в нашей области определено быть этому городу. Через сорок минут показались очертания Мценска.
Вот и подъезжаем к Троицкому храму, где нас радушно встретил настоятель храма о. Владимир Герченов. Обедня еще не отошла, и мы посетили воскресную школу и детский яхт-клуб при Троицком храме. В 9.30 колонна прихожан во главе с духовенством с хоругвями, иконами, пением пасхального канона при звоне колоколов двинулась крестным ходом. В 10 утра площадь в центре города огласилась вечным гимном св. Пасхи: «Христос Воскресе!» Это начался торжественный молебен святым равноапостольным Мефодию и Кириллу. Именно эти святые потрудились более всех для духовного и культурного просвещения Руси и всех славянских племен.
Все внимание собравшихся нацелено на нас. Видимо, не часто на площади, где обычно в праздники митинги и музыка, можно наблюдать все великолепие православного богослужения. «Воистину Воскресе!» – отозвался троекратно народ на возглас священнослужителя. Произнесено многолетие и поздравление от имени нашего владыки Паисия.
Примечательно, что церковно-государственный праздник открылся молитвой. Все возвращается на круги своя. Крестный ход направляется обратно в храм, где он и завершился под перезвон колоколов. После трапезы и многолетий нашему правящему Владыке, всем собравшимся наша делегация отбыла в Орел. Участвуя в мероприятиях и празднествах по случаю Дня славянской письменности и культуры уже в четвертый раз, могу отметить, что каждый раз они проходят торжественно и благолепно, а иначе и не может быть, ведь на все это дает благословение архиерей. После такого праздника в душе царит великая радость от того, что все больше и больше людей, некогда считавших себя атеистами, становятся на путь, ведущий в православный храм, ибо только там спасение.

Протоиерей Георгий Квятович.
ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ
1. Введение.
ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВИЕ НА ОРЛОВЩИНЕ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЕПАРХИИ.


2. Вторая часть – начало XVI – конец XVII века. Третья часть – с начала XVIII века до учреждения самостоятельной епархии;

3. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. ОРЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ 1788 – 1818.
Часть 1. Создание Орловской епархии.
Часть 2. Язычество, старообрядчество и секты, нравы.


4. Часть 3. Духовное просвещение и образование.
Часть 4. Подвижники благочестия.


5. ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ОТ 1917 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
Часть 1. История Орловской епархии 1917 – 1941 гг.


6. Часть 2. История Орловской епархии 1941 – 1988 гг.

7. Часть 3. История Орловской епархии 1988 - 2000 гг.



ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ОТ 1917 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

Часть 1. История Орловской епархии 1917 – 1941 гг.
Изучаемое время – период наиболее сильных гонений на Православие. Оно сопровождалось закрытием храмов, расстрелами и репрессиями по отношению к священнослужителям и простым верующим. Уже первые декреты новой власти, пришедшей к управлению страной в октябре 1917 года, свидетельствовали о негативном отношении к религии, особенно к Русской Православной Церкви.
Петропавловский собор
Петропавловский собор.
Ныне на этом месте расположена центральная публичная библиотека им. Бунина.
Покровский 
                храм
Покровский храм.
Ныне на этом месте расположен Центральный универмаг.
Крестовоздвиженский храм
Крестовоздвиженский храм.
Ныне на этом месте расположен к/т «Родина».
Так, уже 26 октября (8 ноября) 1917 года был принят закон «О земле», объявлявший все церковные и монастырские земли всенародным достоянием. Согласно декретам «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» 18 (31) декабря1917 года и «О расторжении брака» 16 (29) декабря 1917 года Церковь больше не могла влиять на отношения между супругами и детьми. В январе 1918 года ликвидировались духовники в армии, отменялись все государственные дотации со стороны государства. Самым же радикальным стал принятый 20 января (2 февраля) и опубликованный 23 января (5 февраля) 1918 года декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (впоследствии получил другое название – «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»). С этого момента Церковь лишалась права юридического лица, права приобретать собственность, а также самой собственности.
Кроме законодательных актов, противоречащих интересам Церкви, необходимо отметить грубое и даже жестокое отношение к священству. Нередко бывали случаи их убийства. Одной из первых жертв в России стал сельский священник нашей епархии Георгий Рождественский, погибший в начале сентября 1917 года 1. Несколько позже, в феврале, в Петрограде был был убит священник Александро-Невской Лавры Петр Скипетров 2.
4 сентября 1918 года чрезвычайная следственная комиссия по борьбе с контрреволюцией вынесла постановление о расстреле епископа Макария, в миру Гневушева Михаила Васильевича (1858 – 1918), одиного из основателей Союза Русского Народа, который был первым архиереем, возглавившим Орловскую епархию в тяжкие послереволюционные годы. С января 1918 г. архипастырь находится на покое в Спасопреображенском (по другим данным, Свято-Предтеченском или Свято-Духовском) монастыре города Вязьма Смоленской губернии. В числе 14 мучеников он был казнен в пустынном месте 3.
В ответ на эти действия патриарх Тихон 19 января (1 февраля) 1918 года выступил с посланием, в котором призвал всех верующих встать на защиту Церкви, а тех верующих, кто участвовал в беззакониях, расправах и грабеже церковного имущества, отлучал от таинств и предавал анафеме 4. Причем, как говорится в руководстве для действия преосвященному Серафиму, епископу Орловскому и Севскому, 15 (2) марта 1918 года, отлучение может накладываться как на отдельных лиц, так и на целые общества и селения. В случаях нападения грабителей и захватчиков на церковное достояние «следует призывать православный народ на защиту Церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов и т. п.». Для защиты церковного достояния предполагалось при всех церквах создать из прихожан и богомольцев союзы (коллективы). В крайних случаях эти союзы могли заявлять себя собственниками имущества. Кроме того, документ заявлял о необходимости «всеми мерами оберегать от поругания и расхищения» священные сосуды и другие принадлежности богослужения во избежание попадания их в руки неправославных или иноверцев 5.
В знак протеста против гонений на Церковь 21 января в Петрограде и 28 января в Москве верующие провели крестные ходы 6. По их примеру и в городе Орле был устроен крестный ход. Несмотря на холодную погоду и на то, что город в ночь на 2 февраля был объявлен на военном положении, в нем участвовало до 20 тысяч человек 7. Несмотря на выступления православных людей, защищавших свои права, отношение к религии не изменилось. Вскоре после крестного хода был произведен обыск епархиального училища 8. Подвергались разграблению монастыри, имущество которых растаскивалось населением окружающих деревень.
Так, в Ливенском уезде еще с осени 1917 года начал подвергаться грабительским набегам Марие-Магдалининский монастырь. Крестьяне рубили монастырский лес, таскали овощи с огорода, оскорбляли монахинь. 19 ноября монастырь был полностью разгромлен. Толпа растащила все, что еще оставалось от предыдущих погромов. Убыток монастыря составил 200 тысяч рублей. Полному разгрому подвергся и Предтеченский монастырь в п. Кромы 9.
Однако губернские власти не пресекали этот произвол. Более того, по их указанию на основе декрета «О земле» повсеместно проводилась конфискация церковных земель. У монастырей Орловского края было изъято 378 500 десятин земли 10.
С их согласия 9 февраля в городе Орле был захвачен епархиальный свечной завод 11. 6 июля 1918 года в г. Орле чекисты произвели обыск в архиерейском доме и арестовали епископа Елецкого Амвросия. В тот же день под угрозой расстрела было разогнано епархиальное собрание, а епископа Серафима и двух церковнослужителей арестовали 12.
По приказу властей 1 сентября батальон караульной службы реквизировал здание духовной консистории и выбросил на улицу находившийся там архив, имевший огромную ценность 13.
Репрессии против духовенства и погромы не ослабли и после того, как патриарх Тихон 8 октября 1919 года опубликовал послание «О прекращении духовенством борьбы с большевиками». Всего, по неполным данным, к 1922 году в Советской России было закрыто 600 монастырей, замучено более 10 тысяч священников и мирян 14. Но самые тяжелые последствия были еще впереди.
В условиях гражданской войны в 1921 году страну поразил небывалый голод, особенно Поволжье. Русская Православная Церковь сразу же откликнулась на народное бедствие. В августе 1921 года патриарх Тихон основал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Православное движение помощи голодающим набирало силу, что совершенно не входило в политические планы руководства партии большевиков. Его решением Всероссийский комитет был закрыт, собранные им средства реквизированы. Развернулась подготовка к кампании по массовому изъятию церковных ценностей. Собиравшиеся в течение тысячелетия церковные реликвии были изъяты и отправлены в государственные подвалы. Многие предметы церковной утвари, иконы, имевшие большую художественную ценность, были расхищены и безвозвратно утеряны 15. Официально изъятие ценностей в губернии продолжалось до 1 июля 1922 года. Только в Орле с 1 мая по 1 июля из церквей было изъято более 169 пудов 22 фунтов серебра, 2 фунта 3 золотника 50 долей золота, 18 фунтов меди, 25 фунтов 93 золотника 40 долей жемчужного шитья, 147 алмазов и т. д. По Орловскому уезду было собрано более 20 пудов серебра и 4 фунтов золота, по Ливенскому уезду более 77 пудов серебра, по Мценскому уезду из 12 церквей изъято более 4 пудов серебра, по Кромскому уезду из 10 церквей – более 16 пудов серебра, из 23 церквей в Болхове и из 57 в уезде – более 153 пудов серебра, в Дмитровском уезде – более 223 пудов серебра, в Елецком уезде из 46 храмов изъято более 165 пудов серебра, 49 золотников 74 доли золота и более 15 пудов меди 16.
Советские власти закрывали церкви и монастыри. С 1917 по 1923 год в губернии было закрыто 26 православных храмов, из них 17 – в г. Орле. Храмы переоборудовались под культурно-хозяйственные нужды. Например, Введенскую церковь отдали под клуб «Кожтреста», церковь бывшей малой семинарии – под клуб 5-й больницы, Иверскую – под железнодорожную школу, Петропавловский собор передан Окрархивбюро, Михаило-Архангельскую, ее летнюю половину, – музею религиозных искусств и т. д. 17
В борьбе с Русской Православной Церковью большие надежды возлагались на обновленцев, деятельность которых санкционировал и обеспечивал 6-й отдел ГПУ, возглавляемый Е. Тучковым. По всей стране проходили показательные процессы над сторонниками патриарха Тихона, которого 9 мая 1922 года посадили под домашний арест, а затем перевели в тюрьму. В июне 1922 года в г. Орле также «организовали» крупное дело церковников. Решением губернского ревтрибунала правящего епископа Серафима осудили на 7 лет, а епископа Николая – на 3 года 18.
В результате в марте 1923 года православное духовенство г. Орла и губернии почти целиком присоединилось к группе обновления. При поддержке ГПУ и местных властей 12 марта было переизбрано епархиальное управление 19. Вследствие этих действий в Орловской губернии Церковь раскололась на два течения – на обновленцев и тихоновцев. Представители первого течения всеми силами стремились продемонстрировать новой власти свою лояльность 20.
Совсем иначе вело себя второе течение. Будучи в меньшинстве, сторонники патриарха Тихона продолжали активную пропаганду против обновленцев. Обновленцы стали терпеть поражение, и к осени 1923 года под давлением верующих переход обновленцев в патриаршую Церковь усилился 21.
Неудачи попыток раскола Православной Церкви и ее быстрой ликвидации способствовали усилению репрессивной политики властей. В феврале 1923 года согласно секретному указанию В.И. Ленина ОГПУ беспощадному преследованию должны были подвергаться все злейшие враги народа, в том числе «епископы, священники православной и католической церкви, раввины, дьяконы, монахи, хормейстеры, церковные старосты и т.д.» 22.
Из 718 храмов Орловской губернии в 1927 году только 61 принадлежал к течению обновленцев 23.
В бюллетене НКВД № 26 (245) от 1 октября 1927 года был опубликован циркуляр № 351 от 19 сентября 1927 года «О порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества». Это указание заметно активизировало работу местных органов по закрытию церковных зданий. Для этого выдвигались разного рода причины, такие как «…отсутствие служителей культа, отсутствие своевременного ремонта», а также «по постановлениям общих собраний граждан» и т. п. 24 Уже 9 апреля 1928 года в г. Орле закрывается Богоявленская церковь 25. 13 июля было решено разобрать колокольню Смоленской церкви и расторгнуть договор с Воскресенской церковью. Первого ноября президиум губисполкома и окрисполкома передал окрмузею часовню Георгиевской церкви, 4 ноября отобрали часовню Михаило-Архангельской церкви и приняли на учет в Госфонд церковь бывшего духовного училища, а 15 октября 1928 года передали на учет в Госфонд бывший Кафедральный собор 26. В результате постановления Президиума ВЦИК от 20 мая 1929 года закрыли Крестовоздвиженскую церковь и передали ее под клуб завода им. Медведева. Для использования в качестве столовой этого же завода была передана бывшая военная Покровская церковь. В Преображенском храме устроили антирелигиозный музей, в Борисоглебском – производственные мастерские педтехникума 27, а 25 мая 1929 года под клуб военных лагерей передали деревянную Лутовскую церковь 28. На 15 июля 1929 года в г. Орле было закрыто 17 церквей, 2 монастыря, 9 часовен и молитвенных домов. Однако 18 православных храмов оставались действующими 29. О начале новой волны преследований духовенства и закрытия церквей говорило и то, что в этот период – 1928 – 1929 годы – на Орловщине служил не только правящий архиерей Николай Могилевский, но и еще пять других владык: архиепископ Серапион (Сперанцев), епископы Анатолий (Левицкий), Петр (Успенский), Николай (Рубцов) и Андрей (Кванин) 30.
Параллельно с закрытием православных храмов проводилась кампания по борьбе с колокольным звоном. Шестого декабря 1929 года НКВД дал указание своим органам на местах запретить «так называемый трезвон или звон во все колокола» и «разрешить постановлением местных органов вести звон в малые колокола установленного веса и в установленное время по просьбе религиозных организаций». В целях получения цветного металла 11 ноября 1929 года на пленуме Орловкого горсовета приняли решение собрать подсвечники, паникадила, а также церковные колокола 31. Тогда же, зимой 1929 – 1930 гг., «по требованию трудящихся г. Орла» все колокола были сняты «и реализованы порядком, установленным для госфондимуществ» 32.
С января 1930 года развернулась кампания по закрытию церквей в г. Орле 33. К маю 1931 года в г. Орле из 40 церквей и часовен оставались действующими только 15. «Из них обновленческие – Покровская соборная, Николо-Ильинская, Богоявленская, Иоанно-Крестительская и Троицкая кладбищенские; староцерковные – Ахтырская, Васильевская, Воскресенская, Михаило-Архангельская, Николо-Рыбная, Сретенско-Георгиевская, Смоленская, Успенско-Единоверческая, Афанасьевская и Сергиевская кладбищенские» 34.
После смерти Ленина и изгнания из СССР Троцкого антицерковную политику продолжил Сталин. 15 мая 1932 года под его подписью была объявлена антирелигиозная «безбожная пятилетка». К 1 мая 1937 года предполагалось сделать так, что на всей территории СССР «имя Бога должно быть забыто» 35. Преследованиям стали подвергаться не только священнослужители, но и члены их семей. Их лишали избирательных прав, увольняли с работы 36.
В эти же годы широкое распространение получают фабрикация уголовных и политических дел, обвинения в контрреволюционных заговорах священнослужителей, монашествующих, других верующих. Так, уже осенью 1932 года сотрудниками ОГПУ была «раскрыта» контрреволюционная церковно-монархическая организация «Ревнители церкви». По делу проходили 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монашек и др. В настоящее время они реабилитированы 37. В конце 1932, начале 1933 года была «раскрыта» и ликвидирована другая церковно-монархическая организация. По делу проходило 50 человек, из них 36 – священнослужители. 3 мая 1933 года за антисоветскую агитацию, направленную к подрыву политики партии и Советской власти, все они были приговорены к различным срокам заключения. В 1989 году – реабилитированы 38.
Особо сильный размах репрессии приняли во второй половине 30-х годов. В это время пострадали и многие орловские владыки.

Епископ Серафим (Остроумов), назначенный летом 1917 г. Временным революционным правительством временно управляющим Орловской епархией, а спустя два месяца, в августе, избранный Орловским губернским съездом духовенства и мирян на должность епископа Орловского и Севского, постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 27.03.37 г. за участие в контрреволюционной группе приговаривается к пяти годам лагерей. Но т.к. этого показалось мало, решением тройки УНКВД Смоленской области от 28.11.37 г. – в нарушение закона, без отмены ранее вынесенного приговора – владыка был приговорен за ту же вину к расстрелу и спустя десять дней убит.
Чуть более года – с мая 1917 по июль 1918 г. – был викарием Орловской епархии епископ Елецкий Амвросий (Смирнов Алексей Степанович). В 1937 году он умер в заключении.
Трагической была судьба епископа Даниила (Троицкого Дмитрия Алексеевича), возглавлявшего Орловское церковное историко-археологическое общество до его разгона в 1922 году. В апреле 1921 года Даниил был хиротонисан во епископа и возглавил Елецкий, а к сентябрю – Болховский викариат Орловской епархии. Затем, после трехлетнего пребывания на должности епископа Рославльского, викария Смоленской епархии, с августа 1931 г. владыка на короткое время вновь возглавляет Орловскую кафедру. По имеющейся информации, весной 1934 года он опять арестовывается и осенью 1934 года или в 1935 году умирает от тифа в брянской тюрьме 39.
Архиепископ Александр (Александр Иванович Щукин) в конце 1931 года принял в управление Болховский викариат, а с июля 1932 года стал епископом Орловским. В сентябре 1936 года владыка назначается архиепископом Семипалатинским. В тридцать седьмом году он был арестован и решением тройки УНКВД от 28.10.37 г. был приговорен к расстрелу за контрреволюционную агитацию; через несколько дней владыки не стало.
Епископ Александр (Торопов Алексей Александрович) в сентябре 1935 года получает в управление Липецкий викариат Орловской епархии. В 1937 году владыка арестовывается в Липецке и в числе двадцати священнослужителей приговаривается к расстрелу. 15 октября 1937 г. закончился его земной путь.
Менее месяца управлял Орловской епархией архиепископ Серафим (Протопопов). В последний день сентября 1935 г. архипастырь возводится в сан архиепископа Орловского, но уже 19 октября назначается архиепископом Елецким и Задонским. Жизнь архиерея, как и многих других клириков и мирян, подошла к концу в страшном тридцать седьмом: в начале марта он был арестован и расстрелян.
Епископ Артемон (Евстратов Василий Иванович – 1889 – 1937). 30.09.35 г. владыка назначается епископом Елецким, викарием Орловской епархии, спустя три недели, 19.10.35 г. он сменяет епископа Серафима на Орловской кафедре, а через месяц, в ноябре 1935 года, становится епископом Курским. В 1937 году епископ Курский и Обоянский Артемон арестовывается и приговором тройки при УНКВД по Курской области от 04.12.37 г. приговаривается к расстрелу.
Епископ Иннокентий (Никифоров Иван Николаевич – 1879 – 1937). В 1936 году владыка Иннокентий стал епископом Орловским. 4 декабря 1937 г. епископ Иннокентий был приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Курской области, в тот же день приговор был приведен в исполнение.
Митрополит Антоний (Короткевич Борис Николаевич – 1889 – 1973). В 1937 году, будучи благочинным Ухтомского и Раменского районов Московской области и настоятелем церкви в г. Перово, арестовывается и по стандартному обвинению в контрреволюционной пропаганде приговаривается к пяти годам лагерей. Выйти на свободу ему удается лишь в 1942 году. С 12.01.62 г. архиерей управляет Орловской епархией.
С 1940 по 1947 год находится в заключении архиепископ Калининский Палладий (Шерстенников Павел Александрович). В феврале 1963 года архиепископ Палладий назначается на Орловскую кафедру 40.
С 1937 по 1941 год на Орловщине к расстрелу было приговорено 1209 священнослужителей и верующих, а к различным срокам лагерей – 713 человек 41. В итоге этих гонений к 1941 году практически все духовенство было ликвидировано. На свободе остались в основном те, кто своевременно успел отказаться от сана и перейти работать в советские организации. Кроме гонений на представителей церкви с 1938 года усиливается массовое закрытие храмов. При оргкомитете ВЦИК по Орловской области 17 января 1938 года была утверждена новая комиссия по делам культа, в задачу которой входила подготовка материалов по закрытию храмов 42. В результате закрытие храмов пошло более быстрыми темпами. В г. Орле прекращается служба в Никитско-Ахтырской и Иоанно-Крестительской церквах, а в начале войны, 25 июня 1941 года, в городе была закрыта и последняя еще действующая – Воскресения Христова на Афанасьевском кладбище 43. Всего же в современных границах области в начале войны осталось только две церкви: Рождественская в г. Болхове и Никольская в селе Лепешкино Орловского района 44.

Свящ. Сергий ГАВРЮШИН.

1. Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви 1917 – 1997 гг. /Кн. 9/ – М., 1997. – С. 21.
2. Там же. С. 53.
3. Краюхин Д. А. Новомученики Орловские (епископы Орловской епархии, пострадавшие в годы советской власти). // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. – Орел, 1999. – С. 152.
4. Там же. С. 786
5. ГАОО. Ф. 606, хр. 90, оп. 1.
6. Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 3 – 4. С. 74 – 75.
7. Там же. С. 89 – 90.
8. Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 3 – 4. С. 89 – 90.
9. Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 5 – 6. С. 131 – 132.
10. Орловская правда, 1941, 29 мая.
11. Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 3 – 4. С. 91 – 92.
12. Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 15. С. 390 – 391.
13. Орловские епархиальные ведомости. 1918. № 19. С. 496.
14. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в 1917 – 1927 гг. // Вопросы истории. 1993, № 8.
С. 43.
15. Волкогонов Д. А. Указ. соч. С. 215.
16. Перелыгин А. И. Русская Православная Церковь на пути к Голгофе // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. – Орел, 1999. – С. 59.
17. ГАОО. Ф. Р. – 1. Оп.1. Д. 638. Л. 16.
18. Земледелец и рабочий. 1922, 21 июня.
19. ГАОО. Ф. Р. – 1. Оп.1. Д. 583. Л. 17.
20. ГАОО. Ф. Р. – 1. Оп.1. Д. 583. Л. 116.
21. Там же. Л. 116.
22. Цит. по: Бунич И. Л. Полигон сатаны. Сб. Санкт-Петербург, – Шанс, 1994. – С.110.
23. ГАОО. Ф. Р. – 79. Оп.1. Д. 127. Л. 37.
24. ГАОО. Ф. Р. – 79. Оп.1. Д. 127. Л. 50.
25. ГАОО. Ф. Р. – 79. Оп.1. Д. 163. Л. 82.
26. ГАОО. Ф. Р. – 79. Оп.1. Д. 163. Л. 116. Л. 23, 47, 39, 40.
27. ГАОО. Ф. Р. – 483. Оп.1. Д. 66. Л. 51.
28. Там же. Д. 65. Л. 16.
29. ГАОО. Ф. Р. – 79. Оп.1. Д. 116. Л. 71.
30. ГАОО. Ф. Р. – 483. Оп.1. Д. 83. Л. 46; Ф. Р. – 79. Оп. 1. Д. 116. Л. 43.
31. ГАОО. Ф. Р. – 15. Оп.1. Д. 438. Л. 227.
32. ГАОО. Ф. Р. – 15. Оп.3. Д. 448. Л. 80.
33. ГАОО. Ф. Р. – 15. Оп.1. Д. 439. Л. 14.
34. ГАОО. Ф. Р. – 15. Оп.3. Д. 448. Л. 80 – 81.
35. Регельсон Л. Указ. соч., с. 488.
36. ГАОО. Ф. Р. – 15. Оп. 3. Д. 468. Л. 264. Д. 439. Л. 15.
37. Цит. по: Перелыгин А. И. «Русская Православная Церковь на Орловщине в годы политических репрессий». – Орел, 1996. С. 44 – 51. Справка по архивному уголовному делу № П. – 11015 УМБ РФ Курской области.
38. Цит. По: Перелыгин А. И. «Русская Православная Церковь на Орловщине в годы политических репрессий». Орел, 1996. С. 44 – 51. Архив ИЦ УВД Орловской области: Список репрессированных священнослужителей и монашества в 1933 году по арх. № 10642 – П.
39. Краюхин Д. А. Новомученики Орловские (епископы Орловской епархии, пострадавшие в годы советской власти) // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. – Орел, 1999. – С. 153 – 158.
40. Краюхин Д. А. Новомученики Орловские (епископы Орловской епархии, пострадавшие в годы советской власти) // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. – Орел, 1999. – С. 166 – 176.
41. Цит. по: Перелыгин А. И. «Русская Православная Церковь на Орловщине в годы политических репрессий». – Орел, 1996. С. 44 – 51. Архив ИЦ УВД Орловской области. Ф. 4. Д. 1. Л. 1 – 2, 15, 165; Д. 2; Д. 3.
42. ГАОО. Ф. Р. – 1591. Оп.1. Д. 15. Л. 4.
43. Там же. Д. 18. Л. 1 – 13; Д. 22. Л. 284 – 306; Д. 37. Л. 343.
44. Там же. Д. 143. Л. 532.
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ОРЛОВСКОГО ПОЛИКАРПА
(Продолжение. Начало в № 5-2003)
Еще до прибытия Преосвященного Поликарпа в г. Орел здесь, по слухам, уже знали о нем как о муже высокого благочестия, беспредельной благости и христоподражательной кротости. «И вот он явился пред нами, как ангел Божий», – вспоминал протоиерей Петр Полидоров. Это был смиренный старец, украшенный благолепными сединами и белой длинной бородой, с постническим худым лицом и тихой походкой. Одна простая женщина из толпы народа воскликнула: «Какой постный!» Он и в самом деле был таков – аскет и подвижник. Глаза имел голубые, взор тихий, кроткий, благоговейный; речь его была тиха. Имея внутренний благодатный мир в душе своей и спокойствие совести, он имел лицо светлое, веселое. Надобно сказать, что по внешности он был старец благолепный, невольно располагавший всякого уважать себя.
Вступая в Борисоглебский собор, где ему была уготована подобающая встреча, видно было, что он умственно молился, призывая благодать Божию на помощь себе к прохождению предстоящего ему высокого и многотрудного служения. Из его смиренного и благоговейного вида присутствующие усмотрели, что он нес пастве своей мир Христов и благословение, и возрадовались, и возблагодарили Господа за посланного им пастыря.
Когда же на следующий день Преосвященный Поликарп отслужил Божественную литургию в Кафедральном Борисоглебском соборе, он приветствовал свою новую паству словами апостола Павла: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».
Тихо и спокойно начал свое служение Преосвященный Поликарп на Орловской кафедре, до времени не меняя порядка, заведенного его предшественником. Впоследствии, всмотревшись внимательно и узнав качества и способности каждого, нашел необходимым многое изменить. Однако, к чести его, следует заметить, что любимчиков у него не было. Внимательно ознакомился Преосвященный с поданным ему рапортом о состоянии Орловской епархии, из которого узнал, как много во вверенной ему пастве душ, зараженных расколом. Его душа, глубоко проникнутая благочестием, затрепетала от той ответственности, которую взял он на себя, став пастыреначальником. И вспомнил он ущелье Успенского скита, где на высоте горы славословил Господа день и ночь, внимая только спасению единой своей души и разве еще спасению душ малой своей дружины – братии скитской. По глубокому своему смирению, видя во множестве погибающие от грехов души, почитал он себя недостойным великого сана святительского и неспособным управлять Орловскою паствою и потому вознамерился удалиться на покой. Однако близкие и благоговевшие к нему, узнав о таком намерении, пали пред ним на колена и стали умолять его еще послужить спасению других. И только одна покорность воле Божией и упование на Его всемогущую благодать остановили его от осуществления этого намерения. Со вздохом сказав: «Воля Господня да будет!», продолжил он свою святительскую службу. Собрав консисторию, Преосвященный Поликарп спросил ее мнения относительно искоренения или по крайней мере ослабления раскола и прекращения пропаганды его лжеучителей в Орловской епархии.
Выслушав суждения консистории, Преосвященный не оставил их без внимания, ибо они во многом совпадали и с его собственным мнением. Из последущих его распоряжений видно, что он старался осуществить их, сколько это зависело от его власти и возможности. А решено было знакомить народ с просвещением чрез учреждение сельских школ, ибо основание раскола лежало на заблуждении, грубом невежестве последователей его. Кроме того, наиглавнейшим средством против раскола считал он пастырские увещания, для чего решено было назначать в села, зараженные расколом, священников примерного поведения, преимущественно бессемейных, отличающихся благочестием, ревностью к исполнению пастырских обязанностей, научным образованием, знакомых с учением раскольников и искусных в опровержении их.
Желая подать пример, Преосвященный Поликарп, несмотря на самую дурную октябрьскую погоду, в глубокую осень отправился на дело апостольства в села Кромского уезда для обращения раскольников в недра Православной Церкви. Многим лишениям подверг себя в это время наш архипастырь. Как часто нуждался он в ночлеге и покое после несносного пути, чего особенно требовали его старческие силы! Однако Преосвященный не отступил. Множество сил потратил он на эту поездку. По прибытии своем в деревни и села дело свое начинал молитвою в ближайших церквах. Православным, во множестве стекавшимся в церковь, чтобы увидеть своего архипастыря, в простой, доступной их пониманию речи, делал пастырское увещание о твердом и неуклонном пребывании их в Православии. Заблудшим же овцам со всею архипастырской ревностью делал обличения в заблуждениях, вразумление – в правости учения российской Церкви, увещание – о возвращении от раскола к Православию. Как благоплодно было семя слова Божия, сеянное тогда Преосвященным Поликарпом, один Господь знает.
Несмотря на грубость и уклончивость раскольников от увещаний пастырских, Преосвященный не оставлял их своим отеческим вниманием и делал все, что мог, для возвращения их в лоно Православной Церкви.
Много заботился он о том, чтобы православных чад своей паствы сохранить и уберечь от заблуждений. Так, однажды до его сведения дошло, что многие крестьяне, после освобождения их от крепостной зависимости перестали посещать церковь и если обряды церковные исполняли, то лицемерно. Опечаленный таким событием, Преосвященный Поликарп сделал распоряжение, чтобы священно- и церковнослужители приходов, где состоят крестьяне, в каждый праздник по окончании Литургии внятно прочитывали по нескольку текстов из Евангелия или Деяний апостольских и изъясняли прочитанное сколь возможно понятнее для прихожан. За непременным исполнением сего должны наблюдать были местные благочинные.
Зная, что сельские священники не всегда имеют время составлять собственные проповеди, Преосвященный Поликарп предписал благочиннические библиотеки поддерживать и пополнять их выпиской книг и журналов духовного содержания с тем, чтобы священники вместо своих проповедей прочитывали в церкви из этих книг статьи, близкие к понятию простого народа, а грамотным прихожанам давали книги для чтения на дом.
Много заботился Преосвященный о том, чтобы православных чад своей паствы сохранить в правой вере и благочестивой жизни. Он ревностно следил, чтобы люди всех сословий не уклонялись от исполнения важнейшего христианского долга – исповеди и следующего за этим причащения Святых Христовых Таин.
Видя, как утомляются священники и исповедники во дни Великого Поста по причине большого стечения народа, и понимая, что важнейшая часть покаяния совершается невнимательно и доставляет мало пользы, он сделал распоряжение и составил расписание по дням – когда исповедовать детей, стариков, больных и пр. Пастырским долгом своим посчитал он вменить консистории в обязанность внушать всем приходским священникам совершать важнейшее для нравственности и духовной жизни чад их таинство покаяния с особенным вниманием и рачением.
Обозревая епархию, Преосвященный Поликарп видел, что народ наш при всем усердии к вере и Церкви погряз в невежестве и не умеет правильно прочитать и, тем более, понять никакой молитвы, а от этого сродни ему суеверия и предрассудки, для искоренения коих посчитал он наипервейшим делом распространение грамотности среди простого народа, видя в этом еще одно немаловажное средство для спасения душ вверенной ему паствы.
Он дал указание всем благочинным к тому, чтобы при всех заведоваемых ими церквах были устроены школы – мужские и женские, как для взрослых, так и для детей. За состоянием этих школ он постоянно следил: прибыв в селение, после ревизии церкви он узнавал, есть ли при данной церкви школа. Если таковая была, он вникал во все ее нужды и, сколько от него зависело, помогал; для детей делал он испытания – чему и как они учатся; беседовал с учителями и делал наставления им относительно нравственности их, чтобы учили они не только словом, но и делом. Часто с отеческой любовью благословлял Преосвященный детей крестиками и иконками. Если же в каком селе школы заведено не было, то он с обычной ему кротостью выражал приходскому священнику неудовольствие и делал пастырское увещание о непременном и безотложном заведении такой школы.
Консистории же Преосвященный предложил, чтобы при представлении священников к Высочайшим наградам выдавали справку – с усердием ли занимаются те священники обучением детей своего прихода.
Давая наставления своим сотрудникам, пастырям Церкви, относительно пастырского их служения – учительства народа христианскому благочестию, Преосвященный Поликарп был для них образцом. Он сеял слово Божие «благовременно и безвременно» (2 Тим. 4,2).
В праздничные и воскресные, а иногда и в будние дни Преосвященный всегда произносил проповедь. Он никогда не приготовлял своих поучений заранее, а говорил то, что ему Бог полагал на сердце. Он не гнался за красотой и стройностью речи, но, когда произносил слово, искал славы Божией и душевной пользы ближнему. Его благоговейно-молитвенное настроение, простая, сердечная, дышащая любовью к слушателям беседа проникала в самое сердце их. Часто, слушая проповедь Преосвященного, многие из них умилялись и проливали слезы.
Везде, где бывал Преосвященный, совершал он дело благовестия. Особенно проявлялось это при обозрении им епархии. Ни одного села не проезжал он, чтобы не предложить поучения народу. Он беседовал с народом как отец со своими возлюбленными чадами, беседовал языком простым, сердечным, доступным понятию каждого, уча соблюдать все, что заповедовал Господь наш Иисус Христос.
Святитель Поликарп был кроток, любвеобилен и приветлив к каждому. Но, когда надо было соблюсти справедливость, обличить порок, защитить слабого от притеснения сильного, Преосвященный облекался во всеоружие своей пастыреначальнической власти. Несмотря на лицо провинившегося, со всем благоразумием делал он обличение и увещание об исправлении. Иногда посещал дом того лица или семейства, где нужно было сказать пастырское слово.
Отношение Преосвященного к своим подчиненным было всегда отеческое, а обращение – милостивое. Но если замечал он за кем-либо несправедливость или своекорыстие, то обличал таковых нещадно. Некоторые из них поплатились своими должностями или местами.
Во всех других случаях он был кроток: к находящимся в скорбях являлся со словом утешения, к враждующим – со словом примирения, к болящим – со словом исцеления духовного, а нередко и телесного, и, наконец, с благословением напутственным отходящим в жизнь вечную.
Чтобы семя слова Божия, столь щедро сеянное Преосвященным, не осталось в пастве его бесплодным, он всегда орошал оное молитвою. С кончиною святителя Орловская паства лишилась великого молитвенника. О Преосвященном Поликарпе можно сказать, что он постоянно находился в богомыслии. Даже когда бывал он в дороге при обозрении епархии, то в карете против места, где сидел, вешал панагию с изображением Костромской Божией Матери и пред нею совершал свои молитвы в пути.
Ежедневно бывал он в храме Божием. «Необходимо ходить в церковь, – говаривал он, – там можем лучше умолить Господа, нежели в другом месте». Литургию служил Преосвященный во все воскресные и праздничные дни, а иногда и в будни. Во Святую Четыредесятницу всегда сам служил Преждеосвященные литургии. А в неделю Святой Пасхи разделял радость духовную со своею паствою, совершая Литургию в городских церквах или церквах тюремного замка, где, посещая узников, христосовался с ними и оделял деньгами.
В действиях Преосвященного при священнослужении видна была святая простота и благоговение. Предстоящие в храме, смотря на его старческие молитвы, сами невольно исполнялись благоговением и располагались к молитве; в важнейшие минуты священной Литургии лицо Преосвященного Поликарпа, всегда бледное, от избытка внутреннего святого чувства покрывалось румянцем.
Необходимо заметить, что при богослужении он требовал, чтобы все исполнялось в точности по Уставу церковному: чтение было внятное, неспешное, раздельное. Если чтец не исполнял этого, Преосвященный призывал его к себе в алтарь и делал ему должное вразумление и наставление. Пение при нем было больше простое, за голосистыми диаконами не гонялся. Когда же ему заметили, что везде принято, чтобы при кафедрах архиерейских протодиаконы были басистые, он отвечал: «Разве это необходимо? Зачем гоняться нам за ревунами? Лучше пусть у нас будут такие, кои духом поют Богу!»
Владыка всегда пребывал в молитве – если не церковной, то в молитве умной. После занятий епархиальными делами он удалялся во внутренние покои свои не ранее 10 часов пополудни и предавался не покою и сну, но бодрствовал и молился. После молитв он, по чину и обычаю подвижников св. горы Афонской, читал св. Евангелие и житие святого этого дня и уж потом ложился спать. Под воскресные и праздничные дни и вообще когда готовился служить Литургию, он не ложился совсем, а, сидя в кресле, дремал. Сон его был очень тонок. В церкви появлялся почти всегда прежде всех. Отслужив утреню и обедню, опять читал Евангелие и книги духовного содержания до прихода секретаря с делами епархии. Преосвященный Поликарп так сроднился с молитвой, что даже в последние дни своей жизни, лишившись возможности владеть языком, руками и ногами, требовал жестами, чтобы водили его в церковь к богослужению, где ежедневно причащался Божественных таин. И это несмотря на то, что ноги его покрыты были ранами и язвами, как полагают, от продолжительных стояний на молитве.
Испытывая любовь к посещению храма Божия, он желал, чтобы и паства его находила потребность чаще бывать в церкви. Как в священниках, так и в прихожанах Преосвященный старался пробудить желание к поддержке и содержанию в чистоте и благолепии храмов существующих, а где таковых нет – к созданию оных. Относительно внутреннего устройства и украшения храмов он требовал от кого следовало, чтобы они строго держались благочестивого древнего обычая Православной нашей Церкви – приличия и простоты без излишней роскоши.
Иконы Преосвященный Поликарп очень любил, особенно – Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых угодников Божиих. Он до самой своей кончины не переставал приобретать их.
Постоянной и наиглавнейшей заботой Преосвященного было воспитание духовного юношества. Он старался всеми силами, чтобы воспитание это было преимущественно религиозно-нравственным. Часто посещая семинарию и духовные училища, следил за преподаванием наставников и успехами учеников и всегда присутствовал на экзаменах не только воспитанников семинарии, но и духовных училищ. Когда же проводились курсовые испытания, он всегда возвращался в Орел, если даже находился в отъезде для обозрения епархии. Но не одни духовные дети и юноши были предметом его дум и забот.
С особенным расположением, близким его доброму и любвеобильному сердцу, принял он дело устройства приюта для девиц-сирот духовного звания, начатое еще предшественниками его – епископом Евлампием и архиепископом Смарагдом. С горячим усердием и любовью действовал он в устройстве этого благодетельного для епархии учреждения и имел утешение видеть незадолго до своей кончины это дело не только оконченным, но и упроченным. Сам Преосвященный Поликарп считал, что заведение устроено только при помощи Божией, Его особенным попечением, ибо по внешности своей он был лучшим зданием в нашем губернском городе, а в религиозно-нравственном отношении далеко превосходил подобные светские заведения.
Относительно избрания и рукоположения лиц на священно- и церковнослужительские места Преосвященный, по высокому своему благочестию, строго держался того правила, которое св. апостол Павел преподал всем святителям: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5, 22).
Имея это в виду, он строго следил за воспитанием духовного юношества с тем, чтобы оно было вполне религиозное. Для сего имел он у себя списки выпускников духовных семинарий, в коих были отметки не только по предметам, но указывались и отличительные свойства характера и проступки во время нахождения в семинарии. Эти сведения он принимал в соображение, когда воспитанники являлись к нему с прошением о рукоположении их на священнослужительские места. Если поведение их было сомнительным или худыми – наклонности, он оставлял их прошение без исполнения, пока не зарекомендуют себя с отличной стороны на наставнических должностях в сельских школах или на церковнослужительских местах.
Преосвященный Поликарп усмотрел, что воспитанники, окончившие семинарское образование и вскорости рукоположенные во священники, по незрелости лет впадают в ошибки служебные, а иногда и нравственные, а потому положил себе за правило не рукополагать во священники окончивших курс учения в семинарии прежде двадцатипятилетнего возраста. Этого правила он строго держался до самой кончины своей.
Будучи сам истинным и добрым земным пастырем человеческих душ, Преосвященный Поликарп старался и будущих священников наставить на правильный путь. Они были обязаны жить в архиерейском доме под непосредственным надзором духовника, к принятию рукоположения приготовляться постом, молитвою и упражнением в слове Божием. В церкви они должны были становиться на клирос петь, читать и исполнять все пономарские послушания. Он учил их составлять проповеди, которые сам просматривал.
По рукоположении Преосвященный отпускал молодых священников к своим местам только по совершении обучения правильному и благоговейному отправлению Литургии и прочих церковных служб, а также исправлению мирских треб.
При отпуске их к пастве Преосвященный давал им трогательное пастырское наставление, напутствовал своим архипастырским благословением, молитвою и благожеланиями. Он и потом не оставлял их своим пастырским надзором и попечением. Чтобы полученное ими долговременным трудом научное образование не было забыто среди хозяйственных забот и попечений, а применялось с пользой для себя и других, он обязывал духовенство выписывать книги и журналы духовного содержания с тем, чтобы самим упражняться в полезном чтении и паству свою назидать таковым. А чтобы доставить возможность служителям Церкви упражняться в сочинении статей духовного содержания кроме обыкновенных их проповедей Преосвященный Поликарп обратился в Святейший Синод с представлением о разрешении издавать Орловские епархиальные ведомости. Разрешение было получено, и это общеполезное дело благоуспешно продолжалось долгие годы и возобновилось, ко всеобщей радости, в наше время.
Обращение Преосвященного Поликарпа со служителями Церкви Христовой было самое любвеобильное, кроткое, милостивое, не было случая, чтобы он во все время управления своего Орловской епархией потерял терпение, предался гневу, хотя и поводы к тому бывали. Даже тех, кто по своим поступкам подвергался осуждению, он принимал без гнева и укоризны. Выговор и обличение делал с кротостью и милосердием, сострадал виновным, помня немощь природы человеческой. Он употреблял все меры к исправлению виновных, давая им почувствовать, что надзирает за ними. Бывало, скажет со вздохом: «Что делать, потерпим ему еще и еще, как и Господь наш терпит грехам нашим!» В глубоком своем смирении видел Преосвященный себя всегда согрешающим и потому других согрешивших и падавших боялся подвергать наказанию.
Вот так блаженной памяти Преосвященный Поликарп пекся о нравственности духовенства!
Заботясь о нравственном состоянии духовенства как своих сотрудников в важном деле спасения вверенной ему Богом паствы, он не оставлял и быта их без внимания, употребляя все меры для улучшения его. Преосвященный Поликарп из годичных отчетов духовного попечительства, а потом и из личного опыта уяснил, сколько бедности среди духовенства Орловской епархии, сколько несчастных вдов и сирот, оставшихся без средств к существованию после потери кормильца. Часто из своих скудных денежных средств он давал нуждающимся денежное пособие. А когда бывали у него посетители с хорошим состоянием, он в беседах своих с ними старался искусным образом расположить их к благотворительности бедному духовенству, в чем часто и успевал.
Своими благоразумными распоряжениями Преосвященный внес значительный вклад в дело улучшения быта приходских священнослужителей, служащих консистории, он облегчил труд благочинных и выискал средства для выплаты им жалованья.
А священно- и церковнослужители Кафедрального собора, по их собственному признанию, должны были вечно о нем возносить молитвы Богу за то, что он обеспечил их содержанием и упрочил их быт, ибо на его ходатайство в Святейший Синод о прибавке Орловскому соборному причту жалованья правительству было благоугодно обратить особое внимание и положительно решить этот вопрос относительно обеспечения всех Кафедральных соборов Российской империи приличным жалованьем.
Вот так блаженной памяти Преосвященный Поликарп пекся о благосостоянии духовенства своей епархии!
Для блага Орловской епархии Преосвященный не щадил своих сил и действовал не из видов своекорыстия или тщеславия, но о Господе. И ему, любившему Господа от всей души, все споспешествовало во благое. Господь благословлял дела его и начинания; то, что предшественникам его было камнем преткновения, Владыке удавалось исполнять: препятствия разрушались, средства появлялись, откуда нельзя было и ждать, и такие личности являлись ему помощниками, на которых нельзя было и рассчитывать. В подтверждение сего можно сказать о Кафедральном Петропавловском соборе, заложенном еще в 1797 г. При затрате огромных средств строительство его не было завершено до поступления на Орловскую кафедру Преосвященного Поликарпа; то же получилось и с приютом для девиц духовного звания – Господь благословил осуществить в наилучшем виде мысль предшественников Преосвященному Поликарпу.

(Окончание в № 8 - 2003 г. )

ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ

6 мая (или 23 апреля) 303 года, 1700 лет назад, имя его стало известно миру. В веках оно оставалось символом благородства и мужества. Образ Святого Георгия есть и на Государственном гербе России, и на старой русской воинской награде.
К 1700-летнему юбилею памяти Великомученика и Победоносца Георгия Орловское православное молодежное братство во имя Великомученика и Победоносца Георгия приурочило проведение фестиваля православной молодежи, первого в нашей области. Он прошел по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия.
В полдень шестого мая жители Орла стали свидетелями важнейшего в программе фестиваля события – третьего за новейшую историю города крестного хода. Его участники прошли по улице Ленина к тому ее месту, что освящено некогда здесь стоявшим храмом в честь покровителя чести. Место Святого Победоносца теперь занимает грешная «Победа». После совершения молебна собравшиеся, несмотря на разгар рабочего дня, орловцы и гости города услышали приветственное послание участникам фестиваля от Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра, зачитанное именинником – протоиереем Георгием Леонтьевым.
В тот же день у места слияния Оки и Орлика состоялись показательные выступления парусного клуба во имя апостола Андрея Первозванного федерации парусного спорта Орловской области и молодых яхтсменов из мценского отряда «Вера, Надежда, Любовь». Что интересно, многие журналисты, освещавшие это событие, отмечали именно следующий факт: организаторы мероприятия позаботились обо всех находившихся на берегу: для спортсменов и зрителей был устроен бесплатный обед, для чего членами православного братства сюда специально была доставлена настоящая полевая солдатская кухня.
А вечером православная молодежь вновь продемонстрировала свои силы – теперь уже на территории Детского парка. Несколько десятков ребят в камуфляже – воспитанники военно-патриотических клубов области – в кругу зрителей прямо на траве отрабатывали замысловатые приемы, захваты и броски. Многие из них уже избрали защиту Родины в качестве своей профессии. «Отслужив в армии, некоторые снова вернутся в эти же клубы, но уже в качестве инструкторов», – сказал директор мценского военно-патриотического клуба «Резерв» Николай Бондарев. Он является бессменным руководителем этого отряда на протяжении 15 лет его существования и за этот срок сумел организовать для двухсот своих подопечных почти 60 000 прыжков с парашютом!
В числе гостей фестиваля были и готовившие репортаж москвичи – члены съемочных групп киностудии «Троица» и православного просветительско-продюсерского центра «Миссия».
– Благодать сошла на сердце, съемочная группа разделяет мое чувство, – сказал режиссер «Троицы» Виктор Рыжко. Как свидетель их работы на протяжении целого дня 6 мая и участник просмотра отснятого материала могу свидетельствовать, что, действительно, красоту того весеннего дня в Орле, увиденную и запечатленную нами на видеопленке, нельзя не запомнить на всю жизнь. Именно такие чудесные моменты, не замечаемые в череде будней, и воспитывали на протяжении столетий многих деятелей мировой культуры, жизнь которых так или иначе была связана с нашим городом. Режиссер Виктор Егорович Рыжко приехал в Орел не только на съемки – он привез только что законченную часть своей новой трилогии – фильм «Ангел небесный», посвященный светлой памяти старца Николая Гурьянова. Для показа этого фильма режиссер был вынужден привезти с собой профессиональное цифровое оборудование, поскольку, справедливо считает он, лучше не попирать произведение искусства, чем демонстрировать его в недостойных условиях.
Программа фестиваля включала и менее заметные для широкой общественности события: торжественные молебны перед святынями Орловщины, выставки, концерты духовной и патриотической песни.

Евгений БОРИСОВ.
УГЛЬ ГОРЯЩ...

В этом году исполняется 100 лет со дня прославления и первого обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1760 – 1833). «Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду» – так завещал нам великий подвижник и молитвенник преподобный Серафим. «Подобно небесному серафиму в видении пророка Исайи, который коснулся сердца человеческого клещами со углем от жертвенника небесного, и сей земной серафим касается сердец, не воспламенятся ли они от небесного углия. До небес поднимается над землей великий Серафим и с высоты осеняет благословением молитв своих Русскую землю». Сегодня мы с трепетом вчитываемся в эти мудрые и простые слова нашего земляка протоиерея Сергия Булгакова.
Еще при жизни к нему стекалось несчетное множество жаждущих его целительных молитв, благословения или совета. После его кончины к могиле с глубокой верой в предстательство преподобного Серафима приходили православные люди – облегчить бремя болезней и скорбей и духовно укрепиться.
Открытие святых мощей преподобного Серафима в 1903 году было торжеством всей православной России. Будучи почти нашим современником, он предпринял труды и подвиги, равные великим подвижникам первых веков христианства. Преподобный Серафим своей жизнью явил нам, «что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде».
Преподобный Серафим, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 года в Курске в благочестивой купеческой семье. Его родителями в Курске построен храм во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне Сергиево-Казанский Кафедральный собор). Своим воспитанием он обязан матери – доброй, умной и боголюбивой женщине – Агафье Мошниной, которая осталась вдовой, когда Прохору было три года. Особое промышление Божие о нем заметно уже с детских лет: Прохор остался невредим, упав со строящейся колокольни. В другой раз он был чудесно исцелен от тяжкой болезни благодаря чудотворной Курской-Коренной иконе Божией Матери. В Прохоре с юности жило стремление к иночеству. Благочестивая мать не препятствовала в этом сыну и благословила его на иноческий подвиг. Всю жизнь носил преподобный на груди большой медный крест – материнское благословение. В 19 лег Прохор Мошнин пришел в Саровскую пустынь, прославленную высокой жизнью насельников. Восемь лет он проходил суровый искус монастырского послушания под руководством опытного старца Пахомия и в 1786 году, на 28-м году жизни, был пострижен в иночество с именем Серафим. «Уединение и молитва – великие средства к добродетели, очищая ум, они делают его прозорливым», – вспоминал он об этом времени. В 1793 году он был рукоположен в иеромонаха. Всего год продолжалось его служение в этом сане. Затем начался новый период его подвижничества – пустынножительство. Он поселился в деревянной келье в лесу, в 5 верстах от обители. Его жизнь состояла из постоянных трудов, непрерывной молитвы и поста. Постился он неимоверно: сначала вкушал лишь хлеб, затем питался только овощами со своего огорода, а затем два с половиной года – отваром из травы «снить». Подвиг поста он сочетал с подвигом молчания: три года преподобный Серафим провел, ни с кем не говоря ни слова. «Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание», – говорил преподобный. Этими духовными и телесными грудами он приготовил себя к подвигу столпничества. Он принял его на себя, избавляя свое Отечество и православный народ от многих бедствий и страданий. 1000 дней и 1000 ночей преподобный Серафим стоял на камне (днем – в келье, ночью – в лесу), молясь Богу словами мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» (Лк. 18, 13). Как крепкому воину Христову, преподобному Серафиму были посланы во время отшельничества большие испытания и искушения. После одного из них – нападения разбойников, нанесших ему смертельные раны – подвижник едва остался жив. Исцелен был он Пресвятой Богородицей, Которая явилась ему со словами: «Сей от рода Нашего».
Достигнув высоты мирного духа, преподобный Серафим внушал благоговение не только людям, но располагал к себе и диких зверей. Многие видели близ него громадного медведя, которого он кормил из рук.
По возвращении в монастырь после 16 лет отшельничества преподобный 10 лет пребывал в затворе. Затем по велению Матери Божией он начал принимать всех требующих помощи и утешения. «Радость моя, стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил он, открывая кратчайший путь к соединению с Христом. Преподобный Серафим совершил много чудес и сам в течение жизни удостоился высочайших явлений. Во время Божественной литургии увидел он Господа, окруженного Небесными силами, и явления Пречистой Девы Марии он удостоился 12 раз. Матерь Божия приветствовала его словами: «Любимче Мой!»
Опытно зная, что главное средство достижения христианских добродетелей — молитва, преподобный Серафим говорил: «За рукоделием или будучи где-то на послушании твори беспрестанную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В молитве внемли себе, то есть ум собери и соединяй с душой. Сначала день-два и множае твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своея и соединит в Себе оную в един дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно, и всегда будет она с тобою, наслаждая и питая тебя».
В последние годы жизни подвижника Сама Пресвятая Богородица возложила на него заботу об окормляемом им женском Дивеевском монастыре, в который могли поступать и бесприютные девицы-сироты, у которых не было ни крова, ни защитника. Матерь Божия Сама многое ему предсказала о житии сестер и о правилах молитвы для них. Преподобный Серафим скончался 2 января 1833 года и погребен был у алтаря Успенского собора Саровской пустыни. Через 70 лет после кончины преподобного были обретены его святые мощи.
19 июля 1903 года в Сарове состоялась торжественная канонизация святого. Память его празднуется 2/15 января и 19 июля/1 августа.
11 января 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял честные мощи великого святого и заступника Русской земли преподобного Серафима, возвращенные Церкви. До 6 февраля они покоились в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, а 7 февраля 1991 года рака со святыми мощами преподобного Серафима была доставлена в Москву. С великой радостью и благоговением пришли встретить мощи преподобного Серафима многочисленные архипастыри, духовенство и множество мирян. Торжественно, с пением тропаря шел крестный ход во главе со Святейшим Патриархом от вокзала к Богоявленскому собору. С глубоким волнением переживалась эта долгожданная встреча одного из любимейших святых русского народа. Несколько месяцев мощи преподобного Серафима покоились в Богоявленском соборе, где множество верующих смогли им поклониться, а летом они были перенесены в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.
Святейший Патриарх Алексий II в своем послании сказал: «Преподобный Серафим дивен своим великим молитвенным подвигом. В лике его, в наставлениях, в его житии воплощена такая духовная целостность, такая чистота и такое духовное здоровье, что поистине он сравним со светильником, что стоит перед Богом, устремляясь к Нему своим горением, и в то же время ярко светит миру».
8 июня этого года из Курска от Воскресенско-Ильинского храма начался пеший крестный ход в Дивеево. Его маршрут пройдет и по территории Орловско-Ливенской епархии: 12 – 14 июня – Малоархангельск; 15 – Архарово; 16 – Покровское; 17 – Скороходово (Верховье).
С мая образ преподобного Серафима с частицей мощей в специальном вагоне будет провезен по регионам России. В соответствии с программой празднования 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского 26 – 27 июня в Курском государственном университете состоится Всероссийская научно-практическая конференция.

А. К. Мищенко.
ГДЕ ИСТИНА?
Мы в жизни истину искали
И не могли никак понять,
Что здесь найдем ее едва ли,
На ней времен лежит печать.

Когда бы в мире воедино
Собрались светлые умы,
Они пришли бы к мысли дивной,
Что все великое, увы,

Давно уже известно миру.
Ведь Божьих заповедей свет
Нам озаряет всю картину,
Где истина, где ложный след.
Шенцова Ольга Вячеславовна.
Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: иеромонах Алексий (Заночкин). Ответственный секретарь: Екатерина Макеева.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов