Православная газета совета настоятелей храмов г. Орла; главный редактор - прот. Иоанн Троицкий; исполнительный ред. - иером. Алексий (Заночкин).

вернуться на главную страницу
№ 5 (54), май 2003
архив номеров 2003 обложка номера
Главные материалы номера:

В ПАСХАЛЬНУЮ НОЧЬ В БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР ДОСТАВЛЕН БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ из Иерусалима;

ПАСХАЛЬНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ Архиепископу Паисию;

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА - апрель- май 2003 г.;

ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ - продолжение;

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ОРЛОВСКОГО ПОЛИКАРПА (начало);

22 МАЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО;

ЯЗЫЧЕСТВО... Статья священника Максима Смолякова;

В ГОД 60-ЛЕТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРЛА - архипастырское послание митрополита Сергия православным, находящимся на территориях, оккупированных немцами ;

ДЕСНИЦА СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО размещена в Ахтырском кафедральном соборе;



БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ ДОСТАВЛЕН В БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР В ПАСХАЛЬНУЮ НОЧЬ


27 апреля, в Пасхальную ночь, из Иерусалима в Богоявленский собор города Орла был привезен Благодатный Огонь. Всего за несколько часов перед этим россияне могли видеть в прямой трансляции из Святого Града, как "свещеносцы" мгновенно, буквально бегом, разносили этот Огонь - весть о Воскресшем Христе, по всему Храму Гроба Господня, приняв первую искорку всеобщей радости из рук самого Патриарха Иерусалимского Иринея. И всего через 12 часов, преодолев тысячи километров, один из них оказался в Орле. Мы не знаем, было ли прежде что-то подобное в истории нашего города. Если и было, то очень давно. Русские паломники и прежде доставляли на Родину Благодатный Огонь, но лишь спустя много дней после Светлого Воскресения.
В Иерусалим наш земляк прибыл в составе делегации, представлявшей Российскую Федерацию и Русскую Православную Церковь в акции Всеправославной молитвы за мир на Святой Земле под названием "Просите мира Иерусалиму". Во всех православных странах в день Великой Субботы читалась эта специально написанная молитва. Она совершалась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, Предстоятелей других Поместных Православных Церквей. Акция также получила одобрение Президента России Владимира Путина.
Только такое соборное моление множества людей способно испросить у Бога "мир центру Мира", оно же низводит и Благодатный Огонь. Если же он когда-либо не сойдет, значит, не осталось среди нас достаточного числа праведников. Значит, не будет и смысла в дальнейшем продолжении человеческой истории. Поэтому мысленно предстоять в Храме Гроба Господня в день Великой Субботы должен каждый из нас.
Православные и Орла, и многих других городов России и мира, ставшие причастными в Пасхальную ночь великому чуду Благодатного Огня, должны помнить слова той самой молитвы о мире на Святой Земле: "Господи! Да не во зло обратим дарованные нам блага жизни". Обладание этой святыней - не повод для гордости, а еще одна возможность осветить и освятить все вокруг себя. Да не укроется, по словам Евангелия, светильник под сосудом.
В Богоявленском соборе, как свидетельство о Пасхе Христовой, размещена неугасимая лампада, от которой любой из нас может зажечь святой огонек и принести его в свой дом. По благословению настоятеля - протоиерея Владимира Дороша - имя орловца, доставившего Благодатный Огонь, внесено в синодик собора. Прихожане и причт храма отныне будут вечно молиться за того, кто подарил великую радость всему нашему городу.

Евгений БОРИСОВ, приходской Совет Богоявленского собора г. Орла.

ПАСХАЛЬНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ


Ваше Высокопреосвященство!
Искренне рад поздравить Вас и в Вашем лице всех верующих Орловской области с великим праздником Воскресения Христова – Пасхой!
Орловская область богата историческим и культурным наследием, традициями, в становление и развитие которых внесла значительный вклад Русская Православная Церковь.
Именно она, как государственно-образующая религия, многие века формировала тот истинно русский уклад жизни, национальный характер наших предков, который сделал Русь Великой Россией.
Сегодня все большее количество россиян обращают свой взгляд в прошлое, находя там примеры патриотизма, нравственности, духовности.
За последние годы в области в общем деле возрождения сделано многое: открыто более 70 храмов, действуют 4 монастыря, церковное историко-археологическое общество, гимназия, большое количество воскресных школ, развивается православное молодежное движение, на кафедре теории и методики преподавания религиоведения в Орловском государственном университете готовятся молодые специалисты, в школах области в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести» ведется преподавание «Основ православной культуры».
Именно Ваше архипастырское благословение возлежит на каждом из этих благих деяний, внося неоценимый вклад в духовно-нравственное развитие края.
Выражаю надежду, что и в дальнейшем на Орловщине будет развиваться все благое, появятся новые формы и направления духовно-просветительской деятельности, укрепится связь между государством и церковью.
В этот светлый «праздник праздников» – день Воскресения Христа желаю крепкого здоровья, твердости духа, теплоты душевной и милости Божией Вам и Вашей хранимой Богом пастве!

Губернатор Орловской области Е. С. СТРОЕВ.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
С ЧУВСТВОМ ПАСХАЛЬНОЙ РАДОСТИ В СВЕТЛЫЕ, СВЕТОНОСНЫЕ ДНИ ПОБЕДЫ ЖИЗНИ НАД СМЕРТЬЮ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С ТОРЖЕСТВОМ И ПРАЗДНИКОМ ПРАЗДНИКОВ – ДНЕМ СВЯТОЙ ПАСХИ.
СЕРДЕЧНО ЖЕЛАЮ ВАМ ЖИВОТВОРЯЩЕЙ ПАСХАЛЬНОЙ РАДОСТИ, МИРА И БЛАГОПОЛУЧИЯ И В ДОБРОМ ЗДРАВИИ СИЛ ДУШЕВНЫХ И ТЕЛЕСНЫХ МНОГИЕ И МНОГИЕ ГОДЫ ОЩУЩАТЬ ВСЕМОЩНОЕ ЗАСТУПЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО НЫНЕ ХРИСТА ЖИЗНОДАВЦА.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Г. ПОЛТАВЧЕНКО.

Уважаемый Владыко!
СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ВЕЛИКИМ ХРИСТИАНСКИМ ПРАЗДНИКОМ – СВЕТЛЫМ ХРИСТОВЫМ ВОСКРЕСЕНИЕМ.
РАЗДЕЛЯЯ РАДОСТЬ ПРАЗДНИКА, ВЫРАЖАЕМ НАДЕЖДУ, ЧТО СЛУЖИТЕЛИ ЦЕРКВИ И ВПРЕДЬ БУДУТ ДЕЛАТЬ ВСЕ ОТ НИХ ЗАВИСЯЩЕЕ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ДУХОВНОГО НАЧАЛА В ЛЮДЯХ И УКРЕПЛЕНИЯ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА. ЖЕЛАЕМ ВАМ ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ, ДОЛГИХ ЛЕТ БЛАГОДЕНСТВИЯ, УСПЕХОВ В ДОБРЫХ ДЕЛАХ ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ И ВО СЛАВУ ГОСПОДА.

Ю. В. КОРОСТЕЛКИН.

Ваше Высокопреосвященство!
СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС И ВСЕХ ДУХОВНЫХ ЧАД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СО СВЕТЛЫМ ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ.
ЭТО ДЕНЬ, КОГДА С ВЕРОЙ ВО ХРИСТА ВОСКРЕСШЕГО МЫ ОБРАЩАЕМ ВЗОРЫ В НАШЕ НЕБЕСНОЕ ОТЕЧЕСТВО, КОГДА НАРОД ВОСХВАЛЯЕТ ПОБЕДУ НАД СМЕРТЬЮ СПАСИТЕЛЯ, ДАРОВАВШЕГО ВСЕМ НАДЕЖДУ НА ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. ОН ПРИНОСИТ В ДОМА ТЕПЛО, РАДОСТЬ И ЛЮБОВЬ, А ЦЕРКОВЬ ПРИНОСИТ В ОБЩЕСТВО ИДЕАЛЫ ДОБРА, МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ, УЧИТ САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ И ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ.
В ЭТОТ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ ЖЕЛАЮ ВАМ КРЕПОСТИ ДУХОВНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СИЛ, ЩЕДРОЙ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВО ВСЕХ ВАШИХ ТРУДАХ НА СЛАВУ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА И ЦЕРКВИ.

С УВАЖЕНИЕМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВИКТОР ЗОРКАЛЬЦЕВ.
ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА. Апрель-май 2003 г.

Апрель 2003 г.
17 апреля. Указом №110 Высокопреосвященного архиепископа ПАИСИЯ протоиерей Алексий ГАЛУН, клирик Михаило-Архангельского собора г. Орла, освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Орловской спецпсихобольницы с интенсивным наблюдением.
18 апреля. Указом архиепископа Орловского и Ливенского ПАИСИЯ протоиерей Александр ПРИЩЕПА, клирик Свято-Сергиевского храма г. Ливны, освобожден от должности благочинного Ливенского округа согласно поданному прошению.

23 апреля. Ко дню Святой Пасхи Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II, по представлению архиепископа ПАИСИЯ удостоил Патриарших наград следующих клириков Орловско-Ливенской епархии:
- права совершения Литургии с отверстыми царскими вратами до «Херувимской» – протоиерея Иоанна КВЯТОВИЧА;
- права ношения митры – протоиереев Николая МИХАЛЕВА, Александра СЕКРЕТАРЕВА;
- сана протоиерея – священника Алексия КОМОВА;
-права ношения палицы – протоиереев Алексия ГАЛУНА, Симеона КАРНАУХОВА, Александра САПАЧА, Сергия САПАЧА, Виктора ТИТОВА;
-права ношения наперсного креста – иеромонахов Илария (ЗАГАЙНОВА), Серафима (ЗВЯГИНА), Пантелеимона (КОПИНЦА), Виктора (СТРОЕВА), священников Юлия БОРОНТОВА, Владимира БРЕДИХИНА, клирика гарнизонного храма ФАПСИ, что на Всполье (Москва), сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священника Александра КОЗИНА, священника Игоря ЧИСТЮХИНА;
- ордена св. князя Владимира III степени – протоиерея Валерия ПАЛКИНА, ректора ОГУ Ф. С. АВДЕЕВА, главу администрации Малоархангельского района П. В. ЗАЛОЖНЫХ;
- ордена преп. Сергия Радонежского III степени – протоиерея Василия ДЕРКАЧА;
- ордена св. князя Даниила III степени – протоиереев Николая ЕВДОКИМОВА, Георгия КВЯТОВИЧА, Николая КОВАЛЕНКО, заместителей губернатора Орловской области Е. Н. ВЕЛЬКОВСКОГО, А. Н. МАЙОРОВА, генерального директора ОАО «Орловская нива» А. С. СУДОРГИНА, генерального директора ЗАО ФПК «Экострой» А. Н. СТАРКОВА, главу администрации с. Троицкое Ливенского района Л. Е. БОРОДИНА, реставратора С. Г. БОЛОТСКИХ;
- ордена св. княгини Ольги III степени – главного менеджера ЗАО «Орловская усадьба» М. Е. РОГАЧЕВУ;
- медалью преп. Сергия II степени – зав. кафедрой религиоведения философского факультета ОГУ Т. Г. ЧЕЛОВЕНКО.

25 апреля. Великая Пятница. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ совершил торжественный чин освящения недавно отреставрированного Свято-Троицкого храма в с. Льгов Хотынецкого района Орловской области. Архиепископу ПАИСИЮ сослужили протоиерей Иоанн ТРОИЦКИЙ, иеромонах Серафим (ЗВЯГИН) – настоятель храма и ряд других клириков. За богослужением присутствовали губернатор Орловской области Е. С. СТРОЕВ и ряд высокопоставленных государственных чиновников, предприниматели и представители орловской прессы. По окончании чинопоследования освящения архиепископ ПАИСИЙ вручил Патриаршие награды государственным служащим и предпринимателям, внесшим свой вклад в восстановление Свято-Троицкого храма.
27 апреля, День Святой Пасхи. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ совершил Пасхальную заутреню и Божественную литургию в Свято-Ахтырском Кафедральном соборе. Архиепископу ПАИСИЮ сослужили протоиереи Владимир БРОВЧУК, Иоанн МЕШКОВ, священник Михаил ЖАРКОВ, протодиакон Стефан ЮРАШЕВИЧ. В тот же день, в 18 часов, архиепископ ПАИСИЙ совершил торжественную вечерню, за которой молились многочисленные клирики и прихожане. По окончании вечерни архиепископ ПАИСИЙ принял от священнослужителей и монашествующих, от воспитанников воскресных школ и прихожан поздравления с Днем Христовой Пасхи.
30 апреля, Светлая Среда. Высокопреосвященный архиепископ ПАИСИЙ в сопровождении протоиереев Иоанна ТРОИЦКОГО, Владимира БРОВЧУКА, Владимира Владимировича ДОРОША посетил областную администрацию, где вручил Патриаршие награды ряду сотрудников областной и районных администраций, другим государственным служащим.

Май 2003 г.
7 мая. Указом №135 архиепископа Орловского и Ливенского ПАИСИЯ священник Александр ПОХОЖАЙ, бывший клирик Брянско-Севской епархии, назначен штатным клириком Свято-Троицкого храма г. Орла.
Указом №136 архиепископа Орловского и Ливенского ПАИСИЯ священник Константин ЗОЛОТУХИН, клирик Свято-Троицкого храма г. Орла, назначен штатным клириком Свято-Михаило-Архангельского собора г. Орла.
Указом №137 архиепископа Орловского и Ливенского ПАИСИЯ священник Александр КОВАЛЬЧУК, выпускник Киевской духовной семинарии, клирик Свято-Димитриевского храма г. Дмитровска, согласно 42-му правилу Святых апостолов, запрещается в священном служении.
ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ
1. Введение.
ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВИЕ НА ОРЛОВЩИНЕ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЕПАРХИИ.


2. Вторая часть – начало XVI – конец XVII века. Третья часть – с начала XVIII века до учреждения самостоятельной епархии;

3. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ. ОРЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ 1788 – 1818.
Часть 1. Создание Орловской епархии.
Часть 2. Язычество, старообрядчество и секты, нравы.


4. Часть 3. Духовное просвещение и образование.
Часть 4. Подвижники благочестия.


5. ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ОТ 1917 ГОДА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
Часть 1. История Орловской епархии 1917 – 1941 гг.


6. Часть 2. История Орловской епархии 1941 – 1988 гг.

7. Часть 3. История Орловской епархии 1988 - 2000 гг.




Очень сильно на Орловщине было старообрядчество. Большая часть жителей города склонилась к нему еще в то время, когда отбирались старопечатные книги и вводились новые, исправленные патриархом Никоном. Впоследствии, когда некоторые из московских стрельцов были переселены в Орел, здесь появляются уже две раскольнические секты – поповская и беспоповская. Священники боялись означать их в своих Росписях и писали всех исповедующимися и причащающимися. Случаев обращения из раскола почти не было. Преосвященный Кирилл, убедившись во время неоднократного своего пребывания в Орле, что здесь «почти все дышат расколом», пытался было действовать на них словом пастырского увещевания. Когда же его энергические проповеди возбудили только крайнее негодование со стороны многих жителей города, тогда он внушал священникам «по крайней мере, спасать от рока погибели невинных», т.е. противодействовать раскольнической пропаганде. Тех из священников, которые по-прежнему укрывали неисповедыовавшихся и непричащающихся, он штрафовал денежною пенею, заключением в монастыри и отрешением от приходов. Такому штрафу подвергнуты были богоявленские попы (Григорий Филиппов и Иоанн), архангельские (Алексей Васильев и Петр Васильев) и никольские. Между тем раскольники имели в Орле свои молельни и своих попов, которых поповцы доставали иногда за деньги в среде православного духовенства. В 1772 году в Орле и Орловском уезде среди раскольников открылась еще какая-то новая ересь, к которой приставали многие помещичьи люди. Для расследования этого дела по высочайшему повелению сюда прибыл полковник Волков. Дело кончилось кнутом и ссылками. Орловская губерния считалась родиною скопчества, основателем которого был Андрей Селиванов.
В 1800 году самые умеренные из орловских старообрядцев изъявили согласие присоединиться к Православной Церкви на правах единоверия. В том же году им разрешено было построить каменную единоверческую часовню. Подле этой часовни находилась еще дубовая часовня, в которой собирались не желавшие пристать к единоверию. В 1842 году каменная часовня была достроена в церковь и освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы, а дубовая по распоряжению правительства разобрана. Тогда же (1841 г.) построена была деревянная церковь во имя св. Николая чудотворца на старообрядческом кладбище, которое известно под именем Лутова кладбища. Говорят, что оно названо так потому, что земля эта была куплена у некого старика Лутова, жившего со своею старухою хутором на месте нынешнего Ботанического сада. В 1872 году единоверческая церковь была расширена пристройкой новой трапезы16.

Часть 3. Духовное просвещение и образование
До учреждения в Орле губернии, кроме одного духовного училища, существовавшего c двадцатых годов XVIII века до 1798 года при мужском Успенском монастыре, не было никаких других учебных заведений, и жители города не сознавали особенной нужды в школьном образовании своих детей. Осознание его необходимости начало вырабатываться в Орле только со времени учреждения в нем губернии, когда по распоряжению правительства здесь стали возникать одно за другим разные учебные заведения.
Севская духовная семинария со времени учреждения Орловской епархии переименована была в Орловскую, но по-прежнему оставалась в городе Севске. В 1817 году она была преобразована. С этого времени она состояла уже из трех отделений – низшего, среднего и высшего, а из низших ее классов составлены особые училища с наименованием уездных и приходских. Когда затем архиерейская кафедра была перенесена из Севска в город Орел, то преосвященный Иона в 1820 году ходатайствовал перед Св. Синодом о переведении сюда же и епархиальной семинарии. Вследствие этого ходатайства Орловскому преосвященному Гавриилу в 1822 году предписано озаботиться постройкою семинарского корпуса, для которого было отведено пустопорожнее место за городом. Весною 1827 года корпус был готов, и семинария переведена из Севска в Орел17.
Одновременно с преобразованием Орловской духовной семинарии в 1817 году открыты были в городах Орле, Севске и Ливнах духовные уездные и приходские училища, состоявшие под управлением ректоров или смотрителей. Орловское духовное уездное и приходское училище помещалось при Успенском мужском монастыре, а по упразднении его – при архиерейском доме, в том же самом деревянном здании, в котором прежде сего (до 1798 года) помещалось духовное училище18.
Женское епархиальное училище в Орле было преобразовано преосвященнейшим Макарием, епископом Орловским и Севским, из духовного приюта для сирот духовного звания. Этот приют учрежден был в 1862 году на 40 девочек и сперва помещался в двухэтажном каменном доме при кладбищенской Крестительской церкви. В 1867 году Орловский духовный приют переведен в новый трехэтажный корпус, устроенный для него на месте бывшего Введенского девичьего монастыря19.
Наряду со светскими периодическими изданиями, такими как «Орловские Губернские Ведомости» и «Орловский Справочный Листок» при военной гимназии, в городе Орле стало издаваться еще и церковное – «Орловские Епархиальные Ведомости» при духовной семинарии. Это произошло в 1865 году благодаря стараниям епископа Поликарпа20.
Сложившаяся система духовного и светского образования создала прочную основу для миссионерско-просветительской деятельности среди простого народа. В конце XIX – начале XX вв. открывается ряд церковно-просветительских научных обществ. Второго марта 1887 года при кафедральном Петропавловском соборе было учреждено Орловское Православное Петропавловское братство. С 1899 года стал действовать Орловский отдел Православного Императорского Палестинского Общества. В 1905 году было преобразовано из комитета и начало действовать Церковное Историко-Археологическое Общество. Уже непосредственно перед первой мировой войной – 23 марта 1914 года – возникло Орловское Законоучительное Братство Священномученика Кукши21.
Можно с уверенностью сказать, что за период со времени учреждения епархии по начало XX века ситуация в области духовного образования и просвещения коренным образом изменилась в лучшую сторону.

Часть 4. Подвижники благочестия
В это время Орловщина становится местом деятельности многих подвижников и святых. Так, большим уважением пользовался епископ Поликарп. Им был основан приют, по его инициативе началось издание газеты «Орловские Епархиальные Ведомости». Большое признание стяжал архимандрит Болховского Троицкого Оптина монастыря, в прошлом начальник Алтайской духовной миссии Макарий (Глухарев)22. В 1905 – 1906 годах орловским епископом является известный церковный просветитель Серафим (Чичагов), причисленный ныне к лику святых как священномученик23. На Орловщине постоянно бывала святая Великая Княгиня Елисавета Федоровна Романова. Священником полковой церкви Черниговского полка служит Митрофан Серебрянский24. Бывает на Орловщине и св. Иоанн Кронштадтский. Уроженец Орловского края С. А. Нилус создает свои произведения о старцах и святых25. Приходской священник Георгий Коссов из села Спас-Чекряк становится широко известен своей благочестивой жизнью и чудесами исцелений болящих. В народе о нем можно было встретить отзывы подобные этому: «Отчитывает дюже хорошо, в церкви, над головой кликуши, семь Евангелий по семи раз читает и унимает крик сразу»26. На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года он был причислен к лику святых, как священноисповедник27.
Итак, несомненно, во второй половине XIX и начале XX веков Орловщина переживает духовный подъем, однако по сравнению с другими епархиями Орловская к началу XX века значительно отставала. Находившийся тогда на архиерейской кафедре преосвященный епископ Серафим (Чичагов) пишет: «Слышал я, что Орловская кафедра одна из самых трудных и неустроенных, но не воображал, что центральная русская епархия может быть в таком запустении и неустройстве во всех отношениях… Без викария здесь можно лишиться последних сил. Но если нечем жить епархиальному архиерею, то мысленно ли устроить викария? Ведь мерзость и запустение начались с архиерейского дома. Но я хотел бы очень остаться здесь надолго и добиться переустройства епархии»28. Епископ Серафим всего лишь два года был правящим архиереем, а затем был переведен в Кишинев, но, несомненно, во многом ему принадлежит заслуга окончательного переустройства и упорядочения епархии. Хотя в это время уже открылось много церквей (в границах современной Орловской области – около 750)29, действовали монастыри (в нынешних границах – три мужских и четыре женских)30, семинария, духовные училища, но общий духовный кризис российского общества был налицо. Часто можно было встретить отсутствие веры или маловерие, в том числе и среди духовенства. Правильнее можно сказать, что, несмотря на то, что встречались и люди близкие к святости, все же в этот период епархия достигает больше высот количественных, нежели качественных, в области духовной жизни.

Свящ. Сергий ГАВРЮШИН.

16. Пясецкий Г.М. Забытая история Орла. – Орел, ОГТРК, 1993. С. 129 – 130.
17. Пясецкий Г.М. Забытая история Орла. – Орел, ОГТРК, 1993. С. 189 – 190.
18. Пясецкий Г.М. Там же. С. 192.
19. Пясецкий Г.М. Там же. С. 194.
20. Пясецкий Г.М. Забытая история Орла. – Орел, ОГТРК, 1993. С. 195.
21. Ермаков Е. Орловское Церковное Историко-Археологическое Общество // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. – Орел, 1999. – С. 8 – 12.
22. Орловские епархиальные ведомости. 2000. № 6 (29). – С. 3.
23. Митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. Часть 1. – Москва – СПб, 1993. – С. 13.
24. Мищенко А. К. Материалы из жизни отца Митрофана Серебрянского // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. – Орел, 1999. – С. 100.
25. Ливцов В. А. Православный путь Орловщины //Краеведческие записки. – Орел, 1999, Вып. 3. С. 3.
26. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 1. М., Русский Духовный Центр, 1993. С. 152.
27. Орловские епархиальные ведомости. 2000. № 12 (35). – С. 9.
28. Митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. Часть 2. – Москва – СПб, 1993. – С. 116.
29. Неделин В. М. Архитектурные древности Орловщины. Орел, изд-во «Вешние воды», 1999. – С. 4.
30. Булгаков С. В. Настольная книга для священно – церковнослужителей. Репринт. изд. – М., 1993. – С. 1515 – 1517.
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ОРЛОВСКОГО ПОЛИКАРПА

Много лет миновало с того далекого дня, как почил от трудов своих праведных Преосвященный Поликарп, епископ Орловский и Севский. Много сил отдал он орловской пастве, стараясь научать ее истинной вере, вразумлять заблудших и возвращать их в лоно Православной Церкви. Духовная жизнь Орловской епархии при последователях его с годами то затухала, то оживлялась, пока наконец настало время, когда люди стали бояться исповедовать Христа, а вера в Бога стала считаться страшным0 пороком, несовместимым с жизнью в обществе.
Богоборческая власть сначала один за другим закрывала храмы, потом стала методично разрушать и осквернять их, стараясь вытравить в человеческих душах веру в Бога.
На территории Успенского мужского монастыря, где в храме Успения Пресвятой Богородицы был похоронен Преосвященный Поликарп, размещались последовательно общежитие пединститута, трудовая колония строгого режима, госпиталь, лагерь военнопленных, детская трудовая колония и даже автоинспекция со стоянкой автомашин. Каждая из этих организаций внесла свою лепту в дело разрушения комплекса монастырских зданий, в том числе и храмов, с такой любовью и заботой возводимых нашими предками.
Дольше всех простояла Успенская каменная церковь, возведенная игуменом Евфимием в 1688 г., так как она была причислена к архитектурным памятникам, охраняемым государством. Со временем она стала «Владычней усыпальницей». Под сводами ее были похоронены Владыки: Никодим (+1839), Поликарп (+1867), Ювеналий (+1883), Ириней (+1904) и Митрофан (+1914).
Однако, несмотря на «охранную грамоту», Успенскую церковь снесли в 1980 г., площадку разровняли и заасфальтировали, оставив от могил и надгробий чистое место, на котором разместилась стоянка автомашин. Власти предполагали, что теперь-то уж никто из орловских жителей не вспомнит о когда-то здесь бывшем монастыре, тем более не узнает имен молившихся в нем за Святую Русь.
Однако человек предполагает, а Бог располагает. И пути Его неисповедимы.
В 1993 г. фундамент Успенской церкви откопали студенты Орловского педагогического университета. Над могилами архиереев поставили кресты и стали приводить их в порядок. Чаще всего это делали женщины-прихожанки восстановленной Свято-Троицкой церкви, которая несколько лет была приходской для жителей близлежащих районов города. Вот какой трогательный случай рассказала одна из этих женщин – Зинаида Елецкая.
После работы пришла она на монастырское Успенское кладбище, чтобы здесь потрудиться. В глаза ей сразу бросилась могила с железным крестом. К ней-то она и подошла; убрала ее, очистила от мусора с любовью к памяти почившего архиерея, не зная еще его имени.
Только через год, в 1994 году, когда останки орловских архиереев достали, чтобы перезахоронить их на Успенском кладбище здесь же, на территории монастыря, узнала Зинаида имя того, чью могилу она убрала, это был епископ Поликарп.
Торжественно, со всеми почестями останки орловских архиереев были перезахоронены. Панихиду служил правящий архиерей Орловско-Ливенской епархии Преосвященный Паисий. Деревянные кресты для каждой могилы должны были нести женщины. Зинаида Елецкая взяла крест, какой ей дали. Но тут произошла заминка, и кресты снова поставили к стене. Когда же процессия наконец тронулась с места, крест, поставленный Зинаидой, взяла другая женщина. Зинаида очень огорчилась и заскорбела, но потом смирилась. И вдруг ей принесли другой крест. Оказалось, что это был крест для могилы епископа Поликарпа. Слезы радости о Господе и Его святом угоднике полились из глаз Зинаиды. Она почувствовала, что это Господь по молитвам Преосвященного Поликарпа даровал ей эту радость, ведь при земной своей жизни Владыка был великим молитвенником и незамедлительно являлся со словом утешения ко всем скорбящим и слово свое всегда орошал молитвою. Вот так поблагодарил Преосвященный Поликарп ту, которая столь незначительным, но с любовью трудом почтила его память, убрав и очистив могилу.
Каким святым угодником Божиим был Преосвященный Поликарп в жизни земной, такой он есть и сейчас у Престола Божия. И можно с уверенностью сказать, что этот великий молитвенник вместе с прежними насельниками Свято-Успенского монастыря молится ко Господу о нас, грешных, и наипаче – о возрождающейся обители. И вот уже собралась небольшая монастырская братия, освящен вновь построенный храм в честь Успения Божией Матери, и жива память о Преосвященном Поликарпе, к могиле которого ежедневно собирается вся монастырская братия просить его молитвенного предстательства перед Господом. Будем молиться, чтобы наша Православная Церковь никогда не оскудевала такими наставниками и благодетелями, каким был святитель Орловский Поликарп!

Многими славными, достойными именами украшена кафедра Орловской епархии. Краткие сведения о них мы черпаем не только из исторических документов, но и по воспоминаниям их современников. Все они служили Богу и ближнему по мере своих сил и возможностей, но лишь об одном из них имеем мы такое подробное и с любовью составленное жизнеописание. Это Преосвященный Поликарп (Радкевич), епископ Орловский и Севский, ангел по чистоте и святости жизни, верный наставник и хранитель душ.
То, что Преосвященный Поликарп точно был такой, показал нам очерк его жизни, составленный на основании достоверных источников. Очерк этот был составлен спустя два года после блаженной кончины епископа протоиереем Кафедрального собора Петром Полидоровым. И теперь Господь дарует нам время и возможность говорить о Своем святом угоднике, коим был епископ Поликарп – избранник Божий от самого своего рождения.
Родился Преосвященный Поликарп 14 августа 1798 г. (по другим данным – в 1795) в предместье города Каменец-Подольский Подольской епархии в семье священника Иоанна Радкевича. При святом Крещении был наречен Феодосием – в честь преподобного Феодосия, игумена Печерского. В житиях угодников Божиих мы видим, как часто промысел Божий бдел над ними, когда жизнь их подвергалась опасности, и спасал их тогда, когда суетно было спасение человеческое. Подобное неоднократно случалось и в жизни Преосвященного Поликарпа. Чудным образом Господь спасал его, провидя, что жизнь его будет на пользу многим.
Вот какие случаи из жизни Преосвященного Поликарпа рассказал в своем очерке протоиерей Петр Полидоров, слышавший о них от самого Владыки. Однажды в детстве, в зимнее время, родители Феодосия отлучились из дома, оставив его и меньшего брата его Иакова с прислугою. Печь в доме была истоплена и закрыта не вовремя, когда дрова еще не прогорели, и потому родители, возвратившись домой, нашли детей своих и прислугу угоревшими, в бесчувственном состоянии. Мать бросилась к грудному младенцу, сыну своему Иакову, отец занялся спасением прислуги, а про Феодосия совсем забыли. О нем вспомнили, когда Иакова и прислугу привели в чувство. Но, к своему ужасу, они нашли его без всяких признаков жизни, и все усилия их возвратить сыну своему Феодосию жизнь оказались тщетными. Тогда благочестивая мать Феодосия, видя, что все земные средства нисколько не помогают, решилась прибегнуть к помощи небесной: она взяла бездыханного своего ребенка и отнесла его в церковь. Там положила она его перед иконою Святителя Николая, которая почиталась чудотворною и, пав перед нею ниц, горячо, со слезами молилась святому угоднику Божию о возвращении сыну жизни – молилась так, как только может молиться любящая мать, молилась всю ночь, пока дух жизни не возвратился в бездыханное тело отрока. С великой радостью и слезами благодарности к Богу и угоднику Его Святителю Николаю она со своим сыном возвратилась домой.
Феодосий был очень привязан к своей матери и старался всегда быть рядом с ней. Однажды, когда мать отправилась на речку стирать белье, Феодосий, которому было в ту пору около 4-х лет, побежал к ней. Увидев ее с крутого обрывистого берега внизу, мальчик шагнул в ее направлении и низвергнулся в бездну. Мать оцепенела от ужаса и только могла воскликнуть: «Святителю отче Николае, помилуй меня!» И угодник Божий в другой раз явился спасителем жизни малютки. Феодосий, упав с высоты не менее 7 аршин, не потерпел от падения никакого вреда.
Третий замечательный случай избавления от видимой опасности произошел с Преосвященным Поликарпом, когда он уже обучался в семинарии. Об этом он сам рассказал протоиерею Петру в назидание. Дело было летом, во время каникул, и семинарист Феодосий жил в доме своих родителей. Надо заметить, что родители Преосвященного Поликарпа были очень бедны, но богаты добрыми качествами: набожны, любвеобильны и сострадательны к бедным и несчастным. В этом же духе старались они воспитывать и детей своих.
И вот наступил праздник Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. Все семейство соблюдало пост до вечера «в память о св. Иоанне Предтече». Феодосий, страдавший от приставшей к нему лихорадки, стараясь не развлекаться дома и не соблазняться приготовляемой к вечернему столу пищей, отправился в рощу за орехами. Достаточно набрав этих плодов, он вдруг заметил ветку с таким богатым урожаем орехов, что ветка склонилась до земли. Обрадовавшись такой находке, Феодосий кинулся обрывать их. Но едва только он взялся за ветвь, как змея, скрывавшаяся под этой ветвью, обвилась вокруг его руки, готовясь вонзить свое смертоносное жало. Напугавшись до чрезвычайности, юноша быстро стряхнул змею с руки и отскочил от того места, где нашел счастливую находку и смертоносную беду. От змеи он не потерпел никакого вреда, но оставаться в роще больше не захотел и возвратился домой. И что же? Лихорадка его прошла и больше никогда к нему не возвращалась. «Таким образом, – говорил впоследствии Преосвященный Поликарп, – я милостию Божиею, по молитвам большего из рожденных женами Крестителя Господня, избавлен был от двух зол – укушения ядовитым гадом и несносной болезни – лихорадки». И добавил в назидание: «Так-то и в жизни нашей духовной: в посте и самоотвержении заключается здравие для тела и спасение душе».
Известен и еще один случай, когда Господь чудным образом сохранил жизнь его, когда он был уже в сане архимандрита. В одном из храмов обители, вверенной ему, возобновляли живопись. Желая посмотреть на производимые работы, он после ухода рабочих взобрался на ветхие подмостки под самый купол храма. Вдруг подмостки обрушились, и он упал вниз. Но промысел Божий бдел над будущим светильником орловской паствы – при падении о. архимандрит зацепился платьем за леса подмостков и был снят с них только тогда, когда рабочие возвратились в храм. При этом о. Поликарп нисколько не пострадал от падения с такой высоты.
Феодосий был слабым и болезненным от природы. Рос он тихим и застенчивым, детских игр избегал, шалостей не любил, был кротким и незлобивым. Резвые сверстники его часто обращались с ним грубо. Но он не воздавал им злом за зло, не жаловался никому, а обыкновенно удалялся от обидчиков молча или со слезами. Зато еще с малых лет Феодосий проявлял особенную любовь к Богу и ревность служить Ему. Когда отец его отправлялся к службе Божией, то и Феодосий ходил с ним туда с большой охотою. Там становился он в алтаре и исправлял пономарскую должность, а когда выучился бегло читать, то становился с причетником на клиросе, где читал и пел.
Грамоте Феодосий и его младший брат Иаков учились у приходского священника соседнего села в 4-х верстах от дома. Ходили они туда ежедневно босиком и в одних рубашках. Свитки из простого крестьянского сукна и сапоги надевали только во время холода или ненастья. Крестьянские мальчики, пасшие скот, нередко останавливали бедных поповичей и отнимали у них скудный завтрак, который давала им их добрая матушка на целый день. Младший брат Иаков отбивался от обидчиков, ругал их бранными словами. Феодосий же и здесь удивлял всех своим необыкновенным терпением и кротостью, чему старался научить и Иакова.
В сентябре 1808 г. Феодосий Радкевич поступил в Подольское духовное училище, которое было тогда соединено с семинарией. Учился он охотно и преуспевал изрядно. Учителя и наставники характеризовали его словами «препонятен, с особливыми дарованиями…»
В 1819 г. Феодосий Радкевич, один из лучших студентов Подольской семинарии, был послан в Киевскую духовную академию для получения высшего образования. Уже здесь проявилась у него склонность к иноческой жизни. Он недолго носил мирское платье и вскоре сменил его на иноческое одеяние. Самый же постриг в монашество принял лишь 23 февраля 1824 г. – через год после окончания академии – в должности наставника Волынской семинарии. Перед постригом своим, как сам Преосвященный впоследствии рассказывал, он молился Богу, чтобы дано было ему имя в монашестве в честь священномученика, так как считал, что «священномученики угодили Господу подвигами двух родов – священническим и мученическим, и потому они имеют против других святых большее дерзновение молиться за людей, и в частности за тех, кои с принятием на себя их имени вверили себя покровительству сих угодников Божиих». Благочестивое желание Феодосия Радкевича исполнилось. При иноческом постриге наречен он был Поликарпом – в честь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, память коего отмечалась в день пострига 23 февраля.
Лучшие дни жизни Преосвященного Поликарпа прошли в высшем святилище духовного просвещения г. Киева под молитвенною сенью Царицы Небесной и угодников Божиих Печерских. Здесь обогатил он ум свой познаниями, а сердце – нелицемерным благочестием.
Окончив курс учения в Киевской духовной академии в 1823 г. со степенью старшего кандидата и с правом получения степени магистра, каковую он и получил в 1827 г., Феодосий Радкевич, укрепившись духовными силами, начал свое многотрудное служение святой Церкви. Он был послан в Волынскую семинарию на должность профессора философии и еврейского языка, потом комиссией духовных училищ определен в Оренбургскую семинарию на кафедру церковной истории и еврейского языка. Этот период жизни Преосвященного интересен тем, что здесь он был рукоположен во иеродиакона (18 января 1825 г.), а через 10 месяцев – в иеромонаха. Это позднее принятие рукоположения в священный сан можно приписать глубокому его смирению. Преосвященный Амвросий, епископ Оренбургский, обратил внимание на наставнические его труды, наградив набедренником, и определил членом Оренбургской духовной консистории.
В 1829 г., опять же по распоряжению комиссии духовных училищ, Преосвященный Поликарп был переведен из Уфы в Могилевскую духовную семинарию ректором и профессором богословских наук с поручением ему настоятельства над Могилево-Братским и Буйницким Святодуховским монастырями. Монастыри эти находились в самом расстроенном положении, и для восстановления их требовалось много забот и трудов настоятеля, а особенно много средств материальных! Но их-то у настоятеля совсем не было.
Но, видимо, так сотворил Господь, что еще от рождения избрал Себе святого угодника в лице Преосвященного Поликарпа и не оставлял его Своей любовью до самой кончины. Ибо о таких, как он, сказано в Псалме: «… за то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его потому, что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне и услышу Его, с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его; долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 14 – 16).
И вот, призвав Господа на помощь и возложив на Него надежду, он с ревностью принялся за исправление как внешнего, так и особенно внутреннего благочиния этих обителей. Нашлись благотворители, которые сделали значительные пожертвования для этой цели. Особенную помощь подала известная графиня А. А. Орлова, лично знавшая могилевского ректора Поликарпа и питавшая к нему особенное уважение за его высокое благочестие. Таким образом, упомянутые монастыри были приведены в надлежащий вид.
Вскоре по прибытии в Могилев ректор Поликарп по указу Святейшего Синода (30 августа 1829 г.) произведен в архимандриты. Много обязанностей и должностей водрузили на хрупкие плечи о. архимандрита, назначив его благочинным Могилевского кафедрального собора и ближайших к Могилеву монастырей, цензором проповедей, состоял он и членом Могилевской духовной консистории.
Начальство не оставляло без внимания труды архимандрита Поликарпа и представило его к ордену св. Анны 2-й степени. А за попечительство его о заключенных в тюрьмах объявило ему Высочайшее благоволение. На данном поприще служил о. Поликарп в Могилеве около 7 лет, а затем был переведен на те же должности в Смоленскую духовную семинарию. И еще был поручен ему в заведование Спасо-Авраамиев второклассный монастырь.
Строгая иноческая жизнь о. архимандрита особенно привлекла к нему многих смолян. На него смотрели как на великого подвижника. Много интересных сведений из жизни его во время пребывания в Смоленске оставила духовная дочь Преосвященного Поликарпа: «Семинария находилась при Авраамиевой обители, которая до приезда ректора Поликарпа была весьма бедной и малопосещаемой. С приездом архимандрита Поликарпа благоговейное там служение, умилительное пение, чин и порядок, установленные им, привлекли многочисленные толпы народа. Издалека, бывало, бегут в Авраамиеву обитель, чтобы там помолиться да получить благословение ректора. И здесь, в Смоленске, земная жизнь его протекала в непрерывных трудах на пользу святой Церкви, к утешению и немалой радости православных.
Из глубокого уважения и нелицемерной любви к Преосвященному Поликарпу многие из его паствы старались хоть чем-то угодить ему, отблагодарить за служение. Но денег он не брал, подарков не любил, зато приходил в восторг, когда благодетели делали пожертвования для бедных учеников семинарии или духовных училищ. Некоторые даже брали воспитание учеников за свой счет, доставляя им пищу и одежду. Был случай, когда, к великой радости о. ректора, был куплен целый воз сапог для бедных учеников. Так по милости Божией и благодаря стараниям Преосвященного дела семинарии поправились и Авраамиева обитель возродилась.
Исполняя должность ректора, о. архимандрит не оставлял ежедневного богослужения. Его ближайший келейник рассказывал, что ночи, особенно перед воскресными и праздничными днями, он проводил в молитве и никогда не ложился в постель, а несколько дремал в кресле. Одевался очень скромно, как простой инок. Строго соблюдал посты, особенно Четыредесятницу. В свободное от семинарских занятий время ректор любил уединяться в монастырском саду, где нередко ученики заставали его на коленопреклоненной молитве.
Горячо любил ректор Поликарп жизнь иноческую. И потому, если замечал в юных воспитанниках семинарии склонность к подобной жизни, всячески старался открыть им эту истинно райскую жизнь и привлечь их к ней. За это он много потерпел от родителей, которым жаль было отдать детей своих на служение Господу. Мир-то ведь заманчив. Когда же дети их, с Божией помощью, укреплялись в иноческой жизни, тогда родители сами благодарили о. архимандрита Поликарпа: много молодых особ, руководимых мудрыми наставлениями смоленского ректора, видя его святую жизнь, после самой веселой светской жизни избирали путь иночества и впоследствии отличались высокой подвижнической жизнью и примерным христианским благочестием.
С грустью расстались смоляне с незабвенным своим наставником, когда промыслу Божию угодно было позвать его к новому служению. Указом Святейшего Синода от 2 января 1843 г. он был определен настоятелем российско-посольской церкви в Королевстве греческом. Это соответствовало его горячему желанию видеть святые места на Востоке и поклониться Гробу Господнему.
Проездом к месту своего служения о. архимандрит Поликарп посетил свою родину и убедил зятя своего о. Иустина принять иночество и отправиться с ним в Афины. В память своих родителей о. архимандрит совершил заупокойную литургию, пожертвовал в приходскую церковь на иконостас 300 руб. и весь круг богослужебных книг московской печати.
По воспоминаниям о. Иустина, бывшего с Преосвященным Поликарпом во все время пребывания его в Греции, Владыка каждый день служил заутреню, а вечером вечерню в своем доме. В воскресные же и праздничные дни служил в греческой Преображенской церкви, т.к. при русском посольстве своей церкви тогда еще не было.
Каждый день занимался он толкованием Псалтири с греческого языка на русский, а также перевел с греческого Изъяснение бесед св. Григория Богослова и «Песнь Песней»; книги эти были переданы в Калужскую Оптину пустынь.
С согласия посланника русской миссии о. Поликарп исполнил свое давнее благочестивое желание – посетил Иерусалим и другие святые места, освященные пречистыми стопами Господа нашего Иисуса Христа. Здесь утолил он жажду духовную, как в самом источнике воды живой, текущей в жизнь вечную. Был он и в Палестине, в Сирии, был в Аравии, посетил все древние пустынные обители, был и в горах афонских, где в горах и лесах, как гнезда пернатых, высились келии 10000 пустынников.
В должности настоятеля российско-посольской церкви в Королевстве греческом пробыл о. Поликарп семь лет (1843 – 1850 гг.) и затем, согласно своему прошению, указом Святейшего Синода от 8 марта 1850 г. уволен от сей должности. По словам архимандрита Палладия (бывшего ректора Орловской семинарии), сказанным в надгробном слове над почившим епископом Поликарпом, о. архимандрит Поликарп «и вне Отечества светил и служил с великою пользою Церкви Христовой к утешению и немалой радости православных, в то же время приумножая богодарованные свои таланты, укрепляя душу иноческими подвигами так, что и доселе имя священноархимандрита Поликарпа с любовью и уважением воспоминается в Греции».
За труды свои при российско-посольской церкви в Греции он Высочайше причислен к ордену св. Владимира III-й степени. На обратном пути из Афин о. архимандрит Поликарп снова посетил родные места и после литургии и панихиды об упокоении своих родных предложил трапезу всем участвовавшим. Собственными руками подносил он чай и кушанья не только священнослужителям, но и старикам-крестьянам, знавшим его в детстве. Во все время пребывания своего в родном селе он, как и всегда, был очень скромен и строг к себе: ходил в послушническом власяном одеянии, в полночь вставал на молитву пред иконою Божией Матери, пищу принимал один раз в сутки и то в малом количестве. Зато грустным его никто не видел.
«При разговорах о трудностях и неприятностях, с которыми сопряжена жизнь сельских священников, он обыкновенно советовал своим собеседникам не предаваться излишне заботам житейским, а помнить чаще свое будущее назначение – в вечности. Никто не замечал в нем ни гнева, ни досады. Милостыню он подавал щедро не только просящим бедным, но и тем, о нуждах которых он узнавал от других».
Особое отношение у о. архимандрита было к детям – он их любил. Во время своего пребывания в родном селе он часто и с удовольствием беседовал с крестьянскими детьми, учил их сотворять крестное знамение, читать молитву Господню, убеждая каждое воскресенье ходить в церковь, не браниться, любить друг друга. Во время своих прогулок, увидев на улице детей, он обыкновенно подзывал их к себе, ласкал их, наставлял и, если находил в своем кошельке мелкие монеты, оделял их.
По возвращении своем из Греции о. архимандрит Поликарп указом Святейшего Синода был назначен настоятелем Нежинского второклассного монастыря. Но начальство над другими и земные почести не занимали смиренного сердцем и нищего духом о. архимандрита. Ему не по духу пришелся Нежинский монастырь, как находящийся среди города. Он искал уединения и потому просил Святейший Синод уволить его от настоятельства над монастырем и поселиться на жительство в Бахчисарайском Успенском скиту Таврической губернии, называемом также русским Афоном. Получив разрешение Святейшего Синода, о. Поликарп начал в безмолвии работать Господеви в горах Тавриды по примеру древних великих подвижников благочестия.
Однако светильник сей, зажженный Господом, не смог укрыться в одиночестве на высоте таврических гор. Знаменитый архиепископ Херсонский Иннокентий, лично знавший о. архимандрита Поликарпа, убедил его принять настоятельство над Бахчисарайским Успенским скитом и подчиненными ему киновиями. Новый настоятель русского Афона по примеру великих подвижников Афона древнего избрал себе жилищем пещеру, высеченную самой природой на высокой горе. А когда по вызову о.архимандрита, прибыл к нему его родственник и постоянный спутник, чтобы проходить и укрепляться там в иноческой жизни, он ужаснулся и горько заплакал, видя, до какого самоотвержения и смирения дошел о. архимандрит. Сам же он, утешая родственника, говорил, что здесь ему так хорошо, что он лучшего места и не желает. Находясь в Успенском скиту, о. архимандрит вел строгую иноческую жизнь, почти ничем не выделяясь среди скитской братии, разве только что большим усердием в молитве и трудах: он ежедневно совершал богослужения, ночью усердно молился со всею братиею и очень часто находил время для работы в огороде – копал гряды и сажал овощи. Работал он и в саду, который только начинали в то время разводить. Много деревьев посадил он собственными руками – вишни, сливы, орехи, вербы и тополя. В трудах подвижничества о. архимандрит Поликарп всегда был одним из первых послушников.
Но наступило время иное: Отечество наше подверглось тяжкому испытанию – началась Крымская война. Бедствия войны со всеми ее печальными последствиями отразились именно здесь, в Крыму, где находился в ту пору на службе о. архимандрит Поликарп. Тут-то он и показал себя истинным рабом Божиим и верным сыном Отечества: подвизаясь на горе, простирал он руки свои к Богу с горячей молитвой о ниспослании российскому христолюбивому воинству победы над супостатом. Не довольствуясь этим, оставил он свое уединение и поспешил в бедствующий Севастополь, осажденный неприятелем, чтобы разделить с русскими воинами их опасности и нужды. Здесь под гром орудий, под градом ядер и пуль, готовый по слову Христову «положить душу свою за други своя», воодушевлял он воинов на подвиги бранные, утешал изнемогавших и унывающих, напутствовал умиравших от ран и болезней, сопровождал умерших в вечную жизнь. За усердное служение и в особенности пастырские подвиги в осажденном Севастополе сопричислен был о. Поликарп к ордену св. Анны I-й степени.
Наконец промысл Божий судил, чтобы о. архимандрит Поликарп, великий подвижник своего времени, не скрывался от мира в горах таврических, заботясь преимущественно о своем только спасении, но чтобы послужил также и спасению других. Высочайшим указом Всемилостивейше повелено было стать священноархимандриту Поликарпу викарием Херсонской епархии с наименованием его, по рукоположении, епископом Одесским. Рукоположение совершено было архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием в Одессе 5 июля 1853 года. Святительского сана Преосвященный Поликарп удостоился не столько внешним образованием и ученостью, сколько высоким христианским благочестием, трудами и подвигами на пользу Церкви Православной. Он опытно прошел тот путь учения, который Господь указал истинным Своим последователям прежде «начать творити, и потом уже учити» (Деян. 1,1).
В сане Херсонского викария Преосвященный Поликарп не оставлял подвигов благочестия. Он вел аскетическую жизнь, как и прежде: много постился, постоянно пребывал в молитве, часто совершал Божественную Литургию, не обременяя священников служением с собою. В свободное от занятий по делам епархии время он занимался чтением Отцов Церкви и переводом их писаний с греческого языка на русский.
В 1857 г. Преосвященный Поликарп опять посетил свою любезную родину, которую нежно любил. Это можно заключить из того, что он всегда с теплым чувством отзывался о ней в беседах своих, когда речь касалась ее, а также из того, что много раз из Херсона и Орла посылал он туда значительные пособия как для постройки новой церкви, так и для бедных своих родных. Кроме этого, детей некоторых из них воспитывал он на своем иждивении.
В этот последний свой приезд Преосвященный Поликарп в сопровождении епископа Каменец-Подольского Евсевия посетил все дорогие его сердцу места, зашел в ветхий деревянный храм и до земли поклонился пред святым престолом, постоял у древней иконы св. Николая, пред которою, по молитве материнской к угоднику Божию, чудесно воскрес. Затем сходил с Преосвященным Евсевием посмотреть на тот утес, с которого он в малолетстве упал и, по заступлению святителя Николая, остался невредим. Оставив местному священнику значительную сумму на новый строящийся храм, Преосвященный Поликарп сказал: « …молитесь о мне» и еще: «Трудитесь, и Господь вас не оставит». Кстати, все свое жалованье он распределял так, что остатков почти никаких не бывало.
Пять лет Преосвященный Поликарп был викарием Херсонского Владыки. И вот, по милости Божией, последовал Высочайший указ, которым Преосвященный Поликарп был определен на Орловскую кафедру.

Продолжение - в № 6-2003

22 МАЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО

Думаю, что каждый, кто обращается к святителю Николаю чудотворцу, верит в его помощь и заступничество. Чудеса по молитвам этого великого Божия угодника совершаются везде, где есть боль, страдания, смертельная опасность. Особенно почитают святителя мореплаватели. Ведь первое чудо, совершенное по молитве свт. Николая еще при его жизни, – усмирение разбушевавшейся морской пучины. Но и после кончины святого известно множество случаев, когда он являлся мореплавателям в страшные минуты сильнейших штормов и спасал от гибели. Таким чудесным спасениям нет числа. Одно произошло совсем недавно, во время кругосветного путешествия знаменитого на весь мир Федора Конюхова. Шторм продолжался несколько часов, судно стало неуправляемым, и гибель казалась неизбежной. Поняв, что оставаться на палубе уже бессмысленно, Конюхов спустился в каюту. За столом сидел седовласый старец в белых одеждах, которого Федор сразу узнал... Дальнейшее было труднообъяснимо: полуразбитое судно благополучно добралось до ближайшего портового города, и изнуренный борьбой со стихией путешественник был спасен.
Святой Николай был земной человек, как и мы, откуда же в нем и при жизни, и после кончины такая великая сила любви к Богу и к людям? Думаю, объяснением этого является его земная жизнь.
Будущий угодник Божий родился в конце III в. в Древней Ликии, в Малой Азии. Его родители – благочестивые христиане Феофан и Нонна – долгое время молили Господа о даровании им детей, но до преклонных лет не познали они счастья материнства и отцовства. Феофан и Нонна происходили из благородного рода и были людьми весьма состоятельными, при этом они всегда помогали ближним, проявляли милосердие к бедным, больным, нуждающимся. И вот усердная молитва их была услышана – Господь даровал им сына! Своему первому и единственному ребенку при Крещении они дали имя Николай. В первые дни жизни младенец показал, что призван на особенное Божие служение: во время Крещения он простоял, никем не поддерживаемый, в купели три часа!
Детские годы свт. Николай проводил в посте, молитве, старательно постигал книжную грамоту. Он избегал пустых разговоров и развлечений, потому что всем сердцем возлюбил Бога и приготовлял себя к служению Ему. Будущий святой исповедовал христианство всей своей жизнью: скромностью, нестяжанием, смирением, искренностью, добротой, милосердием. Когда он стал богатым наследником, то все деньги раздал бедным и нуждавшимся (очень многие были избавлены не только от голода и нищеты, но и от позора и бесчестия).
Юношей он решил удалиться от мирской суеты и стал монахом Сионской обители. Но Господь приготовил для него другое служение: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного»(Мф. V,16).
По воле Божией собор епископов поставил Николая в архиепископы города Миры в Ликийской области Малой Азии. Несмотря на высокий сан, свт. Николай был кроток, добр, чужд всякой надменности, носил простую одежду, строго постился. Двери его дома были открыты для всех, и каждого угодник Божий принимал с любовью и радушием: для сирот он был отцом, для нищих – благодетелем, для плачущих – утешителем, для притесняемых – заступником.
Святитель Николай оставался истинным христианином и заботливым пастырем и в страшные годы гонений на христиан при императоре Диоклетиане, когда сжигали священные книги, разрушали храмы, христиан пытали и убивали. Великий святой, заточенный и отправленный в темницу, поддерживал в вере Христовой других узников, делился скудной пищей, исцелял больных. Он готов был принять мученический венец, но Господу было угодно сохранить его жизнь.
Когда тяжелое время гонений закончилось, архиепископ Мир Ликийских с большой ревностью продолжил свое служение.
Во время Первого Вселенского Собора святых отцов он защищал Православие, веру в Единую и Нераздельную Троицу против нечестивой ереси Ария. За святость жизни, признаваемую даже врагами, дар чудотворений Церковь нарекла святителя Николая угодником Божиим и чудотворцем.
Он прославился и как умиротворитель враждующих, властный защитник невинно осужденных. Известен случай, когда он вырвал меч у палача, и никто не осмелился остановить его: присутствовавшие были уверены, что все, что он делает, совершается по воле Божией.
Великий угодник Божий дожил до глубокой старости и мирно скончался, перейдя в иную, блаженную жизнь в середине IV в. Погребение его тела состоялось в соборном храме Мир Ликийских. По молитвам свт. Николая совершались чудеса и исцеления еще в земной его жизни. Не прекратились они и после кончины чудотворца. Мощи его стали источать благоуханное миро, исцеляющее телесные и духовные болезни.
Из-за частых нашествий сарацин в XI веке многие города христианского Востока были опустошены мечом и огнем. Древние Миры пришли в запустение, почти все христиане были уничтожены или покинули город. Сионский собор, где покоились мощи святителя Николая, охранялся лишь немногими монахами. Несколько раз христиане из других городов пытались перенести его святые мощи, но, пока это не было угодно Богу, нетленные останки покоились в Мирах. В 1087 году великий Чудотворец явился одному благочестивому священнику и повелел перенести его мощи в город Бари в Италии. Баряне радостно восприняли это известие, снарядили в Миры посольство и исполнили Божию волю. Святые мощи встречали тысячи христиан, многие из которых получили чудесное исцеление. Надо сказать, что южные области Италии в основном были заселены греками.
Через два года был построен новый храм в честь святителя Николая. Мощи угодника Божия покоятся в этой церкви и по сей день.
Святой Николай чудотворец жил в III – IV вв., когда Русского государства еще не было, но почему же в России всегда было такое всенародное почитание и любовь к святителю Николаю? Откуда эта величайшая слава и поклонение? Русскому народу полюбился святой угодник самоотверженной добротой, кротостью, нестяжанием, щедростью, евангельской любовью ко всем, даже к врагам, но вместе с тем и твердостью в вере Христовой, стойкостью и мужеством в тяжелых испытаниях. Издавна русский народ также знал, что свт. Николай – скорый помощник в бедах и испытаниях.
Летопись преподобного Нестора свидетельствует, что в 882 году в Киеве на могиле князя Аскольда была построена церковь во имя святителя Николая, потому что, по преданию, Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, в честь Николая чудотворца. Это – первое на Руси христианское имя!
С тех пор свт. Николай – наш великий заступник.
Помощь чудотворца видели русские люди и в тяжелые годы междоусобных войн между русскими князьями, и в страшную эпоху набегов половцев, а потом и нашествия татаро-монгольских полчищ. Известно множество чудес святителя Николая, явленных русскому народу. Со смирением обращались к святому со своими бедами и простые люди, и члены венценосных семей – и все по молитве Николая Угодника получали помощь.
Один из древнейших свидетелей милосердия святителя Мир Ликийских Николая к нашему Отечеству – чудотворный образ Николая Можайского. По преданию, татаро-монгольское войско осадило древний русский город Можайск и собиралось захватить его. Тогда для ободрения жителей Можайска и устрашения их врагов в воздухе над собором возникло дивное знамение: Святитель явился в грозном виде, держа в одной руке меч, а в другой – образ храма. Неприятели были так напуганы увиденным, что, к удивлению и радости горожан, сняли осаду и обратились в бегство. В благодарность за чудесное спасение благочестивые граждане создали образ святого, каким он предстал в чудесном знамении – с мечом в одной руке и храмом – в другой. Образ этот необычайно славен и глубоко почитаем на Русской земле.
Древнее предание повествует еще об одном знаменательном явлении пречудного образа свт. Николая. Оно произошло перед Куликовской битвой. Великому князю Димитрию Донскому с дружиною открылся осиянный дивным светом, окруженный звездами и украшенный драгоценными каменьями образ чудотворца. Необыкновенной красоты икона стояла в воздухе! Потом она сама сошла в руки великого князя Димитрия, который принял ее с благоговением и радостью. Благоверный князь воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое». С той поры место явления иконы называется Угреша. После битвы с полчищами Мамая Димитрий Донской повелел соорудить храм во имя свт. Николая Угодника. Позднее здесь возник Угрешский монастырь, который стал местом паломничества великих русских князей. Его так и называли – «царский монастырь», «государево богомолье». Много чудес и исцелений произошло в этой святой обители.
Надежда русского воинства на заступничество свт. Николая чудотворца видна и в одном обычае, соблюдавшемся в древней, царской Москве. Вечером, когда закрывались ворота Московского Кремля, стрелецкая стража так начинала перекликаться: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Святые московские чудотворцы, молите Бога о нас! Святый Николай чудотворец, моли Бога о нас! Все святые, молите Бога о нас!»
Но не только в стольном граде почитали великого угодника Божия. Новая Земля – огромные острова в Ледовитом океане, пустынные, покрытые никогда не тающими ледниками. В конце XIX в. там появилось первое (самое северное в Европе) поселение крещеных самоедов и был выстроен храм во имя Николая Чудотворца. И это не случайно – нет ни одного места в России, где не обращались бы с горячей молитвой к скорому помощнику святителю Николаю.
Николай чудотворец являлся и великим миссионерам христианства среди язычников. Он первый и самый любимый, самый высокочтимый святой среди народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Его глубоко почитают и тунгусы, и самоеды, и буряты, и другие народы. Всюду угодник Божий является благодетелем и покровителем: спасает во время бурь и штормов, выводит из страшных буранов, исцеляет больных, посылает пищу во время голода, утешает.
Святитель Николай – удивительный святой, его знают, любят, глубоко почитают в разных уголках земного шара. Не только православные, но и католики, даже магометане и многие другие иноверцы – все, кому он известен, кто хоть раз обращался к нему за помощью.
ЯЗЫЧЕСТВО

Сегодня, когда по всей России проходят торжественные мероприятия, посвященные Св. Моравским братьям, всматриваясь в религиозную обстановку вокруг, можно смело сделать вывод: в XXI веке, как и во времена святых Кирилла и Мефодия, чада Православной Церкви живут в обществе, в котором действуют различные религиозные группы, среди которых не последнее место занимают многочисленные последователи всевозможных неоязыческих культов. Их влияние на людей, приумноженное СМИ, порой настолько значительно, что для современной России есть повод говорить о процессе «оязычивания» общества.
К большому сожалению, проблема преодоления издержек языческого мировоззрения среди людей, номинально считающих себя православными, остается актуальной не только для времен святых Кирилла и Мефодия, но и для наших современников. С этой проблематикой остро приходится сталкиваться в приходской практике, и она стоит не менее остро, чем антисектантская контрмиссия Православной Церкви. Ведь даже в отдаленных селах, где еще не успели побывать сектанты, среди обычных бабушек в наших приходах можно встретить носителей языческих предрассудков. Такие черты религиозности наших людей являются серьезной проблематикой современной церковной жизни (митр. Кирилл).
Анализируя характер языческих предрассудков, наиболее древним следует признать влияние славянского язычества и других языческих религий, бытовавших у народов России до принятия христианства. Спустя тысячелетия после Крещения Руси среди определенной части православных верующих до сего дня остаются осколки представлений, генетически восходящих к славянскому язычеству. Как правило, этот языческий архетип встречается среди пожилых прихожан, еще помнящих традиционный уклад деревенской жизни. Некоторые прихожане еще помнят, что на свадьбу варили по особым традициям хмельной специальный напиток – пиво. После Крещения до сих пор принято устраивать обильные угощения кумовей, и большую часть присутствующих на Таинстве Крещения интересует именно праздничный стол, а не тайна, происходящая с младенцем в храме. Даты поминальных трапез по усопшим соблюдаются у нас очень строго, многих из тех, кто подходил ко мне с вопросом о дне поминок интересовал не день, в который следовало бы особо молиться о душе человека, покинувшего этот мир, а день, в который следовало бы всех пригласить на поминки. Многие помнят, что по умершему следует приносить в храм кутью из зерен пшеницы и меда, но так как последнее имеется не у каждого, то многие хозяйки делают это блюдо предметом своих кулинарных экспериментов. Кутью теперь варят из риса и украшают апельсинами, бананами, киви, а многие в придачу к такой экзотической кутье делают еще и «лесенку», объясняя всем, что именно она поможет умершему войти на небеса, а сам процесс похорон, даже если будет приглашен священник, в народе насквозь пропитан языческимй поверьями. Что только умершему сейчас не кладут в гроб: мыло, зубную пасту, сигареты, пиво и т.д. Один раз в храме, перед отпеванием одна очень интеллигентная женщина спросила у меня: а какое мыло лучше положить к покойному в гроб – хозяйственное или туалетное? Все это самый древний языческий славянский ритуал – сопровождать умершего всем необходимым для него в загробной жизни – и с православным пониманием смерти не имеющий ничего общего.
А обряд, простой обряд предания тела земле, который появился только в XXVII веке благодаря митрополиту Киевскому Петру Могиле, потерял древний христианский смысл (Быт. 3) и превратился в некий магический обряд. Наибольшее значение придается не телу человека, а простой земле. Большинство прихожан и некоторые священники не советуют землю с заочного отпевания заносить в дом и класть в гроб, христианский обряд превращается в языческое магическое действие. Со мной на приходе был случай. На регистрационной кассе меня предупредили, что в 13.00 за мной как за требным священником приедут, чтобы дома совершить обряд отпевания, но дети умершего, войдя в храм, первым делом у меня спросили: «Где наша земля?»
На мои попытки объяснить смысл христианских молитв об умершем они ответили: «Поп нам не нужен, отдайте нам землю, мы за нее заплатили» (как в супермаркете). Все эти немногие перечисленные пережитки языческих представлений никак не связаны с православием, но большинством населения воспринимаются как ничуть не противоречащие православию или же даже определяются как православные. Конечно, все эти языческие пережитки, так укрепившиеся в народном сознании, – это не только простая христианская непросвещенность, но и влияние языческих корней, от которых мы не освободились и в XXI веке.
В отдельных пережитках прошлого явно присутствуют духовно опасные черты. Здесь следует отметить часто встречающуюся в среде прихожан веру в приметы, существенно расширенную и поощряемую деятельностью современных целителей. В таком случае мы имеем наслоение оголтелого оккультизма на присущую старому язычеству веру в знахарство. Несмотря на однозначную и резко отрицательную оценку обоих явлений со стороны Церкви, невзирая на очень ясные рекомендации, данные по этому поводу еще в Ветхом Завете (Исх. 22, 18; Втор. 18, 10 – 13) даже среди частых посетителей православных храмов встречаются люди, прибегающие к помощи всевозможных чародеев. Нередко приходится встречаться с такими людьми, которые должны ехать на «оздоровительные сеансы», они покупают много свечей, берут в больших количествах святую воду, а некоторые, приходя в храм для причащения, прямо говорят, что их послали, а Тело и Кровь Иисуса Христа, пришедшего для спасения людей, – это гарант будущего продолжения лечения. Эти, так называемые «знахари» напрямую обманывают своих пациентов, используя православную символику (зажигают свечи, ставят иконы, читают молитвы). Все это дезориентирует людей с нетвердой верой, в результате они теряют последнее здоровье и деньги и попадают в психологическое рабство к таким «целителям». Один раз мне приходилось принимать последнюю исповедь обманутого и упустившего время для медицинского лечения больного. Хорошо, если человек в последние часы осознает такой грех и раскаивается, но такое происходит, к сожалению, не всегда, так как помимо вреда физическому здоровью оккультные целители уродуют душу. Сегодня экстрасенсы постарались максимально заполнить СМИ рекламой своей деятельности, чтобы привлечь к себе людей, попавших в сложные жизненные ситуации и извлечь их этого материальную выгоду.
Наряду с целительством сосуществуют и другие не менее опасные неоязыческие явления: это астрологические прогнозы, гороскопы, гадания, так называемая «диагностика кармы», ясновидение и тому подобные вещи.
Сегодня многие из астрологов в своих измышлениях используют православные святцы. Многие прихожане до сих пор верят во всякого рода предсказания Ванги, «блж. Пелагеи Рязанской» и всякого рода басням. Такого рода всеверия иногда даже поражают, некоторые верующие верят Ванге, астрологам, но почему-то не верят Иисусу Христу и Святым Отцам. Совсем недавно одна прихожанка просила меня отслужить молебен св. Шарбелю, о жизни этого католического святого она прочитала даже не в католической газете, издаваемой в России, а в желтой прессе. Вот такие парадоксы могут встречаться среди православных прихожан.
Сегодня магизм в сознании верующих представляет угрозу, далеко уходящую за рамки сугубо личного спасения и благочестия. Эта проблема провоцирует нестроения как в общецерковной жизни, так в отношениях Церкви и государства.
Проблемы языческого сознания в среде православных прихожан очевидны, и выход из сложившейся ситуации есть только один: это путь, по которому шли свв. Кирилл и Мефодий, заново нашим землякам объяснять смысл древних христианских истин.

Председатель отдела по делам молодежи священник Максим Смоляков.
ШЕСТЯДИСЯТИЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОРЛА ПОСВЯЩАЕТСЯ...

В ЯНВАРЕ 1942 ГОДА БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ОБРАТИЛСЯ С АРХИПАСТЫРСКИМ ПОСЛАНИЕМ К ПРАВОСЛАВНЫМ ЛЮДЯМ ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ НЕМЦАМИ ТЕРРИТОРИИ С НАПОМИНАНИЕМ, ЧТОБЫ ОНИ, НАХОДЯСЬ В ПЛЕНУ У ВРАГА, НЕ ЗАБЫВАЛИ, ЧТО ОНИ – РУССКИЕ, И СОЗНАТЕЛЬНО ИЛИ ПО НЕДОМЫСЛИЮ НЕ ОКАЗАЛИСЬ ПРЕДАТЕЛЯМИ СВОЕЙ РОДИНЫ.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ, СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ, ВЕРНЫМ ЧАДАМ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ, ОСТАВШИМСЯ В ОБЛАСТЯХ СССР, ТЕПЕРЬ ВРЕМЕННО ЗАХВАЧЕННЫХ ВРАГОМ.
МИЛОСТЬ БОЖИЯ ДА БУДЕТ СО ВСЕМИ ВАМИ!

Злое нашествие врага временно оторвало вас от сердца родины и сделало невозможными непосредственные сношения между нами. В подробностях ни мы не знаем о вашей жизни, ни вы – о нашей. Однако то, что приходится нашей Красной Армии наблюдать в городах, теперь отнимаемых у немцев, настолько ужасно, что нельзя быть спокойным и за вас. Храмы разрушены. Взорван, например, единственный в своем роде памятник церковного зодчества – знаменитый храм в Новом Иерусалиме, копия храма Воскресения в старом Иерусалиме. Взорван древний собор в Можайске. Множество церквей разрушено в Калининской области, Верейском, Боровском и других районах. Церкви, больницы и другие благотворительные и культурные учреждения преданы огню, причем в них заживо сожжены и лежавшие там больные и раненые красноармейцы. По улицам расставлены виселицы с висящими на них трупами граждан, повешенных, по звериному обычаю фашистов, лишь «ради острастки населения», иначе говоря – повешенных заведомо без личной вины. Все, что можно взять, разграблено, все, что можно осквернить и загадить, загажено с каким-то обезьяньим упоением. Может быть, вам еще не пришлось пережить и наблюдать таких ужасов, но нельзя поручиться, чтобы эти ужасы миновали вас в будущем, именно тогда, когда немцы будут взбешены бесславной необходимостью убираться из ваших городов и селений, как они были прогнаны из здешних.
Об этом-то поистине огненном испытании, угрожающем вам со стороны немцев, может быть, уже в недалеком будущем, я и стремлюсь архипастырски вас предупредить и прежде всего призываю вас всех к усиленной и неумолкаемой молитве и в храмах, и дома, и на пути, и везде, молитве ко Господу, чтобы Он не дал этому испытанию застать вас врасплох, духовно неприготовленными, чтобы Своею Божественною силою Он умножил в душах ваших мужество (Пс. 137, 3), дал бы вам выйти из предстоящего испытания победителями над самими собой, над своими немощами и слабостями. Да бежит далеко от вас искусительная надежда купить себе благополучие путем измены Церкви и родине или хотя бы путем малодушного прислуживания пред врагом к унижению родины и себя самих. К тому же купленное такой ценой благополучие никогда не будет прочно. Есть же и в ваших областях люди, готовые жертвовать своим покоем или достатком, а то и всею жизнию во имя верности Церкви и родине. Слухи о подвигах партизан доходят и до нас, немало и нас одушевляя на всенародное дело. Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга пред родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена. Помните, что родина не забывает вас. Народ приносит колоссальные жертвы, чтобы очистить страну от врага, и Господь осязательно венчает народные жертвы успехом и победой. Под Москвой враг опрокинут и выгнан из Московской области. Недалеко то время, когда он побежит и из ваших областей. Итак, дерзайте, стойте, мужественно и непоколебимо содержа веру и верность, и зрите спасение от Господа: Господь поборает и поборет за нас. Ему слава, и крепость, и победа, и непрестанное величие во веки веков. Аминь.

МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ
Январь 1942 года.

ДЕСНИЦА СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО РАЗМЕЩЕНА В АХТЫРСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

Приходской совет Ахтырского Кафедрального собора доводит до сведения всех православных христиан, что в нашем храме выставлена в специально изготовленном для этого ларце святая десница (кисть правой руки) святителя Тихона Задонского. В обычные дни святыня находится под стеклом, но каждый четверг во время вечернего богослужения при чтении Святителю акафиста ларец будет открываться и каждый из пришедших в собор может приложиться к его святой деснице.

ФОТО: Икона святителя Тихона и рака с частицей его мощей в Ахтырском соборе г. Орла.

Дорогие братия и сестры! Дорогие читатели нашей газеты «Вера Отцов»!

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ просим Вас принять участие в богоугодном деле восстановления храмов Божиих и строительстве часовни на месте гибели наших воинов, погибших при защите города Орла, а именно:
1). Спасо-Преображенского храма г. Болхова,
2). Михаило-Архангельского храма г. Орла,
3). На строительство часовни в 909 квартале г. Орла в память погибших воинов, достойных нашей любви и вечной памяти. Вашу жертву примут во всех храмах, и Вы получите квитанцию на внесенную сумму с указанием, на что Вы делаете взнос, а малую сумму можете опустить в кружку на это святое дело. Деньги будут перечисляться по назначению.
Бог Вам в помощь. Помните, что святая Церковь ежедневно молится за строителей, благотворителей, жертвователей на святые храмы, и Господь воздаст Вам сторицей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа ПАИСИЯ секретарь епархиального управления, протоиерей ИОАНН ТРОИЦКИЙ.
Православная газета «Вера Отцов» издается советом настоятелей храмов г. Орла.
Главный редактор: секретарь Орловско-Ливенского епархиального управления прот. Иоанн Троицкий.
Исполнительный редактор: иеромонах Алексий (Заночкин). Ответственный секретарь: Екатерина Макеева.
Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, 73. При перепечатке ссылка на газету «Вера Отцов» обязательна.
СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации СМИ № 007742 серия ПИ № 8-1128 от 5.04.2001 г.
Архив номеров
Храм Христа Спасителя в Москве
Каталог Православное Христианство.Ру
Православие, Самодержавие, Народность
православное обозрение РАДОНЕЖ
дизайн сайтов
Поиск Искомое.ru

В создании сайта приняли участие: Борисов Евгений, Дорош Роман, Иван Борисов